Волшебный мир кино. История и секреты кинематографа

Сегодня кино воспринимается как что-то привычное. Мы ходим в кинотеатры, смотрим фильмы дома по телевизору и уже не представляем без этого свою жизнь. Но больше века назад всё было иначе. Не существовало ни кинотеатров, ни телевизоров, а первые фильмы воспринимались зрителями как самое настоящее чудо. Давайте же узнаем, как это чудо появилось на свет.

Идея кино и предшественник кинокамеры

Идея о создании кино возникла ещё в конце 19 века, практически одновременно с появлением фотографии. Как только изобретатели научились делать фотокарточки – неподвижные изображения людей и предметов, – то сразу же захотели эти изображения оживить тоесть заставить двигаться. Так из идеи об ожившей фотографии и родилась идея кино.
Однако перед тем, как воплотить её в жизнь, предстояло решить две сложные задачи. Во-первых, движения людей или животных нужно было каким-то образом заснять на камеру. Одна фотография не могла показать весь взмах руки или шаг ногой. Она выхватывала лишь какое-то одно положение тела.
Для того, чтобы заснять движение целиком, требовалось сделать много-много фотографий. При этом снимать нужно было через равные промежутки времени длиной в доли секунды. Так появился специальный вид съёмки, который назывался хронофотографией. Одним из её создателей был английский фотограф Эдвард Мейбридж.
В конце 19 века он исследовал фазы движения людей и животных. И именно он впервые осуществил съёмку с двенадцати фотоаппаратов одновременно! Впечатляет, не правда ли? Но даже этого оказалось недостаточно, чтобы заснять длительные движения, например, такие как пробег лошади по всему ипподрому. К тому же пользоваться множеством фотокамер одновременно было попросту неудобно.
И тогда изобретатели решили создать фотоаппарат, который мог бы фотографировать с невероятной скоростью. Так в 1876 году французский учёный Этьен Маре изобрёл «фотографическое ружьё». Этот аппарат работал очень быстро и снимал десять кадров в секунду.
По сути «фотографическое ружьё» стало первым предшественником кинокамеры – аппарата, который способен заснять движущееся изображение.

Создание синематографа

На пути создания кино стояла и вторая проблема. Важно было не только сделать множество снимков за короткий промежуток времени, но и потом эти снимки так же быстро зрителю показать. Ведь если перед вами положат хоть тысячу фотокарточек, они всё равно не превратятся в кино.
Весь секрет, всё волшебство заключается в том, чтобы эти карточки быстро-быстро друг за другом показывать. Тогда наши глаза станут воспринимать череду отдельных изображений как непрерывное движение. Но как же это осуществить?
Над решением этого вопроса и трудились изобретатели. Так в 1894 году американцы Томас Эдисон и Уильям Диксон создали кинетоскоп – специальный аппарат для показа «оживших картинок».
Кинетоскоп представлял собой большой ящик с киноплёнкой, на которую было снять много кадров-изображений. Киноплёнка быстро прокручивалась внутри ящика, а зритель смотрел в специальный глазок. Да, таким и был первый кинопоказ. И у него существовал один большой недостаток: зрителем мог быть только один человек.
Но так продолжалось недолго. Уже год спустя французские изобретатели братья Огюст и Луи Люмьер представили миру своё новое изобретение – синематограф (от греческого «записывающий движение»). С помощью этого аппарата фильм одновременно могли увидеть множество зрителей. Секрет ошеломительного успеха заключался в том, что киноизображение проецировалось на большой экран, роль которого поначалу могла выполнять самая обычная белая простыня.
Происходило это с помощью специального фонаря, который устанавливался позади аппарата. Пучок фонарного света попадал на киноплёнку, проходил сквозь нее, рассеивался и добирался до экрана. В результате на белой простыне зрители видели те самые ожившие картинки.
Потрясающая особенность синематографа заключалась не только в том, что он мог проецироваться изображение, но и ещё записывать его и даже копировать на другую плёнку. Это изобретение стало огромным событием, а имена его создателей, братьев Огюста и Луи Люмьер навсегда вошли в историю. И по сей день говорят, что кинематограф придумали Люмьеры.

День рождения кино и первые фильмы

Ежегодно 28 декабря весь мир отмечает праздник – День рождения кино. Дата не случайна, ведь именно в этот день в 1895 году в парижском кафе на бульваре Капуцинок состоялся первый общественный кинопоказ. Билеты на него могли приобрести все желающие.
В тот день зрителям показали комическую сценку «Политый поливальщик» и кинофильм «Прибытие поезда». Существует легенда, согласно которой огромное изображение движущегося поезда на экране так потрясло людей, что они начали вскакивать со своих мест и выбегать из зала. Да-да, первые зрители приняли изображение на экране за самый настоящий поезд и испугались, что он их задавит.
Первые киносеансы становились настоящим событием, а первые фильмы были совсем не такими, какими мы привыкли их видеть сейчас. Во-первых, они были короткими, длинной не больше минуты. Поэтому за один сеанс зрителям показывали сразу несколько разных фильмов.
Во-вторых, первые фильмы были чёрно-белыми. Цветную плёнку изобрели позднее. Конечно, получить цветное изображение захотели сразу, как только родилось кино, и иногда даже раскрашивали фильмы вручную. Процесс этот был сложным и трудоёмким, поэтому зачастую использовали только один цвет. Например, сцены с изображением пожара окрашивали в красный, а те, в которых действие происходило ночью, – в синий.
Третье и, пожалуй, главное отличие ранних фильмов заключалось в том, что они были немыми. Записывать звук вместе с изображением в первые годы 20 века ещё не умели. Эра звукового кино началась лишь три десятилетия спустя, а первый звуковой фильма «Певец джаза» вышел в 1927 году. Привнести звук в кино пытались и раньше, но особого успеха эти попытки не имели.
Как же тогда зрители понимали, что говорят актёры и что вообще происходит на экране? Очень просто – при помощи титров. Все фильмы сопровождались надписями, и слова героев зрители читали с экрана. Иногда на показы приглашали актёров, которые стояли возле экранов и поясняли происходящее. Для музыкального сопровождения на кинопоказы приглашали оркестр или одного музыканта – тапёра, который играл в основном на пианино.

Развитие киноиндустрии и первые кинотрюки

Шло время, кинематограф всё больше и больше завоёвывал сердца людей. По всему миру создавались новые киностудии. Некоторые из них работают и сегодня. Например, французская студия «Патэ».
В конце 19 века она прославилась тем, что отправляла своих работников снимать фильмы в самые разные уголки планеты. Благодаря «Патэ» зрители смогли увидеть далёкие земли, в которых никогда бы не смогли побывать. Сейчас нам кажется проще простого – нажать на кнопку телевизора и увидеть на экране Африку или Северный полюс. А тогда, больше ста лет назад, это было самым настоящим чудом. Кино открывало зрителям целый мир!
Кинематограф не только показывал людям дальние страны, но и захватывал своими историями. Фильмы становились длиннее, сложнее и увлекательнее. И всё это благодаря умельцам и изобретателям того времени. Одним из них был француз Жорж Мельес.
Он влюбился в кинематограф с первого взгляда, с тех самых пор, когда 24 декабря оказался на кинопоказе на бульваре Капуцинок. Вскоре он сам купил киноаппарат и начал снимать. Мельес работал без устали и за свою жизнь создал около пятисот фильмов. Он придумал кинотрюки, а также снял первые в истории фантастические фильмы.
«Путешествие на Луну», «Заколдованная гостиница», «Замок с привидениями» – уже сами названия интригуют, не правда ли? Жорж Мельес много фантазировал и изобретал. Придумывая истории для своих фильмов, он понял, как с помощью кино показать то, чего на самом деле не существует.
В одном из его фильмов герой приезжает в гостиницу, где все предметы таинственным образом начинают двигаться. Французский изобретатель догадался, что передвинуть вещи в кино можно при помощи камеры. Секрет его кинотрюков очень прост: он включал камеру и снимал героя, который кладёт шляпу на стул, потом останавливал камеру, сам перекладывал шляпу и опять включал камеру. Она фиксировала шляпу на стуле, а затем сразу на столе. Герой истории, конечно же, удивлялся, да и зрители вместе с ним.
Подобные трюки в кино имели огромный успех. А принцип съёмки с остановкой камеры используется до сих пор.

Дэвид Гриффит

Чем старше становился кинематограф, тем изобретательнее и сложнее были фильмы. Появлялись новые мастера, которые придумывали, как сделать историю на киноэкране ещё более захватывающей. Такой, чтобы зрители смотрели и не могли оторваться. Одним из мастеров был американец Дэвид Уорк Гриффит. Именно он придумал множество приёмов, которые используют в кино до сих пор. Перечислим некоторые из них.
Гриффит начал постоянно использовать в фильмах «крупный план». Это когда, показывают человека не целиком, в только его голову. Или, например, во весь экран изображают маленькую деталь автомобиля или курицу. Вы можете спросить, что же в этом удивительного?
Дело в том, что сейчас подобное изображение стало для нас привычным, а вот в начале 20 века такое зрелище запросто могло напугать. Голову без тела зрители вполне могли принять за оторванную. А курица величиной с экран кинотеатра заставляла дрожать даже самых отчаянных смельчаков. Гриффит же показывал изображения на крупном плане таким образом, что оно не пугало и не отталкивало, а, напротив, делало просмотр более интересным.
Помимо этого он придумал эффектную последовательность событий в фильмах. Она называлась «катастрофа – погоня – спасение». Эту схему мы до сих пор часто встречаем в современных фильмах. Суть её в следующем.
Например, злодей крадёт невесту главного героя – это катастрофа. Потом он сажает невесту на коня и несётся прочь, а главный герои мчится за ним – это погоня. Затем главный герой догоняет злодея, вступает с ним в драку, побеждает и спасает свою возлюбленную – это, конечно же, спасение. Очень захватывающая сцена, не правда ли? Она заставляет зрителя сопереживать главному герой и не даёт оторваться от просмотра ни на минуточку.
Ещё один важный киноприём, который придумал Гриффит, называется параллельный монтаж. Звучит сложновато, да. Но на деле – это вещь, привычная каждому из нас. Она заключается в том, что зрителю показывают два события, которые происходят одновременно, но в разных местах. Допустим, герой идёт на вечеринку в костюме мышки и думает, как он всех поразит. В это же время все гости на вечеринке веселятся в костюмах кошек. В этот момент мы, конечно же, понимаем, что поражён будет сам герой. И это нас очень забавляет.
Таким образом при помощи параллельного монтажа можно создать комический эффект или дополнительное напряжение – в зависимости от того, какие события нам покажут.

Крупнейшие киностудии мира

Со временем кинематограф стал любимым развлечением людей по всему свету. Индустрия стремительно развивалась, и свои киностудии создавались в каждой стране. На сегодняшний день в мире снято больше полутора миллионов фильмов и сериалов. Так много, что ни один человек в мире не сможет их пересмотреть!
А знаете, какая страна выпускает больше всего фильмов? Это Индия. Ежегодно она снимает около тысячи кинокартин. Конечно, далеко не всем нравится индийское кино, но хотя бы один их фильм видел каждый. Их очень легко узнать – в них много танцуют и поют. И по сей день танцы в национальных костюмах остаются визитной карточкой индийского кино.
Следующего лидера мировой киноиндустрии вы, наверняка, знаете. В этой стране построены самые крупные и известные киностудии мира. Догадались? Конечно же, это Америка. Именно там, в Голливуде, снимают самые популярные фильмы и живут всемирно известные кинозвёзды. С давних времён его называют фабрикой грёз – местом, где создаются мечты (тоесть фильмы).
Попасть в Голливуд хотя бы в тайне мечтает каждый, кто работает в кино. На протяжении многих десятилетий там снимают самые дорогие и зрелищные фильмы, а кинопроизводство не останавливается ни на минуту. Но в чем же заключается его секрет, и почему именно там расположились крупнейшие киностудии?
Вы будете удивлены, но самого начала всё дело было… в отличной погоде! В Лос-Анджелесе (а именно там располагается знаменитый район Голливуд) большую часть года очень тепло, светит солнце, а дожди идут крайне редко. Это очень важно для создателей кино, ведь в плохую погоду приходится отменять съёмки. В Голливуде же можно снимать круглый год.
Так и происходило. Со временем там вырос гигантский киногород с огромным количеством съёмочных павильонов. В этих павильонах выстроены любые декорации, какие только можно вообразить. Чего там только нет: египетские пирамиды, Эйфелева башня, ледники Антарктиды – пожалуй, весь мир можно встретить в маленьком Голливуде. И это всё благодаря кино.
Конечно, Голливуд знаменит на весь мир, однако своя маленькая фабрика грёз, пусть и не такая известная, есть в каждой стране. Порой киностудии настолько поражают своими декорациями, что иногда их не разбирают даже после окончания съёмок. Так стало и со съёмочными павильонами в Лондоне, где снимали знаменитые фильмы о Гарри Поттере. Там выстроили самую настоящую школу чародейства и волшебства – Хогвартс. Декорации получились столь впечатляющими, что их решили оставить навсегда. На их месте открыли музей, и билет туда может купить любой желающий.
В России, конечно же, тоже есть множество киностудий. Старейшими из них являются две: Ленфильм и Мосфильм. Первая киностудия, которая открылась в нашей стране в далёком 1914 году, – это Ленфильм. Она располагается в Санкт-Петербурге (долгое время город носил имя Ленинград, а название студии было образовано от имени города). Студия эта существует до сих пор, и на ней производят несколько фильмов в год. На Ленфильме снимали всеми любимую сказку о Золушке, а также фильмы о знаменитом сыщике Шерлоке Холмсе.
Название второй старейшей киностудия России – Мосфильм – также образовано от имени города, в котором она находится, – Москвы. На студии было снято большинство отечественных фильмов. В их числе потрясающие «Девчата», «Бриллиантовая рука», «Джентельмены удачи», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» – все те фильмы, которые мы с огромным удовольствием смотрим по телевизору в Новый год.

Какое бывает кино

Кино – понятие очень широкое. Это не только фильмы, которые показывают в кинотеатре или по телевизору, но и небольшое семейное видео, снятое на телефон. Да-да, именно так. А всё потому, что существует несколько видов кино. Мы познакомим вас с основными.
Во-первых, это, конечно, игровое кино. То самое, которое мы все привыкли смотреть в кинотеатре или дома по вечерам. Истории в этих фильмах являются выдумкой от начала и до конца. В них актёры играют роли вымышленных персонажей. Именно отсюда и произошло название этого вида кино – игровое, потому что в нём играют.
Ещё один вид кино – документальный. Он отличается тем, что в нём никто не играет. В документальном кино нет актёров, там реальные люди представляют самих себя. Это всё равно что документ, только не на бумаге, а на киноплёнке или в памяти телефона.
И, наконец, кинохроника – старейший вид кино, с которого всё и началось. Снять кинохронику – значит всего-навсего запечатлеть жизнь на камеру. Знаменитый фильм «Прибытие поезда», которому сегодня минуло сто лет, – это пример первой кинохроники. Её запросто можете снять и вы. Запишите на телефон, как ужинаете или играете, – и у вас будет самое настоящее кино.

Жанры кино

С момента возникновения кинематографа и по сей день создано огромное количество фильмов. Все они отличаются друг от друга и в то же время в чём-то очень похожи. Каким образом мы выбираем фильмы, которые нам нравятся? Ведь кто-то любит смешные, а кто-то – не очень. И каким образом понять, какой фильм точно нас рассмешит, а какой напугает? Для этого и существует понятие жанр.
Жанр – это сумма одинаковых черт, которые присущи множеству фильмов. Ими могут быть тема, наличие шуток или боевых сцен. Для того, чтобы было понятнее, перечислим основные жанры, которые встречаются в кино.
Комедии – всеми любимый жанр, который заставляет зрителя смеяться. В подобных фильмах герои (как правильно, неуклюжие, забавные или со странностями) часто попадают в нелепые ситуации.
Фильмы ужасов, в противоположность комедии, созданы для того, чтобы напугать зрителя. В таких фильмах часто можно увидеть чудищ, злодеев и монстров.
В мелодрамах показывают чувства и эмоции людей. В них редко бывают необычные декорации, зрелищные битвы или эффектные погони. Мир в таких фильмах очень похож на привычный нам. А герои – это, как правило, обычные люди.
В фантастических фильмах всё наоборот. В них видим небывалых персонажей и вымышленные миры. История может происходить на другой планете или на нашей, но в далёком-далёком будущем.
В детективах главный герой – сыщик – расследует преступление. Этот жанр можно назвать самым интеллектуальным и логичным, ведь история в нём должна быть составлена так, чтобы зритель и сам смог догадаться, кто же на самом деле преступник.
Боевик – это очень зрелищный фильм со всевозможными драками, погонями и впечатляющими спецэффектами. Если при просмотре фильма вам хочется сказать: «Вау!», то, скорее всего, это и есть боевик.
Мюзикл – это особый жанр, в котором герои много поют и танцуют. При этом они совсем не обязаны выступать на сцене. Обычным утром за завтраком, ссорясь или шутя, герои фильмов просто поют друг другу.
В настоящее время жанров кино существует очень много, мы перечислили далеко не все. А ещё в одном фильме могут сочетаться сразу несколько жанров. Если вы смотрите историю с яркими погонями, где главный герой постоянно вас смешит, то это, скорее всего, – комедийный боевик.

Кто создаёт кино

Кино – искусство коллективное. Над одним фильмом могут трудиться сотни людей. Но зачастую о них мало кто знает. Давайте же попробуем разобраться, кто именно работает над фильмом прежде, чем он отправляется в кинотеатры.
Первым к работе приступает сценарист. Он придумывает сценарий – ту самую историю, которую мы потом увидим в кино. На съёмках фильма он может даже никогда не бывать, но его работа очень важна. Ведь без хорошей истории невозможно снять хорошее кино.
Когда сценарий готов, за дело берётся режиссёр. Именно он придумывает фильм таким, каким мы увидим его на экране. Во время съёмок режиссёр следит, чтобы всё шло согласно его замыслу.
Сложно представить себе фильм без актёров. Их работу, конечно же, невозможно не заметить. Их мы узнаём, запоминаем и любим. Они смотрят на нас с голубых экранов и играют свои яркие роли.
Очень важный человек на съёмках – это кинооператор, человек с кинокамерой в руках. Благодаря его работе мы можем видеть потрясающие кадры. Именно он знает, как сделать изображение красивым и выразительным. Операторы – люди не только очень умные, но также ловкие и отважные. Частенько им приходится забираться туда, куда и представить сложно: подниматься на вершину горы или опускаться на морское дно, а иногда даже кататься на роликах с кинокамерой в руках.
Ещё один человек, без участия которого невозможно представить сегодняшнее кино – это монтажёр. Его работа начинается после того, как оператор запишет всю историю на камеру. Дело в том, что фильмы снимают не целиком, а маленькими кусочками – кадрами. С ними потом и работает монтажёр. Он соединяет кадры в нужной последовательности и получается фильм.
Раньше, в те времена, когда снимали на плёнку, монтажёр просматривал маленькие кусочки под лупой и склеивал их специальным клеем. Важно было не ошибиться и не испортить плёнку, ведь она была очень хрупкой. Сейчас всё гораздо проще. Кадры снимают на карту памяти, и все современные фильмы «склеивают» (монтируют) на компьютере.
Помимо перечисленных в кино работает ещё очень-очень много людей: звукорежиссёры, декораторы, костюмеры, гримёры, каскадёры. Создание фильма – это труд огромной команды людей, в которой важны усилия каждого.

Спецэффекты

Когда-то давно зрителей потрясали кадры прибытия поезда, но прошло уже больше ста лет и сегодня таким уже никого не удивишь. То ли дело схватки с инопланетянами на просторах космоса или погони в фантастических мирах! Благодаря современному кино мы видим такие зрелища, какие и вообразить бы себе не смогли. И чтобы их создать, уже не нужны ни огромные декорации, ни дорогие экспедиции в далёкие уголки планеты.
Как же тогда снимают такие фильмы? Очень просто – при помощи компьютерных технологий. Актёры, конечно же, не отправляются ни в космос, ни в древние миры с динозаврами. Они играют свои роли на фоне зелёного экрана. А потом специально обученные люди на месте этого фона рисуют динозавров, космические орбиты и всё, что только можно себе вообразить.
Для того, чтобы кино казалось реальнее, а наши впечатления стали ещё ярче, придумали специальные технологии: 3D и 5D. При просмотре фильмов, снятых с помощью 3D, мы надеваем специальные очки. Они позволяют нам увидеть предметы, которые летят на нас с киноэкрана.
В фильмы с технологией 5D мы погружаемся ещё глубже. Не только видим летающие предметы при помощи очков, но и может ощущать запахи и даже движение. Если мы, например, смотрим фильм о рыбаках в бушующем море, то кресла будут раскачиваться в такт волнам.
Всё это постепенно становится большим киноаттракционом. С его помощью мы, зрители, можем почувствовать себя самыми настоящими участниками событий, которые показаны на экране. Такие фильмы-аттракционы можно увидеть в специальных кинотеатрах.
Но чтобы увидеть всеми любимые, привычные нам фильмы, не нужно никуда идти. Мы можем каждый день наслаждаться чудом кинематографа у себя дома. И даже можем сами это чудо сотворить. Достаточно лишь взять в руки камеру, цифровой фотоаппарат или телефон, нажать на кнопку и записать видео. Попробуйте уже сейчас. Может быть, именно вы станете знаменитым актёром или режиссёром и снимите фильм, который восхитит весь мир.
Дерзайте и наслаждайтесь!