История красок

Чем ты любишь рисовать? Красками, карандашами или, может быть, фломастерами?

Представь, что много тысяч лет назад такой же ребенок как и ты, рисовал палочкой на песке или кусочком угля в пещере! Первые рисунки в цвете появились еще во времена древних людей, а сама краска часто становилась причиной военных конфликтов или, наоборот, способом примирения двух племен.

История красок - это история человечества. Человек узнавал и пробовал новое, экспериментировал, смотрел на мир и хотел его запомнить. И постепенно его рисунки становились все более красочными и реалистичными.

Я предлагаю отправится в прошлое и посмотреть, как и из чего делали первые краски, как они менялись сами и мир вокруг человека!

Но сначала…



Что такое краски?

Краски - это пигмент - красящее вещество, растертое в мелкий порошок - который растворен в воде, масле или других жидкостях. По тому, в чем растворен пигмент, можно определить к какому типу относится краска.

Сейчас на полках художественных магазинов можно встретить пять основных видов краски:

Акварель - это краска на водной основе, считается, что она была изобретена раньше всех;

Гуашь - ее от акварели отличает то, что в составе есть белый цвет, это делает ее непрозрачной.

И акварель и гуашь - водорастворимые краски, это значит, что они легко растворяются в воде.

Масляные краски отличаются тем, что пигмент растворяется в масле, благодаря этому картина долго сохраняет свой яркий цвет. Такая краска не растворяется в воде и требует определенных правил при рисовании.

Акрил - это краска из искусственных красителей на водной основе. Она самая “молодая”, но очень стойкая, как и масляная краска.

И есть еще темперные краски - здесь сухой пигмент замешиваеттся в разного вида веществах (раньше это было куриное яйцо, сейчас чаще всего используют специальный клей). Темпера была создана примерно в то же время, что и акварель.



Первые краски

Первобытное время

Давайте перенесемся во времена первобытной эпохи. Много-много тысяч лет назад (а если быть точным, то около 20 тысяч лет) люди жили в пещерах. Их основная деятельность тогда была - добыча еды. Они занимались охотой и собирательством, строили надежные жилища и часто укрывались в пещерах - так было надежнее. И уже тогда у людей была потребность зарисовывать то, что они видели вокруг. Первые рисунки - это изображения животных, сюжеты из охоты. Древние охотники считали, что чтобы убить мамонта или оленя, надо сначала его нарисовать. И чтобы изображение не стерлось и не исчезло, они придумали хитрый способ: высекали рисунок на камне и втирали в него глину. Так и получилась первая краска! Таким наскальным рисункам более 17 тысяч лет!


Охра

В Испании сохранились древние пещеры, которые называются Альтамиры. Однажды археолог любитель отправился в эти пещеры погулять. Он надеялся там найти древние инструменты или камни. В тот день с ним пошла его дочка - Мария. Папа девочки, которого звали Де Саутола что-то искал в пещерах, как вдруг девочка закричала: “Папа! Быки!” Де Саутола поднял голову и удивился… Прямо над ним был потолок, разрисованный огромными красно-желтыми быками! Это была удивительная находка!

Рисунки были очень реалистичны. Так сильно, что Де Саутоле никто не поверил. Долгое время его обвиняли во вранье - люди считали, что таких красивых быков могли нарисовать древние люди.

Но, оказывается, могли. Тогда для рисования стали использовать первые краски. Древний человек догадался перетереть природный материал - охру. Он смешал ее с растительным жиром и получилась первая краска - желтого-оранжевого оттенка! Охра стала самым популярным цветом - ее использовали на всех континентах. В античные времена лучшие сорта охры добывали в городе Синопия, который находился около Черного моря. На такую охру ставили специальную “синопскую” печать, что было знаком качества.


На Земле сохранилось место, где до сих пор добывают охру, как и 40 тысяч лет назад. Это место в Австралии. На островах живут местные племена - аборигены. Они на протяжении многих лет рисуют охрой, добытой из местных карьеров. Еще несколько десятков лет назад охра была для них ценной валютой. На местных “ярмарках” они могли обменять ее на продукты, золото и другие необходимые для жизни вещи.


Черный цвет

Чтобы получить разные оттенки охры, древние люди смешивали ее с древесным углем - так он становился темнее. А для белой краски использовали известь - это была самая дешевая и легко добываемая краска.

Римский историк - Плиний Старший - рассказывает свою историю о том, как появилась живопись. Это красивая история о любви.

Однажды юная девушка, которая жила в греческом городе Коринфе, провожала в дальнее плавание своего любимого человека. Ей было так грустно, она не хотела его отпускать. И вдруг она увидела на скале его тень. Девушка быстро взяла уголь из костра и обвела его силуэт на стене. Так и появилась первая картина.

Красивая история. Но в то время Плиний не знал, что жизнь на Земле была еще задолго до появления его государства. И, конечно же, он не был в тех пещерах, где нашла картины маленькая девочка Мария.

Первобытные люди использовали уголь, чтобы сделать контур фигур, а особо талантливые художники могли нарисовать объемных животных.

С тех самых пор художники рисуют свои наброски, используя черный цвет: с помощью графитового карандаша или угля. Кстати, уголь для набросков брали не любой, а только ивовый - он был самый прочный и однородный.


Белила

А что же белый? Это мог быть перетертый мел, остатки окаменелостей - ракушек и других морских обитателей, риса. Чуть позже художники стали делать белую краску из смертельного свинца - он об этом чуть позже.
Древний мир

Вернемся обратно в прошлое. Шло время, и древние люди открывали новые виды красок и способы их создания. Теперь краски нужны были не только, чтобы рисовать по камню. Древние красили одежду, писали на пергаменте и папирусе, украшали предметы из кожи и даже украшали тело - уже тогда женщины красили губы в алый цвет и рисовали черные стрелки на глазах. Правда, делали это не для красоты, а чтобы оберечь себя и устрашить противника.


Красный

Например, появился алый цвет - киноварь. Его добывали из ртутного минерала. Как и другие минералы киноварь добывали в рудниках. Но были еще способы добычи красного цвета. Один из них распространен и в наше время. Это краска - кармин. Она имеет ярко-кровавый цвет. Добывают ее из маленьких жучков - кошенили.

Алая краска из кошенили была драгоценностью у таких народов как инки и ацтеки. И долгое время рецепт ее хранили в тайне. Краска была редкая и дорогая, а ее добыча - трудная и долгая, поэтому пользоваться ей могли только богатые люди. Например, кармином красили одежду королей. Крошечные насекомые были настолько дорогие, что Древние египтяне специально отправляли караваны верблюдов в Персию, а в Испании часть налогов выплачивалась зерном, а часть - кошенилью.

Позднее художники узнали, что яркий цвет кармина быстро выцветает, и картина становится бледной, поэтому они отказались от этого цвета.



Фиолетовый

Еще один цвет, который появился в Древнем Египте - фиолетовый цвет: специальный вид улиток выделял вещество, которое добавляли в краску, и она становилась пурпурного цвета. Такой краской красили одежду, которую носили очень богатые и привилегированные люди. Связано это со сложностью добывания краски: чтобы собрать 1 грамм вещества, нужно было 10 тысяч улиток!


Синий

Там же в Египте высоко ценился небесно-голубой цвет - ляпис-лазурь. Его добывали из минерала лазурит, редкого и дорогого. Рисовали им только священные предметы, например, жука-скарабея. Лазурит - очень стойкая краска, которая сохранилась в своей яркости до наших дней!

На земле есть всего несколько мест, где можно найти этот камень. Самое крупное месторождение лазурита находится в Афганистане и до сих пор.

Лазурит - необычный камень. Он похож на синее звездное небо. Именно из-за этой его особенности приготовить краску из него довольно сложно и долго - нужно удалить из камня “звезды”. Сначала лазурит нужно измельчить, потом слепить из него “тесто”, добавив смолу, воск и льняное масло. Через три дня комок из краски растворяли в воде, варили, а потом оставляли воду выпариваться.

Еще один оттенок синего цвета добывали в Персии - это кобальт. Он был настолько необычным, что жители Древнего Китая несколько веков обменивали свой зеленый цвет на персидский кобальт.


Зеленый

Зеленую краску стали использовать Древние римляне. Но, как и все пигменты, которые добывали из минералов, она была очень дорогой. Сделать зеленый цвет можно было из камня малахита, зеленой глины или из растительных красителей, например, сока порея. Все они, к сожалению, быстро утрачивали цвет.

Позже в Китае стали производить другую зеленую краску, которую так и назвали - “китайская зелень”. Ее делали из коры растения крушина. Процесс создания краски из коры был очень долгим, настолько, что “китайская зелень” стала первой краской, которую заменили искусственные красители.



С Древних времен процесс создания натуральных красок почти не изменился: в наше время твердые вещества также перетирают, только уже не руками, а используя специальные машины. И вместо натуральных жиров используют искусственные вещества.


Краски для одежды

Все больше погружаясь в мир цвета и красок, у людей появлялось желание рисовать на одежде, коже, оружии. Поэтому и требование к краскам тоже росло - они должны были быть более стойкими и яркими.

Для окрашивания тканей использовали растения. Их замачивали в воде на сутки, потом ткань кипятили в ней и сушили. Для того, чтобы цвет ткани был яркий, эту процедуру повторяли несколько раз. Со временем окрашенная таким способ одежда не выгорала на солнце и долго оставалась красивой.

Чтобы получить охровый цвет использовали кору ольхи, красный цвет давали разные ягоды, а коричневый - скорлупа грецких орехов или луковая шелуха.


Желтый

Самая первая желтая краска получилась… из глины! Как и охра, и красный цвет, древние люди разводили глину разных оттенков в воде и получалась краска.

Как и большинство красок первый яркий желтый цвет получили из минерального камня - аурипигмента. А в VIII веке в Китае и Японии для живописи стали использовать гуммигут. Это краситель желтого цвета, который добывали из сока мангового дерева. Добывали его необычным образом: в дереве делали надрез, в который вставляли бамбуковую трубку и оставляли на год. Полученная густая жидкость до сих пор используется в красках желтого цвета.


Темпера

Давайте оглянемся назад. Все первые краски добывались из минералов. Технология была простая: камни перетирали в мелкий порошок, а потом смешивали с яичной смесью. Именно такой краской были расписаны гробницы и саркофаги Египта, древние вазы и стены храмов Рима, и даже иконы на Руси.

Такой вид красок называется темпера, она просуществовала до XV века, а потом ее заменила масляная живопись. А на Руси темперная краска была популярна до XVIII, ей рисовали иконы и расписывали храмы.

Акварель

Другой древний вид красок - акварель, появился в Древнем Китае после создания во II веке до н.э. бумаги. Но задолго до этого, в Древнем Египте, писцы уже пробовали создать что-то похожее на акварель. И было это так.

В III веке до н.э. египтяне придумали папирус - бумагу, сделанную из специального растения-тростника. Для того, чтобы писать иероглифы на папирусе использовали сухую краску - сажу и охру, которую спрессовывали в бруски. Специальную палочку - калам - размачивали в воде, а потом “набирали” краску и писали. Чуть позже на папирусах стали делать рисунки, тогда калам заменяли на тросточку, к которой привязывали верблюжью шерсть, и рисовали ей как кистью.

Тем не менее, именно на Дальнем Востоке появилась акварель, похожая на ту, которой мы рисуем сейчас. Кроме красящих веществ и масел, китайцы добавляли в краску мед, глицерин и сахар. Благодаря этому краски становились легкие и воздушные, и хорошо ложились на бумагу.

Китайские художники рисовали на бумаге и шелке, писали иероглифы и создавали иллюстрации к произведениям.

В Европе акварель появилось гораздо позднее, только в XII-XIII веке. Именно в это время бумага стала появляться в других странах. Но первое время художники не рассматривали акварель как самостоятельные краски. Акварель использовали для того, чтобы раскрашивать наброски и рукописи. В Средневековье книги и манускрипты украшали миниатюрами - иллюстрациями. Чтобы сделать их цветными - использовали акварель.

Интересный факт: в Средние века акварель продавали в сухом виде. Художники получали брусочки краски, которую нужно было расколоть на кусочки, перетереть и смешать с водой. Процесс этот был долгий, трудоемкий и занимал много времени.

Первым знаменитым художником-акварелистом стал Альбехт Дюрер. Считается, что он опередил свое время и стал родоначальником такого жанра как пейзаж.


А как же гуашь?

Гуашь, как и акварель, - краска на водной основе, но она более плотная и матовая. Такую особенность гуаши придает мел в составе. История этой краски схожа с акварелью, ее придумали примерно в то же время. Известно, что уже в Древнем Египте гуашь использовали наравне с акварелью.


Средневековье

Эпоха Возрождения в искусстве - это подъем изобразительного творчества. Художники и творцы создавали портреты, сюжетные картины и пытались передать цвета наиболее точно. Именно в это время появляются технологии создания искусственных красок, и каждый художник придумывал и искал свои цвета, сочетания, материалы. Многие из них хранили рецепты в секрете и передавали только своим подмастерьям - помощникам, которые готовили бумагу, грунтовали холсты и разводили краску.

Многое о том, какими красками и как рисовали художники Средневековья мы знаем из произведения “Трактат о живописи”, написанный итальянским художником Ченнино Ченнини. В этой книге художник не только даёт практические советы, как научиться рисовать, но и подробно рассказывает обо всех известных ему красках и даёт подробные описания, как их сделать или где найти.

В то время художники стремились передать то, что видят, максимально точно. Для этого они часто использовали краски, которые были вредны и опасны для здоровья. Например, свинцовые белила. Научились их делать ещё во времена античности. Местом изготовления белил был остров Родос. И делали это так: в раствор уксуса клали большие свинцовые пластины. Там они покрывались белым налетом, который потом соскребали и растирали в краску. Если ее лизнуть или проглотить, то неминуемо наступит смерть. Но в то время люди не знали, что пары свинца также отравляют. Долгое время это была любимая краска художников. Белый цвет этой краски был идеальным для прорисовки глаз - так они были как живые, бликов на воде, хрустальных и фарфоровых ваз…. Она была незаменима, и многие художники в прямом смысле слова жертвовали жизнью ради этого цвета на своих картинах.

Масляные краски

Краски на масляной основе появились лишь в XIII-XIV веках. И вскоре они обрели большую популярность, заменив темперную краску. Такие краски долго сохли, но были более прочными. Особенность масляных красок в том, что их замешивали на растительных маслах - ореховом, маковом или льняном.

Из-за того, что производство красок не было регламентируемым, случались необычные истории. Например, есть легенда о картине “Тайная вечеря” Леонардо да Винчи. Она стала разрушаться еще при жизни самого художника. А все потому, что при рисовании картины он смешал краски замешанные на яичном белке и на масле. При соединении этих веществ произошла химическая реакция, и картина стала трескаться.

Но производство красок все еще было дорогим и трудным делом. Весь процесс замешивания и разведения красок приходилось делать вручную, и многие краски были ядовитыми или вредными.



Новые открытия

В начала XVIII века немецкий химик Дисбах случайно получил ультрамариновый цвет. Он занимался улучшением красного цвета, и его внезапное открытие стало настоящей революцией. Почему? Потому что натуральная лазурь была очень дорогой. Как вы помните, лазурит добывали на Ближнем Востоке, камень был редкий и труднодоступный. А Дисбаху удалось получить ее искусственным путем.

Этот цвет назвали “Берлинской лазурью”. И она быстро нашла признание у художников.

Через 100 лет во Франции вывели еще один синий цвет - “кобальтовую синьку”, а еще через 25 лет - ультрамарин. Так, все яркие синие цвета стали доступными для любого художника.

Развитие химии способствовало тому, что многие краски стали дешевле: для получения нужных цветов уже не надо было добывать минералы и растирать их. Но самой большой проблемой все ещё оставался состав многих красок - в них часто встречались вредные вещества.


Современные краски

Массово краски стали производить всего лишь 200 лет назад. И производство это теперь почти безвредное. Химики и физики научились создавать краски не только для художников, но и для строительных работ, для косметических процедур, для печати. Мы даже можем рисовать на планшете, выбирая абсолютно любой цвет! Интересно, пещерные люди нам позавидовали бы?