Яковлев и его "птицы"

Яковлев и его «птицы»

Саша и небо
Когда ещё никому неизвестный Саша Яковлев учился в школе, он любил уроки истории, географии и рисования, ходил на кружок моделирования, читал книги о путешествиях и мечтал однажды подняться к облакам. Впервые «машину для летания» - аэроплан, Шурик увидел в семь лет и остался разочарованным: техника шумела и трещала, но не взлетала. А вот увиденный чуть позже первый ход паровоза поразил мальчика до настоящих мурашек. Одно время Саша даже решил стать путейцем и строить железную дорогу, как его любимый дядя. Если бы не любовь к чтению, может быть, так бы и сложилось.
Саша продумывал свои первые модели до мелочей. Ему хотелось изобрести вечный двигатель, а получались абсолютно недвижимые паровозы, станции и мосты. Однажды Саша нашёл книгу об истории развития техники и современных достижениях науки. В ней случайным образом оказалась схема построения планёра. Она и стала маленьким шагом в большую авиацию. Саша месяц корпел над моделью: строгал, клеил, экспериментировал. Задумка удалась. Огромный планёр взмыл в небо.
Да, это удивительно, но несмотря на то, что Саша был мальчишкой, его школьные самолёты и планёры умели подниматься вверх и даже летали некоторое время. А, учитывая, что мальчишкой Саша был упорным и настойчивым, ему было мало неба над школьным двором. Он сплотил вокруг любимого дела своих друзей и сосредоточено принялся работать над мечтой.
Скоро о Саше и его способностях узнал весь мир. Сначала, как об одном из школьников, разработчиков первого безмоторного летательного аппарата, затем как о великом учёном и проектировщике. Именно Саше было суждено в будущем стать не только первооткрывателем неба для планеристов и авиамоделистов, но и создателем самых настоящих самолётов, аналогов которым долгое время не было.
Конечно, вы уже догадались, что речь идёт об известном инженере, конструкторе Александре Сергеевиче Яковлеве. И если вы думаете, что родился Александр Сергеевич в семье великих учёных, то ошибаетесь. Благодаря свечному заводу его дедушки, не переставая горели люстры над головами артистов Большого театра в Москве. Папа будущего инженера был бухгалтером в нефтяной компании, а мама обычной домохозяйкой. Несмотря на то, что в семье всегда был достаток, Саша с детства хотел самостоятельности и в школьные годы подрабатывал курьером. А ещё был волонтёром на сельскохозяйственной выставке, за это ему разрешалось в конце тяжёлого рабочего дня прикоснуться к самому настоящему самолёту.
После школы Александр пытался поступить на дальнейшее обучение в лётную академию военно-воздушного флота имени прославленного учёного-механика, основоположника аэродинамики Николая Жуковского. Но его не приняли. Исторически сложилось так, что не стало страны, где Саша родился – Российской империи. Юность Александра пришлась на самое начало становления нового государства – Советского Союза Социалистических Республик. И в совершенно новой молодой стране, в первую очередь, поддерживали рабочих и крестьян. А мы с вами помним, что семья Яковлевых ни к тем, ни к другим не относилась. И юному авиаконструктору пришлось сначала поработать обычным рабочим, потом мотористом в лётном отряде, даже изобрести и запустить в небо свой первый самолёт, прежде чем завоевать внимание и уважение представителей учебного заведения. И только пройдя путь с самого начала, изучив и искренне полюбив абсолютно каждую деталь на аэродромных самолётах, Саша добился поступления в академию, основал собственное опытно-конструкторское бюро в бывшей кроватной мастерской и спас свою страну от фашистских захватчиков.

Крылья Победы

22 июня 1941 года немецкие солдаты зашли на территорию Советского Союза. Началась Великая Отечественная война. Плечом к плечу братские народы сражались с фашистами на земле, в море и в небе. Первым боевым самолётом, разработанным в конструкторском бюро Александра Яковлева, стал «Як-1», названный по двум начальным буквам фамилии своего «отца». Ему было суждено положить начало целой серии истребителей, «ястребков», как любовно называли своих верных друзей лётчики. Первые «Яки» были тяжёлыми и частично деревянными. Но уже в небе над Сталинградом появились быстрые и манёвренные «Як-3». От своих предшественников они отличались тем, что были почти полностью сделаны из металла – дюралюминия, лёгкого, но прочного как титан, сплава.Лишь хвостовая часть и низ корпуса (в авиации это называют фюзеляж) из-за недостатка материалов по-прежнему оставались деревянными.
Собирались эти самолёты на авиационном заводе в городе на Волге - Саратове, там же взлетали и мчались отражать атаки немецких бомбардировщиков. Жители Саратова внесли собственный вклад в Великую Победу. Крестьянами и пионерами, рабочими и учителями, иногда даже целыми колхозами и заводами собирались деньги на производство «Яков». На каждом из самолётов, подаренных фронту, саратовцами наносилась памятная дарственная надпись. Вот лишь некоторые из них: «Сталинскому соколу майору Шишкину от колхоза «Сигнал революции» Ворошиловского района», «Дмитриевка – своим сыновьям», «За счастливое детство», «За советскую науку», «Кировский школьник», «Куриловский учитель», «Хвалынский медик», «Мать фронтовика». Всего на фронт жители Саратовской области отправили целую воздушную армию – около полутора тысяч самолётов.
Не только на Сталинградском фронте приближали победу хищные птицы Яковлева. Половина истребительских полков во время Курской битвы летала на «Як-1» и «Як-7».
«Наши самолёты не подвели лётчиков в бою, - так позже вспоминал Александр Сергеевич тяжёлые для всей страны времена, - Мы работали над созданием новых, быстроходных, замечательных самолётов. Мы строили грозные крылатые машины. И твёрдо знали, что наши истребители служат великому делу охраны Родины и мира во всём мире».
Эти самолёты были настолько удобными и простыми, что свободно выполняли разные задачи и волшебным образом превращались из истребителя в разведчика или перехватчика.
На самолётах Александра Яковлева летал единственный женский истребительный авиаполк под руководством великой лётчицы Марины Расковой. Совсем молоденькие девчонки охраняли железнодорожный мост через Волгу, патрулировали над важными объектами.
На «Яках» били врага пилоты-герои Александр Покрышкин, Борис Ерёмин, Алексей Маресьев, белая лилия Сталинграда Лидия Литвяк, Николай Гулаев.
Нет ни одного аса Советского Союза, кто хоть раз не поднимался бы в небо на «ЯКе». И даже французская эскадрилья «Нормандия – Неман» сражалась на советско-германском фронте на самолётах Александра Яковлева и считала их самыми лучшими в мировой авиации.

Рассказ о настоящем человеке

Это произошло в первую весну Великой Отечественной войны. Метровые запасы снега ещё не сошли с земли, а ночи были промозглыми, ледяными. Лётчик Алексей Маресьев в неравной битве против четырёх опытных немецких штурмовиков растратил все боеприпасы. Как быть? Что выбрать: вражеский плен или по-зимнему холодный незнакомый лес? Ответ для русского солдата очевиден. Верный «Як» захрипел и, падая, снёс макушки деревьев, развалился на части.
Алексей выжил. Но острая боль в ступнях не давала ему ступить и шага. Сняв сапоги, Алексей с ужасом обнаружил, что его ноги раздроблены.
Собрав волю в кулак раненый летчик решил во что бы то не стало выбраться, выкарабкаться, найти людей, раз уж судьба даёт ему второй шанс и право на жизнь.
Восемнадцать суток Алексей Маресьев передвигался по зимнему лесу. Пока были силы шагал, превозмогая боль. Когда сил не стало - на последнем дыхании, по-пластунски, искал выход к людям. И нашёл!
Позже Алексея доставил в московский госпиталь другой лётчик-герой, Андрей Дехтяренко. Врачи совершили чудо. Еле живой Маресьев пришёл в себя.Но вот встать на ноги уже не смог никогда. Медики были вынуждены ампутировать ноги Алексея. И если вы думаете, что эта операция заодно лишила лётчика крыльев, то страшно ошибаетесь. Уже через год Алексей Маресьев сел за штурвал самолета и продолжил свой полёт героя-освободителя.
А через семьдесят пять лет после досадного неравного боя героя Советского Союза и немцев, новгородскими поисковиками недалеко от Лютецкого болота было обнаружено место падения верного «Яка» Алексея Маресьева. И лишь вековые сосны, лишённые верхушек, напоминают, что когда-то в этом лесу падали с неба подбитый самолёт и раненый лётчик.
Подвиг Алексея Маресьева - это подвиг народа, сумевшего стойко и мужественно отстоять свою страну у фашистских захватчиков.

Самолёт, но вертолёт

После победы в Великой Отечественной войне опытно-конструкторское бюро Александра Яковлева продолжило работу. Инженерами были созданы «Як-15» и «Як-17» – это первые реактивные самолёты военно-воздушной армии СССР. От винтовых самолётов они отличались типом двигателя. Пропеллерам необходим плотный воздух, а реактивные двигатели способны запускаться даже там, где воздуха мало и поднимать тяжёлые крупные самолёты в отличии от винтов.
Но, к сожалению, большого распространения реактивные машины Яковлева не получили. Однако стали основой для производства самолёта вертикального взлёта и посадки. То есть такого самолёта, который при помощи двигателей поднимался сразу вверх без дополнительного разгона,так, как это обычно делают вертолёты. Предполагалось, что новым самолётам не понадобятся взлётные поля и они смогут покорять облака с маленьких площадок, например, с палубы военных кораблей.
Таким самолётом стал «Як-38» – первый советский дозвуковой палубный истребитель. Он был рассчитан и спроектирован специально для авианесущих крейсеров «Новороссийск», «Баку», «Минск» и использовался для береговой охраны. Его скорость не превышала скорости звука, что позволяло экономить топливо, а значит средства на обслуживание.
Время меняется, на смену старому всегда приходит что-то новое, но обязательно лучшее. Когда «Як-38» устарел и стал заметно проигрывать современным иностранным «товарищам по облакам», Александр Яковлев и конструкторы его бюро задумали грандиозный проект – многоцелевой всепогодный «Як-141», самолёт пятого поколения авиации, самый совершенный истребитель нового времени. Но внезапно, СССР прекратил своё существование, и к выходу самолёта, у страны не хватило денег на его запуск в серийное производство. Через некоторое время проект был закрыт, а чертежи советских инженеров выкупили соседние государства и на их основе выпустили самолёты со своим флагом на борту. Однако два лётных образца «ЯК-141» сохранились и являются музейными экспонатами.

Мирный «Як»

В конструкторском бюро Александра Яковлева выпускалась не только военная техника, но и пассажирские самолёты, а также маленькие одномоторные самолётики.
Нет, авиалайнеры, Александр Яковлев и его команда не создавали, а вот 120-местные «Як-40» и «Як-42» стали самыми известными пассажирскими самолетами СССР и первыми в мире трёхдвигательными турбореактивными авиаперевозчиками. Зачем самолёту три двигателя? Во-первых, благодаря им становится значительно тише в салоне. Во-вторых, трёхмоторные самолёты надёжнее, хоть и не экономичные. Они летали на небольшие расстояния, в основном, не пересекая границы страны. А некоторым из них, как кораблям, даже были даны самые настоящие имена, например «Евдокия Бершанская», «Валерий Чкалов», «Екатерина Великая».
Кстати, в наши дни всё ещё можно попробовать себя в роли пассажира «Яка». Правда, если только очень постараться или жить в одном из городов, где они сохранились в хорошем состоянии. Самолётами конструкторского бюро Яковлева до сих пор пользуются авиакомпании Вологды и Камчатки.
Но и это ещё не всё. На базе «ЯК-42» была создана целая метеорологическая станция, самолёт-лаборатория. Инженеры из Сибирского научно-исследовательского института по просьбе метеорологов оснастили самолёт современным оборудованием и уникальными приборами. Теперь пилоты и учёные могут отслеживать уровень загрязнения атмосферы, изучать на расстоянии поверхность мирового океана, выполнять исследования облаков и циклонов, контролировать радиацию и излучение в воздухе, и даже, наблюдать за состоянием воды в почве, а иногда и увеличивать уровень осадков. Да-да. Это не шутка. Совсем недавно команда метеорологической станции спасла полуостров Крым от засухи.
Одновременно с пассажирскими самолётами были выпущены лёгкий одномоторный «Як-18» и единственный в мире учебно-тренировочный спортивно-пилотажный «Як-52». На них учились летать курсанты лётных училищ, показывали трюки асы. Легкомоторный «Як-12» вполне подходил как для нужд санитарной и почтовой авиации, доставлял пациентов и посылки, так и успешно боролся на полях с сельскохозяйственными вредителями.
Одно время лёгкие самолёты перекупали частные компании и использовали в своих личных целях. А ещё эти самолёты летали в шедеврах мирового кино и стали моделями для известных авиасимуляторов.

Летим вместе?

На самолётах конструкторского бюро Александра Яковлева было совершено 74 мировых рекорда. Под его руководством было выпущено около двухсот летательных машин. С каждой новым образцом авиатехники великий инженер пытался превзойти самого себя и каждый новый самолёт сделать легче, манёвреннее, быстрее: «Когда я построил планер, - говорил он, - мною овладело неодолимое желание сконструировать самолет. Позднее захотелось сделать еще один, но лучше, затем третий… Строишь новый самолет и думаешь: «Только бы он полетел, больше мне ничего в жизни и не надо!», но когда машина рождается и начинает лететь возникает новое желание — создать другой самолет, который был бы еще лучше, летал быстрее…»
В борьбе за скорость команда Александра Сергеевича Яковлева делала ставку, прежде сего, на аэродинамику.
Аэродинамика – это такая наука, которая изучает движение воздуха вокруг предметов и силы, возникающие при столкновении воздуха с твёрдыми телами. И именно аэродинамика помогает нам понять, как летают самолёты или вертолёты.
Неслучайно самолёты имеют узкую форму, это даёт им меньшее соприкосновение с воздушными массами. А крылья самолёта устроены таким образом, чтобы воздух помогал им подняться - сверху они выпуклые, а внизу плоские. Винты вертолётов отвечают за вертикальный взлёт, а реактивный двигатель ракеты выбрасывает газ назад, тем самым позволяя космическому аппарату устремиться вверх. Интересно? Но непонятно? Тогда давайте попробуем разобраться вместе.
Начнём с самого простого, свернём бумажный самолётик. Его крылья немного изогнуты, поэтому воздух снизу и сверху проходит с разными скоростью и давлением. Это и есть аэродинамика, с помощью которой самолётик удерживается в воздухе. У самолётика есть хвост. Он выполняет роль стабилизатора, то есть руля. И благодаря ему мы можем направить самолётик в нужную сторону.
Теперь перейдём к более сложному. Если при помощи двустороннего скотча прикрепить к игрушечной машинке воздушный шарик, надуть его, а затем отпустить, то мы увидим как наша машинка резко рванёт вперёд. По такому же принципу работает реактивный двигатель. При сжигании топлива струя газа вырывается вперёд. Это даёт толчок транспортному средству и оно движется в противоположную сторону.
Нужен ли стабилизатор для летательных аппаратов с реактивным двигателем? Попробуйте к «горлышку» воздушного шарика прикрепить несколько целлофановых пакетов при помощи кольца из ленты или резинки. Отпустите шарик вверх. Видите, он не носится по комнате, его передвижения стали более плавными и это говорит в пользу необходимости стабилизатора.
В заключение хочется вспомнить ещё несколько слов Александра Сергеевича Яковлева: «Создавать новые машины, видеть, как твои мысли претворяются в осязаемые детали, видеть, как из деталей трудами чертежников, столяров, медников, слесарей, мотористов и других работников постепенно вырастает самолёт, принимая давно продуманные тобой, такие знакомые в мечте формы и линии, видеть, как в руках лётчика-испытателя этот самолёт врезается в небо, и знать, что машина пойдёт затем на серийные заводы и что тысячи таких самолётов охраняют твою любимую Родину, - разве не есть это высшее удовлетворение которое может дать труд!»
Мечтайте и творите, создавайте и любите своё дело! Пусть у вас всё получится!