Удивительные книги

Какое счастье – уметь и любить читать! За долгую историю человек создал миллионы книг самого разного формата и содержания. Для записи информации он использовал такие материалы как глина, металл, камень, древесина и отдельные части растений, ткань, кожа, кость, стекло и, конечно, привычную для нас бумагу. Производители книг на протяжении веков искали новое сырье, стремились улучшить внешний вид своих изделий, уменьшить их вес, усовершенствовать чернила и краски. Прошли столетия, в нашей жизни появились цифровые технологии, но опыт прошлых веков не забыт. Многие старые приемы производства и оформления книг живы и сегодня. В ремесленных мастерских, в авторских магазинах и частных коллекциях можно увидеть необычные издания из редких материалов, созданные с большим умением и фантазией. Для каждого мастера такая работа - один из способов продемонстрировать свою любовь к книге и преданность чтению. Вернемся ненадолго в историю и посмотрим, какие книги читали люди в те далекие времена.
КНИГИ ИЗ ГЛИНЫ
Одним из самых древних материалов, выбранных человеком для записи информации, была глина. Доступная и дешевая, она легко поддавалась обработке, не боялась ни воды, ни огня, ни разрушительного влияния времени. На влажных глиняных табличках специальной палочкой писали текст, затем таблички сушили и обжигали в печи. Если текст был длинным, его записывали на нескольких табличках, складывали в ящики и прикрепляли к ним пояснения, также написанные на бирках из обожженной глины. Там содержалась информация об авторе текста, владельце глиняной книги и даже о богах-покровителях. Во время раскопок на территории бывшей Месопотамии (теперь здесь расположены территории государств Ирак, Иран, Турция и Сирия) ученые обнаружили древнейшие библиотеки глиняных книг, написанных в пятом веке до нашей эры.
Делают ли книги из глины в наше время? Нет, сегодня в этом нет необходимости. Но есть умельцы, которые изготавливают для готовых бумажных книг и блокнотов чудесные авторские обложки из разноцветной глины. Правда, для такого творчества современные мастера в отличие от античных используют не натуральную, а полимерную глину.
КНИГИ ИЗ ВОСКА
Глиняные таблички и книги из них были очень тяжелыми, к тому же после обжига их можно было использовать только один раз. Тогда древние римляне и греки придумали применять для письма воск. Прекрасные пчеловоды, они имели в своем распоряжении много этого мягкого, податливого материала. Его стали заливать в деревянные формы, напоминающие страницы, а после застывания писать на этих страницах острой палочкой. Когда записанная информация устаревала, табличку нагревали, воск плавился, написанный текст исчезал, и страница опять становилась чистой и пригодной для письма. Отдельные деревянные листы скреплялись друг с другом кожаными ремешками или прочной веревкой.
Восковые таблички человек начал использовать почти 6 тысяч лет назад. Интересно, что именно в то времен появилось выражение «начать и чистого листа», которое дошло до наших дней.
Какую информацию писали античные и средневековые люди на воске? Чаще всего такие таблички применяли при обучении, а также использовали в качестве записных книжек. Воск – непрочное и недолговечное вещество, которое сильно зависит от температуры, поэтому важную историческую, юридическую или медицинскую информацию ему доверяли редко.
КНИГИ ИЗ ПАПИРУСА
Открытием писчего материала папируса древние египтяне обязаны растению с таким же названием, которое в изобилии росло по болотистым берегам реки Нил. Это замечательное растение, дальний родственник нашей осоки, годилось не только для письма. Из него делали плоты и лодки, сандалии, коврики, лекарства, его употребляли в пищу, использовали в строительстве, их него плели канаты и веревки, им топили печи. Из мягкой сердцевины подводной части растения научились изготавливать писчий материал, прообраз современной бумаги.
Первые папирусные книги выглядели совсем не так, как современные. Листы одного размера склеивались вместе в нужном для каждого текста количестве. Готовые листы обрабатывали кедровым маслом, а края свернутого в свиток папируса ошкуривали пемзой. Крайний лист крепился к прочной деревянной палке с утолщенными концами, вокруг этой палки сворачивали исписанный свиток. Каждый свиток сопровождал ярлык с информацией о содержании текста. На полке древних библиотек такие свитки хранили в горизонтальном положении.
Папирус, как и любой предмет растительного происхождения, со временем становился хрупким и ломким. Он боялся сырости и огня, легко деформировался при перевозке. По этим причинам сохранилось не так много античных свитков с исторической информацией. Со временем этот материал был вытеснен с рынка более прочным пергаментом. Производство некогда популярного писчего материала практически прекратилось, а древняя технология была утеряна. Ее удалось восстановить только в XX веке. Теперь на территории туристического комплекса Фараонова деревня в Гизе можно своими глазами увидеть процесс приготовления древнего материала из местного сырья, а также приобрести на память настоящий египетский папирус.
КНИГИ ИЗ КОЖИ
Книги из кожи животных, обработанные особым способом и пригодные для письма, изготавливали еще до нашей эры, задолго до изобретения бумаги. Такие книги называли пергаментными, было у них и официальное название – кодексы. Они имели натуральный белый или светло-желтый цвет. По желанию заказчика мастер мог окрасить страницы в другие цвета, а также использовать для нанесения букв цветные чернила. Самым лучшим материалом для выделки пергамента считали телячью, козью и овечью кожи. Такие книги стоили дорого, обладать ими могли только состоятельные люди. Для того, чтобы написанные тексты не расплывались и не стирались с кожаных страниц, были придуманы особые чернила на основе солей железа. Они прочно въедались в кожу, и удалить их можно было только одним способом – соскоблить со страницы ошибочно написанное слово или букву острым предметом, например ножом. Выделка кожи нужного качества требовала много времени и средств. Такие книги имели внушительный вес и специфический запах. Обложку пергаментных книг делали из более грубой и прочной кожи, она служила не только для красоты, но и для защиты более тонких внутренних листов. Часто такая обложка закрывалась на металлический замочек, а особо ценные издания еще и запирались на ключ.
Интересно, что на многих страницах древних книг имеются дефекты, глубокие царапины или даже рваные «раны». Это следы, оставленные острыми инструментами – скребками, которыми скоблили кожаные заготовки до получения минимальной толщины листа. Эти дефекты обрабатывались мастерами с большим искусством и фантазией: грубый разрыв обшивали по краям прочной цветной нитью, а глубокие вмятины или порезы с помощью красок превращали в орнамент или персонаж текста, помещенного на той же странице. Неожиданный рисунок в центре листа или сквозное отверстие с аккуратно обшитыми краями не являлись для читателя того времени чем-то необычным.
Именно в эпоху пергамента изготовители книг придумали специальную кожаную обложку-мешок для ношения книг небольшого формата на поясе или ремне. Задняя часть обложки имела удлинение с узлом на конце, с ее помощью книга крепилась к поясу «вверх ногами». Узел не давал ей выпасть из-за ремня и прочно удерживал в висячем положении. Когда у владельца появлялось свободное время, он мог прочитать несколько страниц, не снимая свою книгу с пояса.
В наше время уже не выпускают книги из пергамента, но можно купить бумажные издания, отделанные натуральной или искусственной кожей. Это, как правило, дорогие подарочные и коллекционные экземпляры. Красиво украшенная кожаная обложка, мягкая, прочная, приятная на ощупь, служит прекрасным украшением и защитой для хрупких бумажных листов.
КНИГИ ИЗ ТКАНИ
Мастера древнего Китая умели делать книги из шелка. Это была легкая и прочная ткань, устойчивая к чернилам из едких веществ, которые быстро высыхали на поверхности страниц. Шелковые книги, как и египетские папирусы, делали в виде свитков. Тексты особой важности в свернутом виде клали в лакированные шкатулки, это обеспечивало им дополнительную защиту от влажности и повреждений. Писали на таких книгах с помощью бамбукового или тростникового пера. Это было нелегко и требовало от писца большого мастерства. Со временем перья уступили место бамбуковым волосяным кистям, знатные люди украшали их ручки драгоценными металлами и камнями.
Тушь в шелковых книгах использовали только двух цветов: черной писали сам текст, а красной ставили знаки препинания и выделяли важные части. Позднее к этим двум цветам добавился желтый. Китайские писатели древности давали своим книгам очень поэтичные названия: «Книга перемен», «Книга пути и достоинства», «История сражающихся царств» и другие. Гражданские войны, смуты и мятежи, терзавшие страну нескольких веков, привели к тому, что огромное количество шелковых книг сгорело в пожарах или было утеряно. Ученые считают, что книги из шелка могли появиться в Китае еще в седьмом веке до нашей эры, но до наших дней их дошло не так много.
Сегодня текстильные книги снова входят в моду. Это книжки-игрушки для малышей, которые еще не умеют читать. Чем хороши современные книги из ткани? В первую очередь - своей необыкновенной живучестью. Такую книгу очень трудно порвать, ее можно стирать, чистить, она практически не мнется. Кроме этого, текстильные книжки мягкие, яркие, нарядные и имеют множество деталей, которые можно перемещать со страницы на страницу, прятать в тайные кармашки или вообще убирать со страницы.
Из материалов, которые нужны для изготовления текстильной книги, самыми подходящими считаются фетр, хлопок, пряжа, лен, шелк, трикотаж разных цветов, а также всевозможные пуговички, заклепки, шнуры для крепления деталей. Человек, создающий текстильные развивающие книги, должен обладать богатой фантазией. Техника изготовления может быть разной. Сделать своими руками простую текстильную книгу может даже новичок. Но создать экземпляры с массой мелких деталей и сложным сюжетом под силу лишь опытным мастерам.
Обычной бумажной книге ткань может послужить в качестве переплета. Такие книги выглядят очень необычно и используются для оформления подарочного или коллекционного экземпляра. Существуют переплетные мастерские, где можно заказать тканевую обложку для любимого издания. Такие ткани как бархат, шелк, плюш способны изменить внешний вид книги, сделать из нее настоящее произведение искусства. Существует специальный материал, который состоит из смеси разных тканей (хлопок, лен и другие). Перед тем, как использовать его в переплетном деле, для прочности и долговечности его обрабатывают особым раствором. Полученная в итоге переплетная ткань так и называется – книжная.
КНИГИ ИЗ БУМАГИ
Главный материал, из которого уже много веков делают книги – это бумага. Считается, что первыми ее получили китайцы. По традиции тех лет технологию производства держали в строгом секрете: ее разглашение каралось смертью. Долгое время Китай был единственной страной, где делали бумагу, пока во время одной из войн взятые в плен китайские мастера не выдали профессиональную тайну арабам. Так еще недавно секретная информация стала доступна для всех, и бумага начала постепенно вытеснять остальные материалы. Еще долгое время из-за несовершенства технологии ее стоимость оставалась высокой. Бумагу обменивали на металл и драгоценности, а китайцы делали из нее деньги, которые называли «летающими монетами».
В качестве сырья для производства бумаги первые мастера использовали разные подручные материалы: лоскуты шелка, хлопковые и льняные тряпки, волокна тутовых деревьев, побеги бамбука и ивы, водоросли, траву и даже старые негодные рыболовные сети. Способ производства в общих чертах была прост. Сырье варили в больших чанах с золой, отбивали молотком, отмачивали в разведенном крахмале с добавлением других растительных веществ. Получившуюся кашу половником наносили на бамбуковое решето. Жидкость стекала, а на поверхности решета оставалось густая вязкая масса. Эту массу высушивали и клали на некоторое время под пресс.
Когда секрет производства был раскрыт, производители разных стран стали придумывать новшества, как в технологии, так и в самом процессе, постепенно заменяя ручной труд на машинный. Были изобретены новые механизмы и специальные станки, использование которых увеличило выпуск бумаги и снизило ее стоимость. Постепенно новый материал смог потеснить все предыдущие и стать основным для изготовления книг.
В наши дни для производства бумаги во всем мире используется целлюлоза, которую получают из древесины.
КНИГИ ИЗ МЕТАЛЛА
В начале двухтысячных годов в пещере на севере Иордании один из местных пастухов случайно обнаружил древнюю библиотеку из семидесяти свинцовых книг. Несколько книг были размером с паспорт, остальные – с кредитную карточку. Металлические страницы с выбитыми на них христианскими текстами и рисунками были скреплены между собой проволокой. Книги сильно пострадали от времени, но изображения и надписи вполне разборчивы и отчетливо проступают на отдельных пластинах. Возраст свинца найденных книг датируется началом первого века, но исследование иорданских книг продолжаются. Если ученые докажут их подлинность, библиотека будет признана одним из самых ценных памятников культуры ранних христиан.
Находка в Иордании - не единственный пример использования металла в производстве книг. Еще одна интересная находка – золотая книга древних этрусков, случайно обнаруженная в Болгарии при строительстве канала. Книга состоит из шести страниц размером 4,5 сантиметра, скрепленных кольцами. Золотые странички содержит текст на древнем этрусском языке, а также изображения людей, животных предметов быта и музыкальных инструментов. Ученые считают, что ее изготовили в 660 году до нашей эры.
Металл использовали в изготовлении книг и в нашей стране. В 1935 году вышло издание «Качественная сталь СССР», которое предназначалось для металлургов. Обложка книги была выполнена из стали толщиной один миллиметр, она крепилась к бумажной книге с помощью металлических заклепок. Для оформления этого издания были привлечены промышленные лидеры того времени – заводы «Серп и молот» и «Спецсталь». Интересно, что закладка, которая прилагалась к книге, тоже была стальной.
В тридцатые годы прошлого века, когда наша страна переживала промышленный и экономический подъем, были очень популярны книги с металлическими вставками – барельефами на обложке. Например, в 1936 году в продаже появилось издание «Танкисты». На обложке был размещен металлический барельеф с изображением танка. Барельеф сделали так, как будто танк своими огромными гусеницами едет прямо на читателя. Название книги, также выполненное из металла, ее создатели укрепили на модели танка в виде отдельной таблички.
В те же годы вышли и другие книги с барельефами и металлическими элементами. Латунь и сталь высокого качества, которые использовались при оформлении, вместе с патриотическим содержанием должны были создавать у читателя ощущение силы и мощи родного государства. Бумажные книги с цельнометаллической обложкой или элементами металла, созданные в нашей стране в советскую эпоху, сегодня являются большой редкостью и предметом коллекционирования.
Цельнометаллические книги изготавливают и в наши дни. В лавках церковной утвари, на ярмарках мастеров, в магазинах, продающих драгоценные изделия, можно купить изящные миниатюрные книжечки-подвески с короткими текстами молитв. Такие молитвенники носят на цепочке или шнурке. Металлические молитвенники изготовлены из серебра высокой пробы или золота. Каждый из них может содержать несколько страниц с христианской символикой и искусно выплавленными буквами.
КНИГИ ИЗ ДЕРЕВА
Дерево наряду с металлом с давних времен использовалось человеком для производства книг. Бамбуковые и деревянные книги до изобретения бумаги были очень распространены на Востоке, особенно в Китае. Деревянные дощечки из сосны, ивы или тополя шлифовались до блеска, а бамбуковые пластины определенного размера обрабатывали огнем для их защиты от насекомых и избавления от лишней влаги. Текст на дощечки и пластины наносился тушью с помощью тонких кистей, а между собой деревянные страницы скреплялись скобами, тонкими кожаными ремешками или шелковыми нитями. Иногда из дерева делали только обложку, а внутренние листы были берестяными. Такие книги изготавливают и сейчас, только береста в них уступила место привычной для нас бумаге. Деревянные обложки выглядят очень необычно и в наше время используются для украшения блокнотов и записных книжек.
В Индии и Европе, в том числе и на Руси, для изготовления книг долгое время использовали доступную бересту. После обработки она становилась мягкой и пригодной для нанесения текста. Писали на бересте специальными костяными палочками с заостренным концом. Сверху палочки имели отверстие для кожаного шнурка или бечевки, за которые их подвешивали к поясу. Для удобства и красоты многие из таких книг «одевали» в обложку из ткани. Самым старым из найденных на сегодняшний день берестяных книг более тысячи лет, их обнаружили в Индии.
Задолго до нашей эры жители восточных стран научились делать книги из пальмовых листьев. Они были популярны в Индии, Лаосе, Индонезии и соседних странах. Изготавливали их из пальмы, материала, который в изобилии рос в жарком и влажном климате. Собранные листья обрезали до нужного размера, обрабатывали кипятком, сушили, разглаживали и окуривали специальным составом. Такой способ обработки должен был придать листьям нужную гибкость. Полученные страницы имели непривычный для нас вид: их делали в виде узких длинных полосок, на каждую из которых текст наносился кистью или пером, а иногда – острой иглой и даже рыбьей костью. В листах-полосках делали отверстия, через которые продевали веревку, скрепляющую листы вместе. Учитывая хрупкость такой книги, обложку для нее изготавливали из прочных материалов – дерева, слоновой кости, металла, рога.
Для хранения пальмовых книг требовались особые условия. Но, несмотря на все меры предосторожности, они могли сохраняться лишь ограниченное время. Для пальмовых страниц представляли опасность и влага, и чрезмерная сухость воздуха, и насекомые. Когда книга, содержащая ценные записи, приходила в ветхое состояние, ее приходилось переписывать на новые, свежие страницы. До наших дней дошло несколько таких книг, их можно увидеть в музеях восточных редкостей.
КНИГИ ИЗ СТЕКЛА
В то, что существуют книги из стекла, трудно поверить. Казалось бы, нет никакого смысла изготавливать их из такого хрупкого, тяжелого и очень недолговечного материала. Но они существуют! В наше время на стекольных заводах и в мастерских выпускают не только стеклянные, но и хрустальные книги. Правда, они редко используются для своего прямого назначения – для чтения. Эти предметы делают на заказ в качестве элегантного сувенира или приза учителям, журналистам, редакторам, победителям различных литературных и других творческих конкурсов. Иногда это просто стеклянная имитация тетради или книги с раскрытыми страницами, а иногда изображение дополняют стеклянная чернильница и перо – дошедший до нас из глубины веков символ ученичества и писательского труда. Стеклянные книги изготавливают методом литья, а хрустальные вырезают из массива алмазным инструментом.
Подарочная книга из-за своей хрупкости вручается в специальной коробочке с бархатной подкладкой. На стеклянных страничках можно выгравировать текст с поздравлением или словами благодарности.
НЕСТАНДАРТНЫЕ КНИГИ
В изготовлении книг человек всегда проявлял большую фантазию, продолжает он это делать и в наши дни. Вот примеры самых необычных изданий. Некоторые из них можно увидеть только в музее, а некоторые – на полках современных магазинов.
Круглые – непонятно, зачем были созданы книги такой необычной формы, но выглядят они очень оригинально. Одно из сохранившихся изданий выпущено в 1480 году, текст в нем написан на французском и латинском языках. Книга содержит более двухсот страниц с иллюстрациями и с трех сторон закрывается на металлические замочки. Еще одну похожую книгу сделали в бельгийском городе Брюгге в 1590 году в подарок епископу. Естественно, что у нее религиозное содержание, она искусно оформлена и имеет кожаную обложку.
Миниатюрные – книги очень маленького размера. В средние века выпускали такие крошечные книжки, что они могли поместиться в дамской перчатке. Обычно это были молитвенники. Часто они представляли собой настоящее произведение искусства, так как были изготовлены и расписаны с большим мастерством. Европейские правители и богатые вельможи, жившие в 13-14 веках, заказывали себе уникальные маленькие книжечки, украшенные кожей, редкими металлами и драгоценными камнями. К такой книжечке часто прилагалась лупа, без помощи которой было трудно прочесть буковки на миниатюрных страничках.
Для переноски маленьких книг изготавливали специальные шкафчики, а также особые футляры. Например, французский император Наполеон был поклонником миниатюрных изданий и во время своих военных походов возил с собой кожаный футляр с любимыми произведениями, в закрытом виде этот футляр выглядел как большая книга.
Карманные издания делали не только для взрослых. В 1942 году в Лондоне издатель Джон Ньюбери выпустил книгу, которую считают пионером детской литературы. Называлась она «Маленькая хорошенькая карманная книжечка» и по своей сути являлось английской азбукой. Книга состояла из поучительных песен, стихов и пословиц, которые должны были научить маленьких читателей грамоте и хорошим манерам.
В наше время продолжается выпуск подарочных и коллекционных изданий маленького размера. Среди таких книг встречаются подлинные произведения искусства. Коллекционирование миниатюрных книг снова в моде. Такое издание – прекрасный и необычный подарок всем любителям чтения.
Гигантские – оказывается, существуют и такие! Они способны поразить воображение своими необычными размерами. Вот несколько примеров.
Книга, которая признана самой большой в мире по общей площади, создана в России в 2004 году, она так и называется – «Самая большая книга для малышей». Ее размеры - три на шесть метров, а весит она почти полтонны. В книге всего три страницы, на которых написано двенадцать стихотворений лучших российских поэтов. Книга, для переноски которой требуется пятнадцать человек, выставлялась на крупнейших международных книжных ярмарках.
В 1976 году в США создали издание под названием «Суперкнига». Ее размеры 3,07 на 2, 74 метра, а весит она 253 килограмма.
Среди старинных «великанов» самой известной считается «Гигантский кодекс». Говорят, что один чешский монах писал ее больше двадцати лет. В книге есть не только текст, но и цветные иллюстрации. Написана она по латыни и содержит тексты священных писаний, а также исторические и медицинские трактаты. Размер этого редкого рукописного издания 91 на 50 сантиметров.
СИМВОЛИЧЕСКИЕ КНИГИ
Любовь человека к чтению настолько сильна, что иногда он стремится продемонстрировать привязанность к любимому занятию самым неожиданным образом. Для этого люди создают книги, которые и книгами-то назвать можно лишь символически. Например, ландшафтные дизайнеры любят украшать парки и скверы цветочными клумбами в виде открытой книги. Роль страниц и переплета в этом случае выполняют каменные формы и металлические основания, а строчками выступают цветущие растения или газонная трава. Конечно, эту книгу нельзя взять с собой, ее невозможно прочитать, но она напомнит каждому прохожему о пользе чтения, об удовольствии от встречи с любимой книгой.
Другой предмет, предназначенный не для чтения, но для красоты и освещения – светильник-ночник «Книга». У светильника несколько страниц, его можно положить или подвесить к потолку. А можно в сложенном виде поставить на полку рядом с настоящими изданиями. Светящийся корешок будет служить ночником и освещать помещение приятным мягким светом.
Существуют книги-скульптуры, книги-картины, книги-часы, книги-игрушки и книги-конструкторы, книги-панорамы и даже ароматические книги. Некоторые книги необходимо запечь в духовке, чтобы на их белых страницах проступил текст с кулинарными рецептами. Созданы трехмерные книги и объемные автобиографии с обложкой в виде головы героя повествования. Придумана даже так называемая «вечная книга»: по мнению автора, на ее прочтение человеку не хватит целой жизни.
Конечно, главной ценностью любого издания было и остается его содержание. Но нет предела человеческой фантазии! Пока существует этот мир, люди всегда будут стремиться украсить и разнообразить внешний вид книги, чтобы сделать более приятным одно из самых прекрасных и доступных им занятий – чтение.