Александр Скрябин. "Прометей" русской музыки
Зимней порой в старом московском доме в Хитровском переулке на свет появился мальчик. Ему дали имя Александр, но позже домочадцы стали звать его Шуринькой. Родился он в доме своего деда, полковника в отставке.Случилось это в 1871 году под Рождество. Все было готово к празднику. Натоплено, наряжена елка, приготовлены подарки. За окнами белели сугробы. Все домашние деда (а семья у деда была большая –десять детей, из которых старшие были уже взрослыми, а младшему только исполнилось шесть лет) ждут приезда молодой пары: сына Николая с женой…
Отец будущего композитора, Николай Александрович Скрябин, окончил несколько курсов университета, но после женитьбы оставил учебу, чтобы иметь свой заработок. Мать, Любовь Петровна, талантливая пианистка, выпускница консерватории, уже успешно выступала на сцене. Вот они добрались, прошли в комнаты. Встреча, хлопоты, суета… Скоро в доме раздается крик новорожденного – главный подарок на Рождество.
Радость от рождения малыша сменилась тревогой за жизнь его матери. У Любови Петровны было слабое здоровье, и ее самочувствие стремительно ухудшалось. Вскоре по настоянию врачей ей пришлось отправиться на лечение за рубеж. Больше ей так и не удалось увидеть Сашу. Она умерла от чахотки в южных Альпах, когда ему исполнилось чуть больше года.
Малыш стал жить в доме деда, и заботы о нем взяли на себя его бабушка Елизавета Ивановна и тетя Любовь Александровна. Шуриньку окружили любовью, но грусть о потере матери, от которой ему передались способности к музыке и которую он не успел узнать, будет жить в его сердце всю жизнь.
Вот он спокойно спит в своей постельке и еще не знает, что мама далеко. Может быть, она ему снится, и в его сне звучит музыка, которую он слышал еще до своего рождения, когда она касалась клавиш фортепиано. Не знает он и о своей одаренности. Как и всякому малышу, ему надо учиться ползать, ходить, говорить…
Тяга к музыке появилась у маленького Скрябина еще с колыбели. Одной из первых это заметила его тетя:
– Что за чудный ребенок наш Шуринька! Стоит мне сесть за рояль и заиграть, как он успокаивается и слушает на руках у кормилицы. Только остановлюсь, начинает плакать!
Любовь Александровна так привязалась к Шуриньке, что отклонила предложения женихов о замужестве. Всю свою жизнь она посвятила Саше, заменив ему мать.
Отец Саши после смерти жены продолжил учебу, а затем поступил на дипломатическую службу и уехал в Турцию. Он стал прекрасным дипломатом и много сделал для России. Однако с тех пор он почти всегда жил за границей и приезжал только в отпуск, поэтому с Сашей виделся очень редко.
Время шло. Саше три года. Няня ему больше не нужна, и тетя стала главным человеком в его жизни. В своей комнате она поставила подаренные Саше отцом стол и стульчик, и мальчик целыми днями рисовал. Но больше всего его увлекал рояль.
– Тетя, посади! – просил Шуринька.
Тетя сразу понимала, что хочет Саша. Она брала Шуриньку на колени, ставила его ручки поверх своих и играла. Личико Саши озарялось улыбкой. А иногда она сажала его за рояль на подушечку, брала рукоделие и присаживалась рядом. Мальчик тыкал одним пальчиком клавиши и долго-долго что-то наигрывал.
В семье деда не было музыкантов, но все очень любили музыку. Лучше всех играла на фортепиано Сашина тетя. Отец Саши на фортепиано тоже умел играть. Дяди в той или иной мере владели каким-нибудь инструментом. Когда на выходные и праздники они собирались в семейном кругу, то привозили с собой кто флейту, кто кларнет, кто скрипку и играли что-нибудь веселое. Саша смеялся и скакал от восторга.
– Ну а теперь держись!
Шуриньку подхватывали, и он оказывался на плечах кого-нибудь из дядюшек. Дядюшки были молоды и любили подурачиться. Во время таких вечеров они часто брали мальчика на плечи и бегали с ним по комнате.
Шуринька рос серьезным, милым и послушным ребенком. Все в семье его любили. Даже суровый кучер Григорий, которого многие побаивались, частенько угощал его конфеткой или яблоком и брал к себе на колени. А летом он мастерил для него всякие дудочки и слушал, как мальчик играет.
– Какой-то он чудной, что его нельзя не любить. Да и на музыке хорошо играет, – объяснял кучер свою нежность к Саше.
Саше дарили игрушки, но обычно он раздавал их другим детям. А дудочки и разные музыкальные вещицы ему очень нравились, поэтому близкие старались припасти для него что-нибудь эдакое. Дома у него была шарманка и много разных дудочек и свиристелок.
Тетя хотела, чтобы Саша играл с другими детьми, бегал с ними. Но ему не очень этого хотелось.
Однажды летом возле его дома собралась целая компания детей с дудочками, бубнами и всякими музыкальными штучками.
– Мы хотим устроить концерт! Нам нужен дирижер! – позвали они Сашу.
Они дали Саше палочку и ящик, на котором должен стоять руководитель оркестра. Саша разволновался. Он много раз видел оркестр в опере, куда его водила тетя, и всегда внимательно следил за инструментами, забывая подчас про действие на сцене. А теперь он сам будет дирижировать! Он встал на ящик и взмахнул палочкой.
– Раз, два, три! – Саша задирижировал вальсом.
Дети изо всех сил дудели, гремели и подпевали.
– Стойте, подождите! Ну зачем же так громко?!
Юный дирижер останавливал и делал замечания. Но оркестр все равно получился никудышный. После двух репетиций Саша перестал выходить к музыкантам.
Его самым лучшим другом стал рояль. В пять лет Саша играл двумя руками. Он очень любил подбирать и наигрывать услышанное. Музыкальная память у него была превосходная, и это не стоило ему большого труда. С этого возраста он стал придумывать и что-то свое.
О рояле Саша очень заботился. Когда летом все переезжали на дачу, инструмент брали с собой, потому что мальчик без него скучал.
– Осторожнее! Тетя, умоляю, попроси, чтобы не уронили! – кричал Саша.
Он бежал в свою комнату, зарывал голову в подушку и выходил только тогда, когда ему говорили, что с роялем все в порядке.
После завтрака Саша гулял с дедушкой или тетей. Его любимым маршрутом была прогулка к музыкальному магазину. В магазине его знали и встречали тепло. Саша внимательно разглядывал рояли, а затем начинал играть – сначала робко, а потом уже не стесняясь.
– Шуринька, пора! – напоминали ему взрослые.
– Ну еще чуть-чуть! – упрашивал Саша.
Закончив игру, он вставал и шел домой.
– Теперь я хочу сам сделать рояль! – решил как-то Шуринька после прогулки в магазин.
Младший из сыновей деда, Сашин дядюшка, подарил ему лобзик. Скрябин старательно выпиливал, собирал, склеивал. Так он сделал почти десяток роялей. Первые выходили неказистыми, зато последний по-настоящему удался. У него были педаль, струны из проволоки разной толщины, открывалась крышка, выдвигался пюпитр для нот.
– Подари его мне! – попросила тетя.
– Ах, как жаль, тетя, – огорчился Саша. – Я его уже подарил! Но я сделаю новый, еще лучше!
Новый он так и не сделал. Когда Саша завершал какое-то дело, больше оно его не интересовало. Тетя, конечно, не обиделась, ведь она очень любила Шуриньку.
Саша был любознательным мальчиком, поэтому писать и читать научился быстро. Его помощницей стала подаренная тетей азбука. Саша спрашивал у взрослых названия букв, а потом сам переписывал и выучивал их.
Увлекался он не только музыкой.
– Сегодня вечером будет спектакль! – по воскресеньям заявлял мальчик и раздавал членам семьи билеты на представление.
В его театре все было как в настоящем. Рядами стояли стулья, открывались и закрывались занавески, сцену украшали декорации. Саша исполнял все роли, изменяя голос, и следил за публикой. Если зрители не плакали в печальные моменты, он расстраивался. Но если плакали слишком сильно, чтобы он не расстраивался, он огорчался еще сильнее.
Когда все спектакли, которые Саша хотел сделать, были показаны, он решил сам писать пьесы. Замыслы его были грандиозны: трагедия в пяти действиях и непременно в стихах! Однако уже на третье действие персонажей у него не оставалось.
– Больше некому играть! – жаловался он. – Что же мне делать, если героям оставалось только умереть?
Задумал Саша и оперу с названием «Лиза». Так звали девочку, с которой он подружился. Он сам написал и слова, и музыку. Но, увы, шкатулка с его детскими сочинениями потерялась.
Когда Саше исполнилось семь лет, дедушки не стало, а самый младший из его дядюшек, Митя, поступил в кадетский корпус. В кадетских корпусах готовили будущих офицеров. Помимо обычных школьных предметов, там обучали военному делу.
В доме остались бабушка, ее сестра, тетя и Шуринька. Саша с головой ушел в занятия музыкой. Даже ночью разные идеи не давали ему покоя. Тетя стала беспокоиться о его здоровье, но доктор никаких болезней не нашел.
Пришла пора решать, что Саша будет делать в будущем. Ведь чтобы стать музыкантом, нужно много знать и кроме музыки. Шуринька ответил, что не будет нарушать семейной традиции:
– Я стану кадетом!
Бабушка и все близкие ожидали такого решения. Тетя стала готовить Сашу к экзаменам. Занимался он охотно, быстро все схватывал и запоминал. Музыкальные занятия он тоже продолжил и начал брать уроки игры на фортепиано.
Экзамены в корпус Саша сдал успешно, первым из семидесяти мальчиков. Ему было тогда десять лет. Любовь Александровна с жалостью смотрела на Шуриньку, когда он в первый раз надел мундир. Он был хрупким мальчиком, привыкшим к заботам бабушек и тети, как он будет чувствовать себя среди задиристых мальчишек? Но Саша примерял мундир с удовольствием.
Шуринька быстро освоился в корпусе, не давал себя в обиду драчунам и стал одним из лучших учеников. Ему удалось завоевать симпатию товарищей, учителей и начальников.
Сначала другие ребята присматривались к Саше и даже дали ему обидное прозвище «последнего силача», то есть самого слабого в классе. Но потом они поняли, что у него есть то, чего нет ни у кого из них – силы таланта, против которой обычная сила бесполезна.
Все знали, что Саша после окончания учебы на военную службу не пойдет. Поэтому жить ему разрешили не в казарме, как обычно жили ученики, а в квартире дяди Владимира, который служил воспитателем и жил в здании корпуса. У дяди был рояль, и Саша мог заниматься музыкой. Еще одной поблажкой было освобождение от строевых занятий и стрельбы. Только гимнастикой Саша занимался, ведь о здоровье нужно заботиться всем, в том числе музыкантам.
В корпусе устраивали музыкальные вечера, и Саша на них выступал. Однажды концерт проходил как раз в то время, когда в Москву приехал его отец со своей второй женой, Сашиной мачехой. Она неплохо играла на фортепиано. Среди пьес, которые Саша от нее услышал, были пьесы Мендельсона и Баха. Он запомнил их на слух и решил исполнить. В самом конце «Гавота» Баха Скрябин забыл ноты и споткнулся, но не прекратил игры, а на ходу сочинил свое завершение пьесы. Многие слушатели знали эту вещь и были поражены его находчивостью.
Когда Саша учился в кадетском корпусе, в его жизни произошло два важных события. Первое – знакомство с Сергеем Ивановичем Танеевым, композитором, пианистом и педагогом. Это был самый настоящий ученый в мире музыки! Знания его были огромны. Танеев распознал в Саше будущего композитора и стал учить его тем вещам, которые ему потом понадобятся. Он очень полюбил юного музыканта, опекал его и стал для него наставником и другом. Маститый профессор даже сам привозил ученика с занятий домой!
– Хорошо учит Сергей Иванович, да только больно строг. Если плохо сделаешь урок, обижается, а в следующий раз спросит оба задания – старое и новое, – делился Саша.
По совету Танеева Саша стал учиться игре на фортепиано у другого замечательного педагога - Николая Сергеевича Зверева. Зверев вырастил многих блестящих пианистов. Некоторые его ученики не только занимались у него, но и жили. По воскресеньям учитель проводил домашние концерты, на которых играли воспитанники. У Зверева в одну пору со Скрябиным учился еще один будущий гений русской музыки – Сергей Васильевич Рахманинов.
На уроки к Звереву Саша три раза в неделю приезжал из корпуса. Николай Сергеевич сразу заметил у него дар пианиста-виртуоза. Учитель был строг и заставлял учеников много работать. Его строгость была порой чрезмерной, но только не к Скрябину. Сашу он ласково называл «Скрябушка».
Пролетело несколько лет. Саша поступил в Московскую консерваторию. Учился он сразу по двум специальностям – «фортепиано» и «композиция» (сочинение музыки). Скрябин с увлечением оттачивал навыки игры на фортепиано и сочинял музыку. Но выполнять некоторые задания учителей ему было скучно. Иногда он ленился, пропускал занятия и ничего не делал. Недовольные преподаватели возмущались и жаловались на него тете, а добряк Танеев, который продолжил заниматься со Скрябиным теперь уже как профессор консерватории, сердился и огорчался. Иногда он даже запирал Скрябина на ключ на два часа, чтобы тот сделал задание! Но Саша удирал через окно, садился дома за рояль и принимался сочинять свое. За задания Саша брался неохотно, под влиянием просьб и упреков.
Во время учебы в консерватории Скрябин играл на студенческих концертах. Публика его запомнила и полюбила. Играл он увлеченно, легким красивым звуком. Его руки порхали над клавишами. Еще более удивительным было умение работать педалью.
– Не смотрите на его руки, смотрите на ноги! – говорил как-то в кругу учеников его педагог Василий Ильич Сафонов.
На одном из концертов Скрябин познакомился с милой девушкой, Наташей Секериной. Он играл на сцене, а она с сестрой сидела в зале. Скрябин стал приходить к Наташе в гости, встречать ее на улице. К молодым людям пришло радостное и чистое чувство – первая любовь. Однако мама Наташи не позволила им часто видеться. Скрябин кажется ей неподходящим спутником для дочери: он всего лишь начинающий музыкант с неясным будущим. Саша и Наташа еще переписывались и встречались, но что-то отдаляло их друг от друга. История этой любви оказалась грустной, но она оставила след и в душе Скрябина, и в музыке его ранних сочинений.
Своего педагога по фортепиано Василия Ильича Сафонова Скрябин обожал. В те годы он еще не знал, кем ему быть – композитором или пианистом.
– Большой, большой композитор. Большой пианист и большой композитор! – говорил Сафонов про ученика.
Однажды летом, чтобы удивить учителя, Саша решил выучить сложную пьесу Листа, которая требовала огромного напряжения рук. Занимался он до изнеможения. И вот случилось несчастье: он переиграл правую руку. «Переигранная рука» – болезнь, которая может случиться с музыкантом, если он долго, без устали репетирует. Руки начинают сильно болеть и перестают слушаться. Часто такая травма ведет к тому, что музыкант никогда в жизни больше не может сесть за инструмент.
Саша пришел в отчаяние. Рушилась мечта всей его жизни! Восстановится ли рука? Благодаря его упорству и помощи Сафонова, который тщательно подбирал пьесы для спасения руки, наступило улучшение и Саша смог продолжать учебу.
Но пришла другая беда. Не все преподаватели прощали Скрябину то, что он не выполнял их задания.
– Задаешь ему одно, а приносит совсем другое! Сумасброд какой-то! – жаловался на Скрябина педагог по композиции.
Ссора с этим хорошим, но вспыльчивым человеком привела к тому, что Саша бросил учиться на композитора.
Скрябин блестяще окончил консерваторию, но только как пианист, - получив малую золотую медаль. Чтобы получить большую, ему нужно было бы закончить образование по двум специальностям. Так великий композитор остался без композиторского диплома!
По окончании учебы Скрябину улыбнулась удача. Его сочинениями заинтересовался богатый меценат Митрофан Петрович Беляев, который был поклонником русской музыки и тратил много денег на издание нот, концерты и помощь музыкантам. Беляев поверил в Скрябина и стал печатать его произведения в своем издательстве. Не менее важной была и его дружеская помощь. До конца жизни Беляев опекал Скрябина и выручал его в трудных ситуациях.
А у Саши опять заболела рука. Некоторые врачи сказали, что ничто не сможет ему помочь. Саша снова падает духом. Жизни без музыки он не представляет! В этот период появилось одно из самых трагических его сочинений – первая соната с похоронным маршем.
Беляев помог Скрябину отправиться на лечение за границу и приехал к нему, чтобы Саше не было одиноко в незнакомых местах. Он ведь еще никогда не был за границей.
Хотя на душе у Скрябина тяжело, он много пишет. Это пьесы для его любимого инструмента – фортепиано: мазурки, ноктюрны, экспромты, сонаты, два больших цикла прелюдий и этюдов. В этой музыке много смятения и тревог, но то тут, то там появляется лучик солнца. Вот он прорывается сквозь вихри бурь и зовет в неведомые дали в гениальном этюде ре-диез минор – самом знаменитом фортепианном сочинении Скрябина.
Боль утихла. Рука беспокоит меньше. Она так и останется слабее левой, но Скрябин снова может играть. Победив болезнь, композитор много размышляет о мире, природе, жизни. Он приходит к мысли, что отчаяние и борьба возвышают человеческий дух. «Я все-таки жив, я люблю жизнь, люблю людей… Я иду, чтобы сказать людям, что они сильны и могучи! Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его!» – восклицает композитор в своей тетради. Впервые донести это до слушателей он пытается в третьей сонате для фортепиано, где гордо звучит голос «человека-творца».
Слава молодого композитора растет. Беляев устраивает его концерты за рубежом. С большим успехом музыкант выступает в Париже, Брюсселе, Берлине и других городах. Он больше не Саша, а Александр Николаевич Скрябин, звезда русской музыки.
Вскоре меняется и вся его жизнь. У Скрябина появляется семья. Женой Александра Николаевича стала Вера Ивановна Исакович, одаренная пианистка.
Будет ли их семья счастливой? Скрябин как будто сомневается, а тетя тревожится за своего Шуриньку. Вера Ивановна помогает мужу переписывать начисто рукописи сочинений (компьютеров ведь еще не было!), играет его пьесы на концертах. Но вскоре сцену ей приходится оставить. Один за другим в семье рождается четверо детей.
Чтобы больше зарабатывать, Скрябин начинает преподавать. Он становится профессором Московской консерватории. На своих занятиях Скрябин добивается, чтобы музыка жила. Как-то раз он попросил учеников сыграть известный вальс Шопена. Они играли и чувствовали, как скучно у них получается. Когда же Александр Николаевич сам сел за рояль, все затаили дыхание: пьеса зазвучала совсем по-другому.
Скрябин умел увлекать учеников своими идеями. Бывало, непогода, дождь, а он идет с ними по лужам и беседует о музыке.
Однако через несколько лет композитор все-таки оставил педагогическую деятельность. Она мешала ему сочинять.
А сочинять он задумал симфонию, да еще какую – в шести частях с участием солистов и хора! В конце симфонии звучит торжественный гимн искусству. За первой симфонией следует вторая, не менее грандиозная. Музыка симфоний отличалась от того, к чему привыкла публика. На премьере второй симфонии творилось невообразимое! Одна половина зала свистела, другая – аплодировала. Но свист не сильно расстраивал Скрябина. Он шел к своей цели. Он искал в музыке свет!
Скрябин любил солнечные дни и даже под жарким солнцем не надевал шляпу. Но сейчас он думает не о солнышке, которому все радуются в погожий день, а о Солнце – яркой звезде в бескрайнем космосе. «Я к тебе, светило чудное, устремляю свой полет» – написал он о четвертой фортепианной сонате. В этой сонате Скрябин представляет смелое и радостное движение к далекой звезде, притягивающей своим светом, как прекрасная мечта. Одновременно с сонатой он написал много фортепианных пьес, а потом вновь обратился к оркестру.
– Я нашел свет в музыке! – сказал Скрябин о новой, третьей, симфонии.
Она – о мощи творческого духа человека. В финале этого величественного произведения слышится торжество света.
Чтобы спокойно работать, Скрябин уезжает за границу. Новые замыслы его еще более фантастичны. Композитор уверен, что искусство может изменить человечество. Но не любое искусство и не любая музыка, а музыка, которую напишет он!
Тем временем судьба приносит ему новые испытания. Уходит из жизни Беляев. В возрасте семи лет умирает любимая дочка Римма. Позже не станет и младшего сына Левушки. Усиливается разлад с женой. Вера Ивановна пыталась создать домашний уют и ценила талант мужа. До конца своих дней она будет играть его сочинения. Но она не понимала и пугалась его фантазий. А Скрябин так нуждался в людях, которые бы с восторгом относились к его идеям! Александр Николаевич и Вера Ивановна расстались.
От бед и неурядиц композитора снова спасает творчество. Работает он сутками, пока не закончит начатое. Появилась и поддержка. Теперь с ним женщина, которая не только обожает его сочинения, но и с восхищением относится к каждому его слову –Татьяна Федоровна Шлецер. Она становится его второй женой. Несколько лет они живут за границей. Скромно, даже бедно. У них появляется трое детей.
Александр Николаевич дает концерты в разных городах Европы. Его музыка исполняется лучшими музыкантами. Впервые он выступил в Америке. Но все больше и больше ему хочется вернуться на родину. Он чувствует, что нужен в России. Как его примут? Конечно, дома его не забыли. Московская и петербургская публика знает его новые сочинения. Но ходят о нем и разные слухи. Странный чудак… Он хочет перевернуть мир!
Скрябин мечтает об этом, но пока он занят симфонической поэмой «Прометей». Название поэмы связано с древнегреческим мифом о Прометее – юноше, который, нарушив волю богов, принес людям огонь и был за это сурово наказан. Второе название сочинения – «Поэма огня».
В музыке разворачиваются события не земного, а космического масштаба. Для этого Скрябину нужен огромный оркестр, фортепиано, орган и хор. Но самое необычное в этой поэме – партия света.
Скрябин обладал необычной способностью – синестезией, или «цветным слухом». Он «видел» музыку. Каждая тональность казалась ему окрашенной в определенный цвет. Например, до-мажор был для него красным, а его любимый фа-диез мажор – ярко-синим. Скрябин хотел, чтобы во время исполнения «Прометея» зал погружался в разные цвета. Да-да, именно Скрябин изобрел светомузыку!
При жизни композитора еще не было современной техники, поэтому осуществить его идеи так красиво, как он воображал, не удалось. На премьере в Москве поэма прозвучала без света. А для домашнего исполнения друг Скрябина, инженер Александр Мозер, придумал специальное устройство с цветными лампочками. Его повесили в кабинете под потолком. Это был первый в мире светомузыкальный аппарат! Когда Скрябин играл на фортепиано, Татьяна Федоровна переключала лампочки.
Вернувшись в Россию, Александр Николаевич много общается и выступает. Вокруг него образуется круг близких друзей.
Все мысли композитора теперь связаны с «Мистерией». Скрябин ее задумал уже давно. Она стала его главной мечтой, делом всей жизни. Он хотел создать небывалое произведение, объединяющее все виды искусства: музыку, поэзию, танец, пение, архитектуру. С годами у композитора возникали новые идеи. Он решил, что это будет не просто произведение, а совместное действие, в котором не станет разделения на слушателей и исполнителей и примут участие не более и не менее, а все люди мира! Длиться все это должно семь дней, после которых на Земле наступит новая эра.
Скрябин представлял, что местом исполнения «Мистерии» станет Индия. На берегу озера надо будет построить специальное здание с куполом. Позже он говорил о звучащих с неба колоколах, ароматах благовоний и «световой симфонии», дополняемой красками рассвета и заката солнца и сиянием звезд.
В глубине души Скрябин понимал фантастичность своих планов и их неосуществимость. Но он продолжает мечтать.
Работа над «Мистерией» то откладывалась, то прерывалась выступлениями. Скрябин участвует в концертном турне по Волге, а затем по югу России. Вместе с отцом он побывал на могиле своей матери. (Когда он стал взрослым, они с отцом стали большими друзьями). Самому ему тогда оставалось жить чуть больше года.
Отвлекаясь от «Мистерии», Скрябин создал несколько сонат и фортепианных пьес. Этой музыкой он словно погружает в новые миры. Тут и таинственные трели, и колокола, и огненные языки…
Началась Первая мировая война. Совсем скоро в России вспыхнет революция. А в небольшой квартире около Арбата Скрябин и его друзья мечтают о мире, в котором человечество избавится от всего, что мешает освобождению человеческого духа от земных забот. Звучит рояль. Луч света падает на лицо композитора. Скрябин играет наброски к сочинению, приближающему перерождение человечества. Давайте оставим его за этим занятием…
Жизнь Скрябина оборвалась в 1915 году, когда ему было всего 43 года. Небольшое воспаление на губе вызвало заражение крови. «Мистерию» он так и не написал.
Сейчас в квартире Скрябина небольшой и уютный музей. Здесь все сохранилось почти в том виде, как было при его жизни – гостиная, столовая, кабинет, книги, рояль и тот самый «световой круг» для домашнего исполнения «Прометея».
У музыки Скрябина счастливая судьба. Ее знают и исполняют во всем мире. Можно удивиться фантазии композитора, который задолго до первого космического полета изобразил в музыке просторы Вселенной!
Творчество Скрябина устремлено в будущее, зовет нас мечтать и верить в свою мечту. А разве можно чего-то добиться, не мечтая