Пчелиный детский сад

– Построились по парам. Летим на прогулку, - строго сказала старая пчела-воспитательница Жужанна Тимофеевна жужжащей толпе пчёл-малышек. – Жужу, а где твоя пара? – спросила она у самой толстенькой и неуклюжей пчёлки-малышки.
– Мне не досталось пары, – Жужу вздохнула и развела верхними лапками. – Жажа – с Жожа, Жижи – с Жажо.
Да, у пчёл есть тоже свои имена. И произносят они их по-своему, жужжа, человеческому уху не разобрать. Всё "ж-ж-ж", да "ж-ж-ж".
– А я одна, – повесила хоботок Жужа. – У меня совсем нет друзей.
– Ничего, полетишь со мной, – твердо ответила воспитательница. – Младшая группа к вылету готова! – сообщила она страже у выхода из пчелиного улья.
Пчёлки-малышки немного нервничали, ведь это их первый полёт. Они перебирали ворсинки своего мохнатого брюшка. Кто – жёлтые ворсинки, а кто – чёрные.
– Полетели! – крикнула Жужана Тимофеевна. – Машем крылышками, не стесняемся.
Пчёлки проворно замахали тонкими прозрачными крылышками с прожилками. Летели они неуклюже – кто влево, кто вправо.
– Ой, что это яркое и круглое? – воскликнула Жужу, еле поспевая за воспитательницей. Маленькие глазки привыкли к темноте в улье, и лишь иногда в темноту проникали скудные лучики, а сейчас яркий свет был повсюду. В нём можно купаться!
– А мы, оказывается, полосатые! Сколько желтых полосок. А я думала, что пчелы чёрные, как мухи, – удивилась Жажа и начала считать свои полоски. – Шесть! Шесть полосок. Какая великолепная полосатая шубка!
– Солнце ни с чем не спутаешь, - учила Жужанна Тимофеевна. – Это наш главный путеводитель. Сбились с пути – ориентируйтесь по солнцу. Оно идёт отсюда и сюда, - воспитательница лапкой нарисовала в воздухе полукруг.
Малыши смотрели заворожённо на её жест. И она сделала это ещё несколько раз. Туда-сюда. Туда-сюда. Туда-сюда.
– Всё, хватит! - воспитательница хлопнула в ладоши и пчёлки перестали завороженно крутить головами. – Но помните – ночью солнца нет, и вы можете заблудиться. До захода солнца надо вернуться в улей.
– А я видела потухшее солнце, да ещё и дырявое. Ночью, через щёлочку в улье, - вспомнила Жужу.
– Это не солнце. А большой кусок земли без цветов. Нам там делать нечего, - не растерялась воспитательница. – И лучей своих не даёт, отражает чужие как зеркало. Старое и пыльное зеркало. Луна – плохой ориентир.
Какие же пчёлы умные!
Подул сильный ветер и облака закрыли солнце.
– Ой, а как теперь быть? Солнце спряталось! - испугалась Жужу и закрыла пять глаз шестью лапками. На один глаз пришлось сразу две лапки. Какому-то глазу повезло!
– Ухты! Я сквозь облака вижу лучи! – хвасталась Жожа.
– Молодец, пятерка! - похвалила Жужанна Тимофеевна. – Недаром у нас пять глаз. Мы видим лучи солнца, даже если оно за облаками. Это волшебные лучи для нас пчёл придуманы, люди их не видит, – и воспитательница кивнула на спящего под деревом фермера.
Малышам стал интересен фермер и они роем кинулись к нему разглядывать. Но увидели большую отмахивающуюся руку и полетели обратно.
– А фермер тоже ориентир? – спросил кто-то из пчёлок.
– Нет! Он сегодня здесь под деревом дремлет, а завтра – там. Не советую по нему ориентироваться, - усмехнулась воспитательница.
Рядом с ульем был роскошный цветочный луг. Туда и направился наш детский сад.
Цветы, цветы, море цветов. На жёлтом-жёлтом поле. Вы спросите – где зелёная трава? Трава-то на месте. Вот только пчёлы вместо зелёного цвета видят жёлтый. Жёлтое поле с яркими огнями цветов – синих, фиолетовых, розовых и ещё более жёлтых. Наверное, пчёлы и деревья с жёлтой листвой видят уже с ранней весны, а не как мы – осенью?!
– Хотя фермер говорит, что трава зелёная. Я не пойму, что такое зелёное, – недоумевала воспитательница.
– А как мы узнаем цветы? Может по цвету? Или запаху? – наперебой стали спрашивать пчёлки.
– По форме! Исключительно по форме Вы легко узнаете цветок издалека. Вот, смотрите, как расправлены лепестки, – и воспитательница показала на большой цветок с множеством лепестков. – Ищите лепестки, они разные, большие и маленькие, и их много. Они сидят на самой макушке цветка, чтобы быть поближе к солнышку, – и радостно заулыбалась, скрестив руки на брюшке. – Ну, а потом уже по цвету и аромату узнаете цветок!
И строго добавила:
– Приготовьте свои азбуки и головы, буду спрашивать названия цветов!
Все на лету зашуршали страницами книжек.
В Пчелиной азбуке было много цветов. Одни просыпались весной самыми первыми, другие цвели вовсю летом, а кто-то ближе к осени распускался и давал нектар и пыльцу.
Откроем с ними Пчелиную азбуку!

1.Весенние цветы.

Зверобой
ЗвероБОЙ отнюдь не грозный –
У него в наряде звёзды!

Клевер луговой
Самый умный из цветов –
Много маленьких голов!

Мать-и-мачеха обыкновенная
Жёлтыми цветками укачена
На одном листе мама с мачехой.

Огуречная трава
Пахнет, словно огурец.
Сверху – голубой венец.

Одуванчик лекарственный
Не нужна ему расчёска.
Раз – и поменял причёску.

Лютик весенний
Лютик – солнце всех садов.
Десять жёлтых лепестков.

2.Летние цветы

Василёк шероховатый
К непогоде он готов –
Много синенькие зонтов.

Донник белый
От каких расстроен мыслей,
Что цветочки все повисли?

Душица обыкновенная
Ах, душица-душечка,
В чепчике и рюшечках.

Иван-чай
Как ракета, иван-чай.
Эй, цветок, не улетай!

Люцерна посевная
Видишь, лодочки цветка
Расправляют паруса.

Осот
Были жёлтыми цветочки,
Вот седые старичочки.

Сивец
Цветик сивец луговой –
Белый шар иль голубой.

Синяк обыкновенный
Видим сами мы глазами –
У Вас вазочки с усами.

Фацелия
Сей цветок совсем не злючка,
Хоть как ёжик весь в колючках.

Чертополох курчавый
Хоть красивейший бутон,
Но колючий очень он.

Энотера двухлетняя
Всего четыре лепестка,
А сколько красок у цветка!

Яснотка белая и пятнистая
Развеселая яснотка,
Словно петушок с бородкой.

3.Осенние цветы

Вереск
Вереск, если обойти,
Праздничный, как конфетти.

Золотарник обыкновенный
Золотарник непростой –
С золотистою метлой.

Иссоп
Много-много синих стрел,
Но стрелять пока не смел.

Очиток обыкновенный
Ах, какой ты толстячок,
Шапка – звёздчатый цветок.

Пикульник
Вот пушистые листочки
И, как капельки, цветочки.

– Красивые цветы в азбуке, – подумала Жужу. – Посмотришь – вкусно. Так и хочется лизнуть страницу.
Один раз Жужу так и сделала, но ничего не почувствовала. Неужели цветы такие безвкусные?
Её размышления прервал строгий голос воспитательница:
– Жужу, это какой цветок? – спросила воспитательница, показав на жёлтый лохматый цветок.
– Э-э-э? – растерялась Жужу.
– О-ду-ва-нчик, – шёпотом подсказывали пчёлки.
– Это одуванчик, а это клевер, – вспоминала названия цветов Жужу. – А это... А что это за ажурный прозрачный цветок, как тоненькое одеяло? Я хочу им укрыться, – и Жужу полетела к цветку.
– Стой, глупая! – помчалась останавливать ее воспитательница. – Это большая опасность!
Воспитательница схватила Жужу за лапку, а потом поймала в воздухе соринку и бросила на ажурное одеяло. Соринка приклеилась к одеялу, и одеяло затряслось. И тут выскочил косматый паук. Он был не рад соринке, отлепил её и выкинул. Он был бы рад пойманной мухе или пчеле.
Малыши испугались и помчались прочь.
– Продолжим занятие, - хлопая лапками, воспитательница собирала всех вокруг себя. – Из чего состоит цветок?
– Опять про пестики и тычинки, - зевнула Жижи и приуныла.
– Закройте книжки! – скомандовала воспитательница, и повторила вопрос. – Из чего состоит цветок?
– Они такие красивые, цветные. Из цвета? – промолвила одна пчёлка.
– Хорошо! - сказала Жужанна Тимофеевна и добавила: – Закройте глаза! – и она глубоко вдохнула цветочный аромат и расплылась в довольной улыбке.
– Я чувствую, из запаха, – сказала Жожа.
– А ещё из вкуса! Пора пробовать нектар своими язычками на хоботках. Вперёд! – скомандовала воспитательница.
Пчёлки садились на синие, жёлтые, розовые, фиолетовые цветы. Но почему-то пролетали мимо красных цветов. Думаете потому что их нет в пчелиной азбуке? Нет, просто они не видят красный цвет, для них он чёрный. И поэтому красные цветы выглядят непривлекательно.
– А есть ультрафиолетовые цветы? – спросила одна из пчёлок.
– Нет, – ответила воспитательница. – Это только лучи солнца бывают ультрафиолетовые. Вы их видите, а вот старый фермер нет. Поэтому он часто теряет дорогу и поздно приходит домой. Жена фермера очень злится на это, – усмехнулись Жужанна Тимофеевна.
Пчёлки пробуют нектар. Ах, как вкусно! Так, что улыбаться хочется весь день.
– Ой, даже мои лапки чувствуют, как вкусно, – сказала Жужу.
– Да, лапки, как язычок, тоже чувствуют вкус, – подтвердила воспитательница. – Тянитесь своими длинными хоботками вглубь цветка. Там самые вкусное.
– Как много нектара! А куда его класть? – спрашивали пчёлки.
– Наберите в медовый зобик. Это ваши сумочки, они всегда при вас, – учила воспитательница. – А потом покрутитесь, повертитесь, и на вашу шубку пристанет пыльца. Вон Жужа уже вся в пыльце.
– Конечно, я же самая толстенькая, мне тяжело залезть в цветок и не испачкаться, – огорчились Жужу.
– Зато ты соберёшь больше всех пыльцы, – подбадривала воспитательница. – Счищай её со своей мохнатой шубки вот сюда, в углубления на ножках!
Через минуту раздалось со всех сторон:
– Я готова! Набрала и нектара, и пыльцы!
– И я!
– И я!
– Пора домой! – скомандовала воспитательница. – Помните дорогу к улью?
– Да. Поле, речка, спящий фермер.
– Нет, спящий фермер не ориентир. Он проснётся и уйдёт, – напомнила воспитательница.
– Ну, тогда, высокое дерево.
– Правильно.
Все пчёлки полетели обратно к улью. Все, кроме Жужу. Толстенькая пчёлка Жужу застряла в цветке, карабкалась-карабкалась, устала и прилегла отдохнуть. И задремала.
Тем временем пчёлки прошли все ориентиры и подлетели к улью.
Ой, а где улей? Его нет на прежнем месте. Пчёлки летали и искали его целых пять минут. Пока самая маленькая пчёлка не сказала:
– Да вон же он, слева, передвинут на один метр.
Вот такие пчёлки, запоминают всё до миллиметра.
Просто был сильный ветер, и он опрокинул улей. Фермер пришёл на помощь, поднял его и поставил слегка в стороне от ветра.
– Влетаем, не толкаемся. Сейчас будем разучивать танец, – скомандовала Жужанна Тимофеевна.
И воспитательница стала бегать по кругу мимо пчёл в улье, да ещё и петь. Фальшивила немного, но на деле она пела песню про дорогу к полю сладких цветов.
– Повторяем, малыши, не стесняемся, учим танец. Двигаемся по кругу, – танцевала и учила воспитательница.
Посмотрев на её танец, несколько сотен взрослых пчёл вылетели в нужном направлении за чудесным нектаром.
– Танец по кругу – значит цветы находятся рядышком. Виляющий танец – тут потанцевала, там потанцевала – значит цветы находятся подальше. Запоминайте, спрошу на следующем занятии, – строго сказала воспитательница.
Малыши завиляли попками и замахали крылышками. Все, кроме Жижи.
– Я не умею танцевать, и петь. Мне пчелиный медведь на ухо наступил, – засмущалась Жижи.
Жужанна Тимофеевна насупилась:
– Во-первых, пчелиных медведей не бывает, а во-вторых... – здесь она запнулась, пересчитывая малышей- пчёлок. – Кого-то не хватает... Все по парам?
– Жужи нет. Ей пары не хватило. Она с вами летела, – сказала одна пчёлка.
– Полечу, поищу её! – решила воспитательница.
– И я! И я! И я! - закричали малыши.
И весь детский сад паровозиком поспешил за Жужанной Тимофеевной.
Навстречу детскому саду летел кто-то полосато-толстый. И, подлетев поближе, этот кто-то загородил собою солнце.
– Ой, какая толстая пчела!
– Наверное, с курорта возвращается.
– И шубу себе приобрела пушистую.
Малыши наперебой стали "трезвонить".
А самый смышлёный спросил:
– Тётенька толстая пчела, а Вы не видели Жужу?
Но тётенька пчела даже глазом не повела.
– Может она иностранка и "ни жу-жу" по нашему?
– Все я "жу-жу", – тётенька повернулась и нехотя ответила. – Просто я не тётенька, и не пчела. Две ошибки в одной фразе. Я шмель. Видите, у меня три полоски.
– Раз! Два! Три! – повторяли счёт пчёлки-малыши.
– И дом мне нужен покрупнее, в пустом дупле. Да и народу в нем поменьше. В моей семье всего 150 шмелей-толстячков. И то – еле вмещается.
– А что это у Вас за чемоданчик? Вы с курорта летите?
– Вот ещё. Некогда нам по курортам разъезжать. Весь день пыльцу собирал в корзиночку, вот она и стала большой как чемодан. Хорошо, что вход в дупло большой и я смогу влететь с этим "чемоданом" внутрь, – объяснил шмель и добавил. – А Жужу вашу не видела. Со мной на цветке была только гусеница. Когда вы долетите до поля она уже успеет сделать себе кокон и спрятаться.
Грустный детский сад полетел дальше.
– Тётенька худая пчела, – обратились малыши к другой особе. Она была ну очень на них похожа. Только худенькая, как балерина, с тоненькой талией. – А вы не видели Жужу?
Но особа-балерина не обращала на них внимание.
– Наверное на занятие спешит. Только балетную пачку дома забыла, – вслух рассуждали пчёлки.
– Да не пчела это, а оса! – ответила воспитательница. – Она полосатая, как и мы, только у нее осиная талия. Вот такая! – и Жужанна Тимофеевна втянула живот, чтобы уменьшить свою талию, но у неё ничего не получилось.
Малыши засмеялись, а вместе с ними и оса.
– Некогда мне балетом заниматься, весь день пыльцу и нектар собираю. Только в редкую минуту на цветке потанцую. Да и то тогда, когда никто не видит. Скромная я! – ответила цветочная оса. – А гнездо в земле у меня небольшое, там нет гардероба и пачку балетную повесить некуда.
Оса вздохнула и полетела дальше. Только издали крикнула:
– А Жужу вашу я не видела.
– А пачку балетную можно из лепестков сделать, – крикнула ей в ответ пчела-воспитательница. Но оса её уже не слышала.
Детский сад полетел дальше. Полосатые пчелы больше не встречались. Только какая-то синяя муха летела им навстречу.
– Тётенька муха! – обратились малыши к незнакомке.
– Какая же я муха? – ответила якобы муха, и от возмущения её глаза стали большими-пребольшими. – Я пчела! Но живу не в улье. А мастерю дом в древесине. Я пчела-плотник. Мастер на все лапки. Могу табуретку сделать, могу шкафчик.
Воспитательница первый раз видела синюю пчелу и поэтому облетела её со всех сторон, но нигде не нашла жёлтых полосок.
– Ого! – удивились малыши. – А деревянную игрушку сможете сделать?
– Вот ещё! Некогда мне. У меня окно не доделано, – пчела-плотник спустилась вниз к своему дому и стала доделывать круглое отверстие в древесине. Так шумела, так шумела, что малыши еле смогли перекричать этот шум.
– А Вы Жужу не видели?
– Что? – спросила синяя пчела, на секунду перестав работать челюстями и шуметь.
– Пчёлку Жужу. Она потерялась.
– Нет. Видела только фермера. Но, увидев меня, он быстро ушёл. Он говорит, что меня надо бояться. Что мой укус может быть опасным для людей. Но сама я никого не трону, да и некогда мне – по нектар собираю, то дом строю.
И пчела-плотник вновь принялась за работу.
– Где же Жужу? Где же? – летела и переживала воспитательница.
Да вот же она – на чёрном цветке сидит. Жужа сидела на ярко-красном маке и была напугана. К цветку шёл фермер, вот он наклонился и сорвал цветок.
– У жены день рождение. Сделаю самый красивый букет, – фермер набрал цветов, на одном из которых сидела Жужа. Цветок трясся, и Жужа никак не могла выбраться из него.
Фермер только хотел войти в дом, чтобы подарить цветы жене, как пчёлки-малыши бросились к нему, чтобы остановить.
– Хозяина не жалить! – предупредила воспитательница.
Пчёлки стали танцевать в воздухе перед носом фермера. Даже Жижи выплясывала лучше некуда. Но фермеру не очень понравился танец, он отмахивался от пчёлок и хмурился.
– Жужу, быстрей вылезай из цветка! – Жажа с Жожа кинулись ей на помощь и помогли вылезти из-под лепестков.
– Как много у меня друзей! – улыбнулась Жужа, отдышавшись.
– Как хорошо, что ты это поняла, - ответила Жужанна Тимофеевна. – Теперь все в сборе. Летим домой! – обрадовалась воспитательница и торжественно добавила: – Такой умной группы пчелиного детского сада я ещё не видела. С сегодняшнего дня вы – Старшая группа детского сада! И ещё – азбуки Вам уже не нужны. Отдайте их малышам.