В ДЕРЕВНЮ…, В ГЛУШЬ, В САРАТОВ

Наверняка, каждый школьник знаком с фразой «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов». Кто-то даже произносил её с усмешкой при упоминании этого волжского города.
Но что я вам сейчас скажу! Александр Грибоедов – автор крылатой фразы, никогда не был в Саратове. Он попросту не знал, что из себя представлял упомянутый город в момент написания комедии «Горе от ума».
В 1824 году, согласно разным источникам, численность населения Саратова составляла от 30 до 38 тысяч душ. Ничего себе деревня – 38000 человек! Да это один из самых крупных волжских городов того времени с первостатейным купечеством, крепкими торговыми связями, с восемью каменными церквями, учебными заведениями.
Ещё в 1786 году в Саратове открылось первое учебное заведение – Главное народное училище, которое к 1822 году было преобразовано в мужскую гимназию. Директором её стал никто иной, как Иван Павлович Менделеев – отец известного учёного-химика Дмитрия Менделеева.
В конце восемнадцатого века открылась типография губернского правления. И, хотя до выпуска первой газеты ещё далеко, но начало печатного дела в Саратове было положено. В начале девятнадцатого века открылась первая больница и богадельня для неимущих граждан, две частных аптеки. В 1810 году на Хлебной площади возвели театр. И южную часть площади переименовали в Театральную. В 1817 году открылась гимназия с начальными классами. А в 1822 году – первое уездное приходское училище.
В год выхода книги «Горе от ума» в Саратове, около Александро-Невского собора, началось устройство бульвара «с посажением липок и приличной огородкою». По сей день парк в центре города, прозванный в народе Липками, радует горожан и гостей Саратова.
"Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми;
Подалее от этих хватов….» – вслед за автором произнёс герой комедии – Фамусов, обращаясь к дочери. Сказал и призадумался. А так как слово "хватов" рифмовалось только с одним населенным пунктом на карте России, в продолжение стиха родились строки: «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,
Там будешь горе горевать.
За пяльцами сидеть, за святцами зевать".

ВОЗРОЖДЁННЫЙ ИЗ ПЕПЛА

История Саратова гласит: «В далекие, стародавние времена, во время царствования царя Московского государства, Федора Иоанновича, и по его приказу, в 1590 году решили возводить Саратов».
Понятно, что на пустом месте да по щелчку пальцев города не возникают. И 432 года назад то, что представлял из себя Саратов, городом назвать нельзя. Это была обширная сторожевая крепость между поселениями Самары и Царицыном. Ров и земляной вал, обнесённые частоколом, чуть больше пятисот служилых людей, пушки, заряжённые картечью, отражали набеги воровских казаков и кочевых племён.
Но не будем забегать вперёд.
Московские боярин Фёдор Туров и князь Григорий Засекин создали Саратов на высоком правом берегу Волги. Предположительно, на развалинах городища Укек. Укек – третий по величине город некогда могущественной Золотой Орды.
Как известно, в те времена Волга была основной транспортной артерией. Вверх по Волге переправляли соль и рыбу. А также восточные товары: шелка и кожу, оружие и драгоценные камни. Вниз – кречетов и соболя, сукно и кузнечные изделия. Богатые торговые караваны судов – лакомая добыча грабителей с большой дороги. Поэтому грабежи и разбои вблизи Саратова были делом регулярным.
Непрошенные гости не раз пытались овладеть и крепостью. Был такой казачий атаман Илейка Муромский, который выдавал себя за младшего сына царя Фёдора Иоанновича. Обманом и щедрыми обещаниями собрал он крепкое войско из казаков и беглых крестьян. И, почти без сопротивления, дошёл из Астрахани до Саратова, взяв его в осаду. Однако, саратовские стрельцы храбро сражались. И лжепетру пришлось бежать от огня картечи крепостных пушек в Донские степи.
Увы, в 1613 году деревянная крепость всё же пала. По злому ли умыслу или досадной оплошности – неизвестно, но город выгорел дотла. Новый город заложили уже на левом «луговом» берегу Волги, где сейчас находится спутник Саратова – Энгельс.
По указу царя Алексея Михайловича: «Саратов на горах делать новый», в 1674 году город вернулся на высокий – правый берег. Где и обрёл постоянное место жительства. И снова пожар 1695 года спалил весь город до основания. Что ж, деревянные постройки горят легко и быстро, чирк – и нет целого города. К слову сказать, Саратов горел и восставал из пепла не менее пятнадцати раз.
А когда по указу Петра I Россию стали делить на губернии, с Саратовом приключилась новая чехарда. Не один десяток лет, как неприкаянный, город кочевал из одной губернии в другую. Сначала его причислили к Казанской губернии, потом к Астраханской. Через добрый десяток лет вновь к Казанской, а ещё через десять лет опять к Астраханской. И только в 1780 году было учреждено Саратовское наместничество (губерния) в составе девяти уездов.
А как стал Саратов столицей Поволжья, появился у него красивый герб лазоревого цвета. И поплыли по нему навстречу друг другу, как по Волге-матушке, три серебряных стерляди. Стали звать Саратов Рыбной столицей всего государства Русского. А стерлядь – Царской да красной рыбой за её нежный, изысканный вкус. Какой только рыбой не изобиловали волжские просторы. Белорыбица – извольте! Севрюга – кушать подано! Шип – свежее не бывает! Именно здесь, у берегов Саратова вёлся масштабный рыбный промысел. Из Рыбной столицы в стольный город всея Руси, прямиком к царскому столу поставлялась царь-рыбка.
И в самом Саратове велась бойкая торговля. Для чего на окраине (сегодня это центр города) создали огромную Хлебную площадь, с амбарами, с колодцами и колодами для водопоя лошадей. Здесь местные и заезжие купцы торговали рыбой, солью, зерном, сеном и даже лошадьми.

ЭЙ, УХНЕМ!

Легко бегут вниз по волжской глади парусные расшивы и гусянки (суда для перевозки грузов), гружёные товаром. Совсем другое дело, когда против течения да против ветра. Тут тягловая сила нужна.
Для этого создавались артели бурлаков.
(Бурлак – рабочий, входивший в артель, которая тянула на бечеве суда против течения реки).
Как ни тяжёл труд бурлаков, а без него не обойтись. От десяти до двадцати пяти крепких мужчин запрягались в бечеву в и тащили вдоль берега судно. На коротких остановках штопали сносившиеся рубахи, переобувались в новые лапти. Тлеющие угли костра да наспех сколоченные кресты на земляных холмиках оставляли после себя бурлаки, и продолжали путь. Возглавлял рабочую ватагу – «шишка». Он и задавал ритм движению, когда громким словом, а когда и песней. «Эх ты, Волга, мать-река, широка и глубока, Ай-да, да ай-да, Aй-да, да ай-да, Волга, Волга, мать-река. Эй, ухнем! Эй, ухнем! Ещё разик, ещё да раз! Эй, ухнем! Эй, ухнем!». Говорят, чтобы получить звание «шишка», нужно было обладать даром пения. За шишкой в два ряда шли «подшишельные». Если кто сбивался с шага, люди сталкивались плечами, шишка давал команду «сено – солома». И движение в ногу возобновлялось. Удивительное дело, были на Волге и женские бригады. Не от хорошей жизни шли люди в бурлаки, но за хорошим заработком. Отбурлачил сезон и лежи на печи всю зиму, в потолок поплёвывай.

А ВЗВОЗ И НЫНЕ ТАМ…

Волга в те давние времена была чистой, прозрачной, как стёклышко. Но не такой полноводной, как ныне. Потому и берег был круче нынешнего. Почва – глина да суглинок. Прежде чем доставить товары от пристаней к торговой площади, приходилось их взвозить. Где-то по дощатому настилу, но чаще по скользкой глине тянули лошадки гружёные повозки.
(Согласно словарю Ушакова: Взвоз – дорога в гору.)
Некоторые краеведы утверждают, что взвозов в дореволюционном Саратове было двадцать. Но к «Делу о доставлении городскому землемеру ведомости о городских зданиях» за 1844 год приложен список: «Семнадцать взвозов при реке Волге». До сегодняшнего дня дожили три из них.
Названия взвозам давалось по имени владельца самого большого дома. Или по названию церквей, которых до революции было больше пятидесяти. Или по именам владельцев пристаней, которых вдоль Волги тоже было немало. Известно, что пристани часто меняли место своего расположения. Менялись владельцы – менялись названия взвозов. Порой новое название прекрасно уживалось с прежним. И на вопрос «Скажите, пожалуйста, где находится Устиновский взвоз?» вам ответят: «Да вы на нём стоите». «Так это – Шапошный!» – удивитесь вы. А вам ответят, махнув рукой, что разницы нет никакой.
Князевский взвоз одновременно был Мещанским. Приютский – Сергиевским.

А у этого взвоза стразу три названия: Кабановский, Никольский и Шмидтовский. Жил здесь когда-то купец второй гильдии Фёдор Никитин, ставший впоследствии головой города. Было у него уличное прозвище – Кабанов. Вот по этому прозвищу взвоз и получил своё название. С началом строительства гидроэлектростанции на этом месте взвоз исчез. Зато оригинальный купеческий дом с шестигранным мезонином на крыше до сих пор украшает город. В разное время в доме располагалась казённая аптека, «Купеческий клуб для образованных людей», контора известных братьев мукомолов Шмидтов. Сейчас здесь расположился музей мелиорации и водного хозяйства Саратовской области. Ох, чуть не забыла сказать, что Никольским взвоз назывался по имени улицы, примыкавшей к нему. А улицу назвали в честь императора Николая I.

Щетининский взвоз называли Живодёрским или Живодёровским.
Путанная история с этим взвозом. Говорят, он был настолько крут, что лошади, тащившие по нему повозки, гибли от перенапряжения. Здесь же дежурили татары, которые и свежевали тушу, чтоб не пропала. Ещё говорят, что в целях сохранения чистоты других улиц города, сюда на продажу свозили живых и забитых животных. Есть и другие сведения. Живодёровский взвоз получил своё название от фамилии купца, дом которого стоял в основании взвоза.

Исадный взвоз. Старинное слово «исада» означает – торговая пристань, базар. Значит, и здесь когда-то шла бойкая торговля.

Московский взвоз. От самой Волги через городские ворота начиналась когда-то Большая Московская дорога. Много воды утекло с тех пор. Сейчас это место выглядит несколько иначе. Четыре лестничных пролёта вверх от причала до речного вокзала, и перед нами Музейная площадь. В этом году, в честь 350-летия Петра I – последнего царя России, на площади возвели величественный памятник. Вокруг него разбили небольшой сквер со скамейками и детскими площадками.
История гласит, что именно на этом месте у императора всея Руси состоялась важная встреча с калмыцким ханом Аюкой. Для расширения границ Российского государства в 1722 году Пётр начал Персидский поход в Закавказье. 13 июня того же года к Саратову причалили около двухсот транспортных судов царской флотилии. На случай войны с персами царю нужна была поддержка в виде десятитысячной конницы. Получив от Петра царские подарки: дорогую саблю и часы с бриллиантами, Аюк-хан пообещал пять тысяч конных калмыков.
Встреча была недолгой, но Саратов чтит память Петра Великого не только из-за этой встречи. Благодаря реформам Петра, Саратов получил 300 тысяч десятин земли вокруг крепости. Они и послужили основой будущего процветания города.
Примерно двадцать шагов вверх, и мы столкнёмся нос к носу с князем Засекиным и стрелецким головой Туровым. Не сомневаюсь, что вы помните имена основателей Саратова. В богато расшитых кафтанах, отлитые в бронзе, встречают они гостей иногородних.
А по правую руку – старинное здание с колоннами. Объединённые в одно целое два особняка являют собой памятник русского классицизма. И одновременно Саратовский областной музей краеведения. Больше ста тридцати лет назад музей открылся как историко-археологический. Через пару лет в его коллекции было не больше ста предметов. На сегодняшний день в его фондах 400 тысяч археологических, этнографических, энтомологических предметов.
Любознательные мальчишки сразу отправляются поглазеть на скелет мамонта, кости бизона, морских ящеров. Морских ящеров, да ну? – не поверит кто-то из вас. И напрасно. В палеогене, то есть очень-очень давно – примерно 60 миллионов лет назад, территория саратовской области была морским дном. Прогуливаясь где-нибудь на окраине города или вдоль реки, можно найти чёртовы пальцы. Не знаете, что это такое? Это белемниты – вымершие головоногие моллюски. Подумаешь, какие-то моллюски. Двухметровый череп ихтиозавра – вот это находка! А нашли его такие, как вы, обычные школьники.
Не остаётся без внимания постоянно действующая выставка «Дорога в космос». Лётный шлемофон с подшлемником, защитные очки, перчатки-краги, парашютные ботинки – все эти вещи подлинные. Буквально на следующий день после полёта в космос Юрия Гагарина курсанты аэроклуба передали их в музей. Главной достопримечательностью стал ЯК-18 с надписью на борту: «На этом самолёте в 1955 году учился летать Ю.А. Гагарин».
О, с этим самолётом вышла забавная история. Музей с радостью принял его в дар, но места красавцу не хватило. Решено было подрезать ему крылья. В таком виде его и увидел Юрий Гагарин, посетив музей четыре года спустя. Через одиннадцать лет у музея появилась пристройка, где разместился самолёт с одним крылом. И только в начале нынешнего века, после реконструкции зала, ЯК-18 обрёл родные крылья. Хоть снова в полёт!
Не менее интересна выставка, рассказывающая о жизни в Золотоордынском Укеке XIII—XIV вв.. Как утверждают учёные-археологи, Укек был богатым ремесленным и торговым центром. Население, численностью 9-10 тысяч человек называют полиэтническим. То есть, монголы, мордва, булгары, русские, татары, армяне жили здесь бок о бок. Занимались гончарным производством, ювелирным искусством, чеканкой монет, создавали стеклянные изделия. Посетители музея смогут увидеть глиняную посуду, бусины, звенья золотой цепочки, браслеты, перстни, костяные пуговицы, христианский нательный каменный крестик и другие предметы, найденные на месте раскопок.
На выставке действует несколько интерактивных зон. Здесь можно потолочь зерно в ступе, взвесить мешки на средневековых весах. Можно попробовать открыть замок, сделанный по образцу найденного на раскопках Укека. Или раздуть кузнечный горн с помощью мехов.
Ежегодно в Саратове проходит фестиваль исторической реконструкции «Укек. Один день из жизни средневекового города». Десять лет подряд под открытым небом проводятся исторические игры, мастер-классы. Любой желающий может принять участие в настоящих археологических раскопках и найти старинную монетку. Посмотреть состязания всадников, пострелять из лука. Самые любопытные могут узнать свою судьбу у средневековой гадалки.
Скажу вам по секрету: в саратовском музее краеведения водится приведение. Только чу – никому. Ночью оно спускается по парадной чугунной лестнице на первый этаж. Охранники слышат стук каблуков, и цепенеют от ужаса. А в это время приведение подходит к средневековому рыцарю и поднимает на его шлеме забрало. Зачем ему это нужно – никто не понимает. А вот экстрасенс посмотрел своим третьим глазом и сказал, что приведение просто шутит. «Пусть шутит, главное, чтобы не портило экспонаты», – сказали музейные работники и опустили забрало. А утром обнаружили, что всё повторилось. И так каждый день: музейщики поднимают забрало, а приведение опускает.
Есть у музея и другие секреты. Но их можно услышать, только побывав на экскурсиях.

Армянский или Полицейский взвоз.
В девятнадцатом веке взвоз соединял волжскую пристань с улицей Полицейской. Армянским его называли потому, что в начале XIX века здесь поселились купцы-армяне. Они скупали в Саратове хлеб и овёс, который затем отправляли по Волге в Персию.
Сейчас это улица Октябрьская. Начинается она от набережной Волги с небольшой площади Федина. Здесь же в конце прошлого века установили памятник писателю и видному общественному деятелю Константину Александровичу Федину. Здесь, на берегах Волги провёл он детские годы. Перед широкой гладью реки, сидящим на скамье в раздумьях, высечен он из природного гранита.
Три трёхступенчатых площадки с многочисленными фонтанчиками являет собой фонтан «Каскад». Воды его будто бы стекают с улицы Чернышевского и вливаются в Волгу. Струи в виде дуг и вазонов то устремляются вверх, то стихают. Но особую прелесть обретает фонтан при вечерней подсветке.
Всегда на посту пристав городской полиции Василий Гришин, правда в виде стального памятника. Именно он стал изобретателем и меценатом первого деревянного водопровода в городе, по которому бежала чистая родниковая вода. В начищенных до блеска сапогах, в мундире с орденами на груди, охраняет он фонтан.
По левую руку от него – Государственный музей К. А. Федина. Он является единственным музеем Нижневолжского региона, который посвящен истории литературы ХХ века. Здесь собрана коллекция автографов великих русских писателей XIX века: Гоголя, Тургенева, Достоевского, Чехова и других. Здесь хранятся письма поэтов Серебряного века, редкие журналы, документы и фотографии. Регулярно проводятся встречи с писателями и поэтами современности. Работают тематические выставки и театрализованные квесты для детей.
Ранее на этом самом месте находилось другое здание, а именно, городское полицейское управление. Потому и взвоз назывался Полицейским.

Каждый саратовец, даже самый маленький знает, где находится Бабушкин взвоз. И вовсе не потому, что саратовские дети такие эрудированные. Просто потому, что часто бывают на нём. Появившись почти два столетия назад, этот взвоз сохранил своё название до сих пор.
Начинается Бабушкин взвоз от одного из символов Саратова – Ротонды. (Ротонда – тип круглого здания с куполом, окружённого колоннами. Украшение, место для отдыха и встреч. Ротонда подчёркивает аристократическую и культурную атмосферу окружающей территории.)
Молодожёны на всех парусах мчатся сюда, чтобы запечатлеть себя на фото под сводом Ротонды. Или привязать цветную ленточку «на счастье» к скульптуре «Влюблённые». Два лица, обращённых друг к другу, стали для саратовцев символом вечной любви. По преданию на этом самом месте девушка ждала своего возлюбленного из плавания. Но юноша не вернулся, утонув в Волге. И тогда она сбросилась в Волгу, не желая жить без своего любимого. На самом деле это просто городская легенда, хотя и красивая.
Взвоз, протяжённостью 444 метра, довольно крутой. С зелёными насаждениями по обеим сторонам, со старинными постройками. Некоторые из них очень интересные.
Например, жёлтый двухэтажный дом. Построен он бывшим крестьянином, который работал приказчиком у богатой купчихи Анны Чирихиной. Дом достаточно просторный, потому первый этаж сдавался в аренду. Так в 1884 году в доме Учаева был открыт филиал «Технической конторы инженера А. В. Бари». А техническим руководителем конторы стал не кто иной, как Владимир Шухов – создатель Шуховской башни для радиостанции в Москве. Сам Шухов часто приезжал в Саратов. Здесь под его руководством строились нефтеналивные баржи.
Этот скромный дом из красного кирпича занимал советский скульптор Александр Павлович Кибальников. А в этом особняке с пилястрами и атлантами располагалась первая телефонная станция Саратова.
«Вот эта улица, вот этот дом», который знают все дети Саратова – Театр кукол «Теремок». Сюда театр переехал в 1967 году. Хотя днём его рождения считается 4 ноября 1936 года. Тогда группу артистов-энтузиастов приютил театр юного зрителя. А первым спектаклем стала инсценировка сказки «Гусёнок». Маленькие зрители вместе с куклами принимали непосредственное участие в спектакле. Они пасли гусёнка Дорофея, выручали его из беды. Этот тряпичный непоседа оказался таким милым, что спустя почти сто лет «Гусёнок» снова на сцене театра.
Недавно, после капитального ремонта «Теремок» распахнул свои двери для встречи с юными зрителями. А ребята разных возрастов успели посмотреть новые интересные постановки, такие как «Чёрный снег», «Илья Муромец», «Щелкунчик» и другие.
Признавайтесь, кто из вас решил, что этот взвоз назвали в честь чьей-то любимой бабушки? Никто? И правильно. Его назвали в честь купца Степана Бабушкина, который имел подворье на этом взвозе.

НАБЕРЕЖНАЯ КОСМОНАВТОВ

Ещё в начале прошлого века возник острый вопрос «О сооружении в Саратове набережной». Но всегда находились более неотложные для города нужды. И вот в 1947 году на верхнем ярусе, который пересекали 12 взвозов, возвели добротные пятиэтажные дома. Многие десятилетия они были визитной карточкой города. В 1958 году были начаты первые работы по инженерной защите набережной. И буквально год спустя набережная, ведущая своё начало от Бабушкиного взвоза, была сдана.
А в 1962 году красивую четырёхъярусную набережную с тенистой аллеей, с многолетними цветами назвали в честь подвигов советских космонавтов. Имена покорителей космоса: Геннадий Сарафанов, Герман Титов, Юрий Шаргин крепко связаны с городом.
Но особая гордость охватывает саратовцев при упоминании Юрия Гагарина. Именно здесь, в Саратове, у юного Гагарина «появилась неудержимая тяга к небу». Во время учёбы в индустриальном техникуме Юрий поступил в аэроклуб. Где выполнил 196 полётов и освоил курс парашютной подготовки. Здесь, на саратовской земле, 12 апреля 1961 года приземлился космонавт Юрий Гагарин. Этот знаменательный день – день Космонавтики сначала стал праздником всех жителей Росси, а спустя почти пятьдесят лет – международным днём полёта человека в космос.
На верхнем ярусе, в основании Обуховского взвоза, на площади Гагарина поставили памятник первому космонавту. С тех пор шагает по набережной Волги простой советский парень. Лёгкий ветерок развевает полы пиджака, чайки парят над ним. Идут пароходы: Привет Юрию! Летят самолёты: Привет Гагарину! А мы кладём цветы к подножию, как это делают жители и гости Саратова 12 апреля каждого года, и продолжаем путешествие.
(Имя Юрия Гагарина с гордостью носят: аэропорт, аэроклуб, индустриальный колледж, технический университет, парк, площадь, район города. На площади Гагарина возвышается памятник. А на месте приземления первого космонавта создан парк Покорителей космоса).
У основания Князевского взвоза, который не утратил своего названия до сего дня, стоит памятник Одноклассникам. Первый в России памятник, посвящённый школьной дружбе и первой любви. Классное место, чтобы встретиться – поболтать, вспомнить школьные годы, сделать фото на память о последнем звонке.
Слышите громкий протяжный гудок? Это белоснежный четырёхпалубный пароход отчаливает от пристани. Пожелаем ему семь футов под килем и счастливого плаванья! О, на часах речного вокзала уже 13:25. Поторопимся, чтобы успеть на трамвайчик.
Летит, летит, наш трамвайчик по речной глади до главного городского пляжа. Почти посередине Волги находится остров Покровские пески. Сюда со всего Саратова стекаются горожане в жаркие летние выходные. Искупаться в прозрачной волжской водице, поиграть в волейбол, построить песочный замок или зарыться в горячий песок, подставив лицо солнцу, – лучшего отдыха и придумать нельзя. Добраться до этого пляжа можно и на троллейбусе по мосту.
Длина саратовского моста почти три километра, точнее 2804 метра. А вы знаете, что долгое время он был самым протяжённым мостом и в России, и во всей Европе. И был большой знаменитостью. Да, Саратовский мост получил главную роль в фильме «Строится мост».
Дело было так: строительство моста шло полным ходом, о чём в столичной газете появился очерк. Режиссёру московского театра «Современник» понравилась история. Он собрал самых лучших, самых знаменитых артистов театра и приехал с ними в Саратов. И космонавт Юрий Гагарин приезжал. Только он не снимался, наверно не захотел. А простые жители захотели. «Да пожалуйста!» – сказал режиссёр и взял их в кино. И старенький «Саратовский ледоход» взял. Ведь этот старичок не просто артист кино, но и настоящий труженик. Он разбивал лёд на Волге, возводил мосты, строил ГЭС. Отработав девяносто с лишним лет, он неожиданно затонул. Но совсем скоро его поднимут и создадут в нём музей речного флота. Ведь «Саратовский ледоход» – первый речной ледокол в мире!
Фильм вышел настолько замечательным, что все кинокритики написали хвалебные статьи. И с тех пор студенты – будущие режиссёры учатся по нему, как надо снимать хорошее кино.
А набережная Космонавтов продолжает расти и хорошеть. И остаётся местом притяжения саратовцев и гостей города.