Валерий Чкалов. Крылатый богатырь небес

Валерий Чкалов
Крылатый богатырь небес

Ночью ему приснилась летающая машина, она опустилась на соседскую крышу. Хоть бы одним глазком посмотреть на неё на яву – промелькнуло во сне у Вольки. Да, будущего известного всему миру пилота самолёта, совершившего самый длительный перелёт, в детстве звали ласково Волькой или более строго Аверьяном. Это став взрослым для всех жителей огромной планеты Земля он стал известен как Валерий Чкалов.

***
Родился Волька 2 февраля 1904 года в красивом селе Василёво, которое расположилось своими деревянными домиками на берегу широкой реки Волга. Село располагалось высоко над рекой и местные называли ещё это место горой. Маленький Волька любил наблюдать с этой горы, как проплывают по реке пароходы, баржи и лодки. И, конечно же, он любил купаться. Плавать он научился очень рано и проводил время в воде до самых заморозков. Сейчас это село стало городом и называется Чкаловск.
Став взрослым Валерий Чкалов вспоминал так о своих родных местах: «Каждый человек любит свои родные уголки. Я тоже люблю свою пленительную Волгу, дорогое Василёво. Я не только люблю родные места и славных земляков, но и горжусь ими».
Его отец – Павел Григорьевич – считался лучшим котельщиком во всей округе. Котельщиком тогда называли человека, который умел чинить паровые котлы, используемые в то время на судах. Паровой котёл применялся для образования из воды пара, а тот в свою очередь приводил в движение механизмы, и пароход мог двигаться по воде. А ещё Павел Григорьевич умел ремонтировать суда и пользовался всеобщим уважением. Да и человек он был хороший: всегда отзывался на чужую беду. Бывало у самого не всё хорошо, а он другим помогает, у кого ещё хуже дела.
Его мать ¬– Арина Ивановна – занималась хозяйством и воспитывала детей: учила их грамоте, прививала любовь к труду, честность и прямоту. Когда Валерию было шесть лет мамы не стало. Его отец, переживая, что детям нужна материнская любовь и ласка, а дому – хозяйка, привёл в дом вторую жену Наталью Георгиевну – женщину хозяйственную, строгую и очень преданную детям. Видя, как общается она с детьми, а особенно с младшеньким сыном Валерием, многие люди в селе подмечали, что словно с родными детками. И очень она переживала, когда шаловливый сынок Волька проказничал.
Всего в семье Чкалова было 11 детей. В те времена почти все семьи были большими, редко, когда в семье рос один или два ребёнка. Старшие помогали младшим, а младшие во всём старались походить на старших.

Детство

Детство Валерия протекало весело и привольно. Он был отчаянным сорванцом. Заплывал на середину реки, нырял под пароходы и плоты. Родители не раз ругали его и очень переживали, ведь могло случиться несчастье, а ему всё было ни по чём. Он мог долго находиться под водой – до шести минут. Приходилось ему и спасать тонущих, благодаря своей отваге и выносливости. Он рос крепким и сильным мальчуганом.
Бывало, что в ледоход по плывущим льдинам убегал до середины реки, в то время как остальные мальчишки старались держаться недалеко от берега. А ещё любил скатываться на лыжах с крутого берега прямо на лёд замёрзшей реки.
Один из купцов как-то заключил договор с отцом Вольки, но не сдержал данных слов и забрал у его отца буксир, нарушив условия. Поступил не честно. И вот один раз зимой этот купец стал хвастаться перед всеми, что его тройка лошадей самая быстрая. Отец Вольки в этом засомневался, сказал, что его сын на лыжах скатится быстрее к реке, чем тот на тройке. Купец решил поспорить. А Валерий обогнал тройку лошадей купца. Без страха прыгнул на лыжах с обрыва. Повезло – ничего себе не сломал и пришёл первым. Благодаря этому его отец стал полноправным владельцем судна, которое купец до этого забрал у отца обманом.
Однажды друг Вольки рассказал ему о крылатой машине – аэроплане, на которой лётчик прямо по воздуху летает и с тех пор мальчуган загорелся мечтой не только увидеть это чудо, но и полетать. Мальчишки стали часто обсуждать это и Волька решился: влез на деревенскую колокольню и уже был готов шагнуть с крыши с взятым у деревенского землемера зонтом в руках, но мальчишки, ожидавшие внизу, заприметили возвращающегося батюшку и бросились в рассыпную. Трое ребят, вместе с ними и Волька еле успели спуститься с колокольни. Конструкция зонта у будущего лётчика вызывала сомнения в надёжности, но он всё-таки испытал его в тот вечер – прыгнул с крыши родительского дома. Полёт был недолгим, а ногу, которую он повредил беспокоила его потом всю жизнь.
К беспечным шалостям детства прибавилась школа. Валерий вспоминал, как он бережно взял букварь, грифельную доску, грифель и сложил их в новенький купленный портфель. Отец ему тогда сказал:
- Смотри Волька, учись хорошенько! Старайся! - Не хотим мы с матерью, чтобы ты тёмным, неграмотным оставался.
И он старался. Уроки готовил быстро и легко, и по-прежнему много времени проводил на реке: зимой катался на лыжах и санках. В каникулы рыбачил, плавал, нырял. Любимым предметом в школе у него была арифметика, а когда ему пошёл одиннадцатый год, то полюбил ещё и географию. И учительница считала, что у неё очень способный ученик.
Когда Валерию исполнилось 12 лет отец решил отправить его учиться в ремесленное училище, чтобы сын получил профессию. Но годы тогда были сложные, кругом разруха и голод. Ремесленное училище закрылось, и мальчишка сам вернулся в родное Василёво и стал помогать в работе отцу.
Научившись у отца его делу Валерий устроился кочегаром. Это была тяжёлая работа: нужно было в топку парового котла на судне всё время подбрасывать уголь. Но Валерий был выносливый и сильный, не боялся работы и слышал, как и другие, старшие, отзываются хорошо и его трудолюбии. Пароход «Баян», на котором Волька трудился, в одну сторону перевозил военных моряков, обратно забирал раненых. Мальчишка заслушивался рассказами пассажиров и всё просился с ними. Правда в ответ слышал одно: «Подрасти! Мал ещё». Но однажды в жаркий летний день пароход подходил к пристани Нижнего Новгорода. Волька стоял на палубе и вдыхал влажный тёплый воздух, как вдруг увидел в небе самолёт.
- Мне бы полететь на этой птице! - тут же промелькнуло в голове у Валерия.

Юность

С тех пор его детские мечты совершить что - нибудь особенное, дерзкое и отважное свелось к одному – летать! В тот же день он, отпросившись с судна, отправился бегом в авиационный парк, где механиком, чинившим самолёты, работал старший брат его друга из села Василёво Владимир Фролищев.
После их встречи работа на пароходе «Баян» была окончена, а Валерий пошёл добровольцем в армию и его назначили мастером по ремонту самолётов. Его природное старание схватывать всё быстро и стремиться узнать и освоить новое помогли и в новой работе стать грамотным специалистом. Валерий научился собирать самолёты разных иностранных марок, но все они взмывали в небо без него. И его желание стать лётчиком становилось всё сильнее. Он добивается, чтобы его не по годам смелого и смышлёного, направили на обучение в лётную школу, которая тогда располагалась в подмосковном городе Егорьевск.
Там Валерий увлечённо занимался арифметикой и геометрией, а ещё изучал науку о движении воздуха — аэродинамику.
Тогда авиация развивалась очень активно. И если в деревнях, сёлах, да и городах основным транспортом по-прежнему служила лошадь, то самолёты в небе были диковинками. И люди присылали добровольные пожертвования на строительство новых крылатых машин. В мае 1922 года в стране открылась первая международная пассажирская авиалиния.
Посте окончания Егорьевской лётной школы Валерия переводят в Борисоглебскую. Он становится полон самых радужных надежд, его мечта летать становится всё ближе. Здесь на лётном поле уже стоит самолёт, правда лишь как тренажёр для отработки навыков управления крылатой машиной на земле.
Валерий каждый раз нехотя покидал кабину самолёта после занятий. Но учеников было много, а машина одна. Его упорство наконец-то одобрил инструктор. Вскоре, уже летая вместе с ним, на настоящем самолёте, он отметил как уверенно и спокойно Валерий управляет машиной в воздухе. В свой первый самостоятельный полёт Валерий Чкалов отправился раньше всех товарищей по учёбе.
Шли дни, и молодой пилот всё увереннее чувствовал себя за штурвалом самолёта и у него появлялись новые мечты полететь куда-нибудь подальше и посмотреть какие есть города, реки, горы. Но пока для него каждый день были только учебные полёты. Однажды пролетая над лугом, он увидел пасущихся коров и стал снижаться. Коровы от гула самолёта бросились врассыпную, а пастух, что их пас сначала онемел от испуга, а потом стал грозить кулаком пилоту. Валерий радостно в тот день стал рассказывать своему другу о проделанной шутке, а тот его отругал и сказал, что это хулиганство. После долгого разговора молодой лётчик и вправду понял, что поступил не хорошо и на следующий день нашёл пастуха и извинился.
Валерию с каждым днём становилось всё скучнее в лётной школе, ему казалось, что он готов уже управлять самолётом, как только угодно и однажды получив учебное задание неожиданно стал делать виражи. Инструктор про себя порадовался за ученика, но, когда тот приземлился сделал отругал. Однако, после этого случая и инструктор, и начальник школы стали внимательно наблюдать за полётами Валерия Чкалова, видя в нём очень одарённого ученика. Окончив эту школу, Валерий отучился ещё в двух лётных школах. Тогда профессия пилот самолёта только появилась, и чтобы отработать все навыки полёта Валерию пришлось окончить четыре лётные школы! Вот так была сильна его тяга к покорению неба.

Воздушная акробатика

Тренировка в обычных условиях уже редко нравилась Чкалову. Он считал, что лётчик должен уметь летать при любых погодных условиях и хотел узнать на что способен самолёт, на что способен он сам, находясь за его штурвалом. И вот однажды он всё-таки дал волю своему таланту, выделывая в воздухе фигуры высшего пилотажа. Те, кто видели это с земли боялись, что старенький самолёт не выдержит и развалиться, но всё прошло благополучно. Валерий посадил машину и довольный вылез из кабины.
У Чкалова было неукротимое стремление к полётам особенным, на пределе возможностей. Высший пилотаж – сказали бы сегодня о его фигурах в небе, тогда это называли воздушной акробатикой. Он мог резко поднять самолёт вверх, начать вращать его вокруг своей оси или лететь вверх шасси. Его полёты выглядели порой настолько виртуозно что, товарищи говорили: «Артист просто!»
В свои 20 лет Валерий Чкалов уже военный лётчик-истребитель, Однажды, во время учебных занятий кораблей Балтийского флота нужно было передать на главный корабль «Марат» сведения разведки, сбросить на палубу вымпел. Для выполнения этого задания были посланы два лучших лётчика эскадрильи – Чкалов и Леонтьев. Но погода тогда была очень плохая: дождь и туман. В таких условиях было бы крайне сложно увидеть на воде нужный корабль. Заканчивалось время для выполнения задания, а лётчики всё не возвращались.
Наконец, приземлился Леонтьев, который доложил, что не смог обнаружить корабль. Прошёл ещё час, а Чкалов не возвращался, командир эскадрильи беспокойно шагал по аэродрому, перебирая уже самые нехорошие предположения в своей голове. И тут неожиданно раздался звонок и в телефонной трубке командир услышал ликующий голос Чкалова: «Задание выполнено!»
В тот вечер механик самолёта Валерия Чкалова сказал: «Я-то был спокоен за своего Валерия. Он такой, что если горючее окончится, на одном самолюбии прилетит!»
О виртуозных полётах Чкалова есть и легенда — пролёт самолёта под мостом в Ленинграде, теперь городе Санкт-Петербург. Лётчики в то время летали на самолётах и выполняли виражи, которые не были запрещены уставом — документом, где говорится о том, как и что нужно делать военному. Но были и ситуации, когда проводились учебные бои и тогда нужно было искать новые возможности отразить атаку и спасти самолёт. Так Чкалов открыл бреющий полёт на малой высоте и пролёт в узком пространстве. Как раз во время отработки на аэродроме полёта в специально собранные ворота и родилась легенда о том, что Валерий так отточил своё мастерство, что, прогуливаясь однажды по мосту, подумал, а почему бы не попробовать пролететь под ним.
Рискованные полёты не были безрассудными, Чкалов искал новых путей в авиации, это были творческие дерзания летчика – новатора.

Путь героя

Валерий Чкалов старался быть впереди всех. Нет он не был выскочкой и хвастуном, он был человеком, готовым отдать свою жизнь за других. Изучая и испытывая крылатые машины, он проверял себя и их на выносливость, искал тот предел возможного, который всегда старался преодолеть, чтобы другим было легче и проще учиться управлять самолётом. Его мечта летать была исполнена, но появилась другая мечта - «махнуть вокруг шарика».
Однажды произошло событие, которое оказало большое влияние на дальнейшую жизнь Валерия Чкалова. 2 мая 1935 года был назначен авиационный парад. На аэродром, где тренировались лётчики приехал руководитель страны И.В. Сталин. Именно тогда он поинтересовался у Чкалова, почему тот не использует парашют, чтобы спасти себя, а всегда старается спасти самолёт. Тогда горячий по характеру Валерий ответил, что парашют – это конечно хорошо, но самолёт — ценная машина, которую надо беречь. После этих слов Сталин сказал, что жизнь Валерия, гораздо ценнее любой машины.
С ноября 1930 года Чкалов зачислен в институт лётчиком - испытателем. Уже через три года он испытывает машины первоклассного конструктора Н.Н. Поликарпова, создавшего целую серию отечественных истребителей.

Дальние перелёты

Чкалов постоянно думал о том, что во что бы то ни стало, необходимо совершить дальний перелёт. Со своими сослуживцами Георгием Байдуковым и Александром Беляковым он обсуждает разные маршруты. Больше всего привлекает их Северный полюс. Но Северный полюс ещё не был тогда исследован, и им предложили другой маршрут: Москва – Петропавловск-на-Камчатке. 20 июля 1936 года наступил день старта. Для ускорения разбега «АНТ - 25», вес которого был более 11 тонн в начале взлётной полосы была построена небольшая бетонная горка.
Полёт проходил в сложных метеорологических условиях. Крайне неблагоприятная погода сопровождала лётчиков на протяжении всего пути. Дождь и туман преследовали самолёт. Экипажу пришлось лететь большое расстояние в облаках, бороться с циклонами – воздушными вихрями, лететь над неприступными горами Якутии, на большой высоте, где дышать было очень трудно. Вся страна следила за полётом. В таких условиях оказалось невозможным лететь до назначенной конечной точки маршрута и было принято решение приземлиться на острове Удд.
Полёт экипажа Чкалова был удивительным по своим результатам, он продолжался 56 часов 20 минут. Самолёт пролетел без посадки расстояние в 9 километров 374 метра. После этого остров Удд переименовали в Чкалов, остров Лангр – в остров Байдуков, остров Кевос – в остров Беляков. Имена трёх героев повторяла вся страна. Валерий, Георгий, Александр – так называли в эти дни почти всех новорожденных мальчиков.
На Щелковском аэродроме, сейчас это подмосковный аэродром Чкаловский, названный в честь Валерия Чкалова, экипаж встречали члены правительства во главе со И.В. Сталиным. А с аэродрома лётчики возвращались по ликующим московским улицам. Москвичи засыпали проезжающие машины цветами. 24 июля 1936 года было членам экипажа легендарного «АНТ- 25» были присвоены звания героев Советского Союза.
Наступил следующий, 1937 год. Мысль о новом полёте – через Северный полюс – не покидала троих мечтателей. И в мае экипажу Чкалова всё-таки разрешают начать подготовку к полёту в Америку через Северный Полюс. Многое нужно было предусмотреть для сложного воздушного рейса: и запас продовольствия, и аварийный запас на случай вынужденной посадки. И лёгкую и удобную одежду.
Впереди был далекий путь через Северный полюс в Америку. Много встретилось трудностей на этом пути. Для лётчиков оказалась неожиданной высота арктических облаков. Все думали, что облака могут быть не выше трёх с половиной километров от земли, но как оказалось на высоте более шести тысяч километров облака были всё выше самолёта.
Чтобы лететь в более благоприятных условиях экипажу пришлось обходить циклоны. Это увеличило протяжённость маршрута на три тысячи километров. Много хлопот причинило и обледенение самолёта. «АНТ 25» на протяжении более 15 часов нёс на своих крыльях слой льда, перегружавший машину. Ещё одна трудность сопутствовала в полёте – отсутствие достаточного кислорода. На большой высоте, как известно, без кислорода лететь невозможно, и лётчики пользовались кислородом не постоянно, по очереди, потому что его было мало. Поэтому и во время полёта они ничего не ели. Внутри кабины было так холодно, что замёрз бак с водой. Изменить высоту, а она была 6000 метров над землёй, тоже было нельзя. Тогда не хватило бы горючего для выполнения полёта по маршруту. Но и люди, и машина выдержали столь сложные и тяжёлые условия полёта.
Стартовав 18 июня в 4 часа 5 минут со Щёлковского, ныне Чкаловского, аэродрома экипаж самолёта «АНТ-25» пролетел по маршруту: Москва – Северный полюс – Ванкувер и 20 июня 1937 года в 16 часов 20 минут первый в мире беспосадочный перелёт между двумя странами СССР и США был завершён. Самолёт был в воздухе 63 часа 25 минут. Исключительное искусство проявил прекрасный экипаж, выполнив поистине блестяще величайший в истории перелёт, покорив самую суровую, труднейшую часть земного шара — Северный полюс.
При приземлении лётчиков встречало много людей, все радовались и ликовали. Их встречали с почестями и салютом и многие местные газеты не скупились на восторженные отзывы о наших лётчиках.

Последний полёт

Этот дальний перелёт был не единственным. Будет и ещё, но Чкалов по-прежнему стремится подчинить себе крылатую машину в небе. Он рвётся к испытаниям самолётов и не боится трудностей.
В 1938 году Чкалов готовится испытывать новый истребитель И-180, но даты полёта всё переносятся. Машина не готова, месяц за месяцем выявляются неполадки и выпускать такой самолёт в небо не решаются, но спешат. Чкалов пробует самолёт на аэродроме – мотор глохнет даже во время движения на земле, тем не менее испытания всё-таки назначают на 15 декабря 1938 года.
Первый полёт на новом истребителе для легендарного лётчика окончился трагедией. Валерий Чкалов, подняв воздух с Центрального аэродрома машину и поняв, что она не исправна, попытался спасти самолёт. Посадка была крайне жёсткой и лётчик-испытатель погиб.
Чкалов был народной гордостью всей страны. Алексей Толстой, писатель, писал: «Погиб Валерий Павлович Чкалов. Сознание отказывается представить, чтобы такой сильный человек, смелый победитель воздуха, дерзкий завоеватель пространств - успокоился навек…»

***
Чкалов был интересным и любознательным человеком. Он любил не только полёты, но и обожал литературу, музыку, театр и спорт. Безгранично любил своих детей. И всегда мечтал. Он не мог допустить и мысли, чтобы не стремиться покорить новые просторы земли и неба.
Чкалов был народной гордостью всей огромной страны. Алексей Толстой, писатель, писал: погиб Валерий Павлович Чкалов. Сознание отказывается представить, чтобы такой сильный человек, смелый победитель воздуха, дерзкий завоеватель пространств – успокоился навек…

18 июня 1977 года в поселке Чкаловский был открыт мемориал в честь 40-летия славного подвига советских лётчиков, утвердивших первенство нашей Родины в открытии и освоении нового воздушного пути между двумя континентами.