Коломна. Маленький город с большой историей.

Ровно в полночь из бойницы Маринкиной башни вылетает сорока. Поведет хвостом, мелькнет меж туч белыми перьями на крыльях и полетит к Старцевскому броду. Мечется там, стрекочет, пугает запоздалых путников.
Старики говорят, что это не сорока, а сама Марина Мнишек ночью сторожит свои несметные сокровища. Говорят, что велела самозваная царица зарыть возле хутора Богородского богатства атамана Заруцкого. Говорят, что бросили в яму золото, да накрыли сверху створами кованых ворот, снятыми с башни Пятницкой, а затем засыпали землей. Еще говорят, что найти богатства может только меченый человек, а не всякий, да идти за кладом нужно ночью темной. Много, что говорят…

Легенды старой Коломны

Датой основания Коломны считается 1177 год, когда в летописи впервые упоминается город на пересечении трех рек - Оки, Коломенки и Москвы. Здесь проходил богатый торговый путь к Волге.
С момента своего основания Коломна была пограничным городом для Рязанской земли, затем – стала защитницей Москвы. Город видел сражения великого князя Владимира, здесь Дмитрий Донской собирал рать накануне битвы на Куликовом поле. Стены Коломны много раз отражали нападения крымских и казанских татар. О том страшном времени рассказывает одна из многочисленных Коломенских легенд.
Стояла поблизости урочища «Олений Вражек» - сегодня в этом месте находится улица с таким же названием – старая церковь. Напало на Русь войско хана Батыя, много крови пролилось, многих людей угнали в плен. Спасаясь от страшных всадников, старики, женщины и дети, заперлись в церкви и стали молить Господа о спасении. Громко бил колокол на башне, придавая сил защитникам города.
Бог услышал молитвы отчаявшихся людей, разверз землю и спрятал в ней церковь. Но не прекращался колокольный звон, чтобы помнили русские воины, за что сражаются. Когда об этом чуде донесли хану Батыю, тот только усмехнулся и отправил слуг проверить сказанное. Как удивились и ужаснулись посланники завоевателя, когда на месте церкви увидели только тела своих соратников и услышали гул колокола, который доносился из-под земли.
По легенде, этот звон и сейчас слышен в тихую погоду. Но услышать его дано только праведному человеку...
За свою 843-летнюю историю Коломна накопила много легенд, загадок и просто удивительных историй, которые старожилы с удовольствием рассказывают туристам. Например, однажды, поздней осенью из маленькой лодки на берег Оки вышел старик в ветхой, старой рясе. Берег был крут. Медленно поднимался старик, помогая себе посохом. На середине пути встретил он женщин с полными ведрами. Так же медленно поднимались они по берегу. Старик спросил, почему так далеко и по такой круче ходят за водой. Женщины ответили, что нет в селе Колычеве источника, вот и приходится несколько раз в день совершать этот трудный путь.
Тогда ударил старик посохом о землю.
И вот уже более шести веков течет из-под камня чистая, как свет и холодная вода. У источника сделали сруб, а воду используют только для питья или приготовления пищи. Еще говорят, что вода из ключа бьет целебная.
А звали того старика Сергий Радонежский.

Знаешь ли ты, что…?

Название «Коломна» произошло от слова «колома» - колесо. Возможно, что в поселке с таким названием жили изготовители колес для повозок или водяных мельниц.

Дмитрий Иванович Донской (1350 – 1389) - великий князь Московский и Владимирский. Прославился после победы в Куликовской битве (1380).

Хан Батый (1208—1255) - монгольский хан, предводитель татаро-монгольского нашествия на Русь.

Сергий Радонежский (ок. 1314-1392) почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.

Коломенский кремль: «град каменный»

25 мая 1525 года, по указу великого князя Василия III, в Коломне началось строительство каменного кремля – крепости, внутри которой находились палаты князя и знатных жителей. В случае опасности, за стенами кремля могли укрыться жители города.
Более шести лет возводился этот «град каменный».
Раньше город опоясывал деревянный кремль, однако его стены служили плохой защитой от набегов татар. После присоединения к Москве в 1301 году, Коломна стала пограничным городом, и деревянная крепость часто страдала от пожаров. Каменный кремль строили по периметру деревянного, который по мере строительства разбирали. Считается, что работы велись под руководством итальянских архитекторов Алевиза Большого и Алевиза Малого, тех самых, что являлись авторами Московского кремля. Этим объясняется сходство двух крепостей.
За все время своего существования Коломенский кремль ни разу не взяли штурмом. Но постепенно, с течением лет, город утратил свое оборонительное значение, превратившись в крупный торгово-промышленный центр и кремль постепенно разрушался. Сегодня из 17 башен крепости сохранились всего 8.
С одной из них – Маринкиной – связана еще одна коломенская легенда. Считается, что свое название башня получила в честь знаменитой узницы – Марины Мнишек. Дочь польского дворянина, Марьяна вышла замуж за одного из самозваных претендентов на русский престол Лжедмитрия I и была коронована в Москве как царица Марина. Но ее царствование продлилось всего 7 дней. Через неделю Лжедмитрия свергли и убили, а Марина Мнишек спаслась. И вскоре стала женой Лжедмитрия II. После свержения очередного самозванца, Марина, как гласит легенда, была заточена в Круглую (Маринкину) башню. Та же легенда приписывает бывшей царице умение превращаться в сороку. Говорят, что до сих пор по ночам она вылетает из башни в образе птицы и пугает запоздалых путников.
Грановитая же башня Коломенского кремля получила свое название из-за необычной формы: внешняя ее сторона выполнена в виде шестигранника, а внутренняя – четырехугольника.
Сохранились до наших дней и Пятницкие, парадные ворота. Через них в Коломну въезжали Дмитрий Донской и царь Иван Грозный. Высота башни – 29 метров, длина – 23 метров, ширина - 13 метров. На вершине башни в прежние времена был установлен колокол, в который звонили при приближении врагов.
Украшением кремля стал Успенский собор. Но неожиданно, в канун Куликовской битвы, собор рухнул. Конечно же, это посчитали недобрым предзнаменованием и даже просили князя Дмитрия Ивановича Донского отложить сражение. Как известно, князь не послушался ближних людей, уповая на помощь Сергия Радонежского, и, после победы на Куликовом поле, собор был достроен. В его росписи принимал участие Феофан Грек, кисти которого приписывается икона «Богоматерь Донская». Правда, специалисты относят создание этой иконы к 1392 году. Но, так или иначе, связь образа Богоматери и Коломны хорошо засвидетельствована.
Успенский собор еще дважды был перестроен – XVI и XVII веках. В 2000 году Собор закончили восстанавливать, теперь в нем регулярно проходят службы.
В городе более двух десятков церквей, 2 мужских и 2 женских монастыря – Бобренев, Успенский Брусенский, Свято-Троицкий Ново-Голутвин и Старо-Голутвин монастыри.

Знаешь ли ты, что…?

Кремль – город-крепость, окружённый крепостной стеной с бойницами и башнями.

Куликовская битва, Мамаево или Донское побоище - сражение объединённых войск княжеств Северо-Восточной Руси под предводительством великого князя владимирского и князя московского Дмитрия Ивановича против войск татаро-монгольского хана Мамая.

Иоанн IV Васильевич, прозванный за жестокость Иваном Грозным (1530 – 1584) – великий князь московский и всея Руси, первый русский царь.

Феофан Грек (около 1340 — около 1410) – знаменитый средневековый мастер, византийский и славянский иконописец – художник, создающий лики святых.

Улицы старого города

Чуть забрезжил рассвет. Еще закрыты и глухи дома за кремлевской стеной. Черны слюдяные оконца, ставни закрыты. Темные ели царапают верхушками низкое, тяжелое небо. Тянутся стылые облака, и черные вороны, каркая, редкой сетью носятся над башнями – видно, вспугнул их стук лошадиных копыт по деревянной мостовой. Это всадник - воин, опасливо озираясь, мчится во весь опор по узкой улочке. Видно, спешное и тайное везет донесение.
Пройдемся и мы по улицам самой старой части города – Посада.
Посад – это территория за пределами крепостной стены. Внутри крепостных стен нельзя было селиться обычным людям – ремесленникам или купцам – поэтому жили за их пределами. Большая часть посадских строений долгое время оставалась деревянной, самое древнее сохранившееся строение Посада датируется концом XVII века.
Гуляя по улицам Коломны, можно увидеть разные интересные дома. Например, дом Озерова на улице Труда – старинный особняк, названный по имени владельца и мецената, купца I гильдии Алексея Семёновича Озерова. Первый этаж предполагался под торговые помещения и имел главный центральный вход со стороны торговой площади. Жилая часть занимала второй этаж. Вход на парадную лестницу в жилые покои находился в углу дворового фасада. Видимо, именно поэтому, здание имеет два равноценных фасада – главный, с центральным шестиколонным портиком, обращенным к площади, и дворовый, тоже с центральным портиком, архитектурно оформленным боковыми декоративными арками, объединяющими второй этаж и мезонин, и балконом с декоративным фронтоном между ними.
Среди многих домов Посада, особенно выделяется дом Ротиных на Комсомольской улице. Это усадьба купцов-скотопромышленников середины XIX века. Стены первого этажа обработаны так называемым «бриллиантовым рустом» - правильно сложенными и плотно пригнанными один к другому неотёсанными камнями, обведенными по краям небольшой гладкой полосой. На стенах второго этажа выполнен сложный геометрический орнамент, напоминающий тиснение.
Здесь же парные фигуры грифонов, которые держат геральдические щиты с коронами и цветочными гирляндами. Оконные перемычки украшены женскими головками в раковинах и растительным орнаментом.
Внутри частично сохранилась отделка из розового и голубого доломита – прочного камня, добывавшегося у села Протопопова (сейчас посёлок им. Кирова в составе Коломны) и потому получившего название «коломенский мрамор».
Но не только дома привлекают внимание на улицах Коломны. Например, на улице Полянской возвышается странная конструкция. Что же это?
«Шевлягинская бассейка» - так называется эта небольшая железная башенка с краном. В 1902 году на деньги благотворительницы Марии Николаевны Шевлягиной в городе был проведен водопровод. Вода по чугунным трубам поступала в водоразборные башенки, получившие название «бассейки».
А еще раньше, когда водопровода еще не был создан, воду для горожан развозили по улицам в больших бочках водовозы. Памятник одному такому доставщику воды стоит в Водовозном переулке. Место выбрано не случайно – именно здесь, из реки Москвы, водовозы брали воду и продавали ее вёдрами.
Прямо из середины прошлого, XX века, на улицы Коломны приехал паровоз. Приехал – и застыл, превратился в памятник. «Паровоз Л» спроектирован во время Великой Отечественной война на Коломенском заводе под руководством конструктора Л. С. Лебедянского и академика С. П. Сыромятникова. Больше 4-х тысяч его собратьев трудились на железных дорогах нашей страны почти десять лет. А один из них гордо возвышается неподалеку от железнодорожного вокзала и радует гостей города.

Знаешь ли ты, что…?

Меценат – это человек, который помогает развиваться наукам и искусствам, вкладывая в это собственные деньги, оказывает помощь художникам, поэтам, актерам или ученым.

Фасад – наружная часть здания.

Фронтон - треугольное завершение фасада здание, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Портик - навес перед входом в здание или ряд колонн, отмечающий вход.

Мезонин – надстройка на крыше дома.

Грифон – мифическое существо с телом льва, крыльями, передними лапами и головой орла.

Коломна творческая

В Коломне бывали проездом, жили, останавливались у друзей писатели Н. Карамзин, Н. Гоголь, А. Островский, Д. Григорович, В. Вересаев, И. Соколов-Микитов, В. Ерофеев. В разные годы бывали здесь Борис Пастернак и Михаил Лозинский, Анна Ахматова и Валерий Брюсов, Марина Цветаева и Николай Позняков.
Нравы и быт старинного города описал в своих произведениях Иван Лажечников (1790 - 1869). Писатель родился и жил в Коломне. Его усадьба расположена неподалеку от Коломенского кремля, на площади Двух революций, сейчас в ней открыт музей.
Гордое название «Дом Куприна» носит неприметный особнячок с западной стороны Соборной площади Кремля. Принадлежало это здание Станиславу Генриховичу Нату и его жене Александре Ивановне - старшей сестре Александра Куприна (1870 - 1938). Станислав Нат служил лесничим и Куприн, весьма любивший охоту, часто приезжал к родственникам. Считается, что семейная пара стала прототипами многих персонажей писателя, сам Куприн время от времени писал в Коломенскую прессу статьи о лесных пожарах и даже подрабатывал землеустроителем.
В доме № 14 на улице Полянской жил с родителями Борис Пильняк (1894 - 1938) – один из наиболее издаваемых авторов в послереволюционной России. В дом №7 по улице Арбатской он переселился после свадьбы и прожил в нем семь лет.
О путешествии Венички Ерофеева по маршруту «Москва-Петушки» напоминает «бутылочный» ангел, появившейся в Коломне в 2014 году на стене полуразрушенного дома. Автор этой работы - ижевский художник Анфим Ханыков. Появление в Коломне фигуры летящего ангела из пустых бутылок не случайно – известный писатель имел с Коломной непосредственную связь: учился, но недолго, в местном пединституте, подрабатывая, по легенде, в винном магазине.
С 1842 года в Коломне жил композитор Александр Алябьев (1787 - 1851), автор знаменитого романса «Соловей». В городе Алябьев работал над оперой «Аммалат-Бек», а также создал несколько уникальных церковных хоров.

Знаешь ли ты, что…?

Иван Иванович Лажечников (1792 – 1869) – русский писатель, автор исторических романов «Ледяной дом», «Басурман», «Последний Новик» и других. Один из основателей жанра исторического романа в нашей стране.

Александр Иванович Куприн (1870 – 1938) – русский писатель, переводчик, лауреат Пушкинской премии, автор рассказов «Гранатовый браслет», «Гамбринус», повестей «Поединок», «Олеся» и других.

Венедикт Васильевич Ерофеев, Веничка Ерофеев (1938 – 1990) – русский писатель, автор поэмы «Москва — Петушки», пьесы «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора», эссе о Василии Розанове, книги «Благая весть».

Александр Александрович Алябьев (1787 – 1851) – русский композитор, пианист, дирижёр, автор более 200 романсов, 7 опер, 20 музыкальных комедий. Самые известные его произведения - романс «Соловей» на стихи А. Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи А.Пушкина, «Вечерний звон» на стихи И. Козлова.

Город музеев и пастилы

Первая ассоциация, которая возникает при слове «Коломна», сладкая – пастила. Это не случайно, ведь в древний город приезжают, чтобы посетить знаменитый Музей пастилы.
Музей «Коломенская пастила» был открыт в 2009 году в самом сердце Коломенского посада – у храма Николы на Посадях. Тщательно изучив архивы, сотрудники музея восстановили технологию изготовления коломенской пастилы по рецепту №151 из поваренной книги графини Софьи Андреевны Толстой 1874 г. и создали богатую коллекцию уникальных вкусов. На базе «Коломенской пастилы» уже много лет проходит яблочно-книжный фестиваль «Антоновские яблоки».
Именно из Антоновских яблок русского сорта изготавливают самую вкусную пастилу. Название лакомства произошло от слов «расстилать», «стелить» и до начала XX века звучало, как «постила». Первыми пастилу научились делать в Коломне в XIV веке из пюре печеных яблок, мякоти брусники, рябины, малины и смородины. До XIX века в лакомство добавляли мед, а затем – сахар.
Пюре из яблок, меда и яичного белка тонким слоем наносили на ткань, натянутую на деревянные рамки и сушили на открытом воздухе. Затем пастилу наслаивали друг на друга, складывали в ольховые ящики и ставили в хорошо протопленную печь, где досушивали в постепенно понижающемся тепле.

Пастила своими руками

Ингредиенты:
500 г. яблочного пюре из печеной антоновки
170 г. сахара
1 белок

Приготовление:

Испеки яблоки, вынь ложкой мякоть и сделай пюре.
В теплое пюре добавь сахар и осторожно размешай.
Остуди пюре, введи в него белок и взбей блендером до получения пышной белой массы.
Выложи массу в застеленный пергаментом противень и суши 5-8 часов при температуре 70С.

Кроме самого сладкого, в городе открыты еще 10 музеев на любой вкус. Музеи патефонов и трамваев, «Калачная» и «Дом самовара», Музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие» и «Музейная лавка-кондитерская кухмейстера П.П.Шведова».
Мануфактура «Душистыя радости» (музей мыла) занимается восстановлением старинных традиций мыловарения. В «Музее любимой игрушки» взрослые смогут вспомнить детство, а дети – поиграть с экспонатами частной галереи. В коллекции более 2000 игрушек из личного собрания основательницы и хозяйки музея. Это и очень редкие куклы XIX века, и хорошо знакомые нам игрушки советского периода. Очаровательные медведи, пупсы, железная дорога, Барби 90-х годов, редкие детские книги и многие другие экспонаты ждут посетителей в витринах галереи.
Но начинать путешествие по музеям Коломны лучше всего с Музея – Навигатора. Музей-Навигатор - это музей нового формата, он знакомит посетителей с артефактами, которые определили историю, а затем нитью связывает их с территорией Посада и Кремля.
Все экскурсии коломенских музеев проходят весело, увлекательно и на одном дыхании. По сути, это мини-спектакли, где гости – не пассивные зрители, а самые деятельные участники. Театрализованные экскурсии позволяют знакомится с бытом, обычаями и традициями старинного города в игре, полностью погрузится в атмосферу. А ведь за каждой лекцией скрывается немалый труд историков, архивистов и сотрудников музеев.
Влюбленность в родной город – отличительная черта жителей Коломны. С 1993 года здесь существует общественная организация «Святогор», центр русской воинской культуры. Здесь обучают ратному делу, организуют фестивали, экскурсии и шоу-программы, проводят турниры, в том числе и международного уровня. «Святогор» насчитывает сотни бывших и настоящих воспитанников, многие из которых стали настоящими патриотами своей малой родины. Такой вот вирус патриотизма!

Знаешь ли ты, что…?

Калач - это белый хлеб, обычно в виде кольца с небольшим отверстием или в форме замка с ручкой. Калачи продавали на улицах, чтобы люди могли перекусить «на бегу», держа хлеб за эту дужку или ручку, которую потом выбрасывали, отдавали собакам или нищим. Выражение «дойти до ручки» означает совсем опустившегося, потерявшего облик человека. Именно такие люди могли съесть грязную ручку калача.

Кухмейстер или кухмистер – главный повар при дворе европейских монархов. Он лично никогда не занимался приготовлением блюд, но в торжественных случаях обязан был стоять возле короля и отвечать на вопросы о качестве и вкусе блюд на столе.

Артефакт – созданный руками человека предмет, с помощью которого можно узнать что-то важное о быте или культуре.

К вечеру затихнут улицы древнего города. Только простучит вдали электричка, увозя туристов. Одно за другим погаснут окна в старинных домах Посада.
А ночью вспыхнет свет на самой верхушке Маринкиной башни. Вспыхнет и горит до утра. Из бойницы вылетит сорока – клад свой охранять.