Сборник рассказов "Я и моя бабушка"

Моя мама по молодости очень любила путешествовать, с одного места работы на другое. То, она в библиотеке работала, то корреспондентом в местной газете, то пыталась учителем в д. Морозово устроиться на работу, окончив педагогический институт, то окончила нефтяной техникум и отправилась на вахту, денег зарабатывать. А меня к бабушке на воспитание определила, так как я был ребёнок спокойный и болезненный в то же время. Бабушке очень нравилось с внуком заниматься: то с того света меня вытаскивает, то грамоту в меня вкладывает, скучать некогда. Жизнь у неё интересной стала. Да я ещё и приставучий был по части «Почему?». Всё мне интересно было:
- Почему плохо, когда болеешь? Почему люди болеют? Почему бывает страшно?
И так далее. Что-что, а терпения бабушке Лене было не занимать… Мама Валя от моих вопросов в сон впадала, а бабушка внуку подробно всё объясняла.
Но, похоже, и у бабушек терпение не вечное. Как-то раз принесла бабушка из магазина 1 килограмм трюфелей и сказала мне:
- Ты, внучок, буквы уже знаешь. Слова из них складываешь. Давай-ка читать учиться будем. Вот тебе «Азбука». Прочитаешь за неделю - конфеты твои.
Книга толстая, неделя длинная, конфет жуть как хочется. Принялся я сразу за книгу. Начало оказалось совсем простым, картинки да буквы. Потом сложнее стало, рассказы пошли и сказки, со стихами. Через три дня я бабушке говорю:
- Бабушка, я азбуку прочитал.
А она мне:
- Ну, прочитал и хорошо. Сейчас проверять будем.
Открывает посередине учебник и спрашивает:
- О чём рассказ этот?
- Про мальчика, который жадный был, делиться не умел.
Переворачивает она несколько страниц:
- А эта сказка о чём?
- Про петуха, который не слушался и к лисице в лапы попал.
Отлистывает бабушка назад, останавливается на стихотворении.
- А стишок про что?
- Про человека, который невнимательный был, гулял и в неприятности попадал, – отвечаю я.
- Молодец, - говорит бабушка, – заслужил свои конфеты. Только не ешь все сразу.
И рассказала мне, что в давние времена люди не умели делать конфеты, и сладкое встречалось очень редко, и было оно дорогим, не каждый мог себе позволить купить даже сахар, не то что конфеты. Семьи были большие, еды было мало. Купит папа кусок сахара, а куски были большие, повесит его на нитке над столом, дети сидят, чай из травы пьют, на сахар посматривают, вроде как и сладко становится. Пить чай вприглядку это называлось. Редко, когда гости приходили, сахар в чай обмакивали, а затем обратно вешали.
Потом сахар дешевле стал. Стали его в каши добавлять, в чай класть, конфеты из него делать. И люди кушать стали охотнее то, что раньше безвкусным было. Только и вред оказался от этого. Кто много сладкого кушать стал, у того проблемы с зубами начались, и болезнь страшная появилась – диабет сахарный. Мучаются те люди, всю жизнь, излечиться не могут. Врачи ищут лекарство, да найти не могут. Самое верное лекарство от этой болезни: сладкого с детства много не кушать. Меру человек должен знать в еде. А чтобы эту меру соблюсти, нужно в узде себя держать. Когда хочется, не позволять себе вредного. А всё, что содержит сахар, вредно: конфеты, торты, пирожные, печенье. Много за раз есть нельзя. А понемножку можно.
Так я читать научился, а за одно и узнал, что не всё, что хочется, полезным бывает!
Конфеты же я с друзьями разделил и съел. Неделю на улицу таскал.


1) Кто главный герой? Охарактеризуйте его.
2) Почему бабушка терпеливая?
3) Что такое трюфеля?
4) За что похвалила бабушка мальчика?
5) Какая польза от сахара?
6) Какой вред от сладкого?
7) Что значит – держать себя в узде?
8) Как мальчик справился с соблазном?
9) Много ли сладкого ешь ты?
10) Нужно ли, по твоему мнению, рассказывать о вреде сладкого?



Про панику.

Как-то смотрел я один фильм про войну. Показывают там взрывы, пулемёты строчат, автоматы, танки рычат. Фрицы на город нападают. Гражданские люди убегают, по ним стреляют, они падают, гибнут один за другим. И спросил я бабушку:
- Бабушка, а почему люди убегают? Ведь лучше спрятаться. Их бы тогда не заметили.
Бабушка мне и отвечает:
- Эх, внучек, если бы так легко это было сделать! Когда рядом снаряды взрываются, люди близкие замертво падают, человек испытывает панику. Паника - это очень сильный страх за свою жизнь. И испытывают её как дети, так и взрослые. Но дети в отличие от взрослых прячутся, а взрослые почему-то убегают. И вот поэтому они гибнут. Лишь немногие способны совладать с таким страхом.
- А почему немцы не боятся? – спросил я.
- А немцы не боятся, потому что солдаты. Солдат долго учат свой страх преодолевать. Они перестают бояться погибнуть, потому что привыкают к смерти рядом. Прежде чем напасть на нашу страну, Германия захватила почти всю Европу, много стран, и её солдаты уже привыкли к смерти.
- А где наши солдаты? – снова спросил я.
- А наши солдаты почти все полегли на границе, чтобы не допустить на нашу Родину врагов. Немцы выбрали очень удачное время для нападения, наша армия тогда перевооружалась. Устаревшее оружие ещё не сдали, но новое вооружение в армию не поступило. Немцы напали с танками, самолётами, мотоциклами, пулемётами и автоматами. А наши солдаты вооружены были винтовками, пистолетами, шашками, на лошадях и подводах. Вот и полегли почти все. Но некоторые очень долго сражались. Как, например, защитники Брестской крепости. Они сражались до последнего патрона. И даже немцы отдавали им заслуженные воинские почести. Так вот началась война. Защитники пали, мирные граждане в панике бежали.
Фильм закончился. А вопросы у меня остались.
- А в мирное время люди паникуют? – спросил снова я.
- Как не паникуют? – ответила бабушка. – На пожаре, например, или при наводнении, при ураганах или снегопадах. И так же часто гибнут из-за паники, как и на войне, поддался страху - и всё. Считай пропал человек. Бывает, не только сам погиб, но и близких погубил. Страх - он среди людей заразителен. Как Зараза распространяется быстро и неумолимо. И не спрячешься от него. Только побороть можно.
- Вот ты чего боишься? – спросила бабушка.
- Темноты и одному остаться.
- Вот и нужно тебе научиться побороть свой страх. Где один страх победишь, там и другие страхи спасуют перед тобой. А благодаря этому и другим помочь сможешь.
Так и начал я учиться бороться со своими страхами.

1) Что такое паника?
2) Кто подвержен панике?
3) Как можно победить панику?
4) Почему немцы отдали почести защитникам Брестской крепости?
5) Подбери слово с противоположным смыслом к слову страх?
6) Каким должен быть настоящий защитник Родины?




Почему на воре шапка горит?

Однажды бабушка разбирала вещи у мамы, там была огромная куча книг. Почему куча, спросите вы. Да потому, что стояли они не в шкафу или на полке. А были спрятаны в ящики и чемоданы. И на глаза мне попала одна смешная книжка «Фразеологизмы русского языка», там были такие смешные картинки, в жизни такого не бывает. Бегут два мужчины с огромными ножницами, а от них медведь в панике убегает и надпись: «Делят шкуру неубитого медведя». Мужчина в гору катит огромный камень и надпись: «Сизифов труд». Стоит мужчина, а на голове у него шапка дымится и надпись: «На воре шапка горит!». Много ещё картинок с надписями. Но почему-то третья меня заинтересовала.
Тогда читать я уже умел, но слова не все знал и понимал. Первый мой вопрос был:
- Кто этот мужчина? И почему у него шапка дымится?
Бабушка мне ответила:
– Это вор, внучек.
- А кто такой вор? – последовал мой следующий вопрос.
- Вор, - ответила бабушка, - это человек, который без разрешения берёт чужие вещи.
- Я тоже иногда беру твои вещи без разрешения, - сказал я, - значит, я вор?
- Нет, - ответила бабушка – ты берёшь только те вещи, которые я тебе разрешила брать. Разве ты берёшь мой гребешок или моё зеркало без моего разрешения?
Я подумал, повспоминал и понял, что бабушка права. Прежде чем что-то взять не своё, я вначале спрашиваю. Можно ли это взять?
- Вор же, – продолжала бабушка, – берёт вещи без спроса, зная, что их брать нельзя. Этот человек, не хочет трудиться. Ведь когда трудишься, ты устаешь. Но вот жить хорошо он хочет, так же хорошо, как и тот, кто много трудится. Жить хорошо и не уставать. А такого не бывает. В сказках, разве. Но и там, прежде чем зажить хорошо, герой много трудится.
А вор слишком ленив, чтобы трудиться. Поэтому он берёт чужие вещи без спроса. Но если попадётся, то за этим последует наказание. У нас сегодня милиция* ловит воров и отправляет их в тюрьму, где их приучают к труду, много лет заставляют трудиться, чтобы те привыкли не брать чужое. А раньше при царях вообще ворам руки отрубали. Вот каждый вор и боится наказания. Поэтому старается не попасться на глаза людям. Но чем чаще вор берёт чужое, тем больше ему хочется, и тем чаще он ворует. И всё равно попадается. И тут он начинает себя вести так, как обычно люди честные себя не ведут. Это совесть его знает, что неправильно он себя ведёт. Вот он и паникует, отвлечь внимание от своего проступка хочет. Паникует, как при пожаре, но огня-то при этом нигде не видно. Избавляется от вещей, которые украл и бросает их, как будто горят они. А люди заметили эту особенность, и точно подметили в пословице «На воре шапка горит!».
(Милиция* - это современная полиция)

1) Что такое фразеологизмы?
2) Смешно ли убегающему медведю?
3) Что такое паника?
4) Можно ли узнать в жизни, кто есть вор?
5) Как наказывают воровство сегодня?
6) Как наказывали за воровство в старину?
7) Какие качества нужно развивать в себе, чтобы стать успешным?
8) Какие качества нужно развивать в себе, чтобы стать богатым?
9) С какими качествами людям нужно бороться?


Про грамотность

Одной весной я простыл и попал в поселковую детскую больницу, вернее, её отделение. Лет мне было тогда шесть. Ровесников со мной в палате не было. Ну и при огромном наличии свободного времени и отсутствии разрешения на передвижение по больнице занялся своим любимым делом – чтением книг. Вначале, когда я сильно бухыкал, то есть кашлял, и шмыгал носом, бабушка приносила мне книги каждый день. Чуть попозже, когда я стал поправляться и ждать прихода бабушки не было терпения, я попросил бабушку, чтобы меня стали отпускать в детскую библиотеку, хорошо, что она была в 300 метрах от больницы. Бабушка поговорила с медсестрами и попросила их отпускать меня, сказав, что я записан в библиотеку. Ребята постарше слонялись без дела по палате, играли в карты, тоскливо дожидались выписки домой, говорили даже об учебе, что ходить в школу лучше, чем болеть. Мне же скучать не приходилось.
Сказки про богатырей (былины), сказки про животных, сказки о чудесах. Сколько всего интересного. Оказывается, что за 10 дней можно прочитать 50 книжек и это факт, пусть в них мало страниц, но важен не объем, а содержание. И вот пришло время и меня выписывать. С утра перед выпиской я быстренько сбегал в библиотеку и взял себе книг уже для прочтения дома. Одна из них была стихи Владимира Владимировича Маяковского. И одно из произведений было про профессии – «Кем быть?».
Вернувшись домой, я на время перестал читать, так как за период моей болезни успел соскучиться по дому и друзьям с улицы. Но дошло время и до книг. И как обычно вечером я начал обсуждать с бабушкой Леной прочитанное стихотворение. Почему мальчик хочет быть шофёром, хочет быть поваром, лётчиком?
Бабушка мне сказала, что мальчик хочет получить новые профессии, потому что они кажутся ему интересными. Каждая профессия по-своему интересна для мальчика. Но каждой профессии надо учиться. А учёба – это труд (тогда я не понял бабушку, о чём она говорила). Но чем больше учишься, тем грамотнее становишься. И грамотный человек способен выбирать профессии. В то время как малограмотный может рассчитывать на самые простые и неинтересные профессии. Все профессии нужны, нет ненужных профессий, но не все они интересны, если долго выполнять одну и ту же работу.
- Вот ты, - говорит бабушка, - в больнице что делал?
- Читал, – говорю.
- Почему? – спросила бабушка.
- Потому что нравится читать.
- А домой пришёл, стал ли читать?
- Нет, - говорю, - надоело.
- Вот так и с любым делом, – сказала бабушка, - оно надоедает, если его делать постоянно. Но грамотный человек способен работать так, чтобы ему было интересно всегда. Грамотный человек нужен людям. Грамотный человек живёт по принципу: «Век живи, век учись» и «Под лежачий камень вода не течёт». Ты понял меня, внучек? – спросила бабушка.
Я кивнул головой. Тогда я обманул свою бабушку, я запомнил её слова, но понял их гораздо позже.

1) Что такое профессия?
2) Профессия и дело - это одно и то же?
3) Все ли профессии интересны для тебя?
4) Почему рассказ называется «Про грамотность»?
5) Как ты думаешь, почему мальчик не понял бабушку? Когда он понял её слова?


Про совесть.

В одном совхозе* произошла такая история.
Один молодой человек окончил школу и пошёл работать в совхоз пастухом. И как-то вечером, загоняя скот на ферму, он сильно пришпорил своего коня. Конь вздыбился, рванулся в сторону. А рядом была яма с навозной жижею. И конь с парнем прямиком заскочил в неё. Парень сумел добраться до края ямы и выбраться из этого болота. Но пока ходил за подмогою, конь утоп. А конь-то был – совхозный.
На другой день на собрании в совхозе возмущенные жители потребовали провести народный суд над парнем за уничтожение народного имущества, доверенного ему. Делать нечего, председатель собрал суд и на нём выступают активисты. Требуют:
- Наказать парня! Отправить его в тюрьму!
- За порчу имущества надо нести ответственность!
Дошла очередь выступать и до председателя совхоза. Встал он и обратился к односельчанам с такой речью:
- Уважаемые односельчане, сколько лет нужно, чтобы вырастить коня?
Ему все хором:
- Два года!
- Правильно,- отвечает председатель.
- А сколько лет нужно, чтобы вырастить человека, выучить его, профессию в него вложить? Лет 16-20. Парень виноват, спору нет. Но за то время, что он проведет в тюрьме, он сможет вырастить не одну лошадь, если будет работать справно… Все ошибаются. Но молодость - это не преступление. Это горячность, нетерпеливость, и его нужно простить! Но за коня надо одновременно и наказать, но по справедливости.
Пусть пока свою горячность и нетерпеливость на службе у государства проявит. В армию сходит. Без мамкиной юбки самостоятельно поживёт. Отцов-командиров послушает. С людьми из других мест пообщается.
Послушали люди своего председателя и не пожалели. Сходил парень в армию, вернулся в родной совхоз. Стал работать скотником, а потихоньку дорос и до уважаемого животновода. Но никогда он не забывал о том, что сам-то выбрался из навоза, а вот животное погибло из-за него.
Помнить – это самое страшное наказание оказалось для того животновода. Другие забыли о его проступке. А он нет.

(*Организация, имущество которой считалось государственным, народным)

1) Охарактеризуйте молодого человека.
2) Прав ли оказался председатель? В чём он оказался прав?
3) Есть ли совесть у председателя, у животновода, у односельчан? Обоснуй свой ответ.
4) Что, по твоему мнению, является страшным наказанием?
5) Соответствует ли название рассказа его содержанию?




Про доблесть.

Одним летним утром бабушка взяла меня с собой в магазин за товаром. Что ей было надо, я уже не помню. Но в нашем хозяйственном магазине этого не оказалось. И мы с бабушкой отправились на другой край села в такой же хозяйственный магазин. Но рассказ не об этом.
Проходя через центральную площадь, я обратил внимание на стоящего на ней серебристого солдата со шлемом в руках и автоматом. С двух сторон от него стояли каменные стены, на которых висели таблички с выбитыми на них фамилиями и именами. Огромный список фамилий и дат.
Я спросил бабушку:
- Кому поставлен этот памятник?
- Людям, ушедшим из этого села на фронт и проявившим свою доблесть на войне. В память для потомков об их героизме, - ответила мне бабушка.
И рассказала, что до войны эти люди жили и работали в селе. Каждый выполнял свою работу, как мог. Старались сделать свою жизнь лучше. Ходили после работы в дом народной культуры, которые тогда назывались «красными уголками», «домами крестьянина», «рабочими клубами» в зависимости от назначения или места, где тот «клуб». Деревень тогда много было в округе.
Работали не покладая рук вместе и отдыхали дружно. Обычные мирные граждане.
Но с приходом войны эти люди, в основном мужчины, отправились на фронт защищать свою Родину. Родина – это для мужчин не только своя деревня или город, это вся страна, которая тогда включала в себя тогда 16 республик. И на территории нашего села проживали тогда русские, украинцы, казахи, казаки, башкиры, немцы и другие национальности, но их было уже гораздо меньше. И вот эти все люди выступили в защиту своей страны – стали воинами. На этих табличках фамилии и имена тех воинов, которые не вернулись с войны. Проявили своё мужество и доблесть.
Мужество – это мне было понятно. Не плакать, когда страшно, вести себя спокойно и рассудительно с малышами, не бояться оставаться одному.
-А что такое доблесть? – спросил я.
Доблесть - это поступок, который совершил человек. Поступок, который он как мирный житель даже не мог себе представить, что совершит. Поступок, который сделал его святым, когда он пожертвовал собой ради других. У каждого из этих воинов свой поступок. Каждый обладал своей доблестью. Один из защитников упал на гранату и спас своей жизнью жизни других, другой поднял своих товарищей в атаку, когда им было страшно, третий закрыл своим телом ДЗОТ*. Четвёртый, сражённый вражеской пулей, донёс знамя полка до своей части, сохранив его от позора и умер.
- А разве выжившие не совершали доблестных поступков? – спросил я.
- Совершали! – ответила бабушка. – это и есть главная доблесть воина-защитника: пройти войну, сохранить мир на земле и вернуться живым к семье. Мы чтим их каждый год. В День Красной армии и День Победы. Но мы должны помнить и о тех, кто этого сделать не сумел. Помнить о них всегда. И помогать тем семьям, чьи отцы, братья и сыны не вернулись с той войны. Ведь благодаря и им тоже мы сегодня празднуем День Победы! И этот памятник - наше почтение доблести павших!
Я понял тогда ещё одну вещь …
(ДЗОТ*-древесноземляная огневая точка)

1) Что такое памятник?
2) Правильно ли мальчик понимал, что такое мужество? Как вы понимаете, что такое мужество?
3) Совершают ли люди доблестные поступки в мирное время?
4) Почему, по мнению бабушки, надо помнить о павших всегда?
5) Что, по вашему мнению, понял мальчик?

Как я на сусликов охотился?

Один раз моя бабушка Лена водила меня сусликов добывать.
Жили мы с ней тогда в селе Солдатско-Степное. Это село находилось в степи. Что такое степь? Как объяснить тому, кто её не видел?
Это такое безграничное поле, в котором одна трава, куда ни бросишь взгляд. Отошёл от села недалеко - и всё, нет села. Вокруг одна трава. Налево посмотришь трава, направо трава, спереди, сзади - и там трава. Если бы не солнышко, так и села бы в этой степи не сыскать.
Бабушка у меня сама-то родом из этих мест. А я там приезжий, мест не знаю, ориентироваться не умею, за бабушкой хвостом таскаюсь. Но и на том спасибо от бабушки слышу, лет-то мне немного, всего семь, но помочь ей хочу. Да и интересно мне самому, как это сусликов добывают.
Бабушка мне рассказывает, что во время Отечественной войны, когда немцы Сталинград захватить хотели, много месяцев сражение здесь шло, и местные жители в этой зоне оказались между молотом и наковальней. Сегодня здесь немецкие войска, завтра здесь советские войска, бомбёжки, артобстрелы, наступления, отступления. Ужас, в общем. Продуктов нет. Одежды нет. Степь вокруг, леса нет – дров нет. Кизяка*, которым отапливались местные жители и на котором еду готовили, тоже нет. Так как скотину всю уже давно съели, и война идёт не первый год. Вот местные ребятишки своим родителям и помогают, как могут, сусликов на еду добывают. Да и сегодня, она говорит, из шкурок суслика вещи делают, 2 копейки за шкурку заготконтора платит. А мясо вкусное на еду идёт.
Азарт взял меня. Мечта ведь у меня, я в школу иду. А в магазине глобус стоит со всеми странами и городами, и стоит он 12 рублей. Ох, думаю, надобываю сусликов, сдам их, глобус себе сам куплю.
Бабушка тем временем показала мне столбики, торчавшие из земли и при нашем появлении шустро исчезнувшие в норках, пояснила, что это и есть те самые спасшие их от голода суслики. И показала на кусты, непонятно как в степи оказавшиеся. А за ними стояло кирпичное строение, рядом с которым находилась бочка с водой, да не простая, а такая огромная, в которой молоко возят, но без машины и полная воды. Чудеса! Вроде степь кругом, одна трава, и раз - постройки человеческие.
С собой мы несли два небольших ведра и сумку. Наполнив ведра водой, мы подошли к норам и стали заливать в них воду, чтобы суслики наружу выскочили. Я, конечно, ловец ещё тот был. Суслик мимо моих рук в другую норку юрк. А бабушка раз и вторым ведром суслика накроет, достанет и на моих глазах хлоп суслику палкой по голове, он и обмяк. Так я и понял, как добываются суслики. Только сам не смог так сделать ни разу. Понял, что добывать сусликов ради денег не стоит. И понял, как тяжело было моей бабушке и её ровесникам - детям во время войны. Суп из сусликов я, конечно, ел, чтобы бабушку не расстраивать. Но сказать, что он был вкусным, не могу. Настроение было не то.
Бабушка больше меня на сусликов охотиться не брала. Поняла, что один жизненный урок я усвоил хорошо.

(Кизяк* - сушеный навоз, который использовали вместо дров жители некоторых южных регионов СССР)

1) Как жили мирные граждане фронтовой зоны в военное время?
2) Почему суп оказался для мальчика невкусным?
3) Почему бабушка больше не брала своего внука охотиться на сусликов?
4) Какой жизненный урок усвоил рассказчик?
Как я к школе готовился?

Летом 1986 года мне исполнилось 7 лет, и, как все советские дети, я активно готовился стать первоклассником. К тому времени я уже обладал достаточно увесистым формуляром в детской библиотеке, перечитав всю имеющуюся литературу для детей дошкольного возраста и дочитывая книги для детей младшего школьного возраста. Книг для детей в сельской библиотеке было не много, а перечитывать то, что я уже читал, не было никакого желания. Поэтому я с нетерпением ожидал поступления в школу. Мне хотелось новых знаний. Так как память была отменная и не желала забывать недавно прочитанное, а книги для детей среднего и старшего возраста я стеснялся спросить у библиотекаря, наивно считая, что мне их не дадут, а денег в семье на приобретение художественной литературы в то время не было. И тут у меня появилось свободное от книг время, по причине их отсутствия.
Но новые знания ведь можно получить не только из книг?
И в этом я убедился на собственном опыте. У меня появился новый друг Сережка, мой будущий одноклассник, живущий со мной на одной улице. Тот читать не любил. Но был активный исследователь окружающего мира. К чему начал сразу приучать и меня.
Исследовали мы с ним всё, до чего можно было дотянуться и потрогать. И в первую очередь исследовали дворы и дома друг у друга, играя в казаки-разбойники и войнушку, проще говоря, в прятки. Во вторую очередь, начали исследовать близлежащие сады, так как время было июль-август, и мы неутомимо изучали, какие растения в какое время начинают плодоносить. Исследуя не только свои сады, но и чужие попутно. Вот эта груша ранняя и сладкая, эта поздняя и кислая, эти абрикосы – объедение, а эти так себе. Вишню пусть бабушки собирают, она только в варенье вкусная, да и в варениках, между прочим, тоже ничего. Сады были, как мне казалось тогда, бесконечными. Там мы чувствовали себя взрослыми людьми, самостоятельными и значимыми.
И как-то раз, направляясь на очередное исследование близлежащих садов, мы с Серёжкой наткнулись на пачку «Беломорканала». Проезжая на мотоцикле, один из жителей села выронил её из авоськи. Село было большое, мы, маленькие, догнать его не смогли, он нас не заметил. И мы с этой пачкой направились в сад. Серёга, недолго думая, предложил ещё одно исследование: попробовать покурить, чтобы стать как взрослые. Я, конечно, согласился, моя мечта стать взрослее скоро осуществится. Даже спичек принёс. У бабушки всегда были огромные запасы этого добра.
Сидим мы с ним под кустом смородины, время полдень. Обоих аж потрясывает, по сторонам смотрим, чтобы взрослым на глаза не попасться. Так хотим стать взрослыми. Серёжка распечатал пачку, достал папиросу, объяснил мне, что это папироса и чем она от сигареты отличается. Грамотный ведь, не то, что я. Потом достал вторую и отдал мне. Вставили мы папиросы в зубы. Сидим. Нюхаем. Взял Серёжка спичку, зажёг и прикурил, а затем мне сразу поднёс к папиросе. Я тоже прикурил. Затянулись.
Сколько мы кашляли и плевались после этого. Ой-ёй-ёй! Лица красные, во рту жжёт, дышать нечем. Отдышались… Папиросы затоптали. Пачку в луже минут десять топили. Следы своего несостоявшегося взросления прятали. Потом благополучно всё яблочками с грушами заели, и домой пошли.
Но… бабушка унюхала нехарактерный запах, исходивший от её внука-дошкольника. Состоялся разбор полётов. И так я усвоил второй жизненный урок.
Не всё, что делают взрослые, делает их взрослыми.

Продолжение имеется