Машина времени - фотоаппарат.
В нашей жизни происходят удивительные события, только жаль, что они мимолетны. Наверняка и у тебя был день, в который очень хочется вернуться!? Вот бы изобрести машину времени и хоть одним глазком подглядеть как все было…А что если, такое изобретение уже есть!? И не просто существует, а находится в доме практически у каждого человека. Это чудо техники называется – фотоаппарат. В современном мире он помещается даже в мобильном телефоне. Что бы сделать фото «На память» достаточно один раз нажать кнопку, а можно и не один раз, а много. Выбрать понравившийся кадр, а остальные просто удалить. Осталось только распечатать на принтере и вставить в фотоальбом, как это делали наши родители или загрузить в электронную фото рамку, или планшет. Сиди, смотри и ностальгируй: вот мы посещаем семьей зоопарк, а вот дедушка приехал в гости с подарком. Это я на рыбалке, а тут мой День Рождения. А эти черно-белые фотографии откуда? Но что если он, фотоаппарат, так выглядел не всегда?
В ОДНОЙ ТЕМНОЙ, ТЕМНОЙ КОМНАТЕ…
Очень, очень давно, в разные времена люди стали замечать, что если находится в абсолютно темной комнате, где есть лишь небольшое отверстие наружу, при попадании света через него на стене появлялось изображение того, что происходит около помещения. Ощущение было такое, словно ты пришел в кинотеатр, только вместо интересного фильма показывают то, что происходит у тебя на улице, да еще и вверх тормашками.
Так, например, в 6 веке, один арабский ученый, по имени Ибн аль-Хайсам, очень хотел посмотреть на затмение солнца. Но понимая, что прямые солнечные лучи для глаз вредны, установил палатку из толстой, не пропускающей свет ткани. Сделал отверстие в стене и наблюдал затмение прямо на противоположной стороне. Это простейшее устройство (далекий предок фотоаппарата) назвали – Камерой-обскура, что в переводе с латинского: «Темная комната». А первые упоминания об этом «изобретении» датируются в 3 веке до нашей эры – древнегреческим философом Аристотелем, который описал принцип работы камеры.
А ЧТО ЖЕ БЫЛО ДО?
Люди всегда стремились сохранить красоту момента. Одним из способов было написание портретов. Художники тратили много сил, времени на создание картины. Уставали и сами позирующие. Не простое дело стоять с кувшином в руках и изображать радость на лице несколько часов.
К примеру, известная картина «Мона Лиза» или «Джоконда», по некоторым данным, изготавливалась 4 года, а может и больше. Ходят легенды, что её автор Леонардо да Винчи, рисуя портрет госпожи Лизы Герардини, прибегал к помощи шутов и музыкантов, которые играли на лире и веселили её. Были ли это на самом деле так, сложно уже сказать. Но очень похоже на правду.
У богатых особ были свои личные художники. Они рисовали главные события в их жизни. Если в современном мире существует множество программ, которые с легкостью маскируют недостатки кожи, убирают лишний вес, придают блеск глазам, то раньше вся эта работа ложилась на живописцев. Благодаря книгам мы знаем много историй о великих людях. Но наше представление было бы не полным если бы их лик не был запечатлен в картинах.
Наполеон Бонопарт – французский полководец, человек которым восхищались не только союзники, но и противники. Он оставил огромный след в истории. А его портреты писались лучшими из лучших. Художник-академист Антуан-Жан Гро был лично знаком с Наполеоном I. Он сопровождал своего клиента даже во время сражений, чтобы точно передать характер, силу и героизм. Своими работами он прославлял императора и его войско. Наполеон был так тронут картинами, что наградил мастера орденом Почетного легиона.
НУ А ПОТОМ…
Вернемся в темноту. В эпоху Возрождения художники живописцы, узнав о таком «Чуде техники» - камере-обскура, стали использовать её для более точного и быстрого написания картин. Конечно профессионалы старались хранить это в секрете. Потому что за свою не легкую работу они получали, по тем временам, большие деньги.
На улице устанавливался большой ящик. В нем проделывалось отверстие, около 5 мм, на противоположную стену от отверстия вешалось полотно. Художник заходил внутрь и вместе с лучами света - природа, дома и люди отображались на бумаге вверх ногами. Дело оставалось за малым. Обвести их контуры, сделать наброски. Изображение, поступающее на мольберт, было не очень четким – немного расплывчатым, слегка уменьшенным, зато цвета передавались превосходно. Инновационные* (новшество, которое улучшает, что –то ранее созданное человеком) технологии не стояли на месте. Благодаря изобретению очков в 1284 году, чуть позже, линзы применили и в камере-обскура, установив двойное выпуклое стекло (объектив) – за счет, которого изображение стало четким, увеличилось в размерах и перевернулось в правильное положение. Вверху ящика была полупрозрачная рамка, на которую клали лист бумаги, внутрь уже небольшой камеры (размером с коробку) устанавливалось зеркало под наклоном так, чтобы изображение отсвечивалось от него и проецировалось на бумагу – это делалось для удобства зарисовки художнику. Благодаря такой новой, усовершенствованной, уже уменьшенной камере, до наших дней дошли рисунки художников, которые точно передают изображения архитектуры европейских городов и улиц. А в 18 веке «Махина для снимания перспектив» получила свое распространение и в России, имея вид походной палатки, но с тем же принципом работы. К сожалению, изображение самостоятельно никак не фиксировалось, без участия зарисовщика. Ученые всего мира долго ломали над этим голову…
ПРОРЫВ.
Родителем – основателем фотографии стал Жозеф Ньепс. Ему удалось изобрести светочувствительный состав. Он брал пластину (из стекла или из цинка) и наносил на нее асфальтовое покрытие и масло льна. Устанавливал её в камеру-обскура и направлял объективом на улицу, на несколько часов.
Самая первая фотография была сделана именно Ньепсом в 1826 году «Вид из окна», для ее получения, по некоторым данным, камера фотографировала 1 снимок от 8 до 14 часов. Фотография была черно-белой. Не очень четкой, но аналогов тогда еще не существовало.
Вместе со своим другом, талантливым художником Луи Жаком Дагером они озадачились сделать фотографию более четкой и насыщенной. Ньепс сообщил Дагеру, что проводит эксперименты с йодом, нанося его на серебряные пластинки, но все старания были безуспешными. Однако, однажды, в 1837 году, Дагер сделал снимок. Не получив нужной четкости, расстроившись он положил его в шкаф, в котором хранил различные колбы с химическими веществами. Вернувшись домой и открыв шкаф, он увидел более четкое изображение чем раньше. Стало понятно, что 1 из химических веществ, находящихся там и дало такую реакцию. Он делал все новые и новые снимки, убирал колбы одну за другой, а фотографии становились четкими. Так убрав из шкафа абсолютно все, он обнаружил пролитую ртуть и сделал вывод, что именно ее пары и проявляют изображение. Художник очень хотел увековечить свое имя, поэтому первые снимки тогда стали называться дагерротипами. Позже в обиход вошло новое слово ФОТОГРАФИЯ, что в переводе с греческого означает: «фотос» – свет и «графо» - пишу, а вместе переводится как СВЕТОПИСЬ.
Ничто в этом мире не стоит на месте. Планета вращается, люди учатся, а технологии развиваются.
Английский фотограф Томмас Сэттон, в 1861 году, создал фотоаппарат, который выглядел следующим образом: на треногу (штатив), устанавливался ящик с крышкой, которая не пропускала свет. С помощью объектива (стеклянных, круглых линз) он фокусировался на объекте (человеке, здании, природе, животном или предмете). Изображение формировалось с помощью сложной системы зеркал.
А дальше больше… прогресс шагал, фотоаппарат менялся: В 1889 году, Джон Истман запатентовал первую рулонную пленку и камеру для нее. И даже название придумал «Кодак» - у этого слова нет перевода или значения, но его знают многие. Например, твои бабушка с дедушкой. Ведь пленочная съемка дошла и до наших дней и перестала использоваться относительно недавно.
МЫЛЬНИЦА
В конце 20 века, когда мама и папа были маленькими детьми, а бабушка и дедушка были молодыми родителями, наверняка они любили фотографироваться. И у них дома была «МЫЛЬНИЦА» - так в те времена назывался фотоаппарат. Но какое отношение он имеет к мылу!? На этот счет существует пару теорий:
1.Жидкое мыло, которое течет у тебя из баночки с дозатором было не всегда. Раньше в домах в ванной комнате, на раковине стояла неглубокая, пластиковая посуда в которой лежало кусковое, твердое мыло. Фотоаппараты того времени тоже изготавливались из пластика и по форме напоминали эту самую мыльницу, отсюда и появилось это прозвище.
2.Второй вариант связан с качеством фотографии. Иногда, они получались плохо: размытые или ЗАМЫЛЕННЫЕ, что значит не четкие или мутные как мыльная вода. В нашем, прекрасном 21 веке, можно купить все что угодно и даже не выходя из дома. Тогда, чтобы приобрести фотоаппарат или пленку в него, нужно было идти в специальный магазин. Он мог быть всего один в городе и приходилось преодолевать большое расстояние. Но людям это не создавало труда, ведь покупка такой «Чудо техники» было целым событием для всей семьи и вызывало приятные чувства.
ЗОЛОТЫЕ КАДРЫ
Каждый отснятый кадр на фотопленку был на вес золота. А все потому, что пленка имела ограничения, она могла вместить в себя около 36 снимков. Поэтому прежде чем сфотографировать что – либо, люди долго подбирали позу, фон и старались не «щелкать» напрасно. Как только камера издавала характерный звук похожий на треск, это означало, что кадры закончились и можно отдавать их на проявку. Просто вытащить пленку было нельзя, она бы засветилась и все фотографии на ней можно считать испорченными. Доставать её надо было в темной комнате, и убрать в маленькую, не пропускающую свет капсулу.
Проявлять фотографии дома было не очень удобно, поэтому капсулу везли в фотоателье. Кстати, еще совсем недавно, люди делали черно-белые фотографии, хотя цветные были изобретены уже давно. В 1904 году братья Люмьер начали выпускать пластины для цветной фотопечати. Однако, с цветом было все не так просто: пленка и химикаты для ее проявления стоили во много раз дороже обычной и сам процесс получения снимков занимал больше времени. Поэтому любители, не профессионалы, выбирали дешевый вариант.
ТАЙНА КРАСНОЙ КОМНАТЫ
Если посмотреть на пленку, на которую вас сняли, то можно было увидеть миниатюрную копию себя, где все поменялось местами, например: белое небо – стало темным, а темная кофта наоборот превратилась в светлую – такие кадры называли НЕГАТИВОМ.
Мастер забирал у клиента капсулу, наносил на пленку реагенты, промывал и сушил. Вставлял пленку в фотоувеличитель и светил через нее на специальную бумагу. В светлой комнате проявлять пленку было нельзя, а в абсолютно темной – невозможно. Поэтому в помещении было красное освещение, которое было безвредным. Затем фотография отправлялась в проявитель – это такой раствор, благодаря которому изображение появлялось на бумаге. Для полной готовности ей оставалось только высохнуть. Через несколько дней клиент забирал свои дорогие сердцу и памяти фотографии и вставлял их в альбом или рамочку.
ВОЛШЕБНЫЙ ФОТОАППАРАТ
Да - да, есть и такой! Изобрели его еще в 1963 году, а название его «Polaroid» (Палароид). В отличие от других фотоаппаратов у него не нужно было проявлять пленку. Он печатал фото сам и сразу. Но почему же тогда люди активно пользовались обычными «мыльницами»? И снова вставал вопрос в цене, «Polaroid» был не дешевым удовольствием.
КОМУ НУЖЕН ФОТОАППАРАТ?
В наши дни сделать фотографию может даже маленький ребенок. Фотоаппарат бывает встроенный, например, в камеру смартфона, умные очки, планшеты и другие современные гаджеты. Пленка уже не нужна, все данные хранятся в памяти устройства или на флеш - носителе.
Так же есть дорогие, зеркальные камеры. Как правило с такими работают профессионалы, например, свадебные и семейные фотографы, или мастера, которые делают кадры на паспорт, пропуски или красивые постановочные снимки в студиях. Но есть и иные специалисты, о них мы и поговорим:
ФОТОЖУРНАЛИСТ (фотокорреспондент)
Фотожурналистика работа не из простых. В этой профессии решение надо принимать быстро и ясно передавать происходящее событие. Объективы у камер бывают большими и тяжелыми, для того что бы четко, без размытей делать снимки вдалеке, при плохих погодных условиях и в движении объекта: Заснять бегущего спортсмена на Олимпийских играх или запечатлеть кинозвезду на красной дорожке. Отснять городской праздник или соревнование по шахматам.
Часто такие фотографы оказываются в важных исторических моментах. Допустим, на инаугурации* президента (вступление в должность). Или фотографируют открытие новой школы, а если много лет спустя, она станет памятником культуры, то фотография может попасть в учебники.
Эту профессию можно внести и в список экстремальных, ведь хороший фотокорреспондент пойдет и в огонь, и в воду, в прямом смысле слова. Например, делать снимки действующего вулкана, шторма в море или пожара в лесу – не безопасно, но благодаря полученным данным, люди во всем мире видят глазами того самого ГЕРОЯ ФОТОГРАФА.
АНИМАЛИСТ
Это слово происходит от латинского animal, в переводе – животное. Анималисты снимают диких и домашних животных, птиц и рыб и даже насекомых. Дело это совсем не из простых, звери не очень-то и охотно позируют, поэтому настоящему профессионалу надо запастись терпением, найти то самое место куда, допустим, прилетит стая уток, засесть в укрытие так, чтобы не беспокоить своих моделей и ждать, ждать подходящего момента для идеального, а главное удачного кадра.
Даже дома, казалось бы, в уютной обстановке, очень тяжело сделать качественный, интересный снимок своего любимца. Попробуй договорись с ним.
Помимо терпения в этой профессии требуется и отвага. Одно дело работать с милыми и пушистыми зайчатами на полянке, другое с дикими и опасными хищниками в саванне. А вот божья коровка пьет каплю росы. Для этого нам понадобится специальный объектив, для макросъемки. Макросъемка снимает предметы, которые видны глазу, но четко не улавливаются обычным объективом, а с таким мы видим все в мельчайших подробностях.
Кстати, анимализм появился позже других жанров фотографии. А все потому, что не хватало четкости. Для отличного кадра, животному нужно было долго и не подвижно сидеть на месте, что практически невозможно. Такие фотографии были размазанные от движений. То хвост сам по себе завилял, то за ухом лапой почесалось. Однако и это нашло решение, люди стали фотографировать спящих животных, например, в зоопарках.
А вот фотография сумчатого волка тиламицина. Фото есть, а животного такого уже нет. Из-за охоты людей, этот вид, к сожалению, вымер. Но карточка хранит на себе это воспоминание. Такая фотография несет особенную ценность мы видим прошлое, которое, к сожалению, не вернуть.
ПРЕДМЕТНЫЙ ФОТОГРАФ
Если читать журнал или статью в интернете, то можно часто видеть навязчивую и не очень рекламу: картинка продукта и описание к ней. Что бы этот товар сюда попал, сначала с ним поработал предметный фотограф. Он подобрал ракурс и сделал снимок так, что бы эту вещь ну очень хотелось купить: флакончик духов, мороженое, одежда и машины это все дело рук и камеры данного специалиста.
ТРЕВЕЛ ФОТОГРАФ
Тревел – путешествие. По сути любого человека, кто когда где - либо был и делал снимки можно отнести к этой нише. Уникальность данной категории заключается в том, что можно фотографировать все что видишь, как бы рассказывая своими кадрами как тут все обустроено.
Это фото отеля снаружи, а это комнаты внтури. Старая часть города отличается уникальной архитектурой, словно не тронутой современной цивилизацией. А это местные жители со своими домашними животными. Сегодня нам повезло мы попали на необычный праздник, который отмечают только в этой деревне на протяжении 800 лет. Такими фотографиями мы показываем мир своими глазами через призму камеры.
ФЕШН - ФОТОГРАФ
Наверняка ты когда - нибудь ходил с мамой или папой в парикмахерскую и видел стопку журналов на столе. И там, на разворотах, были красивые тети и дяди с необычными прическами. Все эти люди – модели, а снимал их для тебя фешн – фотограф. Так же их приглашают на модные показы одежды и аксессуаров. Их задача снять и обработать фотографии так, что бы люди поняли задумку дизайнера и захотели купить себе эти дорогие вещи.
АРХИТЕКТУРНЫЙ ФОТОГРАФ
Человек, который делает снимки зданий, мостов и другой архитектуры. Благодаря таким кадрам, мы видим, как меняются города, уходят эпохи. Много лет спустя наши дома уже не будут стоять на прежних местах, но с помощью фотокарточек люди новых поколений смогут увидеть, как жили мы, как выглядели наши улицы.
Во многих странах и городах по всему миру еще сохранилась старинная архитектура от египетских пирамид до бревенчатых изб и готических замков. И если у нас не всегда есть возможность уехать и полюбоваться ими. Мы можем взять книги, в которых будут фотографии с описанием и наши знания становятся более объемными.
СОЦИАЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ
Задача такого жанра в фотоискусстве донести до людей какую-либо проблему общества. Например загрязнение природы или глобальное потепление. Наверняка ты видел фотографии плавающего мусора и запутавшихся в них морских обитателей. Такие моменты не оставляют людей равнодушными и заставляют задуматься о экологии. Для этих снимков устраивают специальные выставки, что бы как можно больше людей смогли увидеть и оценить происходящее.
«СЕЙЧАС ВЫЛЕТИТ ПТИЧКА»
Маленькие дети – большие непоседы. Ребенок вертелся, крутился как юла, а мог и вовсе испугаться, и заплакать при виде фотоаппарата и незнакомого дядю фотографа. И тогда дядя хитро говорил: «Ой, глядите - ка, сейчас вылетит птичка!» Такую фразу могли слышать твои родители на утреннике в детском саду. Все малыши доверчиво ждали, но птичка и не думала появляться.
Зачем же тогда он так говорил? Он фокусировал внимание, что бы все смотрели в одну точку и снимок удался. Но откуда взялась эта фраза? Появилась она еще в начале 20 века, пока фотограф регулировал камеру, мама стояла рядом с ним и держала в руках бронзовую, игрушечную птичку на длинной трубочке, а в конце этой трубочки была груша. В птичку заливали воду и когда мама нажимала на грушу, воздух попадал в игрушку, и она издавала красивые трели, ну прямо как настоящая, живая. В те времена такую диковинку было не найти, поэтому все внимание ребенка было подарено чуду в перьях. Игрушки давно уже нет, а фраза осталась.
А ТЕПЕРЬ СКАЖИ: «СЫР!»
И эту фразу часто слышали твои родители, а может быть и ты сам. Но почему именно «сыр»? Что такого волшебного в этом продукте? Оказалось, дело в букве «Ы», если произносить ее протяжно, то рот расплывается, словно в улыбку.
А откуда же он взялся? Говорят, что американский посол Джозеф Дэвис, хотел выглядеть доброжелательно и внушать доверие. Поэтому он улыбался газетным папарацци и красиво получался на снимках. Когда же его спросили в чем его секрет, он сказал, что в момент съемки беззвучно произносит «сыыыыыр».
Интересный факт: раньше люди на снимках не улыбались. Исключение составляли дети. Помнишь, что самая первая фотография «Вид из окна» делалась около 14 часов? Потом, конечно, с развитием технологий съемка сократилась до 1 минуты. Попробуй замри и улыбайся 60 секунд. Покажется что прошла целая вечность, даже скулы может свести. Да и вообще странно это было, улыбаться для фото, не модно, наверное.
Но есть и другая легенда. В те времена фотография стоила очень дорого, некоторые люди могли позволить себе это удовольствие лишь раз в жизни. При этом народ не очень следил за своими зубами (по тем же финансовым причинам). Выходит, чтобы получится красивым на единственной карточке, лучше сомкнуть губы и не выставлять все напоказ. Но можно же улыбнуться с закрытым ртом. И на это есть ответ: маленькие рты - считались более красивыми.
ПАЛОЧКА ВЫРУЧАЛОЧКА
Сейчас такое приспособление как селфипалка уже редко встречается, однако буквально лет 10 назад она была очень популярна. Еще ее называют «моноподом», она изготавливается из метала и пластика, а ее конструкция имеет телескопическое строение, для того что бы она могла вытягиваться, как спиннинг для рыбалки.
В 2014 году, одним известным журналом «селфипалка» была названа «Главным изобретением года». Но придумана была гораздо раньше… Хироши Уэда – японец, который часто ездил со своей семьей отдыхать. Любил фотографировать на «мыльницу». Но вот беда, на снимках не было его самого, а незнакомцам он не очень доверял. Вдруг убегут с таким дорогим устройством. Тогда он изобрел «удлинитель для поддержки небольшой камеры». К этой палке он так же приделал зеркальце, чтобы видеть, удачный ли кадр получится. В 1983 году, он запатентовал ее. Однако, спросом это приспособление не пользовалось и покупалось плохо. В 2003 году патент истек. Первый создатель подумал, что возможно, люди не приняли его изобретение потому что пока слишком рано. Кстати, эта палка попала в книгу «Самых бесполезных изобретений Японии» до того, как стала популярной. Ну а потом она заполонила рынок, была, практически, у каждого в сумке. Возможно, она до сих пор лежит где- то забытая, в коробках у твоих родителей, возможно однажды ее время снова придет.
СЕЛФИ
Как мы выяснили ранее – фотографировать можно что угодно, главное удачно подобрать кадр. Но и про себя любимого забывать не стоит. Благодаря развитию социальных сетей в интернете появился такой вид жанра в фотоискусстве как «Селфи». Если бы мы были художниками, по другому это бы называлось «автопортрет».
Селфи – означает сфотографировать самого себя. Удобно и просить никого не нужно. А главное быстро. Но разве люди никогда до изобретения интернета или мобильных устройств не делали селфи? Еще как делали, просто тогда слова такого не было.
В 1839 году американский химик Роберт Корнелиус сделал самый первый фото портрет, запечатлев себя на камеру. На позирование у него ушла, приблизительно, 1 минута.
А самая первая детская фотография, сделанная самостоятельно, принадлежит великой русской княжне Романовой Анастасии Николаевне. В 1914 году, в возрасте 13 лет она сделала фото и отправила его в письме, описав происходящее очень волнительным для нее процессом: «Я сделала эту картину, смотря в зеркало. Это было очень сложно, так как мои руки дрожали».
Интересный факт: многие фотокарточки царской семьи были сделаны именно Анастасией на ее Кодак. Так же фотографии, порой, могут показать нам семейные традиции и нести в себе тайны, о которых другие и не подозревают.
Если посмотреть на некоторые снимки княжны Анастасии, то можно заметить на ее шее жемчужные бусы. Казалось бы, что тут такого? На самом деле эти бусинки на ней не спроста. В дни рождения дочери Николая II, ей надевали ожерелье, где бусин было ровно столько, сколько, в тот день, лет исполнилось имениннице. Таким образом глядя на кадры того времени, мы точно знаем её возраст.
НУ ПРОСТО КОСМОС
Оказалось, что даже в космосе фотографов хоть отбавляй. Космонавты тоже любят снимать все что окружает их: луну, созвездия и галактики. Иногда в качестве операторов не всегда выступают люди.
Так, например, планета, на которую пока что не ступала нога человека – Марс, уже обзавелась фотокарточками. И первым фотографом, находящимся на ней, стал космический аппарат «Викинг -1». Затем было еще несколько марсоходов, которые делали новые и новые снимки и отправляли их ученым на Землю, а те делились ими в газетах и журналах, а теперь они доступны и в интернете.
Благодаря таким кадрам мы узнаем много нового. Могли ли много тысячелетий назад люди точно знать: есть ли там жизнь, вода, вулканы... А теперь знаем.
А что же Земля? Раньше люди спорили, одни говорили, что она плоская, другие что шарообразная. Первый кто сказал, что она шарообразная был греческий математик Пифагор. Ну как сказал, выдвинул теорию (теория – предположение). Много мыслителей делали расчеты и доказательства, но со стороны на нашу родную планету никто посмотреть не мог. И вот 24 октября 1946 года, была выпущена в космос баллистическая ракета под названием «Фау - 2». В этот же день, в пустыне Нью - Мексико собралась группа ученых и солдат. Им было поставлено задание, найти останки ракеты, а главное пленку, на которую были сделаны снимки. К сожалению, от столкновения, от камеры ничего не осталось. Зато пленка уцелела. Найдя её ученые ликовали, ведь они получили первую фотографию Земли, сделанную из космоса. Сейчас фотографий нашей необъятной планеты множество. Они делаются с искусственных спутников и даже есть кадры с естественного спутника - Луны, сделанные аппаратом «Лунар орбитер-1» в 1966 году.
Как видишь, фотографировать можно все что угодно и где угодно: на суше, под землей, под водой и даже в космосе. Уметь видеть прекрасное там где этого просто никто не замечает - талант, который может перерасти в хобби, а может и в работу всей жизни.