Цирк наоборот. Закулисье и приметы

Цирк наоборот. Закулисье и приметы (для детей 5-11 лет)

Есть в каждом городе такое место, которое одинаково любят почти все дети и взрослые. Где царит чудесная атмосфера праздника, шумно и весело. Звучит музыка и из-за тяжёлого занавеса бордового цвета внутри круглого зала появляется ведущий, который под бурные аплодисменты объявляет зрителям очередной номер. Где выступают клоуны, эквилибристы, дрессировщики, акробаты, наездники, иллюзионисты. Догадались? Правильно, это цирк!
А что происходит до начала циркового представления? Где артисты тренируются и гримируются? Где живут звери и как им готовят еду? Где хранятся костюмы и афиши? Что помогает артистам цирка выступать ярко и уверенно? Всё это происходит за кулисами цирка, куда обычным зрителям вход разрешается только во время специальной экскурсии.
У нас с вами на страницах этой книги есть уникальная возможность посмотреть на цирк изнутри, на оборотную сторону представления и узнать, как оно рождается. Для этого заглянем в закулисье цирка, поговорим о его приметах (признаках, предвещающие что-либо) и традициях. В цирке приметы живут столетиями. Так же, как и цирковые номера, профессиональные секреты передаются из поколения в поколение.
Отправляемся в увлекательное путешествие по цирку наоборот!

Манеж или арена?
Первое, на что зрители обращают внимание, когда подходят к цирку - это круглая форма здания. А всё почему? Потому что самый главный в цирке, знаете кто? Его Величество Манеж. Именно с него начинается цирк! Он круглый, а зрительные ряды, все вспомогательные и подсобные помещения расположены по диаметру вокруг него.
Манеж живой! Он такой же, как и мы с вами. Ночью, он отдыхает, спит. Во время представления, когда над ним взмывают под самый купол воздушные гимнасты или прыгают в огненное кольцо тигры, когда ему весело и радостно от проделок клоуна, все вокруг него тоже ревут от восторга, хлопают в ладоши и смеются.
Название «цирк» произошло от латинского слова «круг», и означает оно вид зрелищного искусства, по законам которого строятся развлекательные представления. Так же называется здание, в котором они проводятся. По своему устройству Колизей в Древнем Риме был первым круглым цирком (основан в 1 в н.э.), до него форма таких заведений была эллипсоидной.
Во всех цирках вне зависимости от количества мест соблюдается стандарт диаметра манежа - 13 метров. Это число считается у цирковых артистов счастливым, и выбрано оно не случайно. Англичанин ФилИп АстлЕй, основатель школы верховой езды с круглым манежем и первого стационарного (со своим зданием) цирка в Европе, в XVIII веке установил опытным путём, что такой диаметр является наиболее оптимальным для лошадей, скачущих по кругу. Их спина имеет постоянный к центру угол наклона.
В современном виде цирк в России появился в 1877 году в Санкт-Петербурге, когда перед зрителями распахнул двери первый каменный цирк. Он был возведен по инициативе итальянца Гаэтано Чинизелли. На его манеж выходили, в основном, иностранные артисты. Создателями русского национального цирка считаются братья Никитины, которые открыли в городах России целую сеть цирков. Их уникальной особенностью было выступление русских артистов в традиционных костюмах под русскую музыку.
Манеж обычно покрывается черноземом, песком и древесными опилками, иногда покрытие – резиновое, для некоторых номеров сверху настилаются ковры. В цирке есть коверный клоун – он развлекает публику в перерывах между номерами, пока расстилают или убирают ковёр на манеже.
Манеж имеет невысокое круговое ограждение - барьер. Приподнятый около барьера с внутренней стороны край манежа называется пИстой. Писта помогает лошадям бежать размеренно, плавно, с одинаковым заметным наклоном к центру манежа, чтобы наездник-акробат сохранял равновесие во время скачки и выполнения прыжков.
В некоторых цирках есть репетиционный манеж. Здесь артисты делают разминку перед выходом, тренируются и дрессируют животных, когда основной манеж занят.
В современно-оснащённых цирках манежи могут быть сменными. Примеры сменных манежей - конный, ледовый, иллюзионный, световой, водный. Они хранятся на определённой глубине в машинном зале и, благодаря электронике, могут сменять друг друга буквально за 5-10 минут. Один манеж опускается, отъезжает в сторону, а другой выдвигается на его место и поднимается.
Иногда манеж называют ареной. Среди артистов цирка вы не услышите слово «арена». Только манеж. Сами артисты называют себя просто – цирковые, а «циркачи» - это скорее обидное прозвище.
Артисты не любят слово «выступление», они говорят: «Мы работаем».

Почему нельзя сидеть спиной к манежу?
Одна из самых главных цирковых примет звучит так: "Нельзя сидеть спиной к манежу. Этому намоленному пространству, где рождаются, живут и умирают. Это неуважение к труду артистов". По этой же причине сюда нельзя заходить в уличной обуви.
Манеж для цирка - место уважаемое, практически святое. Здесь человек становится артистом, общается посредством своих виртуозных навыков со зрителями, которые сидят вокруг манежа и проживают вместе с ним яркую историю. Он почти всю жизнь, часто вместе со своей семьей, гастролирует с номерами по стране и миру. Можно сказать, живёт в цирке, отдавая всю любовь зрителям во время выступления в манеже. Поэтому, как не принято общение между двумя людьми, если один из них стоит спиной к другому, так не принято в цирке сидеть спиной к манежу. Изначально эта традиция связана с техникой безопасности. Во время репетиции из центра в зал могут прилететь разные предметы, например, мяч жонглера, и если человек сидит лицом к манежу, то он видит всё, что происходит.
Есть другие приметы цирка, связанные с манежем. Принято здороваться со всеми при каждом выходе в манеж. Ещё одна интересная примета – перешагнёшь барьер манежа - останешься в цирке на всю жизнь.
Как вы думаете, играет ли роль, с какой ноги входить в манеж? Говорят, например, что если утром у человека плохое настроение, то он встал не с той ноги. Так вот, оказывается, чтобы войти в манеж «с той ноги» нужно это делать, перешагнув пИсту левой ногой.
Любите ли вы фотографироваться и делать селфи? Некоторые артисты перед представлением не фотографируются, иначе на работе будут неудачи.
Одна из последних традиций - фотографии из цирка выкладывать в сеть только после представления.

ФОрганг
ФОрганг - это занавес. Тот самый! Из-за этого тяжелого парчового занавеса артисты выходят в манеж под свет ярких огней. Так же называют помещение, где перед выходом в манеж они готовятся к выступлению. Именно форганг отделяет манеж и зрителей от закулисья.
Есть примета - нельзя переходить дорогу артисту перед выходом в манеж – тогда он может плохо выступить или получить травму. Этому есть логичное объяснение. Артист цирка перед выходом в манеж разминается, сосредотачивается, прогоняет в уме номер или сложный трюк, настраивается, входит в роль. Пробежавший перед ним человек отвлекает артиста. Дорога в манеж должна быть свободной.
Из форганга нельзя выходить по центру манежа, если артист не идет работать; только с правой или левой сторон, что связано с техникой безопасности. В любой момент в закрытый занавес могут что-то понести, можно стукнуться. Кроме того, манеж не любит бездельников. Обычно обходят вокруг, но, если очень нужно, делают кульбит (переворот вперед через голову с опорой на руки), прыжок. Эта примета не касается тех артистов, которые в данный момент репетируют, страхуют или выступают.
Часто ли вы спотыкаетесь? В цирке это имеет значение! Если споткнулся на правую ногу перед выходом в манеж, то ждёт провал, а на левую - удача. Лучше не спотыкаться. Некоторые артисты даже возвращаются и выходят сначала. Это тоже примета.
Итак, представьте себе, что за кулисами цирка начинается настоящий круговой лабиринт-квест! На первый взгляд, в нем легко заблудиться. Несколько этажей с круговыми коридорами, множеством одинаковых дверей и лестницами. Выручают таблички с надписями на дверях, например, «костюмерная», «гримерная». Мы в них скоро заглянем. И, конечно же, все дороги внутри цирка ведут в центр, к манежу.

Шпрехшталмейстер и репетиции
ШпрЕхталмЕйстер или сокращённо шталмейстер - это главный в манеже, ведущий циркового представления. Это трудное слово пришло к нам из немецкого языка. Если говорить дословно, то означает оно «старший конюший», «начальник конюшни». В России эта должность называется «инспектор манежа».
Шпрехшталмейстер объявляет номера программы, иногда участвует в клоунских репризах (коротких шуточных номерах), руководит униформистами (рабочими в униформе - единой парадной одежде; эти люди обслуживают манеж во время представления и на репетициях), наблюдает за выполнением правил техники безопасности, организует репетиции артистов.
Если заглянуть в цирк во время подготовки к новому представлению, то можно увидеть, что артисты много репетируют. Репетиция - это обязательная часть циркового искусства, скрытая от глаз зрителей, но необходимая, чтобы выступление прошло как по маслу. В ходе репетиции артисты оттачивают хореографию (движения) номера, совершенствуют взаимодействие с партнёрами (другими актерами, животными, страховщиками, помощниками), многократно жонглируют или эффектно вытаскивают зайца из шляпы, чтобы впечатлить нас мастерством и талантом. Например, знаменитый клоун Карандаш (Михаил Николаевич Румянцев) репетировал свои номера с напарником - маленьким скотч-терьером по кличке Клякса.
На репетициях артисты проводят много часов в манеже - с утра и до позднего вечера, тренируются до «седьмого пота», чтобы на представлении всё выглядело легко и непринуждённо. При этом считается неэтичным спрашивать про профессиональные секреты, трюки, оформление номера.
У каждого циркового артиста есть собственные ритуалы (повторяющиеся каждый раз действия), которые помогают настроиться на успех перед выходом на манеж. Цирковым нельзя желать ни пуха ни пера. Семечки в цирке не приветствуются - будет мало зрителей. Цирковым очень важно, чтобы на представлении было как можно больше зрителей. И не только потому, что от этого зависит зарплата, но и потому, что при полном зале намного легче и приятнее работать.
В цирк не рекомендуется заходить с открытым зонтиком (и в случае с семечками, и с зонтом – зрителей, а значит, и сборов не будет). А вот если первый билет купит мужчина, то новую программу примут на «Ура!»
У цирковых не принято поздравлять с премьерой (первым показом номера) до представления. Также никогда не говорится «последнее» представление (имеется в виду, в последний раз), правильно говорить «крайнее», или «заключительное».

Что значит «родился в опилках»
«Родился в опилках» - выражение, означающее, что человек с детства вырос в цирковой среде. Не секрет, что в цирках выступают целые династии (семьи), в которых любовь к своему делу и профессии передается от старших к младшим. Например, династия дрессировщиков тигров Запашных.
В настоящее время почти во всех цирках нет стационарных цирковых команд и номеров. В течение года они курсируют по стране и за рубежом по графику, останавливаясь в каждом городе в среднем на два-три месяца. Артисты живут в цирковых гостиницах, готовят номера, репетируют, могут заниматься в тренажёрном зале (при наличии внутри цирка), а их дети во время выступления родителей могут поиграть в детской комнате.

Открытая репетиция
Иногда проводится так называемая открытая репетиция, то есть с участием зрителей. Без блёсток, костюмов, ярких огней и громкой музыки. Это не отработка номера "с нуля", а демонстрация ещё не доведённых до совершенства элементов.
Например, показываются акробатические номера или прыжки тигров внутри сетки с предварительным представлением ведущим артистов и названием элементов циркового трюка. Ведущий во время открытых репетиций рассказывает о повадках животных и называет их имена. Кто-то любит ласку, а с кем-то надо быть построже. После номера зрители могут оценить колоссальную работу артистов и задать вопросы.
На открытых репетициях зрители могут попробовать себя в цирковых номерах, например, в качестве жокея (это человек, который сидит верхом и управляет лошадью на скачках), гимнастов или тех, через кого акробаты перепрыгивают во время трюка.

Выходной в цирке
Есть ли в цирке выходной? И да, и нет. Традиционным выходным днём считается понедельник, поэтому в воскресенье все артисты поздравляют друг друга с долгожданным днём отдыха.
Бывает у артистов и отпуск. Тогда либо вся цирковая труппа (команда) отдыхает, либо на время отпуска артиста его заменяют другим и гастроли (поездки с представлениями по разным городам) продолжаются.

Встречают по одежке
Цирк любят за силу и ловкость, за красоту и яркость. Это зрелище, поэтому оно должно быть красочным и впечатляющим. Костюмы артистов помогают окунуться в атмосферу праздника.
Цирковые команды привозят с собой весь необходимый реквизит и костюмы.
В каждом цирке есть костюмерные. Это помещения, в которых в несколько открытых рядов, без шкафов, стоят стойки с костюмами на вешалках. Там же располагаются полки или скамейки для размещения шляп с перьями, париков, накладных элементов и корсетов. Можно примерить костюм водяного, феи или Бабы Яги.
В некоторых цирках есть даже пошивочные комнаты со швейными машинами для изготовления костюмов. Согласно цирковой примете, нельзя шить перед представлением - считается, что зашиваешь себе дорогу.
По другим приметам – артисты не выходят в костюме к зрителю, который не видел номера, и не ходят в нем просто так. Нельзя садиться в сценическом костюме — может не получиться номер. Костюм может помяться, может вылезти рубашка, раскрыться секрет фокуса, расстегнуться лонжа (страховочное приспособление).
Есть правило не класть костюм поперек кровати, может долго не быть контракта (договора на работу). Принято также, что премьеру не работают в новом костюме.

Гримерные
Гримерные начинающих артистов представляют собой комнату, в которой стоят несколько столов с зеркалами. У именитых и заслуженных цирковых имеются свои отдельные гримерные, в которых разложены их любимые вещи, висят афиши (красочные плакаты с объявлением о цирковом представлении), стоит мебель, шкаф с книгами и сувенирами. Например, в знак уважения к памяти великого артиста Юрия Никулина сохранена его цирковая гримерная - в том виде, в каком она была при его жизни.
Здесь артисты отдыхают, настраиваются на работу и делают грим - создают свой образ для номера с помощью гримировальных красок, пластических наклеек, парика, причёски. Многие зрители считают, что гримируются только клоуны, но это не так. Перед представлением грим наносят все артисты, чтобы при освещении манежа, особенно ярким белым светом, который делает лицо бледным, артист выделялся выразительными чертами. Грим может быть довольно ярким и плотным, но нужно понимать, что слишком толстый слой грима может скрывать мимику лица.
По поводу афиш у цирковых есть традиция – их не кладут на столы, стулья и другие предметы мебели, потому что может не быть зрителей. Лучше всего положить афишу на… пол!

Реквизит и ящики для реквизита
Костюм и грим помогают создать образ артиста. Что еще делает представление ярким и незабываемым? Как вы считаете? Конечно же, талант артистов, свет, музыка и… реквизит!
У каждого артиста есть реквизит – это набор предметов, необходимых для циркового номера, для зрелищной демонстрации человеческих возможностей. Давайте разберем на примере нескольких цирковых жанров, какой бывает реквизит.
Номера эквилибристики построены на умении держать равновесие, балансировать. Их существует несколько видов: ручная стойка, эквилибр на шаре, на летящей лестнице, на першах (шестах длиной от 3 до 12 м), на проволоке. Наиболее простым в освоении снарядом для эквилибра считается шар.
Один из самых красивых цирковых жанров – воздушная гимнастика! Она восхищает как юных зрителей, так и взрослых. Воздушная гимнастика предполагает исполнение трюков на различных снарядах, подвешенных под куполом цирка. К воздушному реквизиту относятся летающая трапеция, кольцо, канат, полотна, ремни.
Акробатика – это мастерство владения своим телом (от греческого «хожу на цыпочках»). Акробаты используют батут, прыжковые качели, рейнские колеса (цирковой снаряд из двух одинаковых трубчатых обручей, соединенных несколькими поперечинами).
Цирковой жанр клоунады так же немыслим без реквизита. Всем известны клоунский нос, ботинки, цилиндр, ходули.
Реквизит артисты хранят и перевозят в ящиках для реквизита. У клоуна это может быть небольшой чемодан или рюкзак. Для сложных номеров используются огромные контейнеры на колесах высотой с человеческий рост. На них крепится табличка с фамилией артиста. В них складывают цирковые костюмы, аппаратуру для звука и света, стойки и трапеции, разные инструменты. В общем все, что нужно для постановки номера.
В цирке строго соблюдается правило - нельзя трогать чужой реквизит, особенно перед выступлением, потому что тогда реквизит подведёт в ходе представления. Реквизит - это не только половина номера, от него часто зависит здоровье и даже жизнь артиста. Перед работой он тщательно готовится и проверяется в первую очередь артистом, после чего его может трогать только униформист или служащий, который выносит его в манеж.

Вольеры и кухня для животных
Вы можете себе представить цирк без дрессированных животных? Оказывается, есть и такие программы. Однако, традиционно в каждом представлении обязательно есть номера с дрессурой.
Кто же обычно выступает на манеже? Тигры, зебры, ламы, львы, лошади, страусы, цирковые собачки, кошки (вспомним известного всему миру дрессировщика кошек Юрия Куклачева), попугаи и даже бегемоты! Они – настоящие артисты! У каждого животного свое имя и свой характер. Вначале они привыкают к дрессировщику, к манежу, к зрителям, потом учатся и показывают класс. Ходят по барьеру, прыгают через препятствия и делают боковые перевороты.
Живут звери в вольерах – клетках, где за ними ухаживают обученные люди. Еду животным готовят на специальных кухнях. Продукты хранятся в холодильниках, их моют в огромных раковинах, режут на столах, варят в больших кастрюлях на плитах. Всё как у людей.
Один полосатый артист цирка – тигр, съедает от шести килограммов мяса в день. С одной стороны, не так и много, учитывая, что вес самого тигра от 100 до 300 кг. С другой стороны, представьте себе, сколько еды нужно на группу из пяти тигров на один цирковой тур, который длится, например, пять недель.

Присядем на дорожку
Нам удалось заглянуть за кулисы цирка и узнать, что означает немецкое слово «форганг», когда в цирке выходной, почему в нем не принято щелкать семечки и сидеть спиной к манежу. Теперь мы стали хранителями многих цирковых секретов, традиций и лучше понимаем наших любимых артистов – и людей, и животных!
В старину приезд в городок цирка приравнивался к открытию нескольких аптек. Такое благотворное действие на жителей оказывала смехотерапия этого особого вида искусства. За сотни лет цирк сохранил волшебство. Современный цирк – это удивительное сочетание профессиональных номеров и новых технологий. Каждый номер – это мини-шоу!
В третью субботу апреля ежегодно отмечается Международный день цирка. Этот день посвящен всем артистам, кто творит магию на манеже, благодаря которой мы, зрители, верим в чудо, замираем от невероятных трюков, смеемся от души, хлопаем и кричим артистам: «Браво! Молодцы! Браво!»
Чтобы что-то сложилось, есть примета – присесть на дорожку. Присядем же на дорожку и отправимся в наш любимый цирк!