Зубрёнок по имени Черныш

Колька Петров и Женька Котов жарко спорили о том, кто может выиграть сегодняшнюю игру в хоккей.
- Наши выиграют! Я тебе зуб даю! – уверенно проговорил Колька.
- Не знаю-не знаю, - протянул Женька, - канадцы очень хорошо играют!
- Ты хочешь сказать, что болеешь за Канаду? – удивился тот.
- Я, конечно, хочу, чтобы выиграли наши, но…
- Как так-то? – горячился Колька. – Наши выиграют!
- Петров! Котов! – громко прервала их спор учительница биологии Светлана Евгеньевна. – Перестаньте разговаривать! Вы на уроке находитесь, а не на перемене! Смотрим все на доску!
Светлана Евгеньевна вывела на экран фотографию дикого животного:
– Это зубр. Он является главой достопримечательностью Приокско-Террасного заповедника.
Колька Петров и Женька Котов на мгновение отвлеклись от своей захватывающей беседы, но затем снова продолжили свой спор, но уже шепотом.
- Здесь изучают зубров, проводят различные исследования… - Повысила голос учительница
Маша Белкина подняла руку:
- А почему он главная достопримечательность? Что в нем такого необычного?
- Видишь ли, Маша. Заповедник был создан в 1948 году для того, чтобы разводить зубров. К тому времени зубров осталось очень мало. Но сейчас удалось сделать так, чтобы эти животные не оказались на грани исчезновения.
- Получается, что зубры водятся только в этом заповеднике? – спросил Сашка Иванов.
- Раньше - да, только в этом заповеднике. Но в 1951 году зубров начали вывозить из заповедника и расселять их в различные места России.
- А зачем их увозят? Вдруг опять потом станет мало? А так все под присмотром, никто не убежит! – включился в разговор Пашка Никитин.
- Дело в том, Паша, что зубровый питомник может содержать только 50-60 особей. А каждый год рождаются новые телята. Увеличивается поголовье животных. Вот их и развозят в разные места, например, созданы питомники в Окском государственном биосферном заповеднике или зубровый питомник на Алтае «Черга».
- Телята? Разве они называются телята? – удивилась Маша. – А я думала, что это зубрята.
- Оба названия… - начала объяснять Светлана Евгеньевна.
- А я тебе говорю, что наши победят! – не унимался Колька. Он даже от возмущения соскочил со своего места.
- А вот и нет. Это Канада! Канадцы играют лучше! – гнул свою линию Женька.
- Петров? Ты чего соскочил? Ты что-то хочешь сказать нам? – удивленно спросила биологичка.
- Я? – вдруг пришел в себя Колька и растерянно посмотрел на учительницу.
- Да-да, ты. Может, расскажешь нам, о чем я только что рассказывала?
Весь класс к тому времени уже повернул головы в его сторону и сидел в полном ожидании.
- Ну, это… - Колька лихорадочно пытался вспомнить, что же только что рассказывала учительница всему классу, но не мог.
- Телята. Они называются телята, - прошептала Ленка с соседней парты.
Колька немного помялся и произнёс неуверенно:
- Они называются телята…
- Правильно, - спокойно произнесла Светлана Евгеньевна. – А где же они обитают?
- Да где угодно! – ободренный правильным ответом, произнес Колька. – Вон у моей бабушки в деревне живет один. И никакой заповедник ему не нужен. Я даже катался на нём однажды. Его Черныш зовут.
- У бабушки? – уточнила Светлана Евгеньевна. - Живет у твоей бабушки? Очень хорошо.
- Да, а что тут такого. Я думаю, что он у многих живет, только никто об этом не рассказывает. Обычное дело. У меня и фотографии есть.
- Раз это обычное дело, то сделай, пожалуйста, к следующему уроку мне доклад на тему «Зубры. История их исчезновения» и принеси фотографию. Мы с удовольствием посмотрим, кто живет у вас в деревне.
- Да без проблем, - уверенно заявил Колька и сел на место.
Светлана Евгеньевна покачала головой и продолжила вести урок.
Колька еле дождался, когда прозвенит звонок, чтобы можно было продолжить прерванный спор с Женькой. Но тут к нему подскочила Ленка:
- Ты чего такое говоришь? Какой зубр может жить в деревне у твоей бабушки?
- Зубр? Причем тут он? – отмахнулся Колька. – Биологичка же сказала «телёнок». Вот я и принесу фотографию телёнка.
- Детёныш зубра называется зубренок или по-другому телёнок. Она тебе говорила про зубра!
- Про зубра? – тут только до Кольки дошло, почему доклад на тему зубров, а фотография нужна с телёнком. – А у неё нет зубра. Только корова Зорька и телёнок Черныш, и гуси-утки всякие там…
Ленка покачала головой:
- Слушать надо было, а не болтать!
Колька в растерянности повернулся к Женьке:
- Что ж теперь делать-то?
- Сознайся, что просто не слушал учителя и извинись! – не унималась Ленка.
- Ага, и поставит ему биологичка «двойку». Еще и в учительскую вызовет. Перед всеми учителями отчитывать будет. Не говори чепухи!
- Что ж делать-то теперь? – снова повторил свой вопрос Колька.
- Не переживай, я что-нибудь придумаю! – приободрил своего товарища Женька. – А ты Ленка, молчи. Если Светлана Евгеньевна узнает что никакого зубрёнка нет у Кольки… Будешь ябеда! И никто дружить с тобой не будет!
- Ну и ладно! – пожала плечами Ленка. – Это ваше дело. Если что, то я тут не при чем.
Девочка собрала свои учебники в сумку и гордо вышла из класса. Женька грустно посмотрел в окно. Настроение у него сразу ухудшилось. Теперь его больше интересовало, где достать фотографию зубрёнка, а не исход сегодняшнего хоккейного матча.
***
На следующий день друзья встретились перед уроками.
- Слушай, у меня есть отличная идея! – заговорщицким шепотом произнес Женька. Он огляделся по сторонам и вытащил из кармана фотографию. – Вот, смотри. Это фотография молодого зубрёнка. Или по-другому телёнка. Он и вправду чем-то похож на обычного телёнка, только мохнатый. И рожки у него есть. Мы на компьютере просто твою фотографию приделаем сюда и всё! Готово! Никто ж не поедет проверять. Разве охота кому-то ехать к твоей бабушке в деревню?
- Ого! Отличная идея! Мне нравится! – обрадовался Колька.
- Вот и всё. И извиняться не нужно перед биологичкой, и «двойку» ты не получишь! Главное, чтобы теперь Ленка не проговорилась!
- Не проговорится. Я её знаю, она хороший друг, хоть и иногда задаётся, что все на свете знает.
- Тогда завтра в школу принеси свою фотографию. Я на компьютере поколдую и все дела. А ты смотри, с Ленкой договорись, что не проболталась никому! Иначе вся наша задумка провалится.
- Договорились!
Довольные, что все складывается отличнейшим образом, товарищи отправились на урок.
После занятий Колька подошел к Ленке и отвел её в сторону:
- Ленка, ты же мой хороший друг?
- Друг, а что такое?
- Если ты мне хороший и настоящий друг, то никому не рассказывай ничего про зубрёнка и телёнка. Колька придумал очень хорошую штуку. Если ты проболтаешься…
- Какую еще штуку? – подозрительно произнесла девочка.- Что вы там еще задумали? Это не опасно?
- Да нет, ничего страшного. Колька просто к моей фотографии приделает зубрёнка и все. Я есть, зубренок тоже. Все отлично! Как тебе такая идея?
- Но это же обман! – нахмурилась Ленка. – Нельзя обманывать людей. Это нехорошо.
- А что, ты хочешь, чтобы меня в учительскую вызвали? «Двойку» поставили? Нет уж. Мне не нужно твоё одобрение.
- А если обман раскроется?
- Не раскроется! Главное, ты никому ничего не рассказывай и всё! Поняла? Иначе я перестану с тобой дружить!
Лена покачала головой:
- Лучше сознайся, пока не поздно.
- Пока! – крикнул на ходу Женька и выбежал из класса.
***
- Таким образом, зубры на данный момент уже не находятся на грани исчезновения! – гордо закончил свой доклад Колька.
- Очень хорошо, - похвалила его Светлана Евгеньевна, - А теперь можно взглянуть на обещанное фото?
- Да, конечно, посмотрите, - мальчик протянул фотографию.
Светлана Евгеньевна вязла в руки фото, и от удивления у неё брови полезли на лоб. Действительно, на фотографии была изображена сельская местность, а Женька гордо восседал на молодом зубрёнке.
- Вам несказанно повезло! – удивленно произнесла учительница. – Иметь дома настоящего зубра – это большая редкость. Я вас поздравляю, что вы решились на такое нелегкое дело! Молодец! Я ставлю тебе заслуженную «пять»! Не только за доклад, но и за то, что вы взяли на себя такую ответственность! Мы еще тебе и благодарность от нашей школы вынесем!
- Не надо благодарности, что вы! Это лишнее! – начал отказываться Женька. – Мне только «пятерки» хватит.
- Нет-нет, не скромничай! Это такое достояние! – радостно продолжала биологичка.
- Ладно, так и быть… - неуверенно произнёс Колька.
- А можно я оставлю фотографию себе? – спросила учительница.
- Ну… - промямлил Колька.
- Да зачем она тебе? У тебя их и так много. А я своим друзьям-биологам покажу. Вот они все удивятся! Настоящий зубр живет в деревне!
- Ну...
- Хорошо, раз тебе жалко расставаться со своей фотографией, то завтра тебе её верну. Только покажу её своей коллеге из другой школы.
Колька вернулся на своё место и радостно посмотрел на Женьку:
- Вот всё отлично вышло! Спасибо тебе! Заслуженная «пятерка»!
- Зря ты ей фотографию отдал, - сердито прошипел в ответ товарищ. – Я ж не мастер фотошопа. Она будет долго разглядывать фотографию и поймет, что это обман.
- Не поймёт! – весело ответил Колька. – Она же не разбирается в этом нисколечко!
Ленка сбоку ткнула в него линейкой. Тот обернулся и с улыбкой произнёс:
- Все отлично прошло! А ты переживала!
Ленка в ответ только покачала головой.
- Ой, забудь. Завтра никто и не вспомнит про это зубра! – отмахнулся мальчик.
После урока одноклассники обступили Кольку со всех сторон. Всем хотелось узнать, откуда у них в деревни появился зубренок, чем его кормят, как за ним ухаживают. И много разных вопросов. К концу учебного дня по всей школе прокатилась новость, что у Кольки Петрова в деревне есть настоящий зубр. Сам он гордо рассказывал о зубрах все, что подготовил для доклада по биологии. Колька стал звездой школы.
***
Но никто ничего не забыл. На следующий день новость не переставала передаваться от одного к другому. Школьники подходили к нему и просили показать фотографию. Старшеклассники гордо пожимали руку и говорили, что он молодец! Такого зверя смог оседлать. Младшеклассники просто молча бегали за ним стайкой и тихо восхищались храбростью Кольки. Если до этого дня он боялся последствий, то теперь ему пришла по вкусу слава, настигнувшая его. Еще бы! В глазах учеников и учителей Колька Петров стал почти что героем, который отважился взять на воспитание не какого-то там котенка или щенка, а самого зубра! И тут его, как говорится, понесло. Он начал сочинять разные байки, которые приключались летом с ним и его зубрёнком. Остановить его мог только шлагбаум. Но паровоз фантазии нёс его в неизвестном направлении, и останавливаться, кажется, не обирался.
Колька подошел к Женьке после урока и похлопал товарища по плечу:
- Здорово мы, да?
- Ага, я и не думал, что так круто выйдет.
И друзья весело рассмеялись.
- Слушай, Колька, ты бы перестал уже сказки сочинять про зубренка, - серьезно произнесла Ленка, подойдя к своим одноклассникам. – Чует мое сердце, что добром это не кончится! Остановись, пока не поздно!
- Да ты мне просто завидуешь! У тебя же нет в деревне настоящего зубра! – Колька так убедительно всем рассказывал про бабушкиного зубра, что сам начинал верить в то, что он у них живёт.
- Вообще-то, у тебя тоже нет! – парировала Ленка.
- Не мешай нам, - отрезал Женька. – Мы…
Тут его слова прервал весёлый голос биологички:
- Ребята! – обратилась учительница к классу. - У меня есть для вас отличная новость! В эту субботу мы с вами сможем своими глазам увидеть настоящего зубра! Да, Коля?
- Нн-наверное, - непонимающе ответил тот. – А где вы его увидите?
- Как где? У твоей бабушки! Меня так поразила эта новость, что мне захотелось самой увидеть настоящего зубра и показать всем нашим ребятам!
- Но… моя бабушка… она… она же…
- Что она? – спросила мальчика Светлана Евгеньевна. – Я позвонила твоей маме и спросила, можем ли мы приехать на несколько часов в деревне к вашей бабушке и познакомиться с её питомцами. Мама твоя, конечно, удивилась, но согласилась, так как я сказала, что это в рамках школьной программы. Так что в эту субботу поедем в деревню смотреть зубра! Здорово?
Ребята загалдели. Эта неожиданная новость всех обрадовала. Увидеть настоящего зубра! Вот это да!
- Поедем на электричке. Ехать всего 3 остановки. Так что вечером мы вернемся обратно домой. Предупредите все своих родителей!
***
Колька совсем расстроенный пришёл домой. Такого поворота событий он явно не ожидал. Только за них захлопнулась дверь, мама выглянула из кухни:
- Коля, мне звонила твоя учительница биологии Светлана Евгеньевна и спрашивала, можно ли ей с классом приехать на экскурсию в деревню к нашей бабушке. Она очень хотела посмотреть её домашних животных.
- Ага, - уныло ответил Колька.
- Ты не рад? А что такое? Бабушка наша будет рада гостям. Ты так редко её навещаешь! - укоризненно произнесла мама. - Давай, руки мыть и за стол!
- Ммм, - промычал Колька и поплелся мыть руки.
***
Вечером позвонил Женька:
- Привет! Приходи ко мне, в приставку поиграем!
- У меня нет настроения, - буркнул Колька.
- А ты чего такой кислый? - не понял тот.
- То есть ты не знаешь, что биологичка с классом едет в деревню смотреть моего зубра? - сердито произнёс Колька.
- А, ты про это? Я тут кое-что придумал. Приходи ко мне. Есть идея!
- Что-то от твоих идей мне страшно.
- Тогда сознайся. Моё дело предложить...
- Ладно, сейчас приду.
***
- Проходите, проходите, не стесняйтесь! - гостеприимно приглашала бабушка одноклассников Кольки и его учительницу биологии.
- Здравствуйте, Зинаида Степановна! Мы приехали к вам на экскурсию, чтобы познакомиться с вашими домашними животными!
-Да-да, конечно. Но для начала давайте попьём чай! Животные мои никуда не денутся! А самовар уже остывает, пироги ждут в печи! - и бабушка завела всех в избу.
Женька подмигнул товарищу и зашёл вместе со всеми в дом. Колька юркнул в небольшой сарайчик, где жил телёнок - зубренок по имени Черныш.
- На-на-на, - проговорил мальчик и протянул ему кусок хлеба.
Черныш дружелюбно потянулся за угощением. Колька вытащил из сумки припасенный заранее пакет с овечьей шерстью и банку с клеем. Он вылил его себе на руку и начал осторожно размазывать по шкуре телёнка. Черныш стоял спокойно и не брыкался. Другой рукой Колька залез в пакет, вытащил горсть шерсти и прилепил ему на бок. Затем отошел в сторону, посмотрел на теленка, прищурил глаз и подумал, что вроде похоже. Приободренный идеей Женьки, Коля продолжил превращать теленка Черныша в зубренка по имени Черныш.
Тем временем Светлана Евгеньевна с шестиклассниками пили чай в избе. Биологичке не терпелось уже скорее посмотреть на зубра, но Женька, выполняя свою часть боевого задания, заводил все новые и новые разговоры.
- Спасибо вам за чай, Зинаида Степановна. И пироги у вас очень вкусные! А теперь мы могли бы взглянуть на ваших питомцев? – нетерпеливо произнесла Светлана Евгеньевна.
- Зинаида Степановна, вы же ещё не спели нам вашу любимую песню! - перебил учительницу Женька. - Мне Колька рассказывал, что вы в молодости пели в местном ДК.
- Ох, вот болтун это Колька, - заулыбалась бабушка, поощренная вниманием к своему прошлому. - Да, мы выступали в клубе и ездили по соседним деревням!
И бабушка затянула свою любимую песню. Биологичка робко улыбнулась и стала ждать окончания песни.
Тем временем Колька обмазал всего Черныша клеем и щедро лепил со всех сторон овечьей шерстью. Закончив с работой, он отошёл немного назад и, осмотрев Черныша, решил, что тот вполне мог сойти за зубренка. Довольный собой и проделанной работой, мальчик сложил все в рюкзак и направился к дому.
Бабушка задушевно пела одну песню за другой из своего репертуара, а Светлана Евгеньевна все поглядывала на часы и ожидала окончания концерта.
Когда Колькина голова показалась в дверном проёме, Женька радостно выдохнул. Он уже устал придумывать новые темы для разговора и мешать биологичке. Женька вдруг встал и сказал:
- Что ж, мы засиделись-то? Нам скоро возвращаться в город нужно. Зинаида Степановна, проведите нам экскурсию и покажите нам своих домашних животных.
- Конечно-конечно, что же это я, - спохватилась бабушка. - Пойдёмте со мной. Вы же только ради этого и приехали!
Уже засидевшиеся и немного заскучавшие ребята радостно выскочили во двор. Бабушка начала водить гостей по своему подворью.
Биологичка с нетерпением ждала момента, когда же можно будет увидеть зубренка.
- А вот в этом сарайчике живёт наш Черныш, - произнесла бабушка и вывела во двор телёнка.
- Черныш? Какое милое деревенское имя для... – начала говорить биологичка, но запнулась на полуслове.
Перед ней стоял настоящий теленок, со всех сторон обклеенный черной шерстью, которая нелепо торчала в разные стороны.
- Батюшки, святы! - всплеснула руками бабушка. - Где ж тебя так угораздило измазаться?
- Я так полагаю, что это ваш теленок Черныш. А где же ваш зубренок? Можно уже на него взглянуть?
- Зубренок? - переспросила бабушка. - Какой-такой зубренок? У меня отрадясь таких не было. Может, у соседей каких есть, а у меня нет. В чем это ты измазался? - продолжала бабушка, обращаясь уже к Чернышу.
Светлана Евгеньевна обвела глазами класс, но Коли она не увидела. Тогда она повернулась к Женьке и строго спросила:
- Ты все знал, но молчал?
Женька пожал плечами и что-то невнятно пробормотал:
- Да не совсем, просто я... Он... Мы...
- Понятно, - ледяным голосом произнесла биологичка. - Класс, давайте дружно поблагодарим Зинаиду Степановну за гостеприимство и поедем домой.
- А где же зубр? - спросил Пашка Никитин.
- А это мы узнаем в понедельник у Коли.
Ребята попрощались с Зинаидой Степановной и все вместе направились на ближайшую станцию.
***
Но в понедельник Коля в школу не пришёл. Женька посоветовал ему немного «поболеть», пока история с зубрёнком не утихнет. Колька согласился. Маме утром он сказал, что плохо себя чувствует и остался дома.
После уроков Ленка решила навестить своего одноклассника. Она начала подозревать, в чем дело, но все же решила сама все узнать. Колька открыл дверь. Шея была обмотана шарфом, глаза красные. Казалось, что он действительно, заболел. Но, увидев одноклассницу, мальчик радостно заулыбался:
- Привет, Ленка! Как я рад, что ты пришла!
- Ты собрался дома сидеть до окончания школы? Биологичка тебя второй день спрашивает. Лучше приходи и извинись.
- Нет, я так не могу. Меня ж все засмеют в классе.
- И что на этот раз советует твой Женька? Делать вид, что ты болеешь?
- Ну, да… - удивленно произнес Колька. – А откуда ты знаешь?
- И сколько ты будешь болеть? Месяц? Год? Все время притворяться ты не сможешь! – продолжала девочка.
Колька опустил голову и стянул с шеи шарф.
- Ох, Коля-Коля! Хватит уже слушать глупых советов Женьки!
- Знаешь, Ленка, а ты, наверное, права. Зря я это все затеял...
- Я рада, что ты это осознал! - Ленка похлопала по плечу Кольку. - Приходи в школу.
На следующий день Колька пришел в школу. Первым уроком стояла биология. Светлана Евгеньевна зашла в класс, увидела Петрова, но ничего не сказала. Колька встал со своего места и, глядя в глаза учительнице, громко сказал:
- Извините меня, пожалуйста, Светлана Евгеньевна. Мне очень стыдно, что так вышло с зубрёнком. Я не специально, это вышло случайно. Я просто… - тут мальчик запнулся и опустил голову. – Я просто перепутал. Телёнка и зубрёнка.
- А почему так вышло? – спросила биологичка.
- Потому что отвлекался и не слушал вас.
- И что теперь ты понял из всей этой истории?
- Что нужно думать своей головой… - произнес Колька.
- А это очень верное решение! – похвалила его Светлана Евгеньевна. – А теперь давайте начнем урок!
- Вы мне теперь «двойку» поставите и в учительскую вызовете? – робко спросил Колька.
- А зачем? Доклад ты подготовил на «отлично». А вот то, что мы не увидели твоего зубрёнка, то это совсем не страшно. Зато мы узнали очень много нового о деревенской жизни, послушали народные песни и угостились пирогами из настоящей русской печи!
- Вы на меня больше не сердитесь? – поднял глаза на учительницу Колька.
- Уже нет. Ты же сделал это не со зла, а по своей глупости. Я очень рада, что ты всё понял.
Колька сел на своё место. Женьки на уроке не было. Он решил, что ему нужно тоже немного «поболеть», пока не утихнет история с зубрёнком.