Цветы от Карла Фаберже
В городе Санкт-Петербурге в мае тысяча восемьсот сорок шестого года появился на свет мальчик. Родители дали малышу имя Карл. Мать, Шарлотта Юнгштедт, являлась дочкой датского художника, а отец, Густав Фаберже, был родом из Лифляндии, это область, на территории которой в настоящее время находится Латвия и Эстония. Его семья имела французские корни, родителям-гугенотам после отмены Нантского эдикта пришлось бежать из Франции, поэтому они переехали в Пруссию. После переезда в Петербург настоящую фамилию семьи – Фаври, было решено изменить на более звучную Фаберже, на французский манер.В тысяча восемьсот сорок втором году Густав Фаберже основал свою фирму на Большой Морской улице, которая занималась ювелирным делом. Не мудрено, что у таких творческих родителей родился не менее одарённый сын. С самого раннего детства у Карла раскрылся художественный талант. Обнаружив у сына увлечение ювелирным ремеслом, отец отдал его в частную гимназию.
Обучение коммерческому делу Карл проходил в Дрездене, ювелирное мастерство оттачивал во Франкфурте. Получив образование, юноша отправился путешествовать по свету, но не ради праздного интереса, а исключительно для дела. Он тщательным образом изучал искусство работы с драгоценными металлами у венецианцев, наблюдал, как работают саксонские камнерезы, восхищался профессионализмом французских эмальеров.
Вернувшись из поездки, в тысяча восемьсот семьдесят втором году Карл берёт управление ювелирной фирмой отца в свои руки. Однако это ничуть не мешает ему на безвозмездной основе трудиться реставратором в Императорском Эрмитаже. Фаберже долгое время занимался каталогизацией музейных ценностей, тщательно изучал ювелирные техники, а позднее стал умело применять их на практике. Так у него выработался отменный вкус к произведениям искусства.
Однажды на реставрацию к Фаберже принесли букет хризантем, сделанный китайскими мастерами. Карл был настолько впечатлён данным творением, что тут же загорелся идеей создавать собственные ювелирные композиции. Карл всегда очень трепетно относился к природе. С помощью ювелирного искусства он смог выразить свою любовь и увековечить красоту и нежность цветов и растений. Карлу даже пришла идея построить теплицу, где ювелиры могли детально рассмотреть растения и ягоды, чтобы впоследствии как можно точнее изобразить их. Гранильщики подобно опытным иллюзионистам виртуозно обрабатывали горный хрусталь так, что создавалось впечатление, будто вазы наполнены водой. Листья вырезались из нефрита, изящно демонстрируя каждую жилку, а ягоды и цветы делались из полудрагоценных камней, золота и эмали. Изделия выглядели очень реалистично, порой возникало ощущение, что сейчас подует ветер и цветы приветливо кивнут кому-то головой.
В процессе изготовления каменных цветов Фаберже использовал различные минералы. Его поражало многоцветье уральских, сибирских и кавказских самоцветов, и именно Карл одним из первых рискнул работать с ними. Имея богатые технические познания в ювелирной области, он смог научиться изменять природный цвет минералов, добивался необходимого в том или ином случае тона и оттенка, а также не боялся экспериментировать, сочетая в одном изделии благородные металлы и не очень. Он был великолепен и знал такие секреты, которые до сих пор не под силу разгадать многим ювелирам.
Фаберже старался участвовать во всех выставках и не пропускал ни одного приёма, он тщательно изучал тенденции в ювелирном деле и знакомился с юными дарованиями: камнерезами, огранщиками, художниками и эмальерами, увеличивая тем самым численность специалистов в своей фирме. В мастерской Фаберже всегда кипела работа. Помимо самого маэстро в ювелирном доме трудились и другие мастера, такие как Михаил Перхин, Август Хольмстрем, Генрик Вигстрем, Эрик Коллен. Карл Фаберже лично не сотворил ни одного изделия, оставив для себя скромную роль вдохновителя и оценщика, даже называл себя бездарным. При этом он от начала и до конца участвовал в процессе работы над эскизами и руководил производственной деятельностью. Именно под его чутким руководством и благодаря тонкому вкусу Ювелирный дом Фаберже вышел в своё время на новый уровень. Стоит заметить, что у ювелирных дел мастера характер был ещё тот, и, если какое-то изделие приходилось ему не по душе, он легко мог его разбить, не обращая внимания на дороговизну материалов.
В тысяча восемьсот восемьдесят втором году фирма Карла участвует во Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве. Одним из почётных гостей был император Александр III. Изделия настолько впечатлили монарха, что ему захотелось представить их в залах Эрмитажа. Эта встреча в корне изменила жизнь ювелира.
Первое ювелирное яйцо от Фаберже, с которыми и по сей день ассоциируется эта фамилия, появилось именно с подачи императора, а точнее по его заказу. Он хотел сделать сюрприз супруге, Марии Фёдоровне, на пасху. Изделие выглядело довольно незамысловато: яйцо было покрыто белой эмалью, внутри – золотой «желток», в котором пряталась маленькая курочка из цветного золота, а в ней – рубиновая корона. Сама идея яйца с сюрпризом не принадлежала Фаберже. Такие произведения искусства хранились в сокровищнице короля Дании, который являлся отцом супруги российского царя. Александр III сделал именно такой заказ, чтобы подарок мог напоминать жене о её родине, о детстве. Однако этому простому яичку была уготована судьба стать одним из пятидесяти, изготовленных для царской семьи. Заказывать драгоценные яйца к Пасхе стало некой традицией дома Романовых, которую начал Александр III, а продолжил Николай II. Каждое новое яйцо было уникальным и неповторимым, а сюрприз внутри напоминал о каком-то знаковом для царской династии или страны событии. Фаберже настолько сильно покорил императорское сердце красотой и невероятностью своих изделий, что тот, в свою очередь, позволил изображать двуглавого орла на фирменном знаке ювелирного дома и присвоил Карлу звание «Ювелир Его Императорского величества». Благодаря доброй традиции Романовых, дарение пасхальных яиц стало модным и за рубежом. Ювелирному дому поступали заказы от золотопромышленника Александра Кельха, Феликса Юсупова, герцогини Мальборо и Ротшильдов.
Но вернёмся к цветам. Мастера ювелирного дома пополняли прекрасную коллекцию неувядающих растений всё новыми изделиями. Там были и особо любимые Карлом полевые цветы, к примеру, васильки, маленький изящный нарцисс, гибискус, а также воссоздавались серёжки берёзы, плоды шиповника, ягоды земляники, вишни, малины. При взгляде на эти ювелирные чудеса возникало полное ощущение того, что они живые и были сорваны только что. Казалось, стоит втянуть воздух носом, и сразу почувствуешь сладкий ягодный аромат. Одним из первых подобного рода изделий стала веточка малины, которую лорд-гофмейстер Каррингтон презентовал королеве Виктории в тысяча восемьсот девяносто четвёртом году. Композиция и по сей день хранится в Королевской коллекции Великобритании.
В тысяча восемьсот девяносто пятом году Александра Фёдоровна получила от своего мужа, императора Николая II, первый пасхальный сувенир. Это было яйцо с названием «Бутон розы». Само яйцо сделано в неоклассическом стиле или, как отмечал сам Карл, в стиле Людовика XVI. Земляничного цвета прозрачная эмаль покрывала поверхность всего изделия, а в виде украшения использовались символы любви: алмазные стрелы, гирлянды, венки и перевязанные ленты. В качестве сюрприза, скрывающегося внутри яйца, был создан бутон чайной розы, считающейся самыми ценными из цветов в Гессен-Дармштадтском герцогстве. Внутри бутона была спрятана крошечная императорская корона, украшенная бриллиантами и двумя рубинами. Розу изготовил Михаил Перхин, являющийся ведущим мастером дома Фаберже. Это был первый механический сюрприз: лепестки открывались при нажатии на небольшую кнопку на стебле.
В тысяча восемьсот девяносто шестом году купцы из Нижнего Новгорода вручили императрице Александре Фёдоровне подарок по случаю её коронации. Это был необычайной красоты букетик ландышей в золотой корзинке, изготовленный Августом Хольстремом. Цветы были смастерены из жемчуга и бриллиантов, а листья — из нефрита. Данный букет являлся копией изделия из дворца китайского императора. Несмотря на внешнее сходство, копия всё же не являлась абсолютно идентичной, ведь Фаберже всегда был сторонником уникальности. Карл в своей деятельности особое значение придавал идее, высоко ценил художественную фантазию и профессионализм сотрудников. Все его творения были наполнены глубоким смыслом, имели в себе изюминку или скрытый элемент.
Данный сувенир стал у владелицы самым любимым, а посему занимал почётное место на столике в Александровском дворце. После революции тысяча девятьсот семнадцатого года корзинка вместе о многими другими изделиями Фаберже была продана за границу, пополнив собой коллекцию Матильды Геддингс, а после её смерти поступила в распоряжение Метрополитен-музея.
В тысяча восемьсот девяносто восьмом году Александре Фёдоровне вновь посчастливилось получить в подарок композицию с ландышами. Яйцо «Ландыши» было одним из самых красивых пасхальных яиц Фаберже. Сегодня оно находится в коллекции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге. Скорлупа яйца была покрыта прозрачной эмалью розового цвета по гильошированному фону, она была оплетена ландышами на золотых стеблях с листьями и жемчужными цветками, а также её украшали полоски алмазов. Сюрпризом этого яйца являлись крошечные портреты самых дорогих Александре Фёдоровне людей – супруга и двух старших дочерей: Ольги и Татьяны.
В тысяча девятьсот первом году Николай II, не изменяя традиции, заказывает для супруги на пасху яйцо «Корзинка цветов». Изящная композиция из полевых весенних цветов впечатлила императрицу, в тот момент в её личной коллекции уже находилось несколько цветочных этюдов. Яйцо «Корзинка цветов» задумывалось в виде вазы, в которой были анютины глазки, васильки, маргаритки, овес и разные травы.
Одним же из самых необычайных и невероятных цветов, изготовленных Фаберже, является одуванчик. Да, да, простой одуванчик только с золотым стебельком и нефритовыми листьями. Цветок настолько реалистично выполнен, что кажется, будто это нежное создание природы было только что сорвано и трепетно помещено в вазочку. Самым невероятным является то, что Фаберже удалось на кончиках серебряных тычинок каким-то непостижимым образом закрепить натуральный пух одуванчиков. Когда одуванчик попал в тысяча девятьсот девяносто пятом году в Оружейную палату, сотрудники не поверили в то, что пух может быть настоящим. Чтобы подтвердить этот факт даже привлекали экспертов-биологов. Вероятнее всего учёным удалось рассмотреть отдельный «волосок» пуха под микроскопом, после чего они достоверно установили, что пух самый что ни есть настоящий и по возрасту пуху, как и собственно всему изделию, около ста лет. Каким образом Карлу удалось добиться такой сохранности до сих пор остаётся загадкой. Однако Фаберже и на этом не остановился: он поместил сверху на пух бриллианты, которые при определённом освещении переливаются и создают иллюзию росы. Надо отметить, что одуванчик в коллекции Фаберже был не единственным. Есть достоверная информация о том, что имеются ещё три экземпляра цветков, которые хранятся в различных музеях Соединённых Штатов Америки, а именно в Виргинском музее изобразительных искусств, в Бруклинском и в Метрополитен-музее. При этом, учитывая, что маэстро Фаберже не одобрял копирование в чистом виде и придерживался принципа уникальности, можно догадаться, что все одуванчики были разными.
Среди всех цветочных композиций можно выделить анютины глазки. Сами цветы были сделаны из золота и покрыты полихромными эмалями нежных тонов. Листья вырезаны, как и у одуванчика, из нефрита, а стаканчик выполнен из горного хрусталя, причём таким образом, что любой обыватель, глядя на него, с абсолютной уверенностью скажет, что в него налита вода.
Есть ещё одни анютины глазки, созданные в тысяча девятьсот четвёртом году мастером Генриком Эммануилом Вигстремом. Это необычайное творение, похожего на которое нет нигде в мире, Николай II подарил жене в честь десятилетия со дня их свадьбы. Секрет и уникальность цветка состоят в том, что при нажатии на маленькую кнопку лепестки раскрываются, а внутри находятся портреты детей императорской семьи.
Компанией Фаберже было изготовлено около восьмидесяти драгоценных растений, значительная часть которых, а именно двадцать шесть экземпляров, составила личную коллекцию королевы Великобритании Елизаветы II. Основную часть этой коллекции собрала в своё время королева Александра, являющаяся сестрой императрицы Марии Фёдоровны. Сохранившиеся на сегодняшний день в России композиции Фаберже можно увидеть в Эрмитаже и Оружейной палате Московского Кремля.
Изделия Ювелирного дома Фаберже продавались в крупнейших городах России, и, казалось, что выдающегося ювелирных дел мастера ждёт беззаботное и безоблачное будущее. Но не тут-то было. Эти иллюзии развеялись в тысяча девятьсот семнадцатом году, когда власть захватили большевики. Поначалу революция будто не замечала Карла и обходила стороной его дом, в котором он хранил драгоценности на сумму в размере семи с половиной миллионов золотых рублей. В целях безопасности сокровища хранились в бронированном лифте-сейфе, который находился под электрическим напряжением. Кроме собственных ювелирных творений, в доме Фаберже находились зарубежные драгоценности, которые было запрещено вывозить из России. Когда ювелир понял, что большевики так или иначе доберутся до него, он решил сдать своё жильё в бесплатное пользование швейцарской миссии, поскольку в то время существовал закон о защите собственности иностранцев. Все драгоценности были надёжно упакованы в семь чемоданов, а их полная опись растянулась на целых двадцати страницах! Однако в мае тысяча девятьсот девятнадцатого года большевики в обход закона всё же обыскали дом Фаберже. Тайник был найден, а изделия – конфискованы.
На самом деле, большевики, распродавая драгоценные уникальные изделия Фаберже за границу, считая, что те не имеют особой ценности, оказали мастеру большую услугу: они сохранили эти чудесные экземпляры в их первоначальном виде, в противном случае их бы просто переплавили. Так например, одно из утерянных пасхальных яиц императорской семьи было обнаружено абсолютно случайно. Американец приобрёл золотое яйцо, покрытое драгоценными камнями, за четырнадцать тысяч долларов на слом и планировал его перепродать по более высокой цене. Однако покупателей на горизонте не наблюдалось, и тогда мужчина начал искать информацию об этом необычном сувенире в интернете. Каково же было его удивление, когда выяснилось, что это работа самого Фаберже! Экспертиза всё подтвердила. В итоге американец получил прибыль в разы больше той, на которую рассчитывал изначально, продав одно из давно утерянных императорских пасхальных яиц в частную коллекцию. Яйца Фаберже и сегодня остаются неповторимым и непревзойдённым символом роскоши и изысканности. Его наследие до сих пор живёт в современном мире и продолжает вдохновлять художников и дизайнеров. Но всё это произойдёт гораздо позже, а тогда…
Тогда, после инцидента с обыском, Карлу пришлось уехать из России. У него больше не было ни любимого дела, ни миллионного состояния, ни родного дома. Сперва он жил в Риге, но в Латвии постепенно становилось также неспокойно, тогда Фаберже отправился в Германию. В это время были арестованы большевиками его сыновья Александр и Агафон. Их мать вместе с младшим сыном Евгением смогла сбежать в Финляндию. Позднее семья частично воссоединилась, но глава семейства сильно захворал. Все эти события крайне негативно сказались на душевном состоянии мастера, ювелир очень тосковал по своей прежней жизни. Евгений отвёз отца для лечения в Швейцарию, но это не помогло. В тысяча девятьсот двадцатом году Карл Фаберже умер.