Иван Шишкин. Художник, влюбленный в русский лес.

Иван Шишкин. Художник, влюбленный в русский лес.

Его называли «певцом русского леса» и говорили, что он буквально «фотографирует кисточкой», до того хорошо получались у художника пейзажи. Казалось что его картины – окна в наполненный солнцем и птичьим гомоном лес. Ему удавалось рисовать растения с удивительной точностью, как будто чувствовать «душу» любого деревца, кустика и травинки. Считается, что художник не умел рисовать животных. Это из-за того, что медведей в картине «Утро в сосновом лесу» нарисовал его друг. Но так ли это?
Жизнь и творчество Ивана Ивановича Шишкина – это яркий пример неиссякаемого трудолюбия и умения замечать и запоминать малейшие детали в окружающей его действительности. Из какого дерева делают плоты для сплава по реке? Как и где растет мухомор? Какой рисунок листьев у кроны дуба? Все это интересовало художника еще с самого детства, а желание запечатлеть увиденное – привело юного мальчика к живописи.
Как Шишкин стал не купцом, а художником
Иван Иванович Шишкин родился в купеческой семье в небольшом городе Елабуге Вятской губернии. Отец художника, Иван Васильевич, был очень уважаемым в городе человеком. Он интересовался археологией и историей и был разносторонне одаренным.
Он мечтал дать сыну хорошее образование и в 12 лет по настоянию жены отправил его в первую казанскую гимназию. Однако юный Шишкин не хотел становиться чиновником, и уже тогда проявил способности к рисованию. Ему было скучно на занятиях, науки давались с трудом, а купеческие дела и вовсе были неинтересны. Проучившись в гимназии 4 года, он оставил ее, потому что твердо решил стать художником.
Мать Шишкина, Дарья Александровна, очень расстраивалась и не одобряла его занятий живописью. Называла Ивана «мазилкой», а его занятия «пачкотней бумаги». Будущему художнику приходилось прятаться от родных и рисовать при свечах по ночам. Отец пытался привить Ивану любовь к торговле и повседневной жизни купеческого города. Но у Ванечки – так называли его родители, торговля совершенно не шла. Его бесконечно обманывали и обвешивали. Из поездок он привозил убытки и горы этюдов.
Романтикам – итальянские пейзажи, а «Шишкину – шишки»
О том, что есть училища и академии, где учат рисовать, Иван узнал от московских живописцев, приехавших расписать иконостас церкви в Елабуге.
С трудом Иван Иванович уговорил отца позволить ему уехать в Москву. Он надеялся, что из сына вырастет второй Карл Брюллов. В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Молодой художник постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа: травы, выкорчеванные пни, живописные заросли, поросшие мхом камни.
О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». К концу обучения стало ясно, что художник нашел себя в пейзажной живописи.
Желая продолжить учебу, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Там он продолжает рисовать пейзажи. Его пытались убедить писать портреты или исторические сюжеты. Пейзаж как жанр считался второстепенным и одним из самых неприбыльных. Но Шишкин был упрям. Уже в Академии его картины стали узнаваемы по стилю.
В 1860 году Шишкин окончил академию с Большой золотой медалью, полученной им за картину «Вид на острове Валааме. Местность Кукко». Он не спешил ехать за границу, а вернулся на лето в родную Елабугу. Там художник написал около 50 картин. Об этом его отец уважительно написал в своих «Записках достопримечательностей», признав талант сына-живописца. К этому времени художник окончательно определился со своей направленностью. В то время, когда художники стремились писать итальянские романтические пейзажи, Шишкина же интересовали величественные сосны родного северного леса. Он исследовал и изучал породы деревьев, читал книги по ботанике и записывал интересные для себя факты.
Заграничные поездки и популярность
Большая золотая медаль Академии художеств давала право совершить бесплатную поездку за границу, это был особый грант – пансион – который выплачивался художнику на протяжении 6 лет. На эти деньги пенсионеры Академии обыкновенно ехали в Европу, где изучали творчество европейских художников, ходили в музеи и на выставки, учились у заграничных мастеров. Больше всего художников ехали в Италию – именно она считалась колыбелью искусства, потому что там жили и творили великие мастера – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Донателло и другие.
Воспользовался этой возможностью и Шишкин, но поехал он не в Италию – а в Германию. Почему? Потому что именно там находилась Академия пейзажной живописи. Итальянские академии предпочитали исторический и мифологический жанры. Одна из версий – потому что он еще в годы учебы в Академии художеств увлекся рисованием пером и техниками печатной графики – гравюрой по металлу и литографией. Колыбелью печатного дела была именно Германия.
С 1861 по 1865 год Шишкин жил и учился за границей, в основном в Германии и Швейцарии, посетив при этом Чехию, Францию, Бельгию и Голландию. Желая «соединить пейзаж с животными», Иван Иванович приехал в Мюнхен, где учился у художников братьев Бенно и Франца Адамов. В результате у него появилась целая серия картин с этюдами со стадами коров и овец, то пасущихся, то отдыхающих на лугу.
В мастерских Мюнхена Шишкин провёл два года, после чего продолжал изучение анималистической живописи в Цюрихе и Женеве. Анималистика – изображение животных. Коровы могли разнообразить пейзаж, они считались признаком спокойной крестьянской жизни. Но все же это было не то, к чему стремился художник. Он был разочарован анималистикой, но осваивал новые для себя техники рисования в Швейцарии. Иван Шишкин продолжал рисовать пейзажи в технике живописи. Первой отчетной работой, отосланной в Петербург в 1864 году, была «Стадо в лесу». В тот же год он написал две известные картины «Стадо под деревьями» и «В лесу»,
В 1864 году художник вновь переехал – в Дюссельдорф, где в течение ещё двух лет работал в мастерских местной художественной школы. Дюссельдорфская академия объединяла художников разных жанров – от бытового до пафосного героического, и больше всего славилась своими пейзажистами. Художники тщательно прорабатывали детали пейзажа и включали в него фигуры людей. Это был очень популярный жанр – прогулки и путешествия, люди изображались идущими по парку или лесу.
В Дюссельдорфе Иван Иванович Шишкин много писал в Тевтобургском лесу и стал местной знаменитостью. "Где и куда ни пойдешь, везде показывают - пошел вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует?" Иван Шишкин активно увлекался рисованием пером. Это такая техника, где используют тушь или чернила для письма и гусиное или металлическое перышко. Рисунки получаются изящные, а линия ровная и аккуратная.
Для иностранцев такие работы были удивительны. Некоторые из рисунков даже оказались в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками известных художников Европы. Академия была в восторге от творчества Шишкина, и по его словам, работы «произвели страшный фурор, и Совет Академии торжественно объявил, что таких рисунков Академия еще не видела».
После переезда в Дюссельдорф Шишкин с удвоенной энергией взялся за написание пейзажей. Он рисовал их в технике масляной живописи на холсте. «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», наполненный воздухом и светом, принес ему звание академика. Звание академика приносило художнику дополнительные льготы и права, а так же почитание в обществе. Это большая ответственность, поэтому Шишкин очень переживал, как воспримут его на Родине. Но российская Академия художеств попросила пейзаж для выставки, и признала его мастерство.
Чаще всего художники любят изображать яркие природные явления — рассветы, закаты, собирающуюся или только что закончившуюся грозу. Шишкина же называют «художником полудня», в честь его работ по изображению полуденного света: солнце в зените, тени короткие и густые. Каждый кусочек природы прописан с удивительной точностью.
Возвращение в Россию
Вернувшись в Россию в 1865 году, Шишкин попросил открыть в Академии класс русского пейзажа. Ему отказали, ссылаясь на то, что в России скучные пейзажи, бурьян да трава. Живя и работая в Петербурге, Шишкин часто бывал в Москве. Еще в Дюссельдорфе он с горячим интересом читал письма о художественных событиях в России – о выставках в Академии художеств, об успехах друзей-художников, о скандальном протесте и выходе из состава учеников Академии четырнадцати бунтарей во главе с Иваном Крамским. Именно с этой группой бунтарей подружился Шишкин, став часто бывать в их Артели.
В 1868 году Шишкин впервые женился. Его супругой стала сестра друга, талантливого пейзажиста Федора Васильева — Евгения. Художник любил ее и родившихся в браке детей, превратился в нежного отца, заботливого мужа и радушного хозяина, в доме которого постоянно гостили приятели.
В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с художниками Артели, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинджи и Иван Крамской. Собираясь вместе, художники-передвижники обсуждали искусство, новые литературные произведения, спорили и делились успехами. Они искренне восхищались талантами друг друга, вместе путешествовали по России в поисках новой натуры. Талант Шишкина снова отметила и Академия художеств, присвоив ему звание профессора за картину «Лесная глушь».
Художник участвовал в выставках передвижников с самой первой, где представил свою картину «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». И хотя его иногда корили, за то, что живопись его больше похожа на графический рисунок, восхищались фотографичной точностью его картины. Каждую осень, возвращаясь с пленэрных работ, Иван Шишкин привозил с собой десятки натурных зарисовок и живописных этюдов. «В изучении природы никогда нельзя поставить точку, нельзя сказать, что выучил это вполне, и что больше учиться не надо» – писал художник.
Знание природы у Шишкина было удивительнейшее. Во время визита в мастерскую Репина, Иван Иванович заметил на полотне художника изображённый сплав плотов по реке и спросил у коллеги, из какого дерева сделаны плоты. Удивленный репин ответил, что для него нет разницы, ведь это рисунок, а не настоящий плот. На что Иван Шишкин отвечал, что разница велика, ведь от вида дерева зависит, получится ли настоящий плот или конструкция пойдет на дно.
Мастер графики
Тогда же, в 1870-х годах, Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Офорт – это техника печатной графики, в которой на металлической пластине при помощи царапающих инструментов наносится рисунок. Эта техника позволяет делать легкие, тонкие штрихи и глубокие борозды, которые потом заполнятся типографской краской. Мастер снимает лишнюю краску – она останется только в процарапанных и протравленных кислотой линиях – и при помощи офортного станка делает отпечаток на листе бумаги. Отпечатков можно сделать очень много, и они будут очень похожи между собой.
Благодаря технике офорта Иван Шишкин сохранил ту свободную манеру штрихового рисунка, которой так восторгались его современники в его рисунках пером. В то время как многие художники использовали офорт для репродукций своих картин, для Шишкина искусство гравюры стало самостоятельной и важной областью творчества. Репродукция – это копия картины, точная или свободная, но с сохранением важных деталей. Она может быть сделана в другом размере с сохранением пропорций или другом материале. Во времена Шишкина еще не было популярно фотографирование картин, и художники делали репродукции-гравюры для более широкого распространения своего творчества.
Шишкин выпускал эстампы то отдельными листами, то целыми сериями, которые он объединял в альбомы. Они пользовались большим успехом. Эстамп – это отпечаток с металлической пластины, на которую нанесен рисунок при помощи процарапывания. Иван Иванович создавал такие рисунки на медных пластинах, покрытых специальным лаком, кропотливо вычерчивая линии по металлу. Затем погружал такие пластины в специальный раствор из кислот. Бороздки становились глубже и шире, в результате получался рисунок из линий и даже тоновых пятен.
Художник много экспериментировал, дополняя оттиски и делая пробные, наносил рисунок уже на протравленные кислотой пластины, дорабатывая рисунок до совершенства. Таков один из его ранних офортов «Ручей в лесу». Более сложный по мотиву, он все же напоминает его рисунки пером и тушью. Но в нем уже нет дробных и мелких штрихов, он воспринимается цельно, чувствуется красота чеканных линий, богаче светотеневые контрасты.

Рисовать, во что бы то ни стало
Иван Шишкин продолжал рисовать, даже когда потерял почти всю свою семью, кроме дочери – они болели туберкулезом. В 19 веке его еще не умели лечить так, как сейчас. Художник часто бродил по лесу. В это время он увлекся фотографией. Это позволило ему рисовать зимние пейзажи и не рисовать зимой в лесу, работая с натуры. Картина «Первый снег» - это одна из редких для художника, где изображено переходное состояние природы. Шишкин увлекся изображениями туманов, нарисовав несколько картин «Туманное утро» и «Туман в сосновом лесу». Он продолжал писать картины и выставлял их на передвижных выставках.
В это трагическое для себя время он продолжил писать солнечные пейзажи, словно наперекор судьбе. Одна из работ этого времени — знаменитая «Рожь». Человек в ней присутствует незримо – о нем напоминает зрителю возделанное поле, полное золотых колосьев и дорога со следами колес. Хлеб – как символ жизни и дара природы. Сосны на заднем плане придают картине величие и спокойствие.
«Утро в сосновом лесу» и «Мишка косолапый».
Особую славу художнику принесла картина «Утро в сосновом лесу». Лес Шишкин написал быстро, а вот звери получались какими-то ненастоящими. Он ходил в зоопарк, смотрел на медведей, рисовал эскизы. Эскиз – это подготовительный рисунок, без детальной проработки, но позволяющий зарисовать идею мастера. Медведи есть во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. На многих эскизах их два. Но в итоговом варианте Иван Иванович их бесконечно перерисовывал.
Медведи не выходили у него так, как хотелось, он замазывал их снова и снова. Зашедший в гости к другу Константин Савицкий решил помочь. В итоге на картине красовались две подписи. Подпись Савицкого стер Павел Третьяков, купивший картину. Ведь в ней «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».
«Утро в сосновом лесу» - это чудесный пейзаж с глухим сосновым лесом, с розовеющими от утреннего солнца верхушками сосен. Чувствуется глубина оврага и тишина. Картину растиражировали. Печатали на обложках журналов и календарей. Репродукции и копии украшали почти каждый дом. Ещё при жизни художника московская кондитерская фабрика «Эйнем», вскоре переименованная в «Красный Октябрь», запустила в продажу шоколадные конфеты «Мишка косолапый».
Пейзаж настроения
В 1880-х годах Ивана Шишкина привлекала изменчивость состояний природы. Он стремился поймать и запечатлеть ускользающую натуру. Экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Он с любовью изображал маленькие речки, ручьи и заводи – то, что несет жизнь деревьям леса. Особое место на его картинах – опушки леса, где он соприкасается с окружающим миром и располагается вход в лесное царство. Таковы картины «Ручей в лесу», «Сосны, освещенные солнцем» и «Дебри».
Шишкин все чаще ездит в Елабугу – и там рисует картины с ощущением полета над царством леса. Необыкновенная глубина и ширь пространства в картине «Лесные дали» завораживает зрителя. В Сестрорецке художник начинает писать этюды огромного размера. «Дубовая роща» стала итогом многократно меняющейся композицией этюдов, где каждый дуб был как символ мощи и красоты природы.
Как Шишкин хотел показать «кухню» своей живописи, а в итоге поссорился с передвижниками
Осенью 1891 года художник работал над большой ретроспективной выставкой, на которой он хотел показать, как он работает над своей живописью и графикой. Как менялось его творчество на протяжении жизни. Выставка должна была стать юбилейной – в январе 1892 года ему исполнялось 60 лет. Академия художеств предоставила свои залы Шишкину и Репину, их выставки открылись параллельно.
Передвижники не одобрили идею Ивана Шишкина показать на выставке этюды, а выставку посчитали попыткой сблизиться с Академией. Практически никто не обратил внимания на факт, что художник регулярно участвовал в ее выставках, и то, что картины Шишкина именно Академия отсылала на международную выставку в Вену в 1873 году. Шишкин ходил воодушевленный и радостный. А наутро в газете «Новое время» появилась статья без подписи, где его творчество раскритиковали в пух и прах...
Вместе с группой художников-передвижников Иван Шишкин прошел долгий и плодотворный путь. Но в конце девятнадцатого века стали популярны новые направления в живописи и новые смыслы в творческих работах. В прошлом сами новаторы, художники теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.
Завершение творческого пути
Шишкин, как и Репин, с которым в 1894 году он начал преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств, умел ценить таланты. Своим лучшим учеником Иван Иванович считал Валентина Серова. В среде молодых художников Шишкин пользовался большим авторитетом. Этюды, рисунки и офорты художника были наглядным пособием для начинающих рисовать.
Учебные классы Ивана Шишкина и Архипа Куинджи находились рядом, студенты ходили к Куинджи обучаться гармонии цвета, а к Шишкину – точности рисунка.
Достойным завершением его творческого пути художника стала картина «Корабельная роща», в которой ощущается вся мощь русского леса. Срезанные рамой картины верхушки деревьев усиливают ощущение огромности деревьев. Тихо струится по камням ручей, в окружении изумрудной травы и сероватого молочая. Через ручей перекинута изгородь, что говорит о присутствии человека. Спокойный мягкий свет и пушистая хвоя деревьев навевают чувство безмятежности и покоя.
20 марта 1898 года Шишкина не стало. Он умер за мольбертом как истинный художник - во время работы над картиной «Лесное царство».
Имя Ивана Шишкина носят художественные школы и улицы городов России, а также мыс на Северном острове Новой Земли. В честь его в 1994 году был назван астероид № 3558.
Иван Шишкин написал за жизнь более 500 полотен. И хотя его современниками были талантливые пейзажисты – Алексей Саврасов, Василий Поленов и Иссаак Левитан, никто из них не воплотил в своем творчестве такого патриотического восторга родными просторами. Когда мы вспоминаем Шишкина, то сразу представляется сосновый лес, медведи и бескрайнее русское поле с безмятежным полуденным солнцем.