Новосибирск. Самый молодой мегаполис

Небольшое введение
В России городов с населением более 1 000 000 жителей всего 15, но среди них Новосибирск – самый молодой. Ведь чтобы достичь заветной цифры ему потребовалось всего 59 лет. С этим фактом он и попал даже в Книгу Рекордов Гиннеса.
Но у такого молодого мегаполиса есть чем гордиться и помимо своего бурного роста. Об этом и не только я расскажу в этой книге.
Градообразующее предприятие
Крупные города России чаще всего начинались с крепости в стародавние времена: московского или нижегородского Кремля, Петропавловской на Заячьем острове в Санкт-Петербурге - а дальше разрастались вокруг неё. Но с Новосибирском другая история.
В 1891 году император Александр Третий повелел построить Транссибирскую железную дорогу, чтобы связать западную часть Российской империи с Дальним Востоком, протянув путь от Челябинска до Владивостока. И вот вдоль будущей дороги поехали инженеры – не построишь же магистраль просто начертив линию на карте. И вот тут встал вопрос про сибирские реки. Они широки и весьма суровы. Через них нужно строить крепкий и надёжный мост, чтобы выдержал бурное течение и весенние ледоходы, лютые морозы и сибирскую жару. А мост длиной в несколько километров на скалах просто не поставишь – рядом вырастала небольшая деревушка - там жили строители. Поэтому мосты решили строить рядом с имеющимися городами. И если с Енисеем, Иркутом или Иртышом всё было понятно – города там уже давно располагались. То с Обью вышла загвоздка.
Нет, город в предполагаемом месте для строительства моста стоял – Колывань, крупный купеческий порт на берегу. По легенде колыванские купцы даже предлагали инженеру Николаю Гарину-Михайловскому взятку – мешок золота (или много денег, тут легенда не определилась), чтобы мост построили именно в их городе, а железная дорога стала новым толчком к развитию торговли. Но почва там оказалась недостаточно прочной, и мост через какое-то время просто развалился бы. Поэтому его решили построить южнее, в районе села Кривощёково.
Первая партия строителей прибыла 30 апреля (или 12 мая по новому стилю) 1893 года. С этого дня и начинается история посёлка… Александровский/ Затем его переименуют в Новониколаевский. А в 1903 посёлок разрастётся в город и его назовут Ново-Николаевском. И в честь Николая Чудотворца — покровителя императора Николая Второго. Было ещё два города Николаевска. Ну а этот, стало быть, Новый Николаевск.
Мост закончили спустя четыре года в 1897 году, а на правом берегу реки построили станцию Обь и речной порт, где обменивались грузами с кораблями. В те годы речной транспорт ничем не уступал наземному, а в Сибири даже превосходил. И так как заложили не просто город на реке, а крупный транспортный узел – он стал расти как на дрожжах. В него устремились переселенцы с западной части Российской империи, приезжали купцы, для торговли в Сибири, городу потребовались новые строители...
Большой пожар и «мушкетёры»
Ново-Николаевск рос не по дням, а по часам! За шестнадцать лет выстроли целые кварталы деревянных домов. Камень и кирпич в Сибири возить дорого, а деревья растут прямо вокруг. Вот и строили подешевле. И это сыграло плохую службу...
11 (24) мая 1909 года начался пожар, бушевавший несколько дней. Он погубил 22 квартала молодого города, 6 тысяч человек осталось без крова. Сгорела даже деревянная пожарная каланча с мушкетёрским девизом “Один за всех и все - за одного”. Без каланчи пожарные не могли разглядеть новые очаги стихии и им на помощь пришли коллеги от вокзала и из деревни Закаменки.
После пожара город стал отстраиваться заново, но теперь строители решили не повторять ошибок с экономией и многие дома строили из камня. В 1910 году воздвигли и каменную каланчу.
Новое имя городу
С приходом Советской власти название города стало несколько немодным. И не хотели упоминаний святого, и про бывшего императора не вспоминали. Решили его поменять!
И каких только предложений не предлагали: и Ново-Ленинск, и Красносибирск, и Обск, и Смирновск, и Ревкрайсиб, и даже Сибирский Чикаго. Но тогдашний руководитель Сибири Михаил Лашевич как-то сказал: «Сибирь каторги и ссылки мы превратим в Сибирь социалистическую». Поэтому и название предложили в честь Новой Сибири – Ново-Сибирск. Вскоре дефис из названия исчез и город обрёл сегодняшнее имя. Это произошло в начале 1926 года.
Улицы Новосибирска
Так как Новосибирск молод, его улицы строились очень широкими сразу. Здесь не было требований, чтобы разошлись два рыцаря в латах, город строили сразу для телег, а потом и автомобилей. Даже в центре дороги двухполосные и прямые. Самая длинная и прямая улица – Красный проспект. Он протянулся от берега Оби до жилмассива Родники на целых восемь километров и имеет лёгкий изгиб только в одном месте. Самая короткая улица (не только в городе, но и в мире) – Сибстройпути. Не смотря на её малую длину всего 40 метров, там стоит три дома. Её нашли совершенно случайно, когда уточняли электронную карту города.
Центр Новосибирска построен «в клеточку» и если ты гуляешь от одной точки до другой, то вполне можешь вернутся по параллельной улице для разнообразия.
Но не всё так просто!
Есть улица Планировочная, напоминающая латинскую букву «F»: сама себе параллельна и перпендикулярна.
А про улицу названную в честь разведчика Рихарда Зорге любят шутить: на ней специально запутали нумерацию домов. Если обычно номера сменяются по очереди: с одной стороны чётные, а с другой нечётные. То на этой улице чтобы пройти по порядку от первого до последнего 275-го придётся изрядно поплутать – многие дома запрятаны в глубине улицы. И следует не забыть: дом с номером 118 находится на нечётной стороне!
Научный город
После Великой Отечественной войны решили развивать науку в стране, создавая города для учёных – Академгородки. Возглавить строительство одного из таких городков поручили академику Михаилу Лаврентьеву. По легенде мест под строительство предложили два: на территории Украины и под Новосибирском – о чём академик рассказал жене Вере. Та очень боялась: если случится война, то будущий Академгородок на Украине пострадает одним из первых. Вот выбор и пал на Новосибирск и в мае 1957 года приняли решение о строительстве Сибирского отделения Академии Наук.
Но со строительством всё затянулось. В то время в Сибири не построили ещё крупных заводов стройматериалов и весь бетон свозили на нужды Братской гидроэлектростанции. Поэтому, пока построили деревянные бараки для строителей и учёных, и только спустя два года закончили первый институт – Гидродинамики. Затем прямо посреди леса учреждения росли как грибы после дождя, включая и самый большой Научный институт в России – Ядерной Физики. В нём трудится почти три тысячи сотрудников – целый посёлок учёных.
Для обеспечения научного города электричеством построили Новосибирскую гидроэлектростанцию. Она небольшая и по мощности в России занимает всего лишь двадцать третье место, но благодаря ей появилось Обское море, где летом загорают и купаются, а зимой на льду катаются на кайтах и рыбачат.
Официальным символом Академгородка стала греческая буква сигма, также обозначающая сумму. Все учёные здесь вместе! А неофициальным стали белки – их много на его улицах. И если тебе доведётся посетить Академгородок, возьми с собой семечки и лесные орешки - покормить этих пушистых грызунов. Особо смелые возьмут подарок даже из рук.
Но учёные живут не только в Академгородке. В посёлке Краснообск занимаются сельскохозяйственными науками – он окружён полями, там учёные ведут исследования. А в посёлке Кольцово расположен центр «Вектор», где исследуют вирусы и хранят в замороженном состоянии образцы чумы и натуральной оспы на случай эпидемий. Таких мест в мире всего два!
В двадцать первом веке в Академгородке появились и технопарки, и теперь бок-о-бок с учёными трудятся инженеры и программисты. Самое знаменитое здание технопарка имеет двойной адрес, потому что одна его половина на одной стороне улицы Николаева, а другая над другой. Их соединяет перемычка с окнами в полу. Издалека это двойное здание напоминает двух гусей. Так его в народе и прозвали.
«Ворота» города
Если приехать в Новосибирск на поезде, то окажешься на зелёном вокзале Новосибирск-Главный. Жители любят шутить, что это не название, а утверждение. Есть ещё и другие вокзалы: Южный, Восточный и Западный. Но все поезда обязательно останавливаются на Главном и делают долгую остановку. Так что даже проезжающие могут сделать небольшую прогулку по окрестностям.
Со строительством Алтайской железной дороги и её продолжением до Казахстана, а также веткой на Кузбасс в 1929 году пассажирам стало тесно в здании старой станции. И решили построить новое, просторное здание вокзала. В объявленном конкурсе получил первую премию проект “Движение вперёд” архитектора Николая Волошинова, напоминавший паровоз идущий на восток. Но, за три следующих года несколько архитекторов - в том числе и Андрей Крячков - дорабатывали проект и изменили его до неузнаваемости. В итоге получили второй по размерам вокзал России, способный уместить под своей крышей четыре тысячи пассажиром разом.
Ну а если тебе доведется прилететь в Новосибирск, то окажешься в Толмачёво. Это третий по счёту аэропорт города. Первый располагался в районе нынешней улицы Кирова. Туда приземлялись первые самолёты-этажерки. Но город рос и жителям стало неуютно от частого жужжания моторов. В 1929 году началась история второго аэропорта. Ему выстроили красивое каменное здание на севере города, провели линию троллейбуса. Но он опять же был близок к жителям и не мог принимать большие лайнеры - слишком короткая взлётно-посадочная полоса. Новосибирску потребовался новый аэропорт! В 1955 году военные передали свой аэродром городу. Это и есть Толмачёво. Он расположен далеко на западе. У него две взлётно-посадочные полосы, способные принимать огромные лайнеры. А с 1992 года аэропорт принимает и международные рейсы, а в 2022 году дали имя уроженца Новосибирска маршала авиации Александра Покрышкина. Большое здание аэропорта перестраивали и дополняли целых три раза. И теперь это современный светлый аэропорт с эскалаторами, лифтами, магазинами.
В Новосибирске заканчивается автотрасса “Иртыш” - от Омска, и начинаются “Байкал” - до Иркутска, Чуйский тракт - до Монголии. На машине можно доехать и до южного Кузбасса - через Ленинск-Кузнецкий к Новокузнецку. Современный автовокзал находится на окраине города, но автобусы обязательно останавливаются на Новосибирске-Главном и Речном вокзале для сбора пассажиров.
Это началось в Новосибирске
11 марта 2004 года студенты Новосибирского Государственного Университета решили провести праздник русского языка, при этом всем желающим предлагалось проверить, хорошо ли они его знают. Для этого нужно вспомнить школу и написать настоящий диктант. Так появился “Тотальный диктант”. Сегодня его пишут одновременно по всему миру до полумиллиона человек. Даже в Новосибирске он проходит на нескольких площадках. Непростой текст для диктанта пишут знаменитые писатели и кое-где на планете они его зачитывают сами. Самого чтеца называют “диктатором”. Так что, если ты хочешь проверить свои знания, зайди на сайт “Тотального диктанта”, подай заявку и приезжай на ближайшую площадку. А потом ты узнаешь результат. Но если она для тебя далека, можно написать диктант заочно, слушая диктатора в прямом эфире по Интернету.
В один год с “Тотальным диктантом” в Новосибирске стартовал ещё один интересный проект. 1 мая по главной улице города - Красному проспекту - прошло около 80 человек с разного рода весёлыми лозунгами вслед за колонной первомайской демонстрации. Этому мероприятию придумал название художник Иван Дыркин - если обычно люди ходят на демонстрацию, то отрезав от слова негативную приставку “де” - получили Монстрацию. Сегодня Монстрации проходят первого мая во многих городах! Люди выбирают себе шутливый лозунг, надевают весёлый костюм и с ним идут по главной улице. Каждый может принять участие в шествии. Сама Монстрация проходит в атмосфере веселья, участники могут приветствовать даже случайную бабушку, машущую с балкона. Но всё культурно!
В 1959 году академик Дмитрий Беляев задумался о том, что на лис ради ценного меха можно не охотится, если их приручить и выращивать в питомниках. И тогда в институте Цитологии и Генетики в Новосибирске началась долгая и кропотливая работа по одомашниванию этих рыжих хищников. Взяли несколько диких особей, отобрали из их потомства несколько добрых к человеку лисят, и уже переженили их между собой. И так далее. Через несколько лет появилась домашняя лиса! Похожая на собаку, можно даже попробовать её дрессировать. Однако качество меха у таких лис упало. Но зато необычного домашнего питомца можно завести дома.
В своё время Большой Адронный Коллайдер наделал много шума. Все ждали, вот когда его запустят, из-за столкновения частиц в нём образуется «чёрная дыра», которая поглотит всю планету. Но... В Новосибирске не очень волновались! Ведь с начала 1960-х годов академик Герш Будкер проводил свои эксперименты по столкновению пучков заряженных частиц и никаких «чёрных дыр»! Эта идея оказалась очень сложной. Ведь разгонять частицы в ускорителях и стрелять ими по мишеням умели давно, а вот как попасть пучком из частиц размер которых в миллион раз тоньше человеческого волоса в точно такой же - вот задача. В 1964 году в Институте Ядерной Физики запустили первый в мире коллайдер ВЭП-1. Но учёные на этом не остановились! Они сталкивали всё новые пучки из разных частиц, строя новые коллайдеры. Благодаря этим столкновениям удалось вычислить параметры многих элементарных частиц. Ведь они меньше даже атома и их не положишь на весы или измеришь линейкой - приходится сталкивать! На улице Будкера есть даже граффити посвящённое коллайдерам - там дети кидаются шариками.
Памятники вокруг памятника
Мало какому архитектору удаётся построить целый район и тем самым определить его облик. Но Андрею Крячкову это удалось!
В 1909 году он приехал в Новониколаевск из Томска для строительства Городского Торгового корпуса. Первую его половину. По задумке точно такое же здание выросло бы напротив через Николаевский (ныне Красный) проспект. Но Первая Мировая война помешала этому плану. Однако городу, восстанавливающемуся после пожара, потребовались новые дома, а молодому талантливому архитектору было где реализовать свои задумки.
Если нанести на карту города метки зданий, построенных Крячковым, то весь центр окажется в них. Вот только некоторые: Стоквартирный дом, двенадцать училищ, Часовня в честь Святителя Николая (первая редакция), Сибревком, здание Госбанка - всего тридцать зданий, почти треть из всех выполненных архитектором. Большая часть его проектов в городе признана памятниками архитектуры.
Андрей Дмитриевич начал строить в традиционном стиле, а закончил в конструктивизме, применяя новые методы строительства из стекла и бетона. И этот стиль стал визитной карточкой Новосибирска. Архитектор стал одним из основателей строительного университета - как преподаватель и соавтор проекта здания.
В день 115-летия города благодарные горожане поставили архитектору памятник, стоящему в окружении своих творений. Это ли не лучший подарок?!
Маленькие, но интересные памятники
Большие памятники заметны всем. Они служат ориентиром для мест встреч. Их ставят строят долго и открывают торжественно. Но вот маленькие украшают город и дают туристам повод сделать интересное фото. Несколько интересных памятников есть и в Новосибирске.
Первый светофор в городе установили в 1936 году возле школы № 12 на пересечении улиц Сибревкома и Серебренниковской. Его переключал вручную милиционер, помогая ученикам переходить дорогу. К семидесятилетию этого события на пересечении установили памятник первому светофору. Ему отдаёт честь милиционер.
А через дорогу от памятника Светофору можно сесть за стол представить себя швеёй, пошив на машинке. Этот памятник в 2011 году поставила швейная фабрика “Синар” к своему 90-летию.
Есть два интересных памятника на площади Ленина. Первый расположен у улицы Депутатской: небольшая чёрная колонна с кинокамерой наверху стоит на месте первого городского кинотеатра, открытого в 1908 году. А вот чтобы найти второй памятник, придётся хорошо смотреть под ноги. На пересечении Красного проспекта и улицы Орджоникидзе отметили в 2009 году пуск первого трамвая. Это не колонна, не постамент, а два рельса и памятная табличка между ними.
В Париже есть памятник кошкам, пожертвовавшим свою жизнь для науки. В Японии установили аналогичный лягушкам. Академик Павлов поставил такой в Санкт-Петербурге собакам. Но мышам, также внесшим посильный вклад в развитие науки, памятника долго не ставили. У этих грызунов неоднозначная репутация - они портят урожай, поедают запасы и распространяют болезни. Но в 2013 году памятник лабораторным мышам поставили в Новосибирске. И так как инициатором его стал институт Цитологии и Генетики, мышь не простая - она вяжет нить ДНК как бабушка носки. Так благодарные учёные отплатили миллионам грызунов, благодаря которым люди не только поняли почему дети похожи на родителей, но и смогли лечить сложные генетические заболевания.
А неподалёку от мыши стоит памятник академику Дмитрию Беляеву с прирученной лисой. Они сидят на скамейке.
А недалеко от главного корпуса Новосибирского Государственного Университета стоит и памятник, и шпаргалка... и даже лавочка сразу. Её поставили благодарные выпускники, и напоминает он кусок смятой бумаги, испещрённой всей необходимой на экзамене информацией. Но на такой чудо-шпаргалке можно и посидеть!
А вот следующий памятник и не памятник вовсе, а знаменитый на весь мир транспарант. На улице Петухова стояла надпись про Октябрьскую революцию, но в 1992 году она утеряла свою актуальность. И тогда глава Кировского района Виктор Воронов решил поставить новую: “Да здравствует то, благодаря чему мы, не смотря ни на что!” Фраза довольно бессмысленна и даже её авторы не верили, что простоит дольше года. Но уже тридцать лет гости едут на окраину только чтобы с ней сфотографироваться.
Часовня
На пересечении улицы Горького, Красного проспекта в начале Октябрьской магистрали стоит часовня. Про неё говорят: поставили её давно на месте географического центра России. Но это всё неправда!
Часовню во имя Святого Николая Чудотворца построили по проекту Андрея Крячкова в честь двадцатилетия начала строительства моста через Обь в 1914 году и назвали в честь покровителя города Ново-Николаевска. И стояла она ближе к Оби, у нынешней улицы Чаплыгина.
Спустя пятнадцать лет её закрыли, борясь с религиозным культом, а в 1930-м году и вовсе начали разбирать. На её месте поставили деревянный памятник молотобойцу. Но через какое-то время он разрушился и его сменил памятник Иосифу Сталину. Но и его убрали в 1950-х годах. Место пустовало почти тридцать лет.
Нынешняя часовня сделана на другом месте и больших размеров к столетию города в 1993 году. А вот миф о центре Российской империи родился за пять лет до этого во время передачи на радио, когда возникли первые мысли о восстановлении часовни.
Но легенда живёт до сих пор. Даже на коробке шоколадных конфет «Центр державы» изобразили часовню.
Новосибирская погода
Сибирская погода у всех ассоциируется с трескучими морозами и долгой зимой в девять месяцев. Но в Новосибирске есть ещё и жаркое лето до тридцати пяти градусов выше ноля. В это время горожане отправляются на пляжи, покупаться в Оби или на озёрах. Мороженого в магазинах не достать - раскупают.
Но погода в городе может резко измениться. И даже если на улице светит солнце, но обещают дождь – зонт лучше взять. Впрочем, небольшой может пойти, даже если его и не обещали. И дожди в городе могут случаться… пятнами. Это когда на одной стороне улицы ливень, а на другой – солнце. В то время даже по улицам текут настоящие реки – за несколько минут может выпасть месячная норма осадков. А спустя ещё несколько минут снова светит яркое солнце!
Впрочем, и снега в Новосибирске хватает. Зимой за короткое время образуются полуметровые сугробы. Это радует детвору – снег чистый и мягкий. Можно прыгать в него, не боясь ушибиться. Но не радует автомобилистов – сугробы сковывают город в длинных пробках.
Иногда могут прилететь сильные ветры из Арктики или Казахстана. В городе резкий резкоконтинентальный климат!
Сибирское метро
После появления миллионного жителя в городах нашей страны задумываются о строительстве метрополитена. В Новосибирске первые проекты появились в 1970-х годах и только 12 мая 1979 года начали строить первый котлован для станции “Октябрьская”. На постройку первой ветки от станции “Красный проспект” до “Студенческой” потребовалось почти семь лет - 7 января 1986 года метрополитен повёз первых пассажиров.
В Новосибирском метрополитене - самый длинный метромост в Мире. Его длина 2145 метров. Первое время на нём были даже окна, но из-за сильных ветров вдоль Оби, пришлось их закрыть, но над берегами окна остались.
Новосибирский метрополитен работает в самых жёстких климатических условиях. Ведь погода в городе бывает очень холодной и тогда люди едут на метро. Для того чтобы они не замерзали на станциях ставят специальный ряд дверей - так холодный уличный воздух не попадает внутрь, а летом их убирают. Люди добираются на метро и во время сильных снегопадов и ливней.
Каждая станция оформлена в своём стиле: есть золотые колосья станции “Золотая нива”, на станции “Маршала Покрышкина” висят под потолком самолёты, а на “Гагаринской” - космическая тематика. И даже если ты прослушал название станции, то всегда по интерьеру можешь определить где остановился и не проехать свою станцию.
И пусть метрополитен в городе небольшой - всего две ветки, неглубокий, но каждый год он провозит более семидесяти миллионов пассажиров.
Родина лилигров
В Новосибирске зоопарк появился в 1949 году в центре, на улице Гоголя. И он рос, наполнялся новыми животными. Через сорок лет ему стало тесно в маленьком квартале и решено перенести его на окраину – в Заельцовский бор. Это была сложная работа: перевезти животных с клетками из центра на окраину. На новом месте поставили у входа бетонных динозавров – тоже животные. А позже появилась станция детской железной дороги, идущая через парк.
Самые популярные животные в парке – белые медведи. У их вольера, напоминающего айсберг, постоянно толпятся посетители. Иногда в жаркие летние дни им выдают глыбу льда и они её разбивают. Есть даже камера, можно в прямом эфире наблюдать за белыми медведями из любой точки планеты.
В 2012 году в Новосибирском зоопарке появилась на свет первая в мире лилигрица – Киара. Что же это за зверь такой, спросишь ты? Дело в том, что львы и тигры в естественной природе не живут рядом и не могут иметь совместных детей. Но в зоопарках или цирках такое может произойти. Лиграми называют гибриды, у которых папа – лев, а мама – тигрица. В 2004 году лигрица Зита появилась и в Новосибирске, а спустя восемь лет она сама стала родительницей вместе со львом Самсоном. У самой Зиты не было молока и дочь вскормила обычная домашняя кошка.
Лётчик-хулиган
Всего Обь пересекает шестнадцать мостов, половина из них – восемь – в Новосибирске. Но один угодил в опасную историю!
14 июня 1965 года горожане, прогуливавшиеся по набережной, услышали звук реактивного истребителя. Самолёты над городом летают часто. Они заходят на посадку садясь в Толмачёво, в городе есть авиазавод и перед отправкой готовые Су и МиГи совершают над Новосибирском несколько кругов. Но этот звук становился всё громче.
Истребитель МиГ-17, за штурвалом которого сидел лётчик Валентин Привалов, летел над Обью со стороны верховьев и... пролетел под Коммунальным мостом, затем резко взял высоту и взмыл в небо.
Это была очень сложная задача для лётчика! Ведь попасть в прямоугольник под мостом размером 120 на 30 метров на скорости 700 километров в час, а потом ещё подняться - до следующего железнодорожного моста оставалось всего 930 метров, или пять секунд полёта. А по мосту мог идти поезд. И даже страшно представить, чем бы всё закончилось! Но лётчик Привалов справился с задачей с первого и единственного раза, без тренировок.
Пролет под мостом оказался таким неожиданным для горожан, что его никто не сфотографировал. А всё что сегодня его иллюстрирует - коллаж, созданный через тридцать лет дизайнером Евгением Социховским.
За такое хулиганство лётчик угодил на гауптвахту, однако министр обороны Родион Малиновский простил “хулигана”, и тот продолжил службу в авиации и даже дослужился до звания полковника.
Заключение
У молодого мегаполиса Новосибирска нет богатой истории, полной средневековых войн и торговых караванов, однако в нем интересно жить. На Новосибирских заводах строят самолёты, выпускают вкусные конфеты, а учёные Академгородка делают новые открытия. Город растёт, он ведь совсем молод, у него столько интересных историй впереди!