ЗНАКОМЬСЯ – ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ В ГРЕЧЕСКОМ ДВОРИКЕ ПУШКИНСКОГО МУЗЕЯ

Чтобы познакомиться с Древнегреческой цивилизацией, мы отправимся... в музей!
Да, да, в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, в один из его залов, посвященных Древней Греции,Греческий дворик.
Древнегреческая цивилизация зародилась в 3-м тысячелетии до нашей эры. А что такое «цивилизация» и что такое «до н.э.», можешь спросить ты?
Посмотри на ленту времени. Время существования человека на земле делится на два периода:
• до н.э. – все, что на шкале лежит влево от 0 отметки (Рождества Христова),
• и наша эра – все, что вправо от этой 0 отметки.
Мы будем говорить о времени до н.э. Где-то 3 млн лет назад (посмотри, на шкале это самая крайняя отметка слева) человек выделился из животного мира, но (двигайся вправо) практически до отметки 75 тысяч лет до н.э. он мало чем отличался от зверей, был диким.
Постепенно, к 5, 4, 3-му тысячелетиям до н.э., человек научился делать орудия труда и стал возделывать ими землю, строить. Человек открыл законы природы. Он задумался о красоте и стал отображать ее в рисунке, скульптуре, архитектуре. Люди стали жить не диким племенем, а обществом, по установленным законам. То есть, цивилизованно.
Отсюда берет начало период древних цивилизаций: Древнего Египта, Древней Греции, которой и посвящен наш рассказ. И, в частности, периоду ее наивысшего расцвета – в 5-м веке до н.э.
Посмотрим на карту.
Греция, как корабль (часть материковой суши, полуостров Пелопонесс, а также множество островов, самый большой из которых остров Крит), плывет в окружающих ее морях: Ионическом, Критском, Эгейском. Отметь, пожалуйста, в памяти Эгейское море, а также остров Крит, чуть позднее ты узнаешь о них что-то интересное.
Столица Греции – город Афины.
Древние греки были удивительно талантливым и жизнерадостным народом. Они были выдающимися мыслителями, художниками, спортсменами. Они установили справедливые законы, заложили основы наук. Они строили красивейшие храмы и первые в мире театры. Вклад древних греков в мировую культуру огромен.
Древние греки создали удивительно красивые легенды и мифы о богах, которым поклонялись. Люди во всем мире зачитываются ими и поныне. Ты наверняка знаком с замечательной книгой Николая Куна «Легенды и мифы Древней Греции», где собраны произведения древних авторов, в том числе и величайшего поэта Древней Греции Гомера?
Согласно мифам, двенадцать главных богов жили на вершине горы Олимп и правили миром. Одни из них были добрыми и во всем помогали людям. Другие были злыми и коварными и очень им вредили. Самый главный и могущественный из богов – величественный Зевс, бог грома и молнии. Зевс правил небом. В море владычествовал Посейдон. Подземное царство было во власти Аида.
В Греческом дворике, удивительным образом переплетены мифы и реальность.
Здесь мы будем знакомиться с уникальными памятниками архитектуры и скульптуры, которые были найдены при раскопках самого главного из памятников древнегреческой культуры – Афинского акрополя.
Посмотри на первый экспонат Греческого дворика – макет, то есть во много, много раз уменьшенную копию, Афинского Акрополя.
Дословно «акро полис» – «Верхний город», крепость, укрепление. Акрополями древние греки называли крепости, построенные на холмах. Острый пик срезался, и на получившейся площадке возводились дворцы и величественные храмы. В храмах возносились молитвы богам. Каждый храм посвящался и соответственно назывался именем бога, который покровительствовал городу.
Итак, Афинский Акрополь – древняя крепость, расположенная на вершине скалы в центре Афин. С такой площадки открывался прекрасный обзор. Но ценность его не только в возможности любоваться морем и красивыми окрестностями. Возможность обзора была важнее с оборонной точки зрения. С высоты можно было вовремя увидеть врага и надежно укрыться в крепости.
Благодаря стратегически укрепленному положению, такие крепости служили царской резиденцией (главным местом нахождения правителя, царя). Здесь хранились все ценности города: городская казна, продовольственные запасы, вооружение.
Правда, как ты видишь на картинке, несмотря на стратегическую защищенность, Афинский Акрополь сегодня предстает перед нами в руинах. Древняя Греция была «лакомым кусочком», и сюда много раз наведывались завоеватели, варварски разрушая эту некогда процветавшую страну.
Однако ученые смогли реконструировать, то есть по найденным при раскопках архитектурным и скульптурным артефактам домыслить, как они могли выглядеть, тогда, в 5-м веке до н.э. И вот перед тобой такая реконструкция Акрополя.
Тебе стоит запомнить, что это было время, связанное с именами двух великих людей в мировой истории. Первое имя – Перикл, государственный деятель, полководец, стратег, заложивший основы демократии в Греции. Благодаря ему получили расцвет науки, искусства. Второе имя – Фидий, величайший ваятель, скульптор. Именно руководящему таланту Перикла и творческому гению Фидия обязаны своим появлением великолепные храмы и скульптуры Акрополя.
В Пушкинском музее, в Греческом дворике можно видеть и реконструкции, и сохранившиеся, правда очень поврежденными, подлинники, а также их копии. Они расскажут тебе много интересного.
Давай перенесемся на 2,5 тысячи лет назад и пройдемся по Афинскому Акрополю.
Чтобы попасть на главную площадь, поднимемся по величественной лестнице и пройдем через торжественный вход. Он представляет собой парадный зал с колоннами и называется Пропилеи, что означает «Большие ворота». Это главный вход в Акрополь.
Слева от него находилась галерея, в которой были развешены сотни картин. Это Пинакотека. Справа располагался храм, посвященный богине Нике.
Ника – крылатая богиня, которая на крыльях приносила победу. Но для этого храма древние греки изобразили ее бескрылой, чтобы она никогда не могла покинуть их страну.
Храм был возведен на выступе скалы. Именно с него, как рассказывает легенда, бросился в море царь Эгей. Помнишь, я просила тебя отметить в памяти одно из морей, омывающих Грецию, Эгейское море? Вот что рассказал нам древний миф.
Тесей, великий герой Древней Греции, приплыл как-то раз к отцу, царю Афин Эгею, и увидел, что все жители Афин погружены в глубокую печаль. Именно сегодня они должны (как вот уже девять лет подряд) послать семь самых красивых юношей и семь самых красивых девушек на остров Крит, на съедение Минотавру – страшному чудовищу-людоеду с головой быка и телом человека.
Минотавр жил в подземелье-Лабиринте, из которого нет выхода. Однако Тесей не испугался. Он отправился на корабле на Крит, прошел лабиринт, победил Минотавра и освободил пленников.
А выбраться из лабиринта Тесею помогла дочь критского царя Ариадна. Она дала храброму юноше клубок, разматывая который он мог отмечать свой путь, а потом по нитке вернуться к выходу.
Со своим отцом, царем Эгеем Тесей договорился так: если по возвращении на корабле будет поднят белый парус, значит Тесей возвращается с победой. Черный же парус будет означать, что он погиб.
Тесей забыл поднять белый парус, и корабль приближался к родному берегу под черным парусом. Царь Эгей, понял это так, что сын его погиб. От горя он бросился со скалы в море.
Тесей очень горевал о гибели отца и назвал его именем море – Эгейское. А жители Афин выбрали Тесея за его подвиг своим царем.
Но вернемся снова в Акрополь. Мы прошли Пропилеи и оказались на главной площади, где 2,5 тысячи лет назад нас встретила бы статуя Афины-Промахос (воительницы). Высота этой бронзовой скульптуры, согласно некоторым источникам, составляла 9 метров. Шлем и наконечник копья, были покрыты золотом. И, как говорят древние свидетельства, отражавшийся от них солнечный свет был виден издалека и служил своеобразным маяком для проплывавших мимо кораблей.
Афина, согласно мифам Древней Греции дочь царя всех богов – великого Зевса. Она и непобедимая воительница, защитница городов, и богиня мудрости. Поэтому в скульптурах, как ты увидишь дальше, она предстает изображенной по-разному. Но всегда Афина прекрасна и величественна.
Мы еще не раз обратимся к Афине, а пока вернемся к макету Акрополя. На самом высоком месте холма стоит главный из построенных Фидием памятников древнегреческой архитектуры – величественный храм Парфенон.
В Греческом дворике представлен макет этого храма.
На первый взгляд, Парфенон очень прост – мраморный четырехугольник, окруженный колоннами. Но на самом деле это было красивейшее, величественнейшее сооружение. И ты сможешь в этом убедиться, взглянув на… представленный в Греческом дворике в натуральную величину фрагмент юго-восточного угла храма. Не правда ли впечатляет?
Парфенон и был построен с таким расчетом, чтобы человек, приближаясь к нему, чувствовал себя выше, шире в плечах: греки стремились к тому, чтобы архитектура внушала человеку уверенность в себе.
Хоть древние греки и изображали богиню победы Нику бескрылой, чтобы она никогда от них не улетала, к сожалению, город Афины не раз оказывался в руках завоевателей, которые приносили много разрушений. Вот и храм Парфенон очень сильно пострадал в период турецкого ига в XVII веке н.э. Тогда завоеватели-турки устроили в Парфеноне пороховой склад. При одном из обстрелов порох взорвался. Эпицентр взрыва пришелся на середину храма, и именно здесь были самые страшные разрушения.
При том взрыве погибла великолепнейшая статуя богини Афины, которой Фидий украсил храм Парфенон. Этот шедевр был невероятно знаменит в древности, а Фидий был признан величайшим скульптором: ни до, ни после него никому не удавалось передать такого величия.
Ученые по руинам смогли реконструировать, то есть восстановить, как Афина могла бы выглядеть во времена Фидия. Статуя была выполненная в хрисоэлефантинной технике, то есть технике сочетания золота и слоновой кости. На ее изготовление ушло больше 1000 кг золота.
Руки и лицо богини были покрыты пластинами слоновой кости, поэтому она выглядела, словно живая. В глазах сверкали драгоценные камни. Афина стояла на высоком постаменте, украшенном рельефами, и была представлена в величавой и торжественной позе.
Статуя не сохранилась до наших дней, но сохранились ее копии. С одной из них и был сделан слепок, который теперь является экспонатом Греческого дворика. По нему ты можешь представить себе, как выглядела богиня Афина-Парфенос.
А вот другая копия статуи Афины – Афина-Паллада. Согласно древнегреческим мифам, Афина родилась из головы великого царя всех богов Зевса в полном вооружении: в блестящем шлеме, с копьем и щитом, на груди эгида – накидка из шкуры, магическая защита, украшенная внушающей ужас головой горгоны Медузы.
Афина дала людям знания и ремесла, научила различным искусствам. О том, что Афина мудрая, говорит мудрая птица сова у ее ног – священная птица Древней Греции.
Горожане почитали Афину наравне с Зевсом, за ее силу и мудрость, как у отца.
Как ты уже узнал, по найденным при раскопках фрагментам ученые смогли реконструировать разрушенный Парфенон, хотя даже в руинах он поражает своим величием и красотой. (Ты узнал развалины Парфенона на этой картине Василия Поленова, автора знаменитого «Московского дворика» из Третьяковки?)
А вот реконструкция Храма Парфенон. На ней хорошо виден восточный вход – он называется портик, фронтон которого Фидий украсил скульптурной композицией, рассказывающей о рождении Афины из головы Зевса.
Портик с другой, западной стороны имел фронтон, запечатлевший легенду о споре между Посейдоном и Афиной. Спорили они о том, кто из них достойнее стать покровителем и дать свое имя столице Древней Греции – городу, у которого тогда ещё не было собственного имени.
Судьей в споре был правивший тогда царь Эрехтей, предложивший богам условие: бог, который подарит жителям то, что окажется им нужнее всего, и станет их покровителем.
Посейдон метнул свой трезубец в сторону Акрополя, и в том месте, куда попал этот грозный жезл, забил фонтан. Жители очень обрадовались ему, однако оказалось, что это соленая морская вода, вовсе не пригодная для питья.
Там, куда попало копье Афины, выросло оливковое дерево, оливковое масло из его плодов и стало главным богатством греков. Победа в споре была присуждена Эрехтеем Афине. Столица получила ее имя.
Конечно, у разрушенного Парфенона этих фронтонов не сохранилось, но ученые по руинам смогли реконструировать эту сцену спора. В Пушкинском музее представлены слепки с найденных при раскопках фрагментов скульптур этой композиции (оригиналы хранит Британский музей). В этих торсах можно узнать и Посейдона, и Афину, и других участников спора, которых в мраморе изваял великий Фидий.
На месте спора Посейдона и Афины был воздвигнут храм, получивший имя Эрехтейон, по имени судившего спор царя. В этом храме царь Эрехтей и был впоследствии захоронен.
В Греческом дворике ты увидишь слепок с портика этого храма. Слепок сделан в натуральную величину, и ты сможешь убедиться, как он красив.
Особенностью портика являются украшающие его женские статуи, поддерживающие крышу и заменяющие собой колонны. Это кариатиды. И если у храма Парфенон колонны отображают мужскую силу (они не изображают человека, но уподоблены ему – мощные, величественные, выносливые), то у храма Эрехтейон колонны отображают женское изящество.
Но разве тонкая женская шейка может выдержать такую нагрузку? Как архитектурно воплотить замысел? Великий Фидий решает эту задачу – он укрепляет шеи девушек пышной прической из сплетенных кос, и теперь кариатидам нестрашна тяжесть потолочного свода. Убедись в этом сам, когда будешь в Греческом дворике и увидишь слепок с кариатиды в натуральную величину.
Еще один шедевр великого Фидия, представленный в Пушкинском музее, – портик Храма Гефеста в натуральную величину.
Храм Гефеста похож на Парфенон, такой же величественный. Фидий поставил его не в Акрополе, а рядом, на рыночной площади, ее называли Агора.
Гефест – сын Зевса, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не мог сравниться в искусстве ковки. Он родился слабым и хромым ребенком, но вырос могучим и сильным! Гефест некрасив, но какой он дивный художник в своем кузнечном ремесле! Какие величественные золотые дворцы построил он на Олимпе, какие выковал дивные украшения и несокрушимое оружие!
Храм Гефеста Фидий украсил прекрасными статуями. Они, к сожалению, не дошли до нашего времени, но сохранились их копии. И слепки с этих копий представлены в Гефестеоне.
Вот громовержец Зевс – главный бог Олимпа. Почитаем о нем в книге Н. Куна: Могущественный, величественный, гордый и прекрасный Зевс утверждает на земле порядок и законы. В его руках судьбы людей – счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть. Горе тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на Земле. Грозно сдвинет он свои густые брови, и черные тучи заволокут небо, взмахнет он своей десницей, и удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния. (Ты заметил, монохромные снимки статуй в книжке проиллюстрированы живописными картинами? Так к статуи Зевса удивительно подходит картина-панно французского художника импрессиониста Мориса Дени.)
Вот великая богиня Гера, жена державного Зевса. Она покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Прекрасна и могущественна великая Гера, нет богини, равной ей по власти. Все живое склоняется перед ней. К сожалению, характер у Геры очень непростой: она ревнива, мстительна и часто навлекает беды на богов, героев и людей.
Вот бог света, златокудрый Аполлон. Когда он родился, всюду разлились потоки яркого света. Как золотом, залили они скалы. Юный, светозарный Аполлон понесся по лазурному небу с золотой кифарой в руках, с серебряным луком за плечами, грозя всему злому, всему порожденному мраком. Величаво идет Аполлон, увенчанный лавровым венком, за ним следуют его постоянные спутницы – девять муз.
В Греческом дворике представлена огромная, почти в три твоих роста, статуя музы трагедии – Мельпомены, изваянная великим Фидием.
А вот сын Аполлона Асклепий – бог врачей и врачебного искусства. Асклепий не только исцелял все болезни, но даже умерших возвращал к жизни. Этим прогневал он громовержца Зевса и властителя царства мертвых Аида, так как нарушил закон и порядок, установленный Зевсом на земле, и в своем искусстве посмел превзойти богов. Разгневанный Зевс метнул свою молнию и поразил Асклепия.
Но люди обожествили Асклепия как бога-целителя. Юноши-греки почитали его как своего покровителя.
Нельзя оставить без внимания могущественную богиню плодородия Деметру. Она дает земле благотворную силу, без которой ничто не произрастает ни в тенистых лесах, ни на лугах, ни на тучных пашнях.
Богиня Афродита будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром. Афродита олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности. Когда она идет, ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса; стаями слетаются птицы. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней.
Около острова Киферы родилась Афродита из белоснежной пены морских волн» . (Ты узнал картину Боттичелли Рождение Венеры?)
Богиня мира Эйрена держит на руках младенца Плутоса, бога богатства, символ благоденствия, которое приносит афинянам жизнь без войны.
Но без войны, к сожалению, не получалось. И мы снова обратимся к богине справедливой войны Афине.
Удивительный экспонат – щит Афины Парфенос, римская копия с оригинала Фидия, напомнит нам еще один древнегреческий миф. О том, как Персей – сын бога Зевса и земной женщины, победил ужасную горгону Медузу.
Горгоны, страшные существа, живущие на самом краю Земли, там, где царят богиня Ночь и бог смерти Танат. Все тело горгон покрыто блестящей крепкой чешуей, руки медные, с острыми когтями, на головах вместо волос двигаются, шипя, ядовитые змеи . Лица горгон с острыми, как кинжал, клыками, с горящими яростью глазами. Горгоны так ужасны, что в камень обращался тот, кто бросал на них один только взгляд.
Трудный подвиг предстояло совершить Персею. Убить горгону Медузу, чтобы доказать, что он сын бога Зевса. И в этом ему помогли боги Олимпа: Гермес выковал острый меч. Афина дала Персею щит, такой блестящий, что в нем, как в зеркале, отражалось все.
Взглянула на свое отражение горгона Медуза и застыла. В этот момент и отрубил ей Персей голову мечом, что дал ему Гермес.
____________________
Надеюсь, все, о чем рассказала тебе эта книжка, ты сможешь теперь сам отыскать в Пушкинском музее, в залах, посвященных Древней Греции.
Запомни еще, что создал этот музей уже больше ста лет назад Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета. Он решил собрать в одном месте самые лучшие произведения искусства из самых разных стран со всего мира, в том числе и из Греции. Для этого под его руководством изготовили их копии – в виде слепков, и разместили в специально построенном музее.
Здание для музея построил архитектор Роман Иванович Клейн. По своей архитектуре оно напоминает древнегреческий храм Эрехтейон.
Теперь, переходя из зала в зал, ты сможешь «побывать» то в Древней Греции, то в Древнем Египте, то в Италии, то во Франции, Испании.
Ты можешь приходить сюда снова и снова и открывать для себя много интересного и нужного, чтобы быть эрудированным, умным, культурным человеком. А это гораздо важнее, чем быть только сильным и богатым.
До встречи в музее!