Гусли

Ирина Шейбак
ГУСЛИ
Ой, гусли мои, струны тонкие,
Самозвоны, самогуды, песни звонкие!

От пяти до двадцати
У всех народов мира есть свои национальные музыкальные инструменты. У русских это гусли. Они относятся к струнным щипковым инструментам. Щипковые – это те инструменты, на которых звук извлекается щипком пальцев.
Существует легенда о том, что лучники, слушая, как звенит тетива, задумались: почему не у всех луков она издаёт одинаковый звук?
Воины первыми услышали музыку того инструмента, которого ещё не было. На древнерусском языке тетива называлась «гусла». Возможно, от этого слова и произошло название музыкального инструмента.
Со временем нашёлся умелец, вырезавший из сосновой дощечки деку – так называют корпус инструмента. На неё натянули пять струн. В поэме «Слово о полку Игореве» описываются пальцы гусляра как «десять соколов», а струны – «стадо лебедей».
Сначала гусли были такого маленького размера, что гусляр свободно носил их, пряча под верхней одеждой. Популярность гусляров была невероятной, о ней складывали песни, поговорки и стихи.
Шло время. Изменились и гусли. Если у первых инструментов было пять-семь струн, то позже их количество увеличилось до двадцати. Для того чтобы расширить возможности инструмента и играть на нём более сложные произведения, надо было иметь больше струн. Музыканты всё время работали над усовершенствованием гуслей.
Если мы заглянем в книгу, написанную пятьсот лет назад, то увидим заглавные буквы, украшенные рисунками скоморохов с гуслями. У этих инструментов было уже более семи струн.
И на пиру, и на тризне

На Руси гусли были частью жизни. Под их музыку плясали, отмечали праздники, проводили кулачные бои, рассказывали сказки и былины. Гусли сопровождали игрища скоморохов – странствующих певцов, музыкантов, циркачей. Гусли звучали повсюду: в крестьянских избах, на рыночных площадях, на поле брани, в княжеских палатах. На княжеском пиру гусляра-бояна усаживали на почётное место. Его очень уважали и ценили.

У Владимира Солнышка праздник идёт,
Пированье идёт, ликованье,
С молодицами гридни ведут хоровод,
Гуслей звон и кимвалов бряцанье.
А.К. Толстой

Случалось, о событиях, о которых мы читаем теперь в исторических книгах, первым народу рассказывал в песнях именно гусляр. Но он не только развлекал народ.
В тяжёлую годину войн гусляры были рядом с войском. Воины слушали гусляра перед боем, вдохновляясь рассказом о славных сражениях и победах предков. И это поднимало боевой дух войска. Наверное, каждый ратник мечтал, чтобы когда-нибудь о нём сложили песню.
Но не только перед боем выступал сказитель. После сражения, когда воины хоронили своих товарищей, боян занимал почётное место. Он пел о храбрости и чести воинов, об их доблести и мужестве в боях, разделяя печаль утраты вместе с участниками битвы.
У славян была традиция: после похорон воина устраивали соревнования в меткости и ловкости в честь погибшего, пели песни и рассказывали легенды. Такой обряд назывался тризной.

Гусли яровчатые и звончатые

Изготовление гуслей требовало особого материала. Первые инструменты делали из берёзы, рябины, ели и даже яблони. Мастера не сразу нашли идеальное дерево для гуслей. Со временем стало ясно, что самая подходящая древесина у белого клёна, его ещё называют явор. Так появилось другое название инструмента – гусли яворчатые.
Со временем слово приобрело иное звучание – гусли яровчатые. Язык так устроен, что он обкатывает слова. Например, в разговоре мы часто произносим «транвай» вместо «трамвай» или «щас» вместо «сейчас». Дело не в том, что люди забыли, из чего сделаны гусли, просто им было удобнее так выговаривать слово.
Гусли имели разную форму. Сначала мастера вырезали корпус инструмента, похожий на крыло птицы. Такие гусли называли крыловидными. Они имели от 5 до 7 струн. Это самые древние гусли. В Великом Новгороде и Пскове делали гусли, которых был похожи на боевой шлем. У таких гуслей было от 11 до 36 струн.
Существовали ещё две формы – полукруглая и лирообразная. Они насчитывали от 5 до 8 струн и напоминали ухват, которым хватали горшки из печи.
Мастера постоянно искали лучшую форму инструмента, ведь от этого зависела не только красота инструмента, но и громкость звучания. Многое зависело и от струн. Если их делали из конского волоса, звук был длительный и резкий. Это подходило если звучали гусли перед боем в поле.
Струны из льняных нитей имели тихое, мягкое и недолгое звучание. На таком инструменте можно и колыбельную сыграть, и задушевную песню вполголоса спеть.
Больше всего музыканты ценили бронзовые струны за яркое и звонкое звучание. Иногда их покрывали позолотой. Так возникло название былинных гуслей – златострунные.

Боян или Баян?

На Руси всех сочинителей песен, сказителей, гусляров называли общим словом - боян. Трудно сказать, как родилось это слово, но, скорее всего, оно говорило о профессиональном гусляре, сказителе и музыканте.
Часто художники изображали бояна так, как его себе представляли. Самая известная картина – это «Баян. Тризна» Виктора Васнецова. Художник использовал поэму «Слово о полку Игореве», созданную в XII веке, 900 лет назад. Один из важных персонажей поэмы – Боян, вещий внук славянского бога Велеса.
На высоком холме сидит гусляр. Рядом – князь Игорь, его малолетний сын и воины. Они внимательно слушают игру старца. Для Васнецова баян – это простой крестьянин, в белой широкой рубахе и лаптях.
Ученые долго спорили: боян – это имя или все-таки так называли профессионального музыканта.
Но когда встретили упоминание о Бояне в другой поэтической повести XIV века – «Задонщине», рассказывающем о военном походе русских князей, то большинство согласились, что бояном называли славяне бродячего гусляра.
Как же правильно написать – боян или баян?
Удивительно, но оба варианта верны. У А.С. Пушкина в поэме «Руслан и Людмила» появляется певец-гусляр Баян. После Пушкина слова «Баян» и «Боян» стали равнозначными.
В обоих произведениях боян писался с буквой «о». Но у Александра Сергеевича Пушкина в поэме «Руслан и Людмила» мы помним:

Но вдруг раздался глас приятный
И звонких гуслей беглый звук;
Все смолкли, слушают Баяна…

В Древней Руси слово «баять», которое до сих пор используют во многих говорах, означало «рассказывать что-то ласково и хорошо». Этот же корень у слов обаятельный, байка, басня, баю-бай. Вспомните Кота-Баюна, который жил в избушке на курьих ножках у Бабы Яги. Словом можно очаровать слушателя, то есть оБАЯТЬ. Так и появился у Пушкина свой бАян.
В 19 веке был создан музыкальный инструмент, получивший имя «баян» в честь древнерусского певца-гусляра. И правописание сохранило в его названии букву «а».

Легендарный гусляр Садко

Самая известная история о гусляре – это былина о Садко.

В славном в Новгороде
Как был Садко-купец, богатый гость.
А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко.

Садко сначала был бедным гусляром, играющим на пирах, и тем зарабатывающим себе на хлеб. Но когда его перестали приглашать на пиры, опечалившись, пошёл Садко на Ильмень-озеро, присел на камень и заиграл грустную песню. Она очень понравилась Морскому царю. Он дал Садко совет, благодаря которому тот разбогател.
Во время бури корабль купца-гусляра попал в шторм. Но гусляр не погиб, а оказался в подводном царстве, где услаждал слух его жителей игрой на гуслях. И хотя Морской царь хорошо относился к нему, Садко тосковал о доме.

Куда он ни взглянет, всё синяя гладь,
Всё воду лишь видит да воду,
И песни устал он на гуслях играть
Царю водяному в угоду.
А.К. Толстой

Видя, что гость скучает, задумал Морской царь женить Садко на одной из своих дочерей. Предложил он ему выбрать любую из своих дочерей-красавиц. Но Садко в Новгороде ждала невеста.
История о Садко вдохновила Илью Репина написать картину «Садко», ее можно увидеть в Русском музее в Санкт-Петербурге. В образе купца-гусляра он изобразил художника Виктора Васнецова, который написал свою картину «Садко». Она хранится в Москве, в Государственной Третьяковской галерее. Совершенно по-разному увидели художники своего героя.
Былина о купце-гусляре увлекла и композитора Николая Римского-Корсакова, опера «Садко», имеет большой успех и сегодня.

Гусляры-богатыри

На гуслях играли многие знакомые вам былинные герои – Добрыня Никитич, Дунай Иванович, Ставр Годинович.
Былинный богатырь Добрыня Никитич прославился многими подвигами. Но главные из них – победа над Змеем Горынычем и освобождение из вражеского плена племянницы князя Забавы Путятичны.
Но не только в былинах мы встречаем Добрыню. Сложил народ и песню о нём. Она называется «Песнь о добром молодце и реке Смородине». В ней говорится, как богатырь победил змея, поселившегося у реки.
Богатырь Добрыня приходился родственником самому князю Владимиру, прозванному Красное Солнышко. Был он сильным и образованным человеком. Знал двенадцать языков, прочитал много книг и умел разговаривать с птицами. Богатырь не только мечом владел, но во время военных походов на каждом привале доставал гусли и играл товарищам старинные песни о подвигах русских воинов.
Как-то раз, обходя дозором границу земель русских, встретил Добрыня непрошеного гостя. Вызвал он его на поединок. Бились богатыри весь день. А вечером противник признался Добрыне, что не чужестранец он вовсе и зовут его Дунай Иванович. Он ходил в чужие земли на службу, осерчав на князя киевского за несправедливость. Обнялись они и стали нести службу вместе. А более всего сдружило их общее увлечение – игра на гуслях.
Известен был среди гусляров-богатырей и черниговский боярин Ставр Годинович. Женой его была дочь богатыря Микулы Селяниновича, Василиса, умом и красотой которой он постоянно хвастался. Надоело эту похвальбу слушать киевскому князю, и посадил он его в подземелье. Но когда князю захотелось послушать гусляра, он вызволил богатыря из темницы, чтобы на пиру Ставр потешил его и гостей своей игрой. До наших дней дошла подпись, оставленная Ставром на стене Софийского собора в Великом Новгороде.

Гусли Словиши

Археологи нашли в Великом Новгороде музыкальный инструмент. Его смастерили десять столетий назад. Такие находки уже случались, но эти пятиструнные гусли оказались особенными. На них было написано имя – «Словиша».
Ученые предполагают, что так звали музыканта, смастерившего для себя этот инструмент. «Словиша» означает «Соловушка».
Сделаны эти гусли были из дуба. Их корпус сохранился лишь частично, но учёным удалось их восстановить. Гусли были в форме лиры. В раскопе вместе с другими вещами выкопали обрывки серебряной проволоки, покрытой золотом. В русских былинах богатыри играли на гуслях златострунных. Возможно, гусли Словиши имели такие же струны.
Исследователь и художник-реставратор Владимир Иванович Поветкин создал копию этих уникальных гуслей. За эту работу его имя было внесено в Книгу рекордов России «Диво: чудеса, рекорды, достижения». Для струн мастер использовал бронзовую проволоку. Для маленького корпуса гуслей инструмент зазвучал на удивление громко.

Наследники Словиши

Гусли принадлежат не только легендарной и былинной старине. Это вполне современный музыкальный инструмент. Музыкант Василий Андреев в начале двадцатого века ввёл гусли в состав оркестра народных инструментов.
К тому времени популярность гуслей уже несколько веков была низкой, так как на музыкальные инструменты тоже есть мода. У Василия Андреева с детства перед глазами был пример дедушки, виртуозно игравшего на гуслях звончатых. В память о нём музыкант решил возродить былую славу гусляров. Если бы В. Андреев не включил их в свой оркестр, гусли бы пропали.
С той поры мы всё меньше и меньше слышим одиночных исполнителей на гуслях, чаще всего это групповое исполнение. А это то, чего в старину не было. Вслед за оркестром Андреева было основано много разных музыкальных коллективов, в которых гуслярам отводилась ведущая роль. И сегодня такие ансамбли как «Купина», «Волшебные струны», «Гусляры России» собирают большие концертные залы. Они являются хранителями и продолжателями лучших традиций народной игры на гуслях.
История русских гуслей ещё не закончилась. В наши дни этот инструмент набирает популярность. В музыкальных школах открываются отделения, где юные гусляры не только познают секреты мастерства, но и состязаются на всероссийских конкурсах в умении игры на народном инструменте.
И пока это происходит, жив дух народа и его старинного музыкального инструмента – русских гуслей.


Гусли Победы

Любая война – это страшно. Все вспоминают суровые бои. Но бывают и минуты затишья. Советские воины, освобождавшие от фашизма Европу, в минуты отдыха думали о родных местах, близких людях, грустили о доме. Пережить это помогала музыка. Какой музыкальный инструмент больше всего напоминает о России? Конечно, гусли!
На ступенях Рейхстага весной 1945 года на большом концерте в честь Дня Победы ансамбль русских гусляров из Ленинграда исполнял задушевные русские народные песни. В архивах исторического музея города-героя на Неве сохранилось памятное фото музыкантов, принимавших участие в легендарном концерте в Берлине.
Ансамбль гусляров играл, а уставшие после жестоких сражений солдаты-победители мысленно представляли себе широкую Волгу и вольный Дон, заснеженные уральские горы и бескрайние сибирские просторы, словом, всё то, что напоминало о родине. Через музыку бойцы получали особый настрой и душевные силы, чтобы завершить путь воина и вернуться домой.
В этом заключается связь времён. Как когда-то под звуки гуслей, струны которых перебирал седой Боян, дружинники Древней Руси шли в поход на врага, так и в 1945 году на ступенях Рейхстага советские воины-освободители слушали гусли, сопереживая их музыке всем сердцем.

Музыкальные родственники

Народные сказки рассказывают об удивительных свойствах гуслей. В сказке «Гусли-самогуды» главный герой Иван обретя гусли, не только с их помощью заставил танцевать стадо свиней, но и женился на принцессе.
В сказке «Царица-гусляр» героиня игрой на гуслях смягчает сердце жестокого правителя и вызволяет на волю своего мужа.
В мифах и легендах народов мира можно прочитать описания разных инструментов, похожих на наши гусли.
В Древнем Египте это была лира. По форме она напоминала полукруг, между створками которого натянуты струны.
Из Египта инструмент попал в Грецию. В древнегреческом мифе певец Орфей исполняет песни на лире, услаждая слух бога подземного мира Аида, чтобы вызволить из его царства свою любимую Эвридику.
Музыкальному инструменту придавали большое значение, так как спасение любви считалось делом достойным. Поэтому информация о нём сохранилась в письменных источниках и дошла до наших дней.
Родственницей гуслей можно считать и арфу. Древнегреческая арфа была маленького размера. А вот арфа, которая и сегодня является популярным инструментом, появилась гораздо позже.
Изобретателями большой арфы считают себя ирландцы. Этот инструмент – один из символов Ирландии. Легенда рассказывает о девушке, уснувшей на берегу моря. Под шум морского прибоя ей приснилась прекрасная мелодия и необычный инструмент. Она рассказала о своем сне, и сделали ей инструмент – китовые сухожилия, натянутые на деревянную раму, из которого можно было извлекать чудесную мелодию.
И в наше время в Ирландии есть закон о том, что у должника можно забрать всё, что угодно, кроме арфы.
В карело-финском эпосе «Калевала» есть герой-великан Вяйнямёйнен. Свой музыкальный инструмент – кантеле, он сделал из костей гигантской щуки. Перебирая струны, великан исполнял волшебные песни собственного сочинения. Но не простые, а волшебные. Под аккомпанемент кантеле по его желанию появлялись лодка, дом, дерево.
Вяйнямёйнен был рунопевцем. У карелов и финнов одним словом «руны» обозначаются письменные знаки и песня. В сознании древнего человека руны, с помощью которых писали, и песни, исполняемые под аккомпанемент кантеле, стали равноправными.
Казахский жетыген – «близкий родственник» русских гуслей. Он имеет прямоугольный деревянный корпус с семью струнами. Играют на нём, держа на коленях. У жетыгена своя история появления на свет.
Старинная казахская легенда рассказывает о появлении жетыгена. В одном селении жил старик и его семь сыновей. Однажды пришёл неурожайный год. От голода начали умирать сыновья. В память о детях старик смастерил деревянный инструмент с семью струнами. Он сочинил песню о каждом сыне. А струны назвал их именами. И до наших дней дошли те печальные песни, которые казахи исполняют под аккомпанемент жетыгена.

Гусли пророка Давида

В давние времена гусли были очень популярны. Похожие инструменты можно встретить по всему миру. В Египте это лира, в Древней Греции – кифара и арфа, в Армении – канон, в Иране – сантур, в Латвии – канклес, в Финляндии – кантеле, в Китае – цитра, в Японии – кото.
В одной из древних книг человечества – Библии находится древнейшее упоминание о гуслях. Там говорится о человеке по имени Иувал как об «отце всех играющих на гуслях и свирели».
Из Библии мы узнаем об искусном музыканте и песнопевце – царе Давиде. Он услаждал слух людей игрой на цитре и псалтыри. Оба инструмента имеют струнную основу, а по внешнему виду очень напоминают русские гусли.
В России сохранилось несколько изображений царя Давида с музыкальным инструментом на стенах храмов. Например, в храме Покрова на Нерли, что находится во Владимирской области. На трёх фасадах церкви скульптурное изображение царя Давида с гуслями в руках в окружении льва и голубя – символов власти и мира.
В Дмитровском белокаменном храме города Владимир царь Давид изображен с гуслями, имеющими свои особенности. Это подчеркивает, что инструмент каждый музыкант создавал для себя и по своему образцу.
Давид первый разделил музыкантов в оркестре на две группы инструментов – струнные и духовые. Музыканты, играющие на цитре, располагались по одну сторону, а игравшие на трубах – по другую.
В далёкие библейские времена к музыкантам относились с большим почтением. Их родословную вносили в специальную книгу наряду с царя.
Выучиться виртуозной игре на гуслях было не так просто. Выучиться виртуозной игре на гуслях было не так просто. Знания и навыки передавались от одного исполнителя к другому. Часто ученик тратил много времени на поиски учителя. Если он его находил, то оставался в доме наставника надолго, порой на десятилетия, становясь частью его семьи. Чаще всего подписывался договор, когда ученик не мог самовольно покинуть дом учителя до окончания срока обучения.
Так стали складываться музыкальные династии и школы.

Греческие «гусли»

В Греции было много праздников, но особо почитаемыми были Великие Дионисии. Их посвящали богу веселья и плодородия. В первый день праздника греки пели хором и танцевали. На другой день проводились поэтические состязания. Участники аккомпанировали себе сами. Обычно на арфе или кифаре.
К вопросу обучения музыкантов подходили серьёзно. Для них создавались специальные школы, называемые академиями. Педагоги учили навыкам игры на кифаре, пению соло и в хоре.
Но и дома все мальчики с семи лет должны были пройти обучение игре на кифаре. Наиболее способных учеников далее обучали игре на арфе.
Кифара – это разновидность уже знакомой нам лиры, пришедшей из Египта. Но её корпус был тяжелее, потому что по размеру кифара немного больше лиры. Она имела семь струн. При игре на кифаре использовали плектр. Это кольцо с закрепленной на нём пластинкой в форме когтя. В отличие от лёгкой лиры кифару прикрепляли к руке музыканта кожаным ремешком, чтобы инструмент не выскальзывал во время игры.
Упоминание о кифаре есть в знаменитых произведениях Гомера «Илиада» и «Одиссея». Музыканта, аккомпанирующего собственному пению на кифаре, называли кифаредом или кифародом. А того, кто исполнял на инструменте музыку без пения – кифаристом. Искусство пения под кифару у древних греков носило название кифародия.
Не всегда творчество музыканта было свободным. Были некоторые каноны, от которых нельзя отступать. Для кифары греки разработали специальные музыкально-поэтические композиции (номы), которые имели строгую форму. В них запрещено было вносить изменения. Их посвящали богу Аполлону, покровителю искусства. Если музыкант освоил все номы, он пользовался огромным уважением в греческом обществе и обеспечивал себе безбедную жизнь.

Восточная цитра

В восточных странах широкое распространение получила родственница гуслей цитра. Первые цитры обнаружили в захоронениях Древнего Египта. С берегов Нила музыкальный инструмент привезли в другие страны, в том числе и в Китай.
В каждом русском доме гусли были предметом бытовым, использовавшимся ежедневно наряду с горшком и лопатой. Корпус инструмента был простым, без особых украшений. А восточная цитра – это инструмент богатства и роскоши. Цитра считалась драгоценностью и имела всевозможные украшения, часто из дорогих камней. Если на Руси люди из простого народа умели играть на гуслях, то в Китае игра на цитре была привилегий богатых и знатных людей.
В одном древнейшем захоронении богатой китайской семьи среди многих предметов были музыкальные инструменты. По форме они напоминали русские гусли. Корпус был украшен резными изображениями птиц, зверей, змей. На некоторых сохранились цветочные орнаменты. И хотя инструменты напоминали гусли, количество струн отличалось. Их было двадцать пять.
Есть красивая китайская легенда о цитре.
Однажды наследник китайского императора отправился на охоту. В полдень охотники устроили привал на лесной полянке. Слуги пошли к ближайшему ручью за водой, но не вернулись. Принц отправил за ними новых воинов. Но те тоже пропали. Тогда он сам пошёл к ручью и увидел такую картину: воины сидели на берегу и как зачарованные слушали музыку. Но кто-то из них грустил, а кто-то радовался и улыбался.
Волшебная мелодия лилась с другого берега, где на камне сидел старик с цитрой в руках. Двадцать пять её струн были созвучны всем человеческим чувствам. Одна струна пела о грусти и печали, другая – о радости и любви.
Именно поэтому китайские мудрецы советовали императорам учиться игре на цитре. Этот музыкальный инструмент сопровождал жизнь правителя с раннего детства. А когда он умирал, его клали вместе с ним в погребальную камеру.

Японские «гусли»
Цитра пришла в Японию из Китая. Первое упоминание об этом инструменте в легенде о «Небесном Говорящем Кото» относится к восемнадцатому веку.
Особенностью кото был его размер, достигавший двух метров. Кото – это инструмент в форме стола со струнами. Их количество – от тринадцати до восьмидесяти. Первые десять имеют собственные имена по названиям добродетелей, важных для японцев. В первую очередь – это человеколюбие, мудрость, долг, искренность. Кото напоминал японцам о традициях, по которым они жили веками.
В одной японской сказке сказано, что кото появился из тела мифического дракона. Все части японской цитры имеют названия, связанные с этим животным. Так, верх кото называется «панцирь дракона», низ – «живот дракона», правая часть – «голова дракона», левая – «хвост дракона».
Строгая японская традиция предписывает при выборе инструмента обращать внимание именно на сорт древесины, от которого зависит мелодичное звучание кото. Интересно, что лучшая древесина, из которой изготавливается японский инструмент, носит название Павловния или «дерево принцессы». Оно было дано в честь русской принцессы Анны Павловны, дочери императора Павла I.
Внешнюю сторону инструмента не украшают резьбой или рисунками по всему корпусу. Лишь «хвост дракона» имеет небольшой орнамент. Но внутри корпуса обязательно есть специальная резьба, влияющая на качество звука.
Музыка кото сопровождала чтение стихов, которое занимало значительное место в жизни знатных японцев и считалось высоким искусством. Даже император участвовал в таких представлениях. Лучшие чтецы и исполнители игры на кото удостаивались наград и уважения в обществе.
В наши дни в Японии насчитывается не так много музыкантов, в совершенстве владеющих игрой на кото. В музыкальной столице Европы, австрийском Зальцбурге, ежегодно проходит серия концертов, в которых принимают участие и мастера кото. Для того чтобы подчеркнуть японский характер инструмента, женщины выступают в национальном японском кимоно с традиционной причёской.

Родные сердцу русскому

Человечество изобрело несколько разновидностей гуслей. По музыкальному инструменту можно судить о характере народа. Их объединял общий прародитель.
В современной России появился концертный вариант гуслей со встроенной клавиатурой. Сегодня исполнителя игры на гуслях уже называют не гусляр, а гуслист. Так старинные гусли приспособились к новому веку.
Как бы ни менялся внешний вид, основу репертуара составляют народные песни. Ни один инструмент не передаёт их так широко и певуче, как гусли:

Ой, гусли мои, струны тонкие,
Самозвоны, самогуды, песни звонкие!

Мы всегда тянемся к тому, что нам близко. Слушая игру на гуслях, представляем себе то призыв воинов к битве, то веселье скоморохов, то нежную колыбельную.
Пока мы поддерживаем связь прошлого и настоящего, будут жить русские гусли.