Обстоятельства

Эта подлинная история случилась в 4 классе, где прошлый учебный год молодая учительница не справилась ни с дисциплиной, ни с необходимым усвоением знаний. На помощь призвали опытного педагога.
В таких случаях все средства для решения проблемы хороши, и когда один из учеников необыкновенно четко, коротко, емко ответил на вопрос учителя, та захлопала. Её поддержали ребята, что слышали сказанное. А в дальнем углу класса, где тихонечко болтали о своём, закрутились, узнавая, что вызвало такой ажиотаж, но получили от педагога отповедь, что на уроке отвлекаться не стоит!
Прошла неделя. С дисциплиной на уроках становилось всё лучше.
На уроке русского языка необходимо было восстановить знания о второстепенных членах предложения. Кто-то из ребят вспомнил, что есть ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Учитель записал слово на доске, объясняя:
- Правильно! Определением обычно является имя прилагательное, но я как взрослый человек знаю, что определением может быть и существительное! Поэтому, ребята, вам нужно помнить главное, что прилагательное подарило определению свою волнистую линию и вопросы. Напомните их, пожалуйста!
- Какой? Какая? Какое? Какие? – с удовольствием выкрикивают ребята то, что знают. Учительница записывает вопросы на доске.
- Может кто-то вспомнит, какие ещё бывают второстепенные члены предложения?
- Кажется, дополнения… - несмело произносит прошлогодняя отличница.
- Абсолютно правильно, ДОПОЛНЕНИЕ! Подчёркивается дополнение пунктирной линией. А можете ли вы назвать вопросы дополнений?
В ответ тишина и недоумённые взгляды.
- Об этих вопросах мы сегодня вспоминали в начале урока, - подсказывает учительница.
- Может, косвенные вопросы?.. – неуверенно предполагает ученица.
- Отлично! Напомните, какие вопросы называются косвенными?
Несколько довольных своим знанием голосов отвечают:
- Вопросы всех падежей, кроме именительного.
- Как я рада, что вы это запомнили! – восхищается учительница и записывает на доске под названием второстепенного члена «косвенные вопросы».
- Помните ли вы название ещё одного второстепенного члена предложения?
В ответ молчание и растерянные взгляды. Учитель пишет:
- ОБСТОЯТЕЛЬСТВО! Подчёркиваются обстоятельства пунктирной линией с точкой, а вопросы обстоятельств запомнить немножко сложнее…
Поворачивается к классу и понимает, что на задней парте первого ряда идёт какая-то возня. На вопросительный взгляд один из нарушающих начинает канючить:
- А у меня Ромка учебник русского забрал…
«Вот они, обстоятельства!» - проносится в голове учительницы. Молча, она подходит к парте нарушителей. Редко используемым, негромким, но очень зычным грудным голосом, встав, как в театре, с красиво поднятой в сторону провинившихся рукой, она грозно произносит:
- Где???
- Вот здесь лежал, – показывает ученик на парту. Глаза у обоих начинают округляться от такого неожиданного поведения учительницы.
- Когда???
- Только что, пока Вы объясняли, - всё больше пугается ученик, и глаза обоих становятся ещё больше!
- Куда???
Неуверенно показывает:
- Он в свой портфель спрятал!..
Припрятанный учебник немедленно возвращается соседом на исходную позицию. А учитель поворачивается к классу и, направляясь к доске, обычным голосом говорит:
- Ребята! Это и были вопросы обстоятельств! – и начинает записывать их. Вдруг после секундного всеобщего замешательства слышит сзади хохот и нарастающие аплодисменты…
Надо сказать, что даже после такого веселья вопросы второстепенных членов предложения запомнили только две трети класса. Однако обстоятельства с тех пор подчёркиваются с неизменной улыбкой!