Утка в окошке
РучеекСквозь открытые окна в класс настойчиво врывался звук капели.
Шустрые, непоседливые капли бесстрашно срывались вниз, желая поскорее соединиться с ручейком, бегущим к школьному двору… В этом ручейке Димка с удовольствием пускал кораблики-крышечки…
Сейчас на уроке у них был другой «Ручеек». Так учительница Нина Ильинична называла математическую разминку. Она давала каждому несложные примеры на сложение-вычитание. И спрашивала по цепочке. Чем живее, увереннее отвечали ребята, тем быстрее тёк «ручеек».
− Пять плюс три! – первый пример достался Ольке Стрижовой.
Олька была отличницей и всегда задавала темп.
− Восемь! – крикнула она бойко.
Игорь Вершинин, её сосед, ответил так же уверенно.
И сам Димка тоже не растерялся.
Близняшки Ира и Кира протянули правильные ответы похожими тоненькими голосками.
«Ручеек» весело бежал вперёд, набирая обороты. И вдруг, словно бы споткнулся о камень, резко остановился у последней парты.
− Семь плюс два! – спросила учительница у сидящего за ней Пети Ромашкина.
Вопрос Нины Ильиничны застал его врасплох, словно на математике она вдруг спросила у него про что-то совершенно постороннее. Например, про круговорот воды в природе. Петя растерянно захлопал большими голубыми глазами.
− Не тупи, Ромашкин! – зашипели на него ребята. – Быстрей соображай!
− Ну что же ты, Петя, − укорила его учительница и перешла к соседнему ряду.
Ольке было досадно, что она так хорошо начала, а Ромашкин…
− Тугодум! – покосившись на Нину Ильиничну, выдала она ему злым шёпотом.
− Тормоз! – поддержал соседку Вершинин.
Димка недоумённо посмотрел на него и подумал:
«Все люди, как люди, а этот странный…»
− Простите, я не расслышал! – запоздало промямлил в своё оправдание странный Ромашкин.
− Потому что отвлекаешься! – покачала головой Нина Ильинина. − По сторонам смотришь!
− Я больше не буду, − покорно пообещал Петя.
Но на физкультуре вновь уставился в окно. Окна в спорзале были большие. В них виднелось голубое небо и яркое мартовское солнце. Оно отражалось в длинных, свисающих с крыши сосульках. И они переливались, таяли, собираясь в шумные звенящие ручейки…
А ребята между тем, разделившись на две команды, играли в баскетбол. Димка в процессе игры тоже отвлёкся на сосульки, но мяч поймал. И живо отдал пас Ромашкину. Петя явно не ожидал такого поворота событий. Мяч отскочил от его живота и был ловко перехвачен игроком другой команды. Счастливчик легко обошёл соперников и отправил мяч в корзину.
Зал наполнился оживлёнными голосами ребят. Одни ликовали, другие возмущались.
−Раззява!
− Ворона! – кричали они Ромашкину.
− Что же ты, Петя, − покачал головой учитель Фёдор Львович, − ведь простейшая передача была.
− Простите, я не заметил, − вяло пробормотал Ромашкин.
− Ты зачем ему мяч отдал? – навис вдруг над Димкой Вершинин.
Димка нахмурился, промолчал. Вершинину попробуй, возрази. Он спортсмен. Стрижова – отличница. Кира с Ирой в хоре поют. Один Ромашкин какой-то никакой. Бесполезный что ли… Одним словом, странный!
Учителя это тоже замечали. Меньше спрашивали. Ребята не подходили. Петя сидел на последней парте. Что-то чирикал карандашом на листочке и смотрел в окно.
А за окном между тем расстаяли сосульки, высохли ручейки и на кустах сирени, окружающих школу, зазеленели молодые листочки.
В один из таких тёплых весенних дней Нина Ильинична вдруг сказала классу.
− Ребята, сегодня последний урок рисования у вас будет вести Анна Петровна! Раньше она училась в нашей школе. А сейчас проходит практику в пединституте. Я очень надеюсь, что мне не придётся краснеть за ваше поведение…
Ребята оживились. Стали гадать, какая она, эта Анна Петровна. Светленькая или тёмненькая, высокая или низкая, злая или добрая. Один Ромашкин по привычке смотрел в окно.
На пятом уроке в класс вошла высокая тоненькая девушка в клетчатой юбке до колен, с хвостиком, больше похожая на старшеклассницу.
− Здравствуйте, я Анна Петровна, − представилась она и, глянув в окно, сказала. – ИЗО предлагаю провести на улице.
Её предложение было с радостью поддержано. И вскоре ребята весёлой гурьбой высыпали на школьный двор.
Анна Петровна оказалась хоть и хрупкой, но решительной. Быстро построила ребят в ряд и, добившись тишины, начала.
− Сегодня мы с вами проведём конкурс рисунков на асфальте. Тема его «Весна». Работать будете по двое (в паре). Так сказать, коллективное творчество. В конце урока объявим победителей.
Ребята оживлённо зашумели, выбирая пару. Игорь Вершинин встал с Олькой Стрижовой. Кира – с Ирой. Димка покрутил головой и вдруг вспомнил, что его соседа по парте сегодня не было.
− А у меня нет пары, − растерянно сказал он Анне Петровне.
− Как это нет?! – тут же возразила она ему. – А вот этот мальчик! – И указала на Ромашкина, который в это время рассматривал листья сирени.
Игорь Вершинин язвительно захохотал.
− За смех на уроке − пораженье! – осекла его Анна Петровна. А отличница Олька дёрнула за рукав – пораженье в её планы не входило.
Димка недоумённо уставился на учительницу.
Поставить его с Ромашкиным!!! С этим странным?!.. Шутит?! Издевается?!
Нина Ильинична никогда бы так не сделала!
Но Анна Петровна и не думала шутить.
− Чего стоишь? – строго спросила она у Димки. – Бери товарища, и идите вон к тому кусту сирени. Рисовать будете там. – И учительница протянула ему коробку мела.
Недовольно сопя, (скрепя сердце), он пошёл в указанное место. Ромашкин покорно поплёлся следом.
Под кустом сирени Димку ждал новый удар.
Асфальт здесь прямо по центру разрезала длинная извилистая трещина.
− Дурацкое место! – закипел Димка. – У всех ровный асфальт, а у нас уродливая трещина! И чего здесь можно нарисовать?! Ни-че-го!!!
− Нарисуем, − подал вдруг голос Ромашкин, внимательно рассматривая замысловатую извилину.
− Вот сам и рисуй! – зло буркнул Димка в ответ.
Петя покорно взял из коробки мел. Синий. И принялся ловко закрашивать причудливые изгибы, заполняя их мелом, как водой. Движенье руки. Ещё одно…
− Ручеек! – вдруг догадался Димка. – Точно, ручеек! – И улыбнулся.
Ромашкин улыбнулся в ответ и продолжил старательно работать мелом. Ручеек весело побежал вперёд, набирая обороты. Ещё недавно так текли настоящие в их школьном дворе. Димка вдруг захотел, чтобы вверху рисунка была школа. Петя словно угадал его желание, достал оранжевый мел. И принялся рисовать трёхэтажное здание. Получалось похоже!
− А можно я сирень у школы нарисую? – неожиданно спросил Димка.
Ромашкин кивнул. Он уже закончил со школой и принялся за пушистые белоснежные облака. Вскоре рядом с ними появилось ярко-жёлтое Димкино солнце.
− А давай в ручейке кораблики нарисуем, − предложил вдруг Димка товарищу.
− Давай! – радостно согласился Петя.
И вот по синей воде поплыли кораблики. Не крышечки, а самые настоящие лодочки. С лёгкими белыми парусами.
Красивый получился рисунок. Яркий, весенний, наполненный жизнью!
Анна Петровна это тоже отметила. Она долго его рассматривала, особенно ручеек с корабликами. И вдруг, улыбнувшись, сказала:
− Мальчики, за умение во всём видеть красоту присуждаю вам первое место! Давайте поаплодируем им, ребята!
И Олька, и Игорь, и Кира с Ирой принялись хлопать в ладоши. Что ещё им оставалось делать?!
Но Димка не обращал на них внимания, а смотрел на перепачканного мелом, счастливого Ромашкина. И он впервые в жизни не казался ему странным.
Утка в окошке
Светлане Алексеевой
Кабинет биологии был светлым и зелёным. На подоконниках и учительском столе, расположившемся на возвышении перед доской, росли полосатые сансевиерии, изумрудные папоротники, нежные фиалки, кудрявые плющи…
Анна Витальевна очень любила растения и свой предмет. А ребята любили её.
Вместе с разнообразной зеленью в кабинете стояли два аквариума. В одном жили разноцветные суетливые гуппи, в другом – золотистый красавец вуалехвост. Ребята с интересом наблюдали за рыбками, но больше всего им нравился Жорик – красноухая черепаха. Его террариум уже несколько лет занимал центр учительского стола. Жорик был милый, дружелюбный и общительный. Замечая ребят, поднимался на задние лапы и, вытягивая шею, трогательно просил угощение. Наевшись хрустящего гамаруса, отдыхал на островке, блаженно щуря маленькие глазки. Глядя на его довольную остроносую морду, ребята улыбались. И Анна Витальевна тоже. Она очень трепетно относилась к своему питомцу. Всегда забирала его домой на лето. Так должно было случиться и в этом году, но...
− Ребята! − обратилась к ним однажды взволнованная учительница. – На летних каникулах я вынуждена уехать. Кто хочет приютить у себя Жорика? Кто готов взять ответственность?..
Она могла бы не спрашивать. Приютить Жорика хотели все. Ребята принялись что есть силы трясти руками и кричать:
−Я! Я возьму! Пожалуйста, дайте мне!..
Матвей тоже поднял руку. Без особой надежды, конечно. Почему Анна Витальевна должна выбрать его?! Вон Яшка Прытков везде в первых рядах: и в спорте, и в учёбе. Ни минуты не посидит, всегда куда-то мчится, что-то придумывает… Ия Цветкова – умница и красавица. Так многие учителя считают. И Анна Витальевна тоже. А у Лёнчика Гусева папа – ветеринар…
Матвей тоже мечтал стать ветеринаром. Он с удовольствием ухаживал за своим любимцем – хомячком Тишкой. С интересом наблюдал за тем, как толстощёкий и неутомимый Тишка крутит маленькими розовыми лапками огромное колесо.
А ещё Матвею нравилось ходить вместе с родителями в городской парк. В его тенистой глубине располагался круглый зелёный пруд. В нём жила семья уток. И недавно у них появились утята − пушистые хрупкие комочки. Забавно бегая по воде, они ловили мелкую мошкару. Ели ряску и хлеб…
Сегодня родители Матвея были на работе. Он взял самокат и поехал к школе. На стадионе по узкой беговой дорожке гонял на самокате Яшка.
− Здорово! – крикнул он, заметив Матвея.
− Привет.
− Слабо наперегонки?!
− Давай.
− Только здесь тесно, пошли во двор.
Мальчишки слезли с самокатов и завернули за угол школы. Вдруг над запасным выходом, в проломе стены из маленьких стеклоблоков Матвей заметил утку. «Бедная, пролезла через разбитый стеклоблок на пожарную лестницу, а выбраться не может», − быстро догадался он и взволнованно позвал приятеля.
− Смотри, смотри…
− О, утка! – оживился Яшка. – Сейчас я её вмиг достану.
Над запасным выходом висела пожарная лестница.
− Подсади!
Матвей напрягал все свои силы. Вставал и на носочки, и на самокат, упираясь ладонями в холодную стену. И всё спрашивал Яшку:
− Ну что, достал? Достал?..
− Нет, высоко лестница, − оказавшись на земле, констатировал он.
Утка тем временем не отошла от окошка и смотрела на ребят, словно ждала помощи.
«Что же делать? Что делать?!» − судорожно соображал Матвей. – А что если крякнуть? Она подумает, что здесь свои и вылетит».
Набрав в лёгкие побольше воздуха, он издал звук похожий на тот, что издавали утки на зелёном пруду.
− Не работает! – усмехнулся Яшка. – Попробуем вот так! – Он живо схватил с земли булыжник и метко швырнул им (его) в несчастную пленницу. Утка отшатнулась и скрылась в глубине проема.
− Ты её ранил! – набросился Матвей на стрелка.
− Да нет, испугал просто, − принялся оправдываться Яшка. − Она же не пикнула даже.
− Её нужно спасать, понимаешь!!! Она погибнет!!! Только как?!
Вдруг вдалеке на школьном крыльце Матвей заметил охранника.
− Кажется, я знаю, побежали…
Раньше школу охранял дядя Паша. А этот был новый. Молодой, высокий, он что-то с интересом смотрел в телефоне.
− Здравствуйте! Помогите нам, пожалуйста! – выбрасывая изо рта шумный горячий воздух, попросил его Матвей. – Там на запасной лестнице утка. Её… её нужно спасти, выпустить…
− Утки, самокаты, − отрываясь от телефона, недовольно посмотрел на них охранник, – играть во двор идите, а здесь школа, здесь учиться надо.
− Ну, пожалуйста, − взмолился Матвей.
− Идите-идите, − равнодушно махнул он рукой.
− Вот ведь какой! – отшатнулся от него Матвей, кривясь от возмущения и обиды. – Что же делать? Что делать-то? – спрашивал он у себя и у Яшки. Может, директору позвонить? Кажется, у мамы есть его номер…
− Ты ещё в МЧС позвони! – осадил вдруг его приятель.
Яшка уже начал охладевать к истории с уткой. Он привык достигать быстрого результата, а тут…
− Ну, её, − как и охранник, равнодушно махнул он рукой, − пойдём лучше соревноваться.
Матвей не хотел кататься, не мог веселиться, когда живое существо оставалось в беде. А вдруг это та самая утка с зеленого пруда?! И её утята теперь одни…
Вскочив на самокат, он изо всех сил погнал его к дому.
Мама уже была там.
− Не переживай, − успокоила она взволнованного сына. – Завтра в школе всё решится…
Утром Матвей пришёл в школу раньше обычного. Яшка уже был там.
− Всё за утку свою волнуешься? – усмехнулся он. – Ладно, пойдём посмотрим! Я и сам хотел тебе предложить.
Мальчишки наперегонки побежали к лестнице. Яшка обогнал Матвея, толкнул дверь запасного выхода – не поддалась. И он приложил глаз к замочной скважине. По ту сторону двери между старых плакатов с тычинками и пестиками лежала на боку утка на подставке.
− Чучело! – вдруг понял Яшка, и лестница моментально огласилась его громким заливистым хохотом. – Ха-ха-ха! Чучело!..
− А вдруг мёртвая? – Матвей хотел убедиться сам, отпихнул товарища, прилип к двери.
«Нет, не мёртвая!» − Безудержная волна стыда вдруг накрыла его с головой… Хотелось забыть эту историю, чтобы никто не узнал о его ошибке.
Но свидетель уже влетел в кабинет биологии и принялся весело трезвонить:
− Матвей чучело пожалел! Пожалел чучело! Ха-ха-ха! Он корчился от смеха, хватался за живот и всё повторял. – Чучелко уточки пожалел! Ха-ха-ха! Чуче…
Яшкину истерику прекратил звонок. Ребята ничего не успели понять.
Анна Витальевна вошла в класс. Яшка, как и другие, замолчал, стал слушать.
− Может, забудет? – украдкой посмотрел на него красный пристыженный Матвей.
Пол-урока всё было спокойно. Но вдруг учительница начала говорить о сострадании, о жалости к братьям меньшим…
Яшка вдруг подскочил на стуле и выдал:
− А Матвей вчера чучело пожалел!
Анна Витальевна ничего не ответила. Осмелевший от её молчания, Яшка принялся выкладывать историю во всех подробностях. Не жалея красок, сгущая их. Рассказал и про охранника, и про директора. И главное про то, как Матвей крякал.
Лёнчик гоготал в голос. Ия хихикала. Остальные ребята тоже смеялись.
А Матвей сгорал от стыда и с ужасом ждал, что Анна Витальевна вот-вот захохочет вместе со всеми. Или улыбнётся снисходительно-иронично.
Но учительница дождалась тишины и совершенно серьёзно сказала:
− Этим летом, ребята, Жорик будет жить у Матвея.
Лавруша
В классе Лаврушу дразнили. Особенно усердствовал Герка Крюков.
− Лавруша – холодные уши! Из Лавруши мы сделаем суши! – донимал он его.
− Дурацкое у меня имя! – как-то раз вернувшись из школы, пожаловался Лавруша маме.
− Почему? – удивлённо и немного расстроенно протянула она. – По-моему, очень даже красивое. Лаврентий!.. Ты знаешь, что корень Лавр означает «победитель».
Увы, для одноклассников Лавруша победителем не был. К нему приставали даже девчонки.
− Лавруша – хрюша! – ехидно смотрела на него Геркина подружка, Светка Гусева. Рослая, задиристая.
− Сама ты, − огрызался Лавруша и уходил.
Он старался быстрее позавтракать в столовой. Заходил в кабинет, когда там уже была Мария Николаевна. И когда не попадал в поле зрения насмешливых одноклассников, жил более-менее сносно.
Но однажды его существование стало совсем невыносимым.
В то утро ребята Лаврушу не трогали. Их волновала витающая в воздухе новость.
− Новенький! У нас в классе новенький, − возбужденно передавали они её друг другу. − Второгодник, двоечник, хулиган…
На лицах мальчишек появилась задумчивость. На лицах девчонок – любопытство и страх.
Наконец прозвенел звонок. И Мария Николаевна с новеньким предстали перед классом.
− Доброе утро, ребята, − чуть взволнованным голосом начала учительница. − Знакомьтесь, это Василий Морозов!.. Поздоровайся с товарищами, Вася.
− Салют! – развязно бросил рыжий неопрятный мальчишка и отправился в конец класса.
Морозов шлёпнулся на шестую парту. Прямо позади бедного Лавруши, который сейчас спиной чувствовал его шумное тяжёлое дыхание.
Мария Николаевна начала урок. Ребята склонились над тетрадями. И Лавруша тоже. Как вдруг новенький пребольно шлёпнул его по лопатке.
− Эй, ты, как тебя, – нагло уставился он на живо обернувшегося Лаврушу, − дай ручку!
Лавруша дал.
Но учиться Морозов не собирался. А вместо этого уперся ногами в Лаврушин стул. И резко толкнув его, пригвоздил одноклассника к парте.
− Тесно мне, − с усмешкой объявил он ему. – Двигайся, давай!
Лавруша мог бы пожаловаться, но привлекать к себе внимание одноклассников не хотелось.
Впрочем, они в этот день его не дразнили. Видя в новеньком лидера и своего конкурента, Герка вёл себя тихо. Они со Светкой стояли в углу, украдкой поглядывая на Морозова и негромко переговариваясь.
Но Лавруше хватило и Васькиных тычков. Из школы он вышел без настроения. Стоял холодный сырой октябрь. Некогда сухая, светлая дорожка покрылась лужами и грязью. Одно радовало – она вела к дому. Лавруша хотел быстрей попасть туда.
− Эй!.. – вдруг раздался за его спиной знакомый грубоватый голос.
Лавруша обернулся – за ним шёл новенький.
− Это у тебя собачкино имя? – издевательски поинтересовался он. − Лавруша, кажется. − Васька свистнул. – Фьюить – фьюить − фьюить!
Лаврентий отвернулся и ускорил шаг.
Но Морозов догнал его, толкнул в спину, и Лавруша угодил в противную вязкую грязь.
− Дурацкий у меня класс! – с порога заявил он маме.
− Что случилось? – глядя на перепачканые штаны и руки, взволнованно спросила мама.
Лавруша не стал рассказывать. Снял с себя грязные вещи, кинул их в стирку и ушёл в свою комнату.
На следующий день он с тяжёлым сердцем снова шёл по знакомой дороге. Но в школе его ждал сюрприз. Морозова не было. Он то ли заболел, то ли прогуливал. А ещё в их класс пришла новенькая.
− Знакомьтесь, это Таня Большакова, − представила девочку Мария Николаевна.
Новенькая была на голову ниже девчонок из класса. Маленькая, худенькая, хрупкая. С длинными светлыми косами и большими голубыми глазами. Лавруша почему-то ужасно засмущался, когда она вдруг подошла к его парте и … села рядом с ним. Он не пытался заговорить с ней и даже дышать старался через раз. Таня сама начала разговор.
− Как тебя зовут? − спросила она шёпотом.
− Лаврентий, − смущённо прошептал Лавруша.
− Ничего себе! – улыбнулась она. – Моего двоюродного братика тоже зовут Лаврентий.
− Здорово, − Лавруша робко улыбнулся в ответ.
На перемене они разговорились. Оказалось, у них было много общих интересов. Рисование, аниме. А ещё Таня любила животных. И Лавруша их тоже очень любил. Она рассказывала ему про своего питомца, озорного той-терьера по кличке Фунтик. Как вдруг к ним подбежали Герка со Светкой. Лавруша напрягся.
− Жених и невеста! – съехидничала Гусева.
− А вы кто? – посмотрев на них также насмешливо, осадила её Таня и увела Лаврушу.
Всё-таки она была молодец!
Впервые за долгое время Лаврентий вышел из школы не один. Осенняя грязь не портила настроения – рядом шла Таня. В розовом пальто, в вязаной розовой шапочке с бантом. И с интересом слушала, как Лавруша рассказывал про своего кота Мурзика.
Вдруг на их пути, откуда ни возьмись, возник Морозов.
− Лавруша завёл себе подружку! − издевательски крикнул он. И словно грозовое облако двинулся на ребят.
Таня испуганно сделала шаг назад. За спину Лавруши. Но Морозов своими длинными ручищами ловко стянул с её головы шапку. И швырнул в грязь. В этот момент внутри у Лавруши всё опустилось. А затем резко бросилось в голову горячей неудержимой волной. Он изо всех сил толкнул обнаглевшего Морозова в сторону. Подальше от неё, от себя...
Васька беспомощно замахал в воздухе руками, еле устоял.
− Псих! – злобно крикнул он Лавруше. – Получишь ещё! Но подойти снова не осмелился.
Лаврентий поднял с земли шапку и отдал подруге. Всю оставшуюся дорогу ребята шли молча. А возле своего дома Таня спросила у друга.
− Знаешь, почему моего брата назвали Лаврентием?
− Почему?..
− Лавр означает победитель. – Таня улыбнулась. − И Лавруша мне тоже очень-очень нравится. Лавруша, спасибо за смелую душу!
Она, конечно же, имела в виду сердце. Но слово сердце с его именем, к сожалению, не рифмовалось.
От чистого сердца
В один из серых дождливых дней в класс неожиданно ворвался новенький. И живо представился:
− Привет, я Юрчик!
Ребята посмотрели на него. И Дёма тоже.
Юрчик был чересчур весёлый, беззаботный. Словно, минуя осень, прыгнул к ним в класс прямиком из лета.
Он почти сразу подружился с Антохой – самым крутым геймером класса. Возле него и его приставки всегда крутилось много ребят. В этот раз Антоха пыхтел, пытаясь пройти какой-то сложный уровень. Юрчик подсказал. И товарищ дал ему за это поиграть…
А ещё Юрчик стал хорошо общаться с Полиной – их старостой. Как-то раз даже донёс ей до дома тяжёлый рюкзак. Полина не удержалась, рассказала об этом Анне Юрьевне. И учительница новенького похвалила.
Спортсмену Мишке Юрчик притащил футбольный мяч. А Мишка попросил своего дядю-тренера записать его в секцию по плаванию…
Тихий скромный Дёма любил шахматы и головоломки. И тоже очень хотел подружиться с Юрчиком. Но тот его не замечал…
Но однажды на математике…
Ребята решали задачу. О винтовках и пистолетах. К доске Анна Юрьевна вызвала Антоху. Словно зная, что тема ему близка. Но на этот раз оружие ему не покорилось. Задача упорно не желала решаться. Антоха нервничал, сбивался, бормотал что-то невнятное. Анна Юрьевна сердилась.
− Ну как же так, Антон?! Мы уже сталкивались с подобной задачей. А сегодня на четвёртом уроке контрольная. Как писать будете?
− Поля, сколько у тебя получилось? – посадив несчастного Антоху, спросила она у старосты.
Полина растерянно захлопала глазами и … выдала неправильный ответ.
Анна Юрьевна вздохнула и расстроенным взглядом прошлась по классу. Мишка опустил глаза. Юрчик замер, втянув голову в плечи.
− Тридцать два! – вдруг робко подняв руку, сообщил с последней парты Дёма.
− Правильно! – удивлённо кивнула Анна Юрьевна. – Иди к доске. – Молодец, Демид! Просто умничка! – хвалила она его, когда он написал верное решение.
… − Молодец! Красавчик! – вторя ей, хвалил его на перемене оказавшийся рядом Юрчик. И вдруг предложил дружески.
− Я на рисовании один сижу. Хочешь со мной?..
Ещё бы!!!
Дёма улыбнулся и негромко произнёс:
− Хочу.
На уроке ИЗО, видимо, уставший от осени Евгений Львович предложил рисовать цветы.
Дёме идея понравилась! Но, открыв пенал, он увидел, что оставил дома цветные карандаши.
«Вот ведь!..» − застеснялся он перед новым другом своего промаха.
− Ты чего не рисуешь? – видя Дёмину растерянность, спросил Юрчик.
− Да я это… синий забыл.
Юрчик, наверное, всё понял. Живо залез в рюкзак и выудил оттуда запасные.
− Вот тебе синий. А это зелёный для листьев. Красный для роз. Жёлтый… Бери-бери! Все бери! – заботливо протягивал он другу карандаши. − Мне не жалко…
Юрчиковым жёлтым карандашом Дёма изобразил на рисунке солнце. Такое же солнце теплом согревало душу. У Дёмы появился новый друг: они даже телефонами обменялись. Настроение было отличным. А с хорошим настроением, несомненно, все контрольные по плечу.
… Как только прозвенел звонок, учительница математики вывела на интерактивную доску задания и принялась раздавать контрольные тетради.
− Анна Юрьевна! – вдруг попросил у неё Юрчик. – Можно мне на последнюю парту? Я хочу один сидеть. Одному проще сосредоточиться.
Учительница пожала плечами, но… разрешила. Она пожелала ребятам удачи, и они принялись за работу. Мишка грыз ручку. Полина прилежно писала. Дёма тоже старался – не хотел разочаровывать Анну Юрьевну. Он решил уже четыре задания, как вдруг кто-то несильно пихнул его в спину, заставив обернуться.
− Дёмик! – негромко позвал его друг. − Какой ответ в первом примере? Дёма уже и забыл, что Юрчик сидел позади него.
− Сорок восемь, − охотно подсказал он ему.
− А третью задачу как решать?
Ответить Дёма не успел. Его осадил сердитый оклик Анны Юрьевны.
− Дудкин, ещё раз обернёшься – выгоню из класса!
Мальчишки притихли. Но скоро Дёма вновь услышал знакомый шёпот.
− Так как решать-то? Помоги, а! Выручи!..
Дёма живо глянул на учительницу, встретился с ней глазами и отчаянно зашептал.
− Не могу, правда, не могу, выгонит!..
− Ну я же тебе карандаши давал! – с негодованием напомнил ему Юрчик. И словно уколол огромной иголкой. С силой ударил поддых.
Дёма зажмурился крепко-крепко. А Юрчик принялся вздыхать, ерзать, настойчиво напоминая о себе.
«Что же делать?! Что делать?!» − судорожно соображал Дёма. И вдруг…
«Точно!»
Руки тряслись, сердце оглушительно стучало… Он незаметно выудил из рюкзака телефон, убрал звук, навёл камеру на тетрадь и… нажал на кнопку…
…− Получил! – радостно зашептал Юрчик. – Получил!..
Дёма шумно выдохнул. Но облегчения не наступило…
− Молодец! – подлетел к нему на перемене Юрчик. − Круто ты с телефоном придумал!
Но его слова больше не трогали Дёму. Словно яркое солнце в его душе неожиданно скрылось за тучу.
После уроков он шёл по осенней дождливой улице. Домой. Мама напекла ему вкусных блинчиков. Дёма знал – она сделала это просто так. От чистого сердца.