Самые маленькие в мире

Самые маленькие в мире

В Москве в Государственной Третьяковской галерее размешена знаменитая картина "Богатыри» русского художника-живописца В. М. Васнецова, на которой изображены сидящие на конях герои русских былин — три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Изображение большого размера: около трёх метров высотой и около четырёх с половиной метров длиной, выполнено на холсте маслом.
Анатолий Иванович Коненко, омский художник-микроминиатюрист, известный в нашей стране и за рубежом, смог создать миниатюру, поместив изображение с этой огромной картины на кости мамонта размером всего 11 на 17 миллиметров, выполнено оно акварелью. Сейчас эта работа под названием «Три богатыря» представлена в Москве на Выставке достижений народного хозяйства. Рассмотреть её можно только под микроскопом. Широкая равнина, кони, богатыри — те же, что и на картине В. М. Васнецова: на вороном коне Илья Муромец с копьём и щитом смотрит вдаль из-под ладони, на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен, на буром коне Алёша Попович с луком и стрелами в руках. Как Анатолий Иванович смог перенести изображение с большой картины на малюсенькую площадь?
Он смог и блоху подковать, и поместить караван верблюдов в игольное ушко, и запустить живых рыбок в самый крохотный в мире аквариум.
Создание маленьких удивительных творений под микроскопом — редкий вид искусства. Им Анатолий Иванович начал заниматься в 1981 году, первым в Сибири, и подарил нам за все годы бесчисленное количество микрошедевров. Теперь он признанный мастер: профессор Российской академии естествознания, член Союза дизайнеров России, член Союза художников России, занесён в книгу рекордов Гиннесса. Его работы хранятся в престижных музеях России, Белоруссии, Германии, Франции, Чехии, Словении, Испании, Дании, Кореи, Японии, Канады, США. Как он сам считает, его задача не в создании самого маленького, а — сделать произведение искусства.
На ВДНХ много уникальных работ Анатолия Коненко. Он создал волшебный мир, который приводит в изумление посетителей любого возраста. «Барельеф с профилем Наполеона» — высотой 5 мм, выполнен из скорлупки грецкого ореха и помещен внутри половинки черешневой косточки, надпись исполнена на пластине из золота. «Джоконда» — микроминиатюра размером 12 на 10 мм, выполненная на кости мамонта акварелью с картины Леонардо да Винчи, находящейся в музее Лувра в Париже. Паровозик высотой 0,24 мм из золота помещен на волос, толщина золотой пластинки, из которой выполнены детали паровозика 0,0032мм.А Эйфелеву башню, реальный размер которой в Париже 320 метров, он выполнил из золота высотой 3,3 мм и поместил на ножке комара. В ушке позолоченной иголки поместил караван объёмных фигурок верблюдов из сложного сплава высотой 0,25 мм. Икона «Богоматерь «Игоревская» размером 10 на 8 мм — лик исполнен акварелью на пластинке из бивня мамонта, чеканный оклад из серебряного сплава. Сделал ювелирные украшения для насекомых: золотые серьги на маковом зёрнышке, браслет на рисовом зёрнышке, бусы на человеческом волосе...
Это далеко не полная его коллекция. Он создал тысячи художественных композиций. Живопись, литьё, керамика, вышивка — всё в миниатюре, их можно рассмотреть только под микроскопом.
Москвичам, а также гостям, приезжающим в Москву из разных уголков России и мира, можно на ВДНХ познакомиться с интересным и многогранным творчеством художника. Но наиболее полная экспозиция находится в Омском музее им. Врубеля.
Анатолий Иванович Коненко родился 23 февраля 1954 года в городе Орске Оренбургской области. Затем семья переехала в Казахстан. Творческий характер у Анатолия прорезался лет в восемь-девять. Он хотел стать художником, занимался в студии. В школе, уже с четвертого класса, его звали — Художник. Он занимал первые места на областных и республиканских выставках школьников. Его гравюры публиковались в районной газете.
В Армии он окончил курсы радистов и получил полезный объём знаний, благодаря которому почувствовал в себе уверенность создавать тончайшие инструменты для работы под микроскопом, переделывать микроскопы и приспосабливать их для собственных нужд.
С 1972 года он живёт в Омске. Окончил Омский строительный техникум по специальности «техник-архитектор». С выбором профессии, считает он, ему повезло, потому что научился там владеть искусством дизайна, получил знания характеристик материалов, применяемых в строительстве. Это помогло ему в работе с любыми материалами, от гранита до золота, а также видеть цельность композиции из десятков мельчайших элементов задолго до её завершения.
Он легко поступил на художественно-графический факультет Омского государственного педагогического института им. А.М. Горького и в 1982 году его окончил. Дипломной работой был макет реставрации красивого деревянного дома на улице Пушкина. Обычно над макетами работают несколько человек, а он пожелал и выполнял его один.
Затем преподавал в строительном техникуме рисунок, живопись, прикладное искусство, макетирование. Ещё, будучи студентом, он хотел выбрать направление в искусстве, где никто не пробовал свои силы, и определился, что будет заниматься миниатюрой. Маленькая, хорошо выполненная вещь — это красиво.
Его необычная коллекция начиналась с храмов. Первая миниатюра — точная копия Преображенской церкви в Кижах. В Омске в литературном музее им Ф. М. Достоевского проходила выставка миниатюр киевлянина Н,С. Сядристого. Его работы поражали воображение, и, казалось, повторить подобное невозможно. А через два года в музей пришел Анатолий Коненко, принёс и показал на ладони чудо — Преображенскую церковь в миниатюре, высотой 9,1 мм. Брёвна выполнены из человеческого волоса, купола выточены из грецкого ореха, кресты на 22 куполах из золота. Все детали видятся чётко — каждое брёвнышко, купола, звонницы, лестницы. Несколько месяцев он потратил на это.
Потом появился омский Никольский собор, помещающийся на ладони — 54 мм в высоту. Это самые крупные его миниатюры, они в сотни раз меньше оригиналов. У Анатолия Коненко появилась задумка — сделать ряд работ, посвящённых пребыванию в Омске русского писателя Ф. М. Достоевского. И через год экспозицию музея украсили новые работы мастера, выполненные по старым сохранившимся чертежам: комендантский дом, в котором, возможно, комендант крепости принимал Ф. М. Достоевского и крепостной вал, за которым Ф. М. Достоевский отбывал каторгу. На созданных макетах строения выглядит так, словно не минуло двух столетий.
А также Анатолий Иванович подарил музею диковинку — барельеф Достоевского, выполненный из скорлупы грецкого ореха размером 3 на 2 мм. Само слово барельеф вызывает напоминание о чём-то внушительном, а этот поместился в половинке вишнёвой косточки. По нижней кромке косточки написано «Ф.М. Достоевский» Этот барельеф стал первой его микроминиатюрой. Слово «Достоевский» он писал неделю — в то время у него был списанный школьный микроскоп, который мало того что позволял видеть объект только одним глазом, но и показывал перевернутое изображение, и он писал вверх ногами. Сейчас на написание слова ему понадобится полминуты, а письмо на рисовом зёрнышке он может написать за один вечер.
За короткий период он изобрёл и освоил технологии письма на рисовых, маковых зёрнышках, затем и человеческом волосе.
Первая выставка, на которой 32-летний Анатолий Иванович представил свои работы, состоялась в Омском литературном музее им Ф. М. Достоевского. Он предложил на суд зрителей миниатюры, посвящённые памяти Ф. М. Достоевского, расписанные рисовые зёрнышки и самую маленькую на тот период работу — шахматную микроминиатюру «Комар и комариха этюд решают лихо». Два комарика склонились над шахматной доской размером 2,4 мм, в лапке у одного из них крохотная фигурка высотой 0,2 мм, шахматы выполнены из скорлупы грецкого ореха.
Зрители восторгались увиденным и признали талант молодого миниатюриста. Назвали его Левшой, сравнивая с героем повести Н. С. Лескова «Левша», в которой мастер из Тулы сумел английской блохе набить на ножки подковы и превзойти англичан, и это можно было увидеть лишь с помощью микроскопа.
По многочисленным просьбам посетителей выставок, оправдывая своё звание Левши, А. И. Коненко подковал блоху. Изготовление этой миниатюры продолжались в течение 7,5 лет. Анатолий Иванович подковал настоящую блоху в отличие от английской механической, что в повести Н.С. Лескова, золотыми подковами размером 0,25 х 0,2 мм, площадь подковы 0,05 кв. мм, что в 6 миллионов раз меньше подковы лошади. Три отверстия просверлены сверлом диаметром 0,03 мм. Он смог это сделать!
Многие годы Анатолий Коненко отдал своему творчеству без надежды на признание, приступая к делу с примитивным микроскопом. Ему долго не удавалось найти микроскоп, чтобы рисовать на половинках зёрнышек злаков, мастерить миллиметровые деки для скрипочки, вытачивать каналы в человеческих волосах, испытывать составы клея для скрепления разномастных материалов. Нередко его охватывало отчаяние. Микроскопы тогда в свободную продажу не поступали, они числились в учреждениях. Чтобы иметь возможность использовать микроскоп, которые были у хирургов-офтальмологов, Анатолий Иванович договорился с руководством Омской глазной больницы: они выделяют ему микроскоп, а он бесплатно будет затачивать и ремонтировать инструменты для операций на глазах. Такое сотрудничество длилось долгое время.
На западе в то время миниатюрное искусство уже было развито очень широко, а в нашей стране, показавшей миру путь в космос, Анатолий Коненко не нашел ни одной книги, которая помогла бы ему в постижении искусства создания микроминиатюр. Лишь несколько человек в стране занимались таким делом, не существовало опыта, методических разработок, технологических описаний. Он начинал с «нуля», ему пришлось идти по нехоженому пути и самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы. Как нарисовать пейзаж в цвете на рисовом зернышке? Где взять инструмент, чтобы разрезать человеческий волос вдоль? Как вложить скрипку в лапки кузнечика?
Для исполнения любой микроминиатюры важно изготовление миниатюрных инструментов. Такие инструменты в магазине не купишь. Нужно было их делать самому. Тогда Анатолий Иванович поехал в Москву в институт микрохирургии глаза Святослава Фёдорова. Подарил глазному микрохирургу портрет, выполненный на его же изобретении — искусственном хрусталике глаза. И посетил там лаборатории, где увидел, как делаются миниатюрные инструменты, необходимые не только для создания одной миниатюры. Для каждой операции — нанесения рисунка или резьбы — требуется свой инструмент. Нередко бывает так, что инструмент приходится делать дольше, чем его использовать в работе. На изготовление микросверла уйдёт больше времени, чем на просверливание человеческого волоса вдоль. Для работы мастер готовит много инструментов — они имеют свойство ломаться, затачиваться. Приходится применять сталь другой марки или более твёрдый материал: рубин, корунд, алмаз.
Кроме художественно-графического факультета ОмГПУ, А. И. Коненко окончил в 1989 году Омский институт технического творчества и патентования. Дипломной работой было изобретение микропинцета, который запустили в серийное производство. Теперь он, проявляя себя изобретателем, мог создать собственную технику и приспособления для изготовления миниатюр.
Для его миниатюр надо мало материала. По горсточке рисовых, маковых зёрнышек, косточек плодовых деревьев, а также одной коробочки акварельных красок хватит для работы на всю жизнь. Но прежде, чем начать работу, миниатюрист изучал все материалы. Даже косточки плодовых деревьев — вишня, слива, абрикос — имеют различные структуру, плотность, цвет. Не раз приходилось выбрасывать неудавшиеся малюсенькие картинки – масло долго сохнет, а акварель моментально засыхает. Двенадцать лет Анатолий Коненко пробовал разные составы красок, выдумывал новые, пока не нашёл подходящие краски, позволяющие рисовать быстрее, чем они высыхают.
Иногда приходилось неделями вытачиваешь какую-то деталь, а она, случалось, ломалась или куда-то улетала. Приходилось начинать всё сначала. Двенадцать лет он добивался того, чтобы нарисовать микроминиатюрный пейзаж в цвете. Тот самый, который мы рассматривает всего несколько секунд через микроскоп на выставке.
Теперь его кисти принадлежит целая галерея портретов известных личностей России и мира, написанных на половинках рисовых или пшеничных зёрнышек В архиве художника немало миниатюрных икон, которых хватит не на один собор.
Раньше считалось, что высшего мастерства достиг герой повести Н. С. Лескова. Но сегодня у Анатолия Коненко есть более сложные работы, и его знают во всём мире и называют «Сибирским Левшой». Его микроминиатюры поистине достойны восхищения.
Многие свои работы А. Коненко подаёт в масштабном сравнении с насекомыми, зёрнышками или волосинками: кузнечик со скрипкой, стрекоза с гитарой, жук-носорог в кандалах, часики для осы, караван в верблюжьем ушке, стрекоза с олимпийским факелом, ювелирные украшения для бабочки, зоопарк на человеческом волосе, портреты на различных зёрнышках и другие. Используя насекомых, он соединяет в своих работах творения природы и рук человека. Выходят интересные сюжеты. Иногда он сочиняет целые композиции: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и Муравей». Стрекоза — с гитарой, Муравей в кепке, а рядом с ним его «орудия труда»: вилы, лопата, ведро. Особенно дорога Анатолию Ивановичу, как он сам выразился, работа — кузнечик со скрипкой. Этот образ родился благодаря известной песне «Улыбка» поэта М. Пляцковского и композитора В. Шаинского. Глядя на эту миниатюрную работу, кажется, что «…запляшут облака,/И кузнечик запиликает на скрипке...» и невольно улыбаешься. Скрипка длиной 12 мм выполнена из скорлупы грецкого ореха, струны из стекловолокна. Скрипка имеет все детали настоящего инструмента. Внутри помещена бирочка с фамилией автора, датой изготовления, названием страны и города. Кузнечик настоящий. Эта композиция стала символом его выставок.
Наиболее широко А. И. Коненко проявил себя в создании миниатюрных книг, из которых примерно четвертая часть – произведения А.С. Пушкина. Все они переплетены вручную, отличаются безупречным качеством переплёта, неповторимым изяществом орнаментов и поражают своей оригинальностью. При издании книг Анатолий Иванович является и художником, и дизайнером, и гравёром, и переплётчиком.
Однажды он выставил миниатюрную композицию, посвящённую А. С. Пушкину: живописный портрет поэта, а рядом расположил чернильницу, перо и книжечку. Многие интересовались, что в книжечке, и разочаровывались, что в ней чистые листы. Тогда мастер решил сделать настоящую маленькую книжечку, хотя бы с небольшим текстом стихов или прозы А.С. Пушкина. Это требовало не только особых знаний в области дизайна, книжной графики, переплётного мастерства, но и денег. Помог Омсспромстройбанк. И через полтора месяца бала готова иллюстрированная книга размером 22 на 32 см с полностью размещённым в ней текстом «Евгения Онегина», каждая глава имела цветную иллюстрацию, кожаная обложка оформлена теснённым барельефом А.С. Пушкина. Издана тиражом 100 экземпляров, который очень быстро разошёлся, пришлось ещё сделать тираж, но с другими иллюстрациями . Затем изготовил книгу афоризмов Козьмы Пруткова, с иллюстрациями. Но меньшего размера, чем предыдущая книга.
В 1932 году в США вышла книга 6,2х 7,8 мм со стихами Омара Хайяма. И в каждый последующий год выпускались книги всё меньших и меньших размеров. В 1985 году шотландская фирма выпустила микрокнигу со стихами для детей размером 1х1,5 мм.
Двенадцать лет этот рекорд оставался непревзойдённым. К тому времени А.И, Коненко уже издал около двух десятков миникниг и решил попробовать сделать книжечку размером немного меньше мирового рекорда. И снова его поддержал Омскпромстройбанк. Через полтора года, в 1997 году, Анатолий Коненко издал тиражную супермикрокнигу размером менее 1 мм — 0,9х 0,9 мм. Она стала самой маленькой в мире! В ней помещён рассказ А. П. Чехова «Хамелеон». В книге 30страниц, 3 цветных иллюстрации и 11 строк на странице, с оформленной обложкой. с цветными иллюстрациями, переплетена в золото, серебро и кожу и обшита шёлком. Бумагу делал сам: прессовал, растворял, вальцевал. каждая страница величиной с человеческий волос, причем листы в книге не склеены, как часто делают мастера, а сшиты нитками из волокна тутового шелкопряда. В 1997 году Анатолий Иванович вошел в тройку лучших мастеров переплетного искусства России.
А.И, Коненко показал эту книгу Международной ярмарке в Лейпциге, а потом — на ХV Международном конгрессе любителей миниатюрных книг в Нью-Йорке, где состоялось официальное признание, что самая маленькая книга сделана в России, в Омске. За это достижение его имя в 2002 году внесли в книгу рекордов Гиннеса. Сибирскому мастеру, который всего несколько лет занимался созданием микрокниг, удалось то, что 11 лет не могли сделать лучшие мастера Европы, создававшие миниатюрные книги всю жизнь.
За эту работу в 1997 г. он стал Почетным членом Всемирного Пушкинского Клуба в Нью-Йорке (Почетными членами этого клуба от России являются Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина). В 1999 г. А. Коненко вручена Юбилейная медаль клуба.
Все работы А.И. Коненко чудесные, кажутся сказочными. Он и женился как в сказке. Он познакомился с девушкой, когда ещё не делал миниатюр. И сказал, что может сделать маленькую скрипочку величиной в несколько сантиметров, Она усомнилась, и они поспорили: если он сделает, то она выйдет за него замуж. Он изготовил скрипочку и показал её на выставке. Они поженились. Теперь Анатолия Ивановича вся семья поддерживает и помогает в работе: жена и сын. Каждый книжный экземпляр — плод семейного творчества. Пока глава семейства создает конструкции для своих маленьких книг, супруга оформляет книжные творения красками, приготовленными из соков овощей и фруктов. В возрасте шестнадцати лет сын начал заниматься издательством миниатюрных книг.
В 2006 году мастер бьёт собственный рекорд. Совместно с сыном Станиславом он издал супкермикрокнигу размером 0,8мм на 0,8 мм. «Алфавит», офсетная печать в два цвета. Вскоре они создали целую серию алфавитов народов мира размерами 0,8мм на 0,8 мм.
Человек, так много сделавший для своего региона и страны, удостоенный многих почётных званий, вполне достоин отдельной самостоятельной площадки. И в 2007 года в Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля открылась первая в России авторская экспозиция микроминиатюр Анатолия Ивановича Коненко на постоянной основе. В Праге ещё в 1998 году специально для работ Анатолия Коненко был открыт Музей миниатюр с постоянной экспозицией.
В декабре 2017 года в Омской государственной областной научной библиотеке имени А.С. Пушкина открылся второй в России Музей миниатюрной книги. Первый в Москве существует на базе музея экслибриса с 2003 года. Изготовленные Анатолием Коненко миниатюрные книги пополнили экспозиции музеев, делая их уникальными.
Несмотря на мировое достижение, А. И. Коненко , много работает и продолжает бороться за каждый миллиметр, с каждым разом уменьшая свои работы. В 2010 г. издано 9 книг размером менее 1 мм, самая маленькая из них — 0,1 х 0,1 мм.
Когда Станислав стал заниматься микроминиатюрой, они придумали концептуальную книгу 0 х 0 мм. Это «Божественная комедия» Данте. В ней 99 глав, 33 — «Рай», 33 — «Чистилище», 33 — «Ад». Сделали 99 экземпляров книг, у каждой свой номер. В коробочке – 33 клеточки, на каждой — пластиночка с бриллиантиком, а на его верхней поверхности – золотой шарик, – это и есть книга. В сертификате написано: «На верхней грани золотого шарика находятся координаты книги».
Каждая книга является произведением прикладного искусства. Анатолий Иванович создал около 400 миникниг, все они — из разных материалов: из камня, кожи, дерева, бересты и других.
Ко дню рождения Владимира Ленина в 2013 году Анатолий и Станислав Коненко задумали изготовить рукописную миниатюрную книгу с текстом, написанным молоком. Известно, что Ленин написал статью «О стачках» молоком находясь в тюрьме в 1896 г, а затем Надежда Крупская проявила текст над горящей лампой. Чернильница делалась из хлеба. Мастера купили деревенского молока, изготовили из хлеба чернильницу, текст написали пером и проявляли его над пламенем свечи. Изготовили два экземпляра книги размером 48 х 55 мм, Переплетная крышка выполнена из кедровых дощечек, обожженных в пламени свечи. Первый экземпляр книги находится в личной коллекции миниатюриста, а второй — хранится в музее им. Ленина в Москве.
Накануне Нового 2021 года Анатолий Коненко сделал книгу изо льда размером 40 на 55 мм. На её страницах размещена русская народная сказка «Снегурочка». Сначала текст был написан на прозрачной пленке, а затем пленку мастер залил водой и заморозил. Книгу хранил в морозильной камере холодильника.
А миниатюрную книгу с произведением «В глухие дни» Константина Бальмонта мастер сделал из кости, предназначенной для приготовления холодца. Размеры книги — 27х45 мм.
Есть книга «Невозможные фигуры», где опубликованы 124 графических композиции, которые возможны только в воображении и плоскостном изображении — в пространстве их выполнить невозможно. Это такая дизайнерская шалость, игра ума, но её воспринимают с большим интересом.
Недавно появилась самая маленькая «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Книга размером 48 на 32 мм имеет полный текст и 39 иллюстраций. Тираж — 2 экземпляра. Один из них передан Оренбургской областной библиотеке имени Крупской.
Солидная библиотека художника-микроминиатюриста, в которой произведения А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Ф.М. Достоевского, Уильяма Шекспира, Фридриха Ницше, Евангелие и Коран, атлас России и другие легко помещается в небольшую коробочку,
Говоря о работах Анатолия Ивановича, приходится постоянно употреблять слово "самый". И всякий раз невольно задаешься вопросом, как такое возможно?
Самый маленький в мире аквариум с живыми рыбками изготовлен Анатолием и Станиславом Коненко в 2011 г размером 30 х 24 х 14 мм, объемом 10 мл, что составляет 2 чайные ложки. Это абсолютный рекорд, ведь до этого размер самого маленького аквариума составлял 60 мм. Сделан он из стеклопластика, на дне разноцветные камешки и живые водоросли. Рыбки в нём настоящие — мальки данио-рерио, размер которых не более 4 мм. В 2011-м Мировая академия рекордов (World Records Academy) признала миниатюрный аквариум с живыми рыбками данио-рерио Анатолия и его сына самым маленьким во всём мире.
Самый маленький карточный домик в мире — трёхэтажный карточный домик из самых маленьких тиражных игральных карт в мире. Размер карт в 100 раз меньше классической колоды: 6,3 х 8,8 мм Колода из 55 карт. Домик построен без применения клея. Карточное сооружение удалось выполнить только с применением дополнительных инструментов после множества попыток.
Самая маленькая копия первого искусственного спутника Земли изготовлена ко Дню космонавтики в 2011 году. В диаметре спутник не больше 0,05 мм. Его корпус отлит из золота, а четыре антенны сделаны из вольфрама. Помещён спутник на кончике человеческого волоса. Также к 50-летию первого полёта человека в космос омский Левша вместе с сыном Станиславом сделали копию автографа Юрия Гагарина, выгравированную на рисовом зёрнышке. Кроме этого, они издали миниатюрный альбом «Покорители космоса 1961-2011».
Самый маленький маникюрный набор в мире Анатолий и Станислав Коненко изготовили в 2013 году к 8 Марта. Он состоит из семи предметов из золота и эмали. Их разместили на двух половинках макового зернышка в виде цифры «8». Размер половинок 2 мм, а размеры маникюрных инструментов не превышают 0,9 мм.
Самый маленький миниатюрный спиннер изготовлен в 2017 г. из тяжёлых металлических сплавов с серебрением и золочением, вес всего 0,31 г. Чтобы запустить игрушку, на неё надо подуть, во вращении изделие имеет диаметр 8 мм. Сейчас это самый маленький работающий спиннер в мире. Эта работа попала в «Книгу рекордов России». Мастер изготовил несколько вариантов игрушки, все они работают так же, как и настоящая игрушка — для этого мастер установил внутри рубиновые камешки из часового механизма.
Недавно, в 2023 г., Анатолий Коненко сложил в технике оригами из листа 5 на 8 мм бумажный кораблик и оказался в Книге рекордов России. На мачте кораблика — флаг Российской Федерации, а на борту красуется фамилия создателя микроминиатюры.
Можно ещё много приводить примеров удивительных работ А. Н. Коненко. Но лучше их увидеть.