От свистульки до козульки. Художественные промыслы России
Любишь ли ты путешествовать по России? «Да, конечно!» - сразу ответишь ты. А привозит ли твоя семья сувениры из поездок? Наверняка у вас дома есть удивительные вещи, которые делают только в одном крае или области. Иногда даже маленькая деревня становится знаменитой на всю страну! И славу ей приносят золотые руки мастеров.Оглянись-ка: возможно, с полки на тебя смотрит расписная свистулька или бело-синий гжельский петушок. А может быть, на кухне у вас стоит черный поднос с красными цветами? И тебе уж точно довелось попробовать тульский пряник! Рисунок на нём – тоже целое искусство. Все эти красивые изделия – наследие старинных художественных промыслов. Какие из них тебе известны?
С этой книжкой ты сможешь проверить свои знания, восхититься новыми диковинками и узнать секреты многих ремёсел. Познакомься с прекрасным творчеством нашей страны!
КАК РАСКРАСИТЬ ЧЁРНЫЙ ЦВЕТ?
Любишь ли ты чёрный цвет? Или для тебя он слишком скучный? Мастера-живописцы, о которых пойдёт речь, точно знают, как добавить радости самой тёмной краске!
В Ивановской области есть красивый посёлок Палех. Здесь художники уже целый век создают лаковые миниатюры. Это небольшие картины на изделиях из дерева и папье-маше (плотной массы из бумаги, смешанной с клеем, глиной или гипсом). Как же делают такие рисунки? Сперва для них готовят фон: на заготовку наносится чёрный лак. Потому-то миниатюра и называется лаковой. А затем, когда лак высыхает, особыми водяными красками – темперой – мастера рисуют сюжеты сказок, стихотворений, пишут картины на древнерусские темы и сценки из повседневной жизни. Часто на таких изделиях мы видим и роспись золотом. Художники Палеха, кажется, нарисовали всё на свете – от Ильи Муромца и героев сказок Пушкина до первого космонавта Юрия Гагарина и волшебника Гарри Поттера. «Миниатюрный» - значит «маленький»: мы видим рисунки мастеров на небольших дощечках, шкатулках, очечниках. Чтобы расписывать не огромное полотно, а крошечную шкатулку, нужны аккуратность, внимательность, терпение. Герои изображаются в особом стиле: они не выглядят точь-в-точь как живые люди или звери, а нарисованы немножко упрощённо. И вместе с тем более сказочно! Искусство палехских мастеров открывает дверь в мир волшебства. Яркие краски и плавные линии завораживают…
Этот промысел возник не так давно по сравнению с другими. Сто лет – небольшой срок для ремесла. Однако еще раньше село славилось своими иконописцами. Многие секреты создания икон художники использовали и для росписи по лаку. Сейчас изделия Палеха известны во всей России и далеко за её пределами! Ты можешь полюбоваться самыми красивыми работами художников в музее палехской лаковой миниатюры. Он расположен в том самом посёлке – столице промысла.
У лаковой миниатюры есть и другая родина. Это село Федоскино, расположенное рядом с городом Мытищи Московской области. Кстати, здесь роспись по лаку появилась уже давно. Первые картины увидели свет в XVIII веке. Основной материал для миниатюр в этих краях – папье-маше. Чаще всего мастера тоже пишут на черном лаке, как и в Палехе. А чем же тогда отличаются федоскинские шедевры от палехских? В Федоскине художники используют не водянистую темперу, а масляные краски. И наносят эти краски в несколько слоёв. Кропотливая работа! А ещё картины подмосковных мастеров более реалистичны – то есть герои картин и пейзажи более точно напоминают живых людей, зверей и окружающую природу. Рисунки часто создают с использованием перламутра или кусочков фольги. Посмотреть шедевры мастеров ты можешь в федоскинском музее «Усадьба Лукутиных». Купцы Лукутины в XIX веке владели фабрикой лаковых миниатюр на протяжении целых 80 лет!
Федоскинские мастера вдохновили не только палехских художников. В окрестностях всё того же города Мытищи есть не менее знаменитое село – Жостово. А прославилось оно благодаря великолепным подносам. Вначале в этом селе переняли из Федоскина технику росписи по лаку. Первое время художники создавали рисунки только на папье-маше. А уже чуть позже начали украшать жестяные изделия. Гораздо приятнее подавать чай на подносе, где распускаются яркие цветы! Поэтому с самого начала промысла букет стал главным сюжетом росписи. Однако сейчас на изделиях мы можем увидеть и фрукты, и забавных зверушек, и моменты повседневной жизни, и даже копии известных картин. Как и в Федоскине, в Жостове расписывают поднос масляными красками в несколько слоёв.
Сами жители села очень любят свой промысел. Даже номера домов на центральной улице написаны не на обычных табличках, а на небольших жостовских подносах!
А как бы тебе хотелось раскрасить чёрный фон? Может быть, ты подскажешь новый сюжет мастерам?
ОДНА КРАСКА ИЛИ ВСЯ ПАЛИТРА?
От чёрного – к белому! А какие художники берут белую основу для росписи? Ответ также найдётся недалеко от Москвы, вблизи города Раменское. Мастера села Гжель гордятся своими изделиями из керамики – посудой, статуэтками, шкатулками. Но краску они используют лишь одну! Возможно, тебе уже приходилось видеть бело-синие фарфоровые изделия гжельских художников. Умельцы расписывают заготовки особой краской – кобальтом. До обжига в печи она не синяя, а серо-черная. Но после нагревания кобальт становится синим, а белый фон даёт сам фарфор, обработанный особым образом. «Как мало - всего два цвета!» - скажешь ты. Не торопись с выводами! Посмотри на забавные гжельские фигурки, причудливые узоры на тарелках и чашках… На них ты заметишь около двадцати оттенков синего цвета. Каждое изделие расписывается отдельными мазками кисти. В зависимости от силы нажима на кисточку получается разная толщина мазков. И уже после обжига можно разглядеть, что каждому размеру штрихов соответствует своя прозрачность краски. Отсюда и появляется богатство оттенков. В такой сине-белой росписи проявляется особая красота. Художнику нужно подобрать орнамент для посуды или передать выражение лица героя скульптуры. А может быть, раскрасить зверей или птиц - так, чтобы мы восхищённо воскликнули: «Как живые!»
Гжельский промысел – один из старейших в России. Впервые он упоминался около 800 лет назад. Считается, что слово «гжель» произошло от слова «жечь». Вначале в селе обжигали и расписывали глиняную посуду и фигурки. А в XVII веке гжельские изделия стали известны в Москве: они служили для аптекарских сосудов. Художники жили не только в селе Гжель, но и в десятках деревень вокруг. Мастера керамики никогда не были крепостными: искусство дарило им свободу.
Сначала для росписи использовали всю палитру красок. Два типично «гжельских» цвета стали символом промысла лишь в XIX веке. В те времена из Голландии пришла мода на двухцветные изразцы – керамические плитки с рисунками для печей и каминов. Они как раз были бело-синими! Тогда умельцы Гжели изобрели рецепт белого фаянса – материала из глины и гипса. А кобальтовая краска лучше всего переносила высокие температуры при обжиге. Кстати, в начале прошлого века в Гжели делали не только посуду, но ещё и рукомойники, а также подсвечники.
А знаешь ли ты, что такое «агашка»? Это знаменитая гжельская роза: орнамент с ней мы видим почти на каждом изделии. Дело в том, что в старину росписью занимались, в основном, крестьянские девушки. Они украшали посуду причудливыми цветами и листьями, в совершенстве владея тонкой техникой. Имя Агафья в те годы было популярным в деревнях. Поэтому узор назвали в честь многих работниц, трудившихся над ним.
Не только в гжельском промысле есть свой «фирменный» цвет. Например, мезенская роспись по дереву тоже использует только два цвета – красный и черный. Этот промысел возник в селениях на реке Мезень, которая течёт в Архангельской области. Рисунки здесь выполнены в едином стиле. Это орнамент из треугольников, ромбиков, крестиков, а также фигуры животных, не прорисованных детально. Картинки кажутся простыми, но каждую доску, шкатулку, прялку приятно взять в руки и долго рассматривать! Помимо любимых красок, у мезенских художников всегда были и любимые животные. В основном, это кони и олени. Часто можно встретить на рисунках и уток. По легенде, конь скачет быстрее ветра, чтобы утром доставить солнце на небосвод, а на закате уточка прячет этот огромный золотой шар к себе в речку. Красный конь на мезенской росписи изображал само солнце. А если ты видишь несколько коней, стоящих друг за другом – это движение светила по небосводу. Олень - символ всего живого: его ветвистые рога должны напоминать о Древе жизни. А о чем ты думаешь, глядя на мезенские узоры?
Есть свой любимый оттенок и в селе Хохлома Нижегородской области. Сначала, еще четыре века назад, в этом селе и ближайших деревнях создавали золотую посуду… без золота! Для особой краски привозили олово. Оловянный порошок при росписи делал хохломские ковши и чаши почти неотличимыми от дорогих изделий. Золото так и переливалось на каждом предмете! Однако и такую посуду не каждый мог себе позволить. Олово в те времена было трудно достать, и стоило оно дорого. До сих пор в хохломской росписи почти на всех узорах мы видим золотую краску. Однако уже давным-давно одним этим цветом мастера не обходятся. Помимо золотистых узоров, в работах мастеров присутствует вся палитра! А какие интересные попадаются рисунки! Самый распространённый орнамент – это цветы, но часто встречаются ягоды, птицы и даже кони. Обычно в росписи используют не целую картину с сюжетом, а повторяющийся узор.
Хохломские мастера – это не единственные умельцы в окрестностях Нижнего Новгорода. В Нижегородской области есть город Городец. Оттуда берёт начало городецкая роспись по дереву. Но первыми мастерами были не художники, а резчики. В деревянной доске вырезались углубления, и в них вставлялись фигуры, вырезанные из дерева другого вида. Сначала в Городце делали только прялки. На них вырезались сцены из повседневной жизни. Вот деревенский парень гуляет со своей невестой в обнимку, а здесь солдат скачет на лихом коне и побеждает врага… Угадаешь, какой рисунок встречается чаще всего? Правильно, цветы!
Однако изделия из дерева имели только два тусклых оттенка. Вскоре было решено такие картины подкрашивать яркими красками. В XIX веке мастера перестали использовать две породы дерева: они вырезали в доске рисунок и раскрашивали его. А к концу того же века стали просто расписывать гладкую доску. Так талант городецкого резчика превратился в талант живописца. Конечно, уже давно в Городце делают не только прялки, но и сундуки, разделочные доски, шкатулки. Фон для забавных сюжетов может быть разным – синим, желтым, красным, зелёным, чёрным. Но обязательно по краю рисунка или посередине него мы увидим причудливые цветы. С ними картины ещё красивее!
ПРОМЫСЛЫ «МУЖСКИЕ» И «ЖЕНСКИЕ»
Сегодня и девчонки, и мальчишки могут заниматься всем, чем душе угодно! Мы уже и забыли, что когда-то всё было не так просто. Существовали ремёсла, которым обучались только юноши или только девушки.
Одно из «мужских» занятий и по сей день сохранилось в Республике Дагестан, в горном селе Кубачи. Секреты искусного ремесла всегда передавались здесь от отца к сыну. Даже сейчас существуют целые поколения мастеров в одной семье. Но о каком же промысле речь?
Этот край славится изделиями из серебра. Находки археологов подтверждают, что обработкой металла здесь занимались еще пять тысяч лет назад! Когда появился именно серебряный промысел, точно не известно. Однако в Х веке на месте этого селения был край персидских мастеров-кольчужников, а уже шесть веков назад впервые упоминалось слово «кубачи». На тюркском языке это означало «изготовители доспехов». Кубачинцы были искусными кузнецами, ковали оружие и доспехи. Но наряду с оружейным делом мастера создавали восхитительные шедевры из серебра. Серебряная посуда, сувенирные сабли, красивые статуэтки и даже предметы мебели – всё под силу кубачинским умельцам!
Сначала предмету придают нужные очертания – изделие куют или используют литьё. Для литья расплавленным металлом заполняют заранее заготовленную форму. А потом, когда серебро остывает, достают из формы готовый предмет. Дальше нужен зоркий глаз и талант гравировщика – мастера, наносящего рисунок на металл. В правой руке «хабичу уста» - так местные жители зовут этого умельца – держит изделие, а в левой – острый резец. Вначале художник только наносит резцом контуры будущего рисунка. Затем он уже делает глубокие канавки и полностью вырезает картину. Кубачинское серебро потом покрывают чернью – сплавом меди, свинца, серебра и серы. И тогда рисунок окрашивается в черный цвет и выделяется на серебряном фоне. Чаще всего ювелиры используют растительный орнамент, но на отдельных предметах можно увидеть животных, птиц, сцены из жизни.
Легенда гласит, что рядом с правой рукой кубачинского мастера всегда лежал молоток. Зачем? Если создатель сочтёт своё изделие недостаточно хорошим, он должен разрушить его. Даже если в него вложены месяцы труда! А ещё говорят, что внутри села дарить друг другу кубачинскую посуду не принято: почти в любой семье есть свой собственный шедевр. Он передаётся из поколения в поколение. Каждый такой предмет – это символ семейного мастерства, оберегаемый домочадцами. «Чужая» посуда может и не прижиться на новом месте!
Кстати, мезенская роспись сначала тоже была только мужским делом. Однако постепенно и красны девицы доказали, что их талант не хуже. Сейчас предметы с мезенской росписью выпускает архангельское предприятие «Беломорские узоры» - и трудятся там, в основном, женщины!
«Женские» промыслы не менее удивительны. Например, Вологодская область всегда славилась своими мастерицами-кружевницами. А знаешь ли ты историю слова «кружево»? Оно происходит от слова «кружить»: искусные узоры шли по кругу, а также их часто плели или шили на круглой подушке, «кружили». Кружева можно создать разными способами: сшить иглой, сплести на специальных палочках-коклюшках или связать – как правило, крючком. Для кружев, которые шьют, нужна одна нить, для вязаных кружев – две нити, а для коклюшечных – очень много. В Вологде плетут кружева именно на коклюшках, и в одном узоре иногда сплетаются сто нитей! На толстый валик закрепляются булавки – они держат нити. Другой конец каждой нитки привязан к своей личной коклюшке – длинной палочке. Такие палочки делались обычно из яблони или клёна: кора у этих деревьев гладкая, и заноз у работниц не будет! Работая коклюшками, мастерицы перекрещивают нити, и получается красивый рисунок. Каждая кружевница – это не только художник, но и немножко инженер! Она заранее придумывает и рисунок, и схему плетения.
Вологодскому ремеслу уже около четырехсот лет. Однако кружево прочно вошло в моду около двухсот лет назад. Мастерицы делали изысканные воротнички, оборки, манжеты и даже зонтики - в основном, для модниц Москвы и Петербурга. Треть всех кружевниц России жила именно в Вологодской губернии. В двадцатом веке промысел сохранился и процветает до сих пор. В музее кружева города Вологды ты увидишь самые разные сюжеты. Там есть даже кружевные тракторы и ракеты! А самый известный узор мастериц – снежинка.
ВСЁ ДЛЯ СЧАСТЛИВОГО ДЕТСТВА!
Сегодня можно пойти в магазин и выбрать себе любую игрушку. Она может быть плюшевой, пластмассовой, стальной… А во что играли в старину в деревнях?
В разных областях игрушки были разные. Часто их делали из дерева, из глины, из ткани. Как ты понимаешь, крестьянские дети не ходили в магазин и не могли выбрать себе фарфоровую куклу или, скажем, огромного коня-качалку. Однако иногда и палка может стать скакуном, а свёрнутая тряпочка – чудесной куколкой. А уж если у твоих родителей золотые руки, то может родиться целое ремесло!
В селе Богородское возле города Сергиев Посад издавна делали деревянные резные игрушки. Промыслу этому уже около трёх веков. Есть разные версии по поводу первого автора богородской игрушки. Кто-то говорит, что мама-крестьянка решила порадовать своих детей и сделала из поленца куклу. Другая легенда гласит, что сделал ее глухонемой мастер из тех мест. Однако конец у обеих историй одинаковый – куколку показали купцу, который продал ее в городе за большие деньги. Скоро желающих купить красивые игрушки стало так много, что мастер не справлялся один и набрал учеников из подростков в округе.
Владельцем этого села со всеми крестьянами был не отдельный помещик, а монастырь – Троице-Сергиева Лавра. В самом монастыре узнали о секретах промысла, поэтому игрушку делали уже и в Сергиевом Посаде, и в окрестных деревнях, принадлежащих Лавре. Говорят, сам святой Сергий Радонежский, покровитель тех мест, вырезал для детей фигурки из дерева. Однако вскоре «столицей» игрушек снова стало Богородское. Изделия с тонкой резьбой в ХIX веке начали продавать и за границу. А в России с такими игрушками играли даже в царской семье!
Прославили промысел движущиеся фигурки. Наверняка тебе встречались два их главных сюжета. Первый - крестьянин и медведь по очереди стучат молотками. Второй - курочки клюют нарисованное зерно с круглой тарелочки. Никаких механических устройств для таких хитроумных игрушек не нужно. В движение изделие приводят нити, тянущиеся от фигурки и связанные внизу большим шариком – балансиром. Раскручивая шарик, мы дёргаем за нитки, и фигурка оживает.
И движущиеся, и неподвижные поделки бывают самые разные – звери, птицы, сказочные персонажи. Часто забавные игрушки делались «на белье». Но с бельём здесь ничего не связано – просто фигурка была нераскрашенной, «белой». Интересно и название другого вида игрушек - «китайская мелочь». Каждая такая игрушка обычно была высотой в один вершок – то есть в 4,5 сантиметра. Действительно мелочь, но почему китайская? По одному мнению, сначала такие игрушки копировали сюжеты маленьких китайских фигурок из фарфора. По другой версии, тогда ходили слухи, что в Китае живут люди очень маленького роста. Никто ведь не видел жителей этой страны! Продавали «китайскую мелочь» на ярмарках целыми стаканами, как семечки. Один стакан стоил примерно одну копейку. Зато сколько радости детям! Среди фигурок были и представители разных профессий, и сказочные герои, и животные.
В двадцатом веке среди изделий появились персонажи мультфильмов, машины, ракеты… В селе Богородское есть музей, посвященный ремеслу. Там можно увидеть и самые первые, и самые современные шедевры. И, конечно, самые необычные!
Из чего ещё делали игрушки? Давай заглянем в другие регионы России. На окраине города Кирова стоит село Дымково. Жизнь в селе непростая: расположено оно на берегу реки Вятки, и в старину, когда река разливалась, даже по улицам там плавали на лодке. В этой «вятской Венеции» родилась знаменитая дымковская игрушка. Это глиняные фигурки, расписанные особым узором. Привлекают внимание яркие круги, похожие на цветы. Есть и другие фигуры в росписи: клетки, полоски, крапинки расположены в строгом порядке и образуют диковинный рисунок. Делали фигурки из местной красной глины, смешанной с песком. Для разных красок раньше использовали мел, яйца и даже квас! А вместо кисточек были перья и тонкие палочки. Говорят, что первыми глиняными игрушками в Дымковской слободе были свистульки в форме зверей и птиц. Вдохновил мастеров на это весенний праздник вятской свистуньи, который праздновали только там. Поздней весной молодежь веселилась, пела, все громко свистели и кидались друг в друга небольшими комочками из глины – «шарышами».
Праздник ушел в прошлое, а свистульки и фигурки остались – забавные козлики и петушки, кони и олени, барышни с зонтиками и крестьянки с коромыслами. Яркие, ни на что не похожие узоры создают праздничное настроение весь год! Сейчас мастера и мастерицы раскрашивают, конечно, не яйцами и не квасом, а темперой. Эта краска тебе уже знакома по палехскому промыслу. Вятские художники могут построить целый город из своих фигурок. На фоне глиняных расписных церквей и домов гуляют, пасут скотину, кружатся на карусели весёлые парни и девушки. Настроение с такими игрушками поднимется даже у капризуль!
Похожим промыслом славится и Архангельская область. Он возник в городе Каргополе. Сначала там делали посуду, а из остатков материала лепили небольшие фигурки. Но потом глиняные люди и звери полюбились всем настолько, что возникло отдельное ремесло. Раскрашивают игрушки довольно просто. Конечно, лицо человека или морду зверя мастер расписывает как следует. А вот узор на игрушке – это только прямые линии, нехитрые завитушки или широкие полосы. Однако тонкий вкус умельца делает эти фигурки милыми и приятными! Изначально игрушки назывались «обварными». После обжига изделие окунали в мучной раствор - «болтушку». Мука пригорала от высокой температуры и оставляла черные орнаменты на игрушке. Отсюда и простота линий. Каргопольских лошадок, мишек, веселых старичков знает вся Россия!
И в селе Холмогоры Архангельской области, и в городе Тобольске, и в селе Уэлен на Чукотке существует один и тот же промысел – резьба по кости. Северные народы жили за счет охоты: шкурами крупных зверей обтягивали жилища, из меха также шили обувь и сумки, а мяса оленя или моржа хватало, чтобы целая семья долго не знала голода. Но где же пригодятся кости крупного животного? А из них можно сделать красивую фигурку, полезную шкатулку или даже ювелирное украшение. Сейчас охота уже не нужна для выживания, и жители севера стараются беречь природу. Поэтому кости диких животных в таком искусстве идут в ход всё реже и реже. Например, мастера используют кости мамонтов, найденные в вечной мерзлоте. Для фигурок пригодятся и рога лосей: их сохатые сбрасывают каждый год. Красивые резные статуэтки могут служить детской игрушкой или украшением дома. А давным-давно люди в северных краях делали из костей особые талисманы. Они создавались для защиты одного человека или целой общины.
Сейчас стиль резьбы в разных регионах различается, но сюжеты перекликаются – в основном, это сцены быта северных народов, животные и птицы холодных краёв, герои сказок и легенд. Природные оттенки у кости тоже разные. Например, рог лося бывает серым, а кость мамонта - коричневого цвета. Обычно костяные изделия не раскрашивают (хотя иногда мастера рисуют две-три мелких детали). Так резчики показывают природную красоту материала.
СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ
А еда – это искусство? Конечно, да, если она радует глаз! И самым ярким вкусом, и самыми интересными сюжетами удивляют нас сладости.
В прошлой главе мы часто говорили об Архангельской области, и эту главу начнём с неё же. Известен северный край еще и особыми пряниками - козулями. Первые пряники там делали почти девятьсот лет назад! Крестьяне пекли их на праздник из муки с медом. Потом пряники стали готовить в едином стиле и обычно готовили на Рождество. Чаще всего сладости были в форме зверей. Они изображали животных, стоявших в яслях в тот час, когда родился Иисус Христос. Поэтому среди этих пряников так много коз, овец, лошадей, коров. Однако название «козуля» происходит не от слова «коза», а от местного словечка, означавшего «завиток» или «змея». Давай разберемся, при чем тут завитки.
Секретный ингредиент архангельских пряников – жжёный сахар. Он красит фигурку в коричневый цвет. Затем наносят рисунок глазурью из взбитых яичных белков. Есть и другая разновидность козуль – поморский пряник. Архангельские пряники, как правило, плоские. А вот поморские – более объемные и не всегда раскрашенные. Они как будто сплетены из завитков теста. Это и есть та самая «змейка»-козуля!
Нужно вспомнить и знаменитый тульский пряник. Искусство здесь начинается… с резьбы по дереву! Резчик придумывает рисунок для доски – так называют форму для пряника. Затем замешивают тесто, готовят начинку и кладут заготовку в доску. Когда пряник уже побывал в печи, мастерицы наносят сверху тираж – сахарную глазурь для блеска. Потом изделие ещё сушат, и… можно есть! На тульских красавцах рисуют сложные узоры, пейзажи; делают их и в виде животных. Ты догадываешься, почему пряник называют печатным? Потому что картинка из формы отпечатывается на нем. Из-за особенностей оттиска на доске всё вырезано в зеркальном отображении. Ну как, уже потекли слюнки?
Не только Тула и Архангельск славятся такими сладостями. Уже известный нам Городец не отстаёт в пряничном деле! Первая сохранившаяся форма-доска дошла до нас оттуда спустя 300 лет. Мастера вырезали на досках сказочных птиц, лошадей и всадников, петухов, павлинов. В XIX веке, с развитием судоходства и железных дорог, на пряниках появились даже пароходы и паровозы! Сейчас на сладостях можно увидеть и образцы городецкой росписи. Красивых коней, уточек, цветы бывает даже жалко есть!
ПРОШЛОЕ ВСТРЕЧАЕТ БУДУЩЕЕ
Все промыслы нашей страны удивительны! Узоры кружев, краски на шкатулке, рисунки на прянике переносят нас сразу на несколько веков назад. Но без историй из прошлого, секретов, передающихся новым поколениям, невозможно смотреть в будущее. Старинные промыслы доносят до наших дней жизнь прошлых веков. Эти ремёсла дают нам почувствовать радость людей, которые жили задолго до нас. Хочется, чтобы и через много лет люди улыбались, глядя на дымковских петушков, пряничных козочек из Архангельска, на богородских кузнецов и медведей. Давай беречь наследие лучших мастеров России! Вместе с ним мы сохраним счастье и мудрость наших предков!