Вера Цаплина: Подсказки для юных сказочников

12.04.2012

Вера Цаплина: Подсказки для юных сказочников

Первые два творческих задания юные сказочники выполняли играючи. Легко и весело описали два предмета: первый как живое существо, а второй – как существо Очень Странное. И в третьем задании встреча героев у многих сказочников получается словно сама собой. Но иногда при описании этой встречи нужны раздумья. И даже помощь. Например, если три кусочка выполненных заданий не соединяются в единый текст. Так ведь для этого мы и собрались в школе!

Итак, давайте все вместе посмотрим, как из трех выполненных заданий можно сделать одну сказку – связный текст. И возьмем для примера «Сказку про медвежонка Никитку», которую прислала нам Бойко София, 11 лет.

Итак, первое. Герой нашей сказки – игрушечный медвежонок, который мечтает «окунуться в пейзажи за окном», найти друзей и неизвестную для него жизнь.

Второе. В виде Очень Странного Существа Сонечка описала пылесос, который однажды её напугал:
«Однажды я увидела очень странное существо. Оно жужжало, как большой майский жук, громыхало, как гром и молния, и было ОЧЕНЬ маленьким для таких огромных звуков! Я ужасно испугалась! На вид простая овальная коробка, а издает такие звуки и пожирает все на своем пути!!! Наконец я пошла к маме и задала этот вопрос со всеми описаниями ужасного существа… Мама громко засмеялась и только после длительной паузы я узнала, что называется это ужасное чудище просто пылесос!»

Третье. Встречаются наши герои в волшебном лесу во сне:
«- Где я? Медвежонок Никитка стоял посреди леса и удивленно рассматривал все вокруг. Вдруг он услышал ужасный звук и обернулся. К нему приближалось странное существо. Никитка пригляделся и увидел пылесос, который стоял в кладовке у Нининой мамы. Никитка стал внимательно разглядывать гостя. Это был большой овальный пылесос, который, увидев медвежонка, тоже стал внимательно его разглядывать.
- Ты кто? - удивленно спросил пылесос.
- Никитка, - ответил малыш, - а ты?
- А у меня нет имени, я просто-напросто пылесос и все тут.
- Слушай, а как мы здесь оказались? - снова спросил медвежонок.
- А ты разве не знаешь?- спросил пылесос. А затем сказал, что каждый предмет, который живет в доме ребенка, в эту ночь попадает в волшебный лес.
- Слушай, а давай дружить, а?
- Давай!
И вдруг все завертелось, закружилось, и Никитка проснулся».

Да это же почти готовая сказка! Теперь соединяем три текста вместе. Во-первых, это Никитка увидел Очень Странный пылесос и удивился. Во-вторых, произошла эта удивительная и пугающая встреча, конечно же, в волшебном лесу. А в-третьих, только утром Никитка узнал в незнакомце пылесос из кладовки. Итак, немного меняем местами кусочки текста, и вот какая сказка у нас получается.

Бойко София, 11 лет. Медвежонок Никитка
"Жил-был плюшевый мишка по имени Никитка. Медвежонок был мягкий как-будто сделан из мягкого облачка, он был умный, хоть и имел опилки в голове и всегда был чист и опрятен, совсем как его хозяйка Нина. Никитка целыми днями сидел на подоконнике и упрямо ждал свою хозяйку, которая изредка заигравшись в мяч, забывала своего любимца. Медвежонок жил на окраине города и очень любил сидеть и смотреть на пейзаж, виднеющийся из окна. У Никитки была заветная мечта научиться ходить, говорить и, наконец, окунуться с его плюшевой головой в пейзажи за окном и найти там друзей и новую совершенно неизвестную для него жизнь!!!

И вот однажды чудо случилось.
- Где я?
Медвежонок Никитка стоял посреди леса и удивленно рассматривал все вокруг. Вдруг он услышал ужасный звук и обернулся. К нему приближалось Очень Странное Существо. Оно жужжало, как большой майский жук, громыхало, как гром и молния, и было ОЧЕНЬ маленьким для таких огромных звуков! Никитка ужасно испугался! На вид простая овальная коробка, а издает такие звуки и пожирает все на своем пути!!! Очень Странное Существо, увидев медвежонка, тоже стало внимательно его разглядывать и удивленно спросило:
- Ты кто?
- Никитка, - ответил малыш, - а ты?
- А у меня нет имени, я просто-напросто пыль сосу и все тут.
- Слушай, а как мы здесь оказались? - снова спросил медвежонок.
- А ты разве не знаешь? - спросил пылесос. А затем сказал, что каждый предмет, который живет в доме ребенка, в эту ночь попадает в волшебный лес.
- Слушай, а давай дружить, а?
- Давай!
И вдруг все завертелось, закружилось, и Никитка проснулся. Утром он задал хозяйке Нине вопрос со всеми описаниями ужасного существа… Нина громко засмеялась и только после длительной паузы медвежонок узнал, это ужасное чудище так и называется - просто пылесос! Медвежонок пригляделся и увидел большой овальный пылесос, который стоял в кладовке у Нининой мамы".

И теперь нам остается придумать только конец нашей сказки.

Или возьмем другой пример, историю Яны Карро про лифт и телевизор.

Яна Карро
«Жил-был лифт. И был он ворчливым, но добрым и веселым. Лифт дружил с кнопками. Снаружи он был коричневый, а внутри он был сплошь обклеен зеркалами. Лифт с кнопками часто шептались, но о чем – никто не знает… Однажды телевизор сломался ,и его хозяин Петя решил отвезти телевизор в ремонт. Петя вынес телевизор и поставил его около лифта, а сам отправился за ключом, чтобы запереть входную дверь. В этот самый момент двери лифта распахнулись, и удивленный телевизор увидел лифт во всей его красе.
- Ты кто? - спросил телевизор.
- Я - лифт. Вожу людей вверх и вниз. А ты кто?
- А я телевизор. Я показываю людям интересные фильмы и передачи, рассказываю новости, развлекаю.
Тут пришел Петя, нажал на кнопки лифта, и они поехали вниз. Когда Петя и телевизор доехали до первого этажа и уже выходили из лифта, тот на прощание подмигнул им одной из своих кнопочек».

Что же нам сделать, чтобы эта встреча стала особенной – сказочной? Чтобы она (помните, мы давали такое творческое задание?) могла наших героев удивить, восхитить, рассердить, озадачить, напугать, обрадовать или рассмешить? Как это сделать?

Например, так. Начнем с описания лифта и добавим в него какую-нибудь важную черточку. Особенность. «Крючочек», за который зацепится сказка. Лифт маленький или большой? В него помещаются 4 человека или больше? В нем можно возить велосипеды и детские коляски? Может, он даже гордится своими размерами. Или не гордится, а наоборот, переживает, когда него не помещается шкаф. Или пианино. И вдруг он встречает телевизор, который говорит, что в нем, в телевизоре, помещается что угодно: горы и леса, облака и небеса. Слоны и бегемоты. И даже лифты. И что ответит лифт? А отчего ему станет смешно? А что удивит? Лифт сразу поверит или не поверит совсем? Он потребует доказательств? А может, рассердится на такое хвастовство? Или не рассердится, а будет долго и весело смеяться?

А какие еще «особенности-крючочки» можно добавить в описание? А как можно описать лифт или телевизор в виде Очень Странного Существа? Попробуйте сами :)


С уважением, Вера Цаплина
Школа юного сказочника
Детский книжный проект "Настя и Никита"

P.S. Все предложения носят всего лишь рекомендательный характер. Это ваши сказки и вы сами являетесь их творцами и сочинителями! Желаем вам удачи!