«Березка» – русская душа

Яркий летний день в зените, изумрудный ковер бескрайнего поля с синими искорками васильков и вспышками озорных ромашек. Платок лазурного неба и тонкая, трогательная березка, склонившая легкую веточку, словно в поклоне после танца. В сердце русского человека эта картина неизменно вызывает щемящую, теплую нежность. Образ, который через века накрепко связал народ и природную силу родной земли. С древних времен на Руси береза ассоциировалась с молодой, красивой и доброй девушкой. А истоки этого символа таятся в далеком прошлом, когда древние славяне поклонялись Берегине или Ладе – главному женскому божеству, олицетворявшей Мать-природу, ее вечное обновление и гармонию жизни. Ладушка защищала и оберегала людей, даровала им земные богатства, направляла к свету и добру. Именно поэтому считается, что береза может унять боль и успокоить сердце человека, если ее обнять и нашептать, что гнетет и тревожит. Простое русское дерево береза, про которое во все времена слагали сказки и которое с любовью и трепетом воспевали в стихах. У Всеволода Рождественского есть такие замечательные строки:

Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.

Он делит с ней радость и слезы,
И так ее дни хороши,
Что кажется — в шуме березы
Есть что-то от русской души.

А сколько дивных картин написано в знак восхищения и обожания к березке? Не перечесть. Среди всего этого богатства красок есть совершенно особенное явление – хореографический ансамбль русского народного танца «Березка», который прочно завоевал сердца людей по всему миру. Хоровод красивых стройных девушек в нарядных сарафанах, словно плывущих по сцене, знают практически в любом уголке света. Хореографические постановки «Лебёдушка», «Цепочка», «Прялица», «Сударушка», вальс «Берёзка», «Большой казачий пляс», «Праздничная плясовая», «Сибирская сюита», «Ямщики», «Русский фарфор», «Времена года» по праву считаются символами современной русской культуры, шедеврами вкуса и выдумки. А началось все так…

3 июня 1904 года (по другим данным в 1908 году) в литовском городе Вильна, ныне Вильнюс, в семье Сергея и Александры Бруштейн на свет появилась очаровательная девочка Наденька. Отец ее работал врачом и впоследствии стал одним из основоположников советской физиотерапии, организатором системы усовершенствования врачей. Мать, Александра Яковлевна, участвовала в революционном движении, состояла в организации «Политический красный крест», подбирала репертуар для детских театров. Чуть позже она стала замечательным драматургом и писателем. Ее перу принадлежит пронзительная и светлая трилогия детских воспоминаний «Дорога уходит в даль». После революции семья Бруштейн переехала в Петроград, где Надя закончила Выборгское коммерческое училище. Окончив школу, девочка заявила, что хочет заниматься танцами. Родители были в недоумении, поскольку считали, что их дочь тянется к точным наукам – учеба давалась ей удивительно легко, она успевала по всем предметам и поражала учителей своим живым, острым умом. Сама же Наденька заболела танцем еще в начальной школе. Много лет подряд ее семья выезжала на летний отдых в живописные окрестности реки Кама. Там она становилась свидетельницей сказочных картин народных гуляний и праздников. Песни, танцы, обряды, задорные переплясы, стремительные хороводы буквально околдовали маленькую Наденьку. Вернувшись к школьным будням она увлекала всех своих подружек в процесс сотворения танцевальных номеров. В любом, месте, даже в самом простом и холодном помещении, стоило ей начать танцевать, как она попадала в совершенно другой мир: с цветущим полем, шепчущим лесом, ощущением искрящегося, звенящего восторга в груди.

Несмотря на сдержанную реакцию мамы и папы, Надежда параллельно с училищем поступила в государственную балетную школу, где ее наставниками стали легендарные Агриппина Ваганова, Николай Легат и Александр Монахов. Все свое свободное время она отдавала балетному классу, с упорством оттачивая каждый жест, каждый поворот головы. Обладая поразительной трудоспособностью, помноженной на страстное желание и несомненный талант, она стремилась доводить свои партии до совершенства. Результат такого преданного отношения к делу не заставил себя долго ждать. Уже на выпускном показе Надежду пригласили танцевать не куда-нибудь, а сразу в Большой театр. Домой девушка летела, как на крыльях и, вихрем забежав домой, бросилась в объятья к матери с криком: «Я уезжаю в Москву! Я – артистка балета!». Так сбылась ее заветная мечта: жить танцем, дышать сценой, раствориться в творчестве.

В 1924 году состоялся переезд Нади Бруштейн в Москву. А дальше начались нелегкие трудовые будни, почти десятилетие изнурительных балетных классов и как итог блестящие партии в балетах «Лебединое озеро», «Конёк-горбунок», «Дон Кихот», «Красный мак», «Баядерка», «Раймонда», да всех не перечесть. Она перетанцевала на сцене все возможные народные танцы: русские, венгерские, белорусские, испанские. Озорные, стремительные танцевальные мотивы в ее исполнении вызывали искренний восторг как у зрителей, так и у строгих критиков. В 1931 году параллельно с работой в Большом театре, Надежда Бруштейн начала выступать на эстраде и ставить собственные номера в качестве балетмейстера, в связи с чем через некоторое время уволилась из Большого. В годы Великой Отечественной войны она ставила народные танцы для ансамбля Сибирского военного округа и Карельского фронта, поднимая боевой дух красной армии и вдохновляя советских солдат на подвиги. После долгожданной Победы ей предложили возглавить коллектив народного хора в городе Калинин (современная Тверь) и после некоторых раздумий Надежда Сергеевна с присущей ей энергией и энтузиазмом принялась за работу. Впервые став не только балетмейстером, но и руководителем народного коллектива, она стала методично собирать и изучать колоритный русский фольклор. Именно в это время к ней пришла идея создать особенный, ни на что не похожий танец, который положил основу абсолютно новому направлению в эстрадном искусстве. Однажды в руки к Надежде Сергеевне попала старинная открытка с изображением русского хоровода. Девушки на картинке держали в руках веточки березы. Эта картина словно оживила в ней далекие детские воспоминания о народных гуляниях и празднествах, оставившие в ее душе очень теплые чувства.

Хоровод оказался тем самым ключиком к ларцу с сокровищами. Это знакомое каждому из нас слово пришло из глубины веков и означало раньше «ходить посолонь», то есть повторять движение солнышка. На Руси этот танец был и забавой, и обрядом и способом освободиться от тяжелых чувств и усталости. А еще, как ни странно, в хороводе тренируется тело: тянутся мышцы, правятся суставы и связки. Хороводы всегда очень точно отражают то или иное время года и, как у Матушки природы, все гармонично сочетается: темп, ритм, движение, песня. Единство человека с окружающим миром, чистая красота этой связи.

Так появился самый первый хореографический номер, который исполнялся под песню «Во поле березонька стояла». В 1948 году на фестивале сельских народных талантов шестнадцать подопечных Надежды Сергеевны закружились в диковинном узоре русского хоровода. Первыми танцовщицами хоровода «Березка» стали молодые колхозницы Калининской области. Статные, величавые красавицы в длинных сарафанах словно сошли с той самой открытки, которую Надежда случайно увидела в ворохе документов. Под длинными пышными юбками танцовщиц совершенно не было видно движений их ног, что создавало удивительную иллюзию скольжения по полу. Зрители удивленно вставали со своих мест, пытаясь разглядеть как же удается исполнительницам так плавно плыть по сцене. Одни из них были убеждены, что девушки стоят на месте, а вращается пол под их ногами, другие с жаром утверждали, что к ногам танцовщиц приделаны колесики. Но даже не это чарующее, таинственное волшебство движений завораживало смотрящих. Ощущение от танца были такими, как будто на зрителей повеяло ароматом весны, свежим ветерком в поле. Перед взором уже был не хоровод на сцене, а березовые рощи под синем небом и безбрежные родные просторы. Не удивительно, что успех у номера был просто ошеломительный, а хоровод признали настоящим открытием в эстрадном воплощении русского народного танца. Номер настолько полюбился публике, что Надежду Сергеевну попросили восстановить его с профессиональными танцовщицами и представить его на сцене московского театра «Эрмитаж». Это событие перевернуло всю ее жизнь, дав старт целой эпохе удивительных творческих свершений. Переживания были настолько яркими, что она даже решила сменить свою фамилию на псевдоним Надеждина. Показ состоялся 15 мая 1948 года. Этот день считается днем рождения знаменитого коллектива. Именно с этого момента началась история одного из самых ярких ансамблей русского народного танца, управлению которым Надежда Надеждина отдала всю свою жизнь. Найдя для себя золотую творческую жилу, балетмейстер в совершенстве овладела искусством переложения образа народной фантазии в рисунок танца, что позволило ей создавать яркие, самобытные постановки. Среди них такие шедевры как «Карусель», «Лебёдушка», «Берёзка», «На осенней ярмарке», «Северный старинный хоровод». При этом техника и главная изюминка всех номеров – уникальный плавный шаг – до сих пор держится в строжайшем секрете. Бытует легенда, что поступающие в ансамбль танцовщицы дают клятву о том, что секрет их плавного шага не будет разглашен. А поклонники и хореографы всего мира бьются над этой загадкой уже не первое десятилетие.

В создании чарующего и прекрасного женского образа не последнюю роль играют костюмы танцовщиц. Художник по костюмам – роль сложная и ответственная, ведь именно на нем лежит множество задач как творческих, так и организационных. В случае с ансамблем «Березка» есть еще и техническая составляющая, поскольку конструкция сарафанов должна обеспечивать идеальную неподвижность в танце. А еще необходимо грамотно подобрать цвета. Платочек в цвет неба, кружева, словно легкие белоснежные облака или крылья нежной лебедки. А еще и реквизит! Ведь визитной карточкой ансамбля служит веточка березы. Первым таким художником в коллективе была Любовь Силич. Она также была верным другом и соратником Надежды Надеждиной, а в последствии передала свои знания художникам по костюмам Григорию Белову и Татьяне Шаминой, которые с трепетом продолжили ее дело. Сегодня за время двухчасового представления артисты меняют до 20 костюмов и головных уборов.

Со временем чисто женский репертуар ансамбля стали разбавлять мужскими партиями. Интересно, что в древности заводил и закручивал хоровод именно мужчина. На эту интересную мысль набрела сама Надежда Сергеевна и решила воплотить задумку в жизнь несмотря на многие предостережения коллег и друзей. Ведь в стране уже были очень успешные коллективы народного танца с мужскими, женскими и парными партиями. Однако Надеждина решила не слушать советов и приступила к делу. Тут уже у хореографов было куда развернуться - какие сочные, яркие образы можно достать, словно из расписного ларца: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Кащей Бессмертный! И вот в 1959 году в «Березку» влились танцовщики-мужчины, а также был создан оркестр русских народных инструментов. Появились мужские, парные и массовые танцы, что добавило разнообразия и колорита в сложившееся программы. Появились номера «Ямщики», «Балагуры», «Топотуха» и другие. Всего же за время управления ансамблем Надежда Сергеевна поставила более сорока уникальных танцев. Ни один из них не был бессмысленным или проходным, каждый основывался на тщательном сборе исторической фактуры. Источником для вдохновения Надеждина считала чистоту и величие народного искусства, поэтический образ русской красавицы.

Безусловно, это красота не только внешняя, но и наполненная творчески, эмоционально. Танцовщица «Березки» — это не симпатичная заводная кукла, взмахивающая платочком. Все солистки гармонично развитые личности: их интересует живопись, литература, история, культура, иностранные языки. Как добиться выразительности при минимуме движений? При этом особенностью танца в классических хороводах «Березки» является отрешенный, как будто направленный в пространство взгляд солисток. Что при этом остаётся в качестве инструмента для выражения чувств? Пластика, живой душевный огонь, который проливается удивительным светом на сцене, его просто невозможно имитировать, сыграть. Именно в поисках этого чистого, живого света в коллектив «Березка» пришел однажды легендарный советский режиссер Иван Александрович Пырьев. И тут же пригласил танцовщиц сняться в своем фильме «Кубанское казаки». Фильм получился колоритный, яркий, хоть и получал противоречивые отзывы от руководства страны и зрителей. Еще через десять лет главную роль в фильме «Девичья весна» сыграла солистка ансамбля Мира Кольцова. К коллективу, его создательнице и артистам пришла настоящая слава. В 1950 году Надежде Сергеевне была вручена Государственная премия СССР. Еще через десять лет «Березке» была присуждена Золотая медаль Мира имени Жолио-Кюри и в этом же году легендарной танцовщицы и балетмейстера Надежды Надеждиной не стало. Бразды правления перешли к ее лучшей ученице, близкой подруге, солистке ансамбля и преданной соратнице Мире Михайловне Кольцовой. Она управляла «Березкой» и создавала танцевальные композиции чисто в «надеждинском» стиле более шестидесяти лет.

Вот только несколько примеров блестящих постановок легендарного ансамбля:

Хоровод «Березка»

Образ самой первой постановки тесно связан с русской природой. Танцовщицы здесь предстают в образе гибких и легких березок, создавая иллюзию прогулки по весенней роще. Девушки одеты в длинные тяжелые алые сарафаны, белоснежные кружевные сорочки с вышивкой и скромные кокошники. Со сцены в зрительный зал веет весной, свежестью, чистой радостью. Это воплощение пробуждения самой жизни и тепла в каждом сердце.

Хореографическая сюита «Защитникам Отечества посвящается»

Этот номер был поставлен хореографом Мирой Михайловной Кольцовой на музыку народной артистки СССР Александры Пахмутовой. Несмотря на кажущуюся простоту задачи, поставить танец на военную тематику довольно сложно. Необходимо найти такой хореографический язык, чтобы у зрителя возникало чувство сопричастности к истории, героическим поступкам молодых людей, чью жизнь разом перечеркнула война. Балетмейстер нашла очень интересное решение, поставив как бы номер в номере, показав одновременно грусть девушек, проводивших любимых на фронт, солдатские будни и триумфальную Победу.

Номер «Колокольцы»

Пожалуй, один из самых ярких номеров ансамбля, словно прекрасная ожившая картина. Красные девицы собрались на лужок, затеяв веселую игру в колокольчики. Лентой плывут льняные сарафаны, кружатся красные шелковые ленты, заплетенные в косы. Музыка приближена к народным мотивам, тут и свирель, и звонкий рожок и протяжная жалейка.

Танцевальная сцена «Русские сувениры»

Жемчужина репертуара «Березки» - фантазия на тему широкой русской души, гостеприимства, исполненная бездной тонкого юмора. Надежда Сергеевна Надеждина с блеском добилась ощущения, что фигуры – это ожившие товары в сувенирной лавке. Посетители ушли, свет погас и в пляс пускаются нарядные куклы, чайники, балалайка. Все это легко, задорно, стремительно.

Танец «Цепочка»

Еще одна визитная карточка знаменитого ансамбля и танец, совершенно не похожий ни на один из других хороводов. Здесь, как ювелирное украшение сплетаются в цепочку изящные руки танцовщиц, образуя живые, затейливые фигуры. Перед внутренним взором тут же возникают бескрайние просторы, густые леса, бурные реки. Хозяйка медной горы: гордая, сильная, справедливая и жизнь, как цепь, долгая и прочная.

Номер «Топотуха»

Это не просто танец, это настоящая иллюстрация того, как на Руси парни знакомились с девушками и ухаживали за ними. Эмоциональные и красивые истории искусно вплетены в общий узор танца. Главная черта номера заключается в жизнерадостности и характере, а основной элемент – топот, которым и смех можно выразить и негодование.

Танец «Сибирская сюита»

Юмористическая постановка в 3-х частях, почти полноценный спектакль. В первой части «Посиделки» зрителя только приглашают окунуться в атмосферу земли сибирской, прикоснуться к многовековым традициям. Вторая картина «Охота на медведя» описывает сборы людей в лес и подготовку к охоте на зверя. Финальная часть действа «Плясовая» и тут косолапый «Царь леса» становится главным героем дня, лихо отплясывая в хороводе и раскрывая за своей косматой маской добрый и веселый нрав. Тут и шутка, и серьезный намек всем чужеземцам не воспринимать сибиряков, да и весь русский народ, неповоротливым и свирепым медведем. Итог охоты оказывается весьма неожиданным, мишка не только не повержен, он сплотил всех вокруг себя, став символом единения, дружбы и добросердечности.

Известность коллектива «Березка» не ограничивалась только Советским Союзом. Артисты побывали более чем в 80 странах мира, включая США, Японию, Аргентину, Вьетнам, Китай, Испанию и другие. На Кипре артистам пришлось танцевать композицию «Масленица» в тулупах и валенках, когда температура воздуха перевалила за 40 градусов. Другой интересный, но тревожный случай произошел в Латинской Америке, куда «Березка» привезла свою программу. В сентябре 1973 года труппа начала гастроли с транзитной остановки в Чили. Приземлившись в аэропорту Сантьяго, артисты отправились в гостиницу, где их ждал завтрак. Во время трапезы артисты услышали, что из транзисторов звучит встревоженный голос диктора и раздаются звуки выстрелов. Оказалось, что только что в стране начался военный переворот. Ни о каких выступлениях уже не было и речи, солисты не могли покинуть территорию гостиницы. Артистам пришлось пятнадцать суток ждать, пока их не вызволят из ловушки советские дипломаты. После одного из выступлений в Париже французские журналисты с восторгом описывая «надеждинские» хороводы, писали: «Чтобы понять русского человека достаточно один раз посмотреть на «Березку». Практически все сошлись во мнении, что, по сути, феномен ансамбля представляет собой малую энциклопедию русской культуры. В 80-х и 90-х годах спрос на русскую культуру вырос еще больше. Гастрольный график был настолько плотным, что артисты не успевали разбирать и собирать чемоданы. И в это же время коллектив лишился своей репетиционной базы, на которой много лет создавались и оттачивались знаменитые на весь мир номера. До 1990 года коллектив занимал здание Церкви Преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского монастыря, расположенного на улице Петровка в Москве. Пришли новые, трудные времена и труппе пришлось покинуть помещение, ставшее вторым домом. Начались долгие скитания по различным площадкам, зачастую совершенно не предназначенным для творчества. Порой артистам приходилось танцевать на деревяшках вместо пола или обувать валенки, поскольку помещения не отапливались. Только через шестнадцать лет «Березка» обрела свою постоянную репетиционную базу. Ей служит бывший особняк мецената Сергея Тимофеевича Морозова в Леонтьевском переулке.

Сейчас «Березка» продолжает свое триумфальное шествие по планете: фестивали, концерты, гастроли. Все так же ярко, задорно и очень красиво. Было подсчитано, что за время своего существования солистки прошли своим уникальным скользящим шагом более 47 тысяч километров, что превышает длину экватора Земли.

15 мая 2023 года ансамблю «Березка» исполнилось 75 лет! Почи вековая история этого уникального коллектива знала взлеты и падения, преграды и победы, но сквозь годы и вихри перемен неизменным остался тот глубокий душевный трепет, охватывающий при одном только взгляде на плавное течение русского хоровода. Бесценный дар, наследие, которое оставила после себя выдающийся человек и блестящий хореограф Надежда Сергеевна Надеждина. Она подарила нам совершенно особенный, неподвластный времени жанр танцевальной новеллы, в котором живет и сияет всеми гранями таланта бессмертная русская душа.