Человекариум

Человекариум

1. Плывём на экскурсию!

Двор перед подводной школой кипел как котёл: мелькали плавники, блестела чешуя, спешили русалки и тритоны с портфелями и рюкзаками. Суматохи добавлял второй «А». «Ашки»-второклашки путались у всех под хвостами, мешали проплыть и гонялись друг за другом. Они радовались, что они-то сегодня налегке. У них же экскурсия! У каждого была только маленькая сумочка, где лежал телефон. Сумочки были у кого покупные, у кого — связанные бабушками-русалками. А телефоны у всех второклассников были из магазина: телефон из водорослей никак не сплести.
Хлоп, хлоп — учительница Наталья Петровна ударила хвостом по дну:
— Второй «А»!
«Ашки» сплылись вокруг неё.
— Мы отправляемся в человекариум. — Учительница шлёпала хвостом в такт словам. — Ну-ка напомните мне правила подводного движения!
— За кораллы не хвататься...
— Хорошо! Ещё?
— Большие косяки рыб пропускать...
— Молодцы. Теперь построились парами!
Все принялись искать, кого бы взять за руку, и снова взбаламутили воду. Тоня пережидала суету, ковыряя песок хвостовым плавником. Она никого не искала. В классе по списку их было тридцать один, а они уже проходили, что нечётные числа не делятся на два. И Тоню никто не искал из-за той же самой математики. Её никто не брал за руку, когда они плыли в столовую на первой перемене. Для всех она была тридцать первой.
Чтобы хоть чем-нибудь заняться, Тоня вынула из рюкзачка телефон. Сегодня она взяла его с собой в первый раз. Дома Тоня нарочно потренировалась выводить на экран свой номер: вдруг кому-то понадобится? Сейчас она повертела телефон в руках, но никто не заметил, что и у неё теперь есть такая важная для второклассника вещь. А громко сказать, как другие: «Смотрите, у меня тоже есть телефон!» — Тоня постеснялась. Она позвонила маме:
— Алло, мам, привет.
— Привет.
— Ну пока.
Телефон оказался не особенно и нужен. У всех в классе были точно такие же. И номер у Тони никто не спросил.
Тоня всегда расстраивалась из-за своей тридцатьпервости и мечтала, чтобы нечётные числа начали делиться на два. Зато сегодня они плыли смотреть людей, так что было не грустно, а интересно. Тоня взялась за руку учительницы и стала вертеть головой по сторонам.
Путь был неблизкий. Им предстояло добираться не своими плавниками, а в течении. Туда нельзя впрыгивать где попало — это нарушило бы правила подводного движения. Наталья Петровна сверилась с расписанием течений и привела класс на остановку. Знаком остановки служил высокий камень с номером течения. Возле камня пришлось подождать, а потом по команде Натальи Петровны весь класс запрыгнул в течение, и оно уже само понесло их. Мимо размазанными цветными пятнами пролетали актинии. Второклассники раскидывали руки и кувыркались, пока учительница не видела. Когда справа показалась арка из зелёных камней, Наталья Петровна скомандовала:
— Второй «А», дружно выплываем!
После выплывания она всех построила и пересчитала: не забыли ли кого в течении. Каменные ворота, которые только что стремительно приближались, словно остановились. Второклассники поплыли к ним, помогая себе руками и хвостом.

2. Как себя вести в человекариуме?

Через арку пропускали по ученическим билетам. Море за аркой было точно такое же, как перед ней. Но после проплывания под каменным сводом Тоня сразу увидела то, чего совсем не замечала с другой стороны ворот: вдали светились кубики человекариума. Они сияли разноцветными огнями ярче, чем школа! Все живо заработали хвостами и бросились бы наперегонки, если бы не учительница.
— Второй «А», парами! Соблюдайте порядок!
Наконец они добрались до стеклянных стен, подсвеченных изнутри и снаружи. К Наталье Петровне сразу подплыл хвостатый работник в жилете. На жилете был нарисован круг, а в нём силуэтик с головой, руками и раздвоенным хвостом — человечек, логотип человекариума. Работник дождался, пока подтянется весь класс. А потом стал рассказывать правила поведения, точь-в-точь как Наталья Петровна:
— Вплотную к стеклу не подплывать. Стекло руками не трогать. Не вступать ни в какой контакт с людьми, кроме зрительного. При установлении зрительного контакта улыбаться и махать. Давайте потренируемся. По моей команде: раз-два-три! Улыбаемся и машем! Молодцы. Показывать пальцем на людей нельзя, они этого не любят. Фотографировать нежелательно, но можно, пока они не видят.
По его словам выходило, что люди — дикие существа. Ученики второго «А» стали наперебой спрашивать:
— И покормить их нельзя?
— Жалко, а я думал, это контактный человекопарк!
— Ты что? Люди же кусаются. Правда ведь?
— Люди наверняка ядовитые!
— Никаких контактов, кроме зрительного, — повторил работник. — Если вы нарушите правила, то из-за вас человекариум закроют.
— Тогда «бэшки» не поплывут на экскурсию через неделю!
— Так им и надо!
— И у меня не будет дня рождения! У меня купон на день рождения в человекариуме.
— Второй «А»! — остановила разговоры Наталья Петровна.
Вблизи стеклянные кубики оказались большущими кубами. В них было несколько освещённых комнат. Вот чудеса, без воды! И не пустых. Внутри были существа в одежде, немного похожие на русалок и тритонов. Волосы у них не развевались, а свисали. А внизу туловищ имелась вторая пара рук, тоже в рукавах. Этими нижними руками человеки цеплялись за дно комнаты. Наверное, потому-то они и не всплывали вверх. «Ноги!» — вспомнила Тоня. Нижние руки называются ноги!
— Перед вами человеческие дети, — начала рассказывать Наталья Петровна. — Рассмотрим строение тела...
Второй «А» разглядывал человеков. Второклашки улыбались, махали и украдкой фотографировали. Человеки вели себя так же: улыбались, махали и, надо же, фотографировали! У них тоже были телефоны. Точно такие же, как у русалок и тритонов. Класс следом за Натальей Петровной переместился вдоль стекла. Тоня задержалась — она вдруг заметила нечто поразительное. Среди ногастых была одна русалочка.

3. Странная русалка

Между человеков в тусклой одежде русалка ярко блестела голубым хвостом в свете ламп. Её длинные тёмные волосы, как и у них, тоже свисали вниз. И она была очень грустной.
Тоня догадалась: человеки поймали русалку! Надо ей как-нибудь помочь. Тоня её спасёт, и они подружатся. А что если та русалка пойдёт в их класс тридцать второй? По росту она как восьмилетняя. Тогда можно будет плавать за руку с новенькой.
Тоня поскорее поплыла догонять класс. Обычно она была робкой, но тут дело шло о спасении. Медлить было нельзя! Тоня пробилась в первый ряд тех, кто столпился вокруг учительницы:
— Наталья Петровна, там русалка за стеклом! В комнате без воды!
— Этого не может быть. Так вот, обратите внимание на одежду...
Тоня выбралась из первого ряда и вернулась назад. Ей почудилось? Нет, русалка была на месте. Точнее, не на месте. Русалке не место в комнате без воды! А может, человеки удерживают её силой?
Тоня внимательно следила за русалкой. Плавала та вместе с человеками в самом низу стеклянного куба, задевая хвостом пол. Наконец она отплыла от человеков в сторону и осталась одна. Тоня быстро переместилась к той же части комнаты и забарабанила кулаками по стеклу. Русалка подняла на неё грустные глаза. Тоня показала ей знаками: «Сюда! Ко мне! Беги от них!» Та подплыла вплотную, но пожала плечами и развела руками: «Не понимаю».
«Телефон!» — вспомнила Тоня. Достала из рюкзачка телефон, быстро вывела на экран свой номер и показала его через стекло: «Позвони мне». Русалка в комнате поняла. Она вынула свой телефон и набрала номер, а потом приложила трубку к уху. Экран в руке у Тони зажёгся. Она поскорее нажала на зелёную кнопку.
— Как тебя поймали? — начала она без предисловий. — Ты знаешь, где выход? Сама выплыть сможешь?
— Кто меня поймал? — спросила русалка за стеклом.
— Человеки! — объяснила непонятливой русалке Тоня. Как та могла не заметить, что находится в плену! — Плыви оттуда! Там же сплошной воздух! Так долго быть на воздухе вредно!
— Ой, а я хотела у тебя спросить, как ты дышишь под водой?
Русалки, которых держат в плену, отвечают по мобильному не так. Уж точно они умеют дышать в воде. Этому же невозможно разучиться! Тоня сообразила: это не русалка, а «человеческий деть». Ей стало не по себе. Работник человекариума ведь запретил любые контакты, кроме зрительного. Но требовалось убедиться. Что ещё за деть такой модицифированный?
— Откуда у тебя хвост? — спросила Тоня.
— Это костюм, — шмыгнула носом не-русалка. — Как у тебя. Только тебе форму выдали, а мне костюм подарили.
Про «форму» Тоня не поняла. Зато наконец разглядела эти самые нижние руки — те, которые ноги. Они были вдеты не в два рукава, как у других человеков, а в один длинный, сужающийся книзу. Чуть-чуть из-под хвоста ноги всё-таки выглядывали. Надежда найти в человекариуме друга засыхала на глазах. Не станешь же дружить с человеческим дéтем!

4. День рождения

Надо было побыстрее закончить разговор, пока не приплыл работник в жилете с силуэтом человека. Тоне мешало повесить трубку только одно: уголки рта у не-русалки всё время были строго вниз. Все ли человеческие дети такие печальные? Или только этот?
— А зачем тебе костюм? — спросила Тоня.
Не-русалка в ответ вздохнула:
— У меня сегодня день рождения.
— Тогда чего ты такая грустная на дне рождения? — подбодрила её Тоня.
Может, у человеков это не праздник, а совсем наоборот?
— Никто не пришёл, — ответила не-русалка. Через стекло было видно, что губы у неё дрожат. — Кто-то на даче, у кого-то кружок, а кого-то в океанариум смотреть русалок не пустили.
Ужас! Вот бедная. Даже к Тоне приплывали двоюродные братья и сёстры на день рождения.
— Как тебя зовут? — спросила Тоня.
— Марина. Это значит «морская». Я люблю всё морское. И мне разрешили ради дня рождения пойти в океанариум в костюме.
Она словно оправдывалась — и чуть не плакала. И почему-то всё время называла человекариум «океанариумом».
— А сколько тебе исполнилось?
— Восемь.
— Мне тоже восемь! — обрадовалась Тоня. — Я Тоня. Поздравляю с днём рождения.
— Спасибо, — вежливо ответила Марина. — Скажи, а как тебя взяли в океанариум на работу?
— Меня не брали на работу, — сказала сбитая с толку Тоня. — У нас экскурсия.
Удобно ли будет добавить, что она приплыла для того, чтобы через стекло смотреть на Марину? А впрочем, Марина-то пришла, чтобы через стекло смотреть на неё.
— То есть восьмилетних не берут? — ещё больше расстроилась Марина. — А я увидела тебя и подумала, может, я тоже подойду. Я уже хорошо плаваю. Ты в бассейне научилась так плавать?
Она явно принимала Тоню за кого-то другого.
— Я настоящая русалка, — объяснила Тоня. — У нас все так плавают. Когда мы плывём пять кругов по стадиону, я не первая на финише. — Подумала и добавила: — Но и не последняя.
— Да ну?! — Марина даже присела на дно комнаты. Явно не от Тониных успехов в подводной физкультуре. — А я-то думала: как аниматоры дышат под водой? Кру-у-уто!
Она смотрела во все глаза. И даже трогала рукой стекло, как будто могла коснуться Тони. Тоня тоже опустилась пониже и прижала ладонь со своей стороны: «дай пять».
— Давай играть, как будто я твой гость, — сказала она в трубку. — К тебе никто не пришёл, зато кто-то приплыл.
— Правда? — Марина уже улыбалась во весь рот. — Спасибо!
— Только у меня нет подарка. Но его было бы не передать через стекло.
— Да не надо подарка! То, что ты тут, уже здóрово. Живая русалка! Это и есть подарок. А можно мне снова к тебе прийти?
— У нас только сегодня экскурсия. Но мы с тобой можем созвониться?
— Да-да! — обрадовалась Марина. — А я думала, с вами нельзя разговаривать. Нам сказали: «Не вступать в контакт с аниматорами в форме русалок, только улыбаться и махать». Я думала: зачем такой запрет, если вы и так за стеклом?
Тут Тоня снова вспомнила, что ей тоже запрещено контактировать! Правда, человек вроде не испугался её? Ничего страшного не произошло? Но на всякий случай она сказала:
— Марина, мне, наверное, пора. Ты не обидишься, что твой гость сейчас уплывёт?
— Ну, жалко, конечно, — сказала Марина. Но уголки рта у неё уже были не вниз, а вверх.
И тут за спиной раздался крик Натальи Петровны:
— Тоня?!

5. Портал

Тонина душа ушла в хвост. Существование человекариума под угрозой! Все экскурсии могут сорваться! Тоня быстро оттолкнулась от стекла и поплыла к учительнице. К ним, рассекая воду, уже спешил работник человекариума. Он подхватил Тоню и Наталью Петровну под руки и завёл в большие заросли актиний.
— Контакт? — с ходу спросил он. — Не зрительный?
— Я только поздравила её с днём рождения... — прошептала Тоня.
— Кого?
— Марину...
— Она поняла, что ты не аниматор?
Тоня молчала. Она ведь сама сказала Марине, что не аниматор.
— Очень плохо, — строго сказал работник — Нельзя, чтобы все узнали, что здесь портал из одного мира в другой.
— Портал? — не поняла Тоня.
— Вы проплывали через ворота, помнишь? Показывали ученические билеты. А люди на входе в океанариум проходят через воротца. Они думают, что это металлоискатель. Это и есть портал. Человечьи и русалочьи магазины используют его для доставки товаров. Мы продаём им жемчуг, они нам — телефоны. Но если о портале узнают все, то люди ринутся к русалкам и тритонам. Равновесие между мирами нарушится. И нарушится оно не в нашу пользу. Люди ведь уже научились плавать под водой с аквалангами, а русалки и тритоны ходить по земле пока не умеют. Наша цивилизация под угрозой из-за тебя!
Тоня чуть не расплакалась. Оказывается, она виновата в будущей гибели цивилизации!
— У Марины был день рождения, а никто не пришёл, — объяснила Тоня дрожащим голосом. — Ей восемь лет исполнилось.
Работник человекариума перестал хмуриться:
— А! Так это ребёнок?
— Человеческий деть. Он был совсем как я. То есть не он, а она.
— Человеческие дети называются «девочки» и «мальчики», — вмешалась Наталья Петровна. — Нет слова «деть». Это была девочка!
— Хорошо, — успокоился работник человекариума. — Взрослые не принимают детей всерьёз.
Тоне никогда это не нравилось. Но сейчас оказалось, что это спасёт цивилизацию.
— Рассказам детей про живую русалку взрослые не верят, — продолжал работник. — Зато эти рассказы привлекают других детей. Это хорошая реклама. Но больше так не рискуй. Пусть люди и дальше думают, что у них всего лишь экскурсия в океанариум с аниматорами. А русалки и тритоны — что в человекариум с людьми. Мы не случайно придумали правило «улыбаться и махать». Нарушать его крайне нежелательно. Особенно в отношении взрослых людей. Если портал придётся закрыть, тогда ведь и тебе больше не купят новый телефон. Их просто перестанут привозить к нам.
Тоня вздохнула с облегчением. Хотя ей не нужен был новый телефон. У неё в старом остался один интересный номер — девочки Марины. Надо будет позвонить по нему вечером и спросить, как прошёл остаток дня рождения.
По обратной дороге внутри течения «ашки»-второклашки затеяли спор, можно ли считать дикими существ, у которых есть мобильные телефоны. Имелись в виду человеки. Один тритончик говорил:
— Жить без хвоста — это ненормально.
— Но они нам улыбались, — возражала ему русалочка из класса.
— Белые акулы тоже улыбаются!
И Тоня не удержалась. Неожиданно для себя она громко сказала:
— Человеки такие же, как мы. Им тоже бывает восемь лет. У них тоже бывает день рождения. И им тоже бывает грустно.
Все посмотрели на Тоню так, словно морская звезда заговорила. А та одноклассница, которая защищала человеков, вдруг взяла её за руку.