Нижний Новгород: карман России


Всего в нескольких часах езды от Москвы располагается древний город Нижний Новгород. Это мой любимый город, я здесь живу, дышу его воздухом, хожу по его проспектам.
Городу уже больше 800 лет. Здесь родился, писал свои произведения Максим Горький, работал над самоходными судами изобретатель-самоучка Иван Кулибин, отсюда пошло народное ополчение освобождать страну от польских захватчиков. Давайте вместе прогуляемся по его старинным улочкам и послушаем, какие тайны он скрывает.

Волжская жемчужина

Из Лаврентьевской летописи известно, что Нижний Новгород был основан князем Юрием Всеволодовичем в 1221 году на слиянии двух рек – Оки и Волги. Нижним он назван из-за расположения в «низовских» землях относительно Новгорода Великого. Действительно если посмотреть на карту, но мы увидим, что он находится южнее, чем его северный собрат.
Нижний Новгород был пограничным городом Нижегородско-Суздальского княжества и защитником от мордвы, черемисов и татар. Много раз нижегородский кремль подвергался нападению со стороны неспокойных соседей, но ни разу не был взят.

Горький или Нижний?

Жители города часто называют его просто Нижний. А те, кто постарше, – Горьким. Именно так именовали Нижний Новгород с 1932 по 1990 год. Горький – это псевдоним русского писателя Алексея Максимовича Пешкова. Он здесь родился, вырос и начал писать свои первые произведения. Его заслуги как литератора в начале XX века были так велики, что в его честь назвали не только Литературный институт в Москве, многие улицы и площади нашей страны, но и целый город.
А вот сам писатель был против переименования и очень смущался, когда разговор заходил об этом.
Со временем историческое название городу всё-таки вернули, но про псевдоним не забыли. Например, автомобильный завод, площадь и прилегающую к ней улицу по-прежнему именуют в честь Горького. Да и в других крупных городах по всей стране остались подобные названия.

Дятловы горы

Если Москва стоит на Воробьёвых горах, то Нижний Новгород – на Дятловых. Может, здесь раньше водилось много дятлов? Вполне возможно. Но существуют и другие версии происхождения этого названия. Например, некоторые учёные считают, что берега этих красно-белых глинистых гор с чёрными прожилками очень похожи раскраской на оперение дятла.
А в народе сохранилась легенда, по которой Дятлом звали мордвина-язычника из-за его постоянной работы топором. Он строил жилище для своей семьи. А она у него была немаленькая: восемнадцать жён и семьдесят сыновей.
В другой легенде говорится о том, что это не у Дятла, а у его соседа Скворца была такая большая семья. А когда Дятла не стало, Скворец похоронил его на вершине одной из гор, которые стали называться потом Дятловы.


Лось или олень?

16 сентября 1781 года указом Екатерины II был утверждён герб Нижнего Новгорода. Его описание было очень простым: в белом поле красный олень, рога и копыта — чёрные. В настоящее время герб не сильно изменился.
Почему выбрали именно это благородное животное для герба? Возможно, олень начал оберегать территорию города задолго до появления на официальных символах. Легенда гласит, что однажды ратник из башни кремля увидел на горизонте испуганного оленя. Ратник понял, что животное не могло напугаться просто так, и поднял тревогу. Оказалось, не зря. По лесам шло вражеское войско. Так олень и спас город.
На печати Ивана Грозного тоже было изображение оленя с надписью: «Печать Нижегородская». Видимо, уже тогда животное стало неофициальным символом города.
Но некоторые учёные считают, что здесь произошла путаница, и на гербе должен быть изображён лось. Дело в том, что на территории Нижегородской области всегда было много лосей. Они и сейчас обитают в здешних лесах. Да и указ царя Алексея Михайловича от 1666 года об изготовлении гербового знамени говорит: «Печать Нижегородская, на ней лось ступает». К тому же, лося в старину часто называли «сохатым оленем» из-за массивных рогов.
А вот Екатерина II при выборе между лосем и оленем для герба выбрала второго как более благородное и красивое животное.
А нам остаётся полагаться только на современное официальное описание герба. А там сказано, что это олень.

Каменное ожерелье

Центром города является кремль. Он состоит из 13 башен. Сначала он был деревянным, но в начале XVI века начали строить каменный кремль. Руководил работами архитектор Пётр Фрязин. Он был родом из Италии, и его настоящее имя – Пьетро Франческо. Но на русский манер все называли его Петром. Как оборонительное сооружение кремль существовал до конца XVII века.
Позднее он много раз перестраивался, а окружавший его ров частично засы́пали. Поэтому кремль стал ниже почти на четыре метра. Это заметно, когда гуляешь по кремлёвской стене. Некоторые башни настолько высокие, что даже страшно смотреть из их окошечек вниз. А где-то, наоборот, так низко расположены, что кажется, можно спокойно спуститься внутрь кремля.
Первоначально все башни были соединены друг с другом в кольцо переходами по стене. Но со временем часть из них разрушилась, и кольцо разорвалось. Несколько лет назад эти башни восстановили, и теперь снова можно прогуляться по круговой кремлёвской стене. Только надо запастись удобной обувью: из-за перепада высот на двухкилометровом маршруте встречаются длинные и крутые лестницы.
У каждой башни есть своё имя. Некоторые из них названы так по соседству с церквями, которые, к сожалению, разрушили после революции. Например, Георгиевская, Борисоглебская, Ивановская и Никольская башни.
У других башен названия говорят сами за себя. Кладовая башня служила местом хранения военного обмундирования и других вещей, а Пороховая – местом хранения пороха и боеприпасов, на Часовой когда-то были часы. Белая башня получила своё название из-за белокаменной облицовки наружного фасада. По другой версии, она была построена на церковной земле. В старину такая земля называлась белой, то есть свободной от различных податей в пользу государства.
Тайни́цкая башня имела потайной ход к речке Почайне. А стена от неё до Северной башни точно указывает на север как одну из сторон света.
В 2021 году на каменной кладке Пороховой башни на глубине четырёх метров обнаружили след, похожий на собачий. Следу уже больше 400 лет, но он прекрасно сохранился. Учёные до сих пор гадают, как он мог появиться здесь, а жители города уже сделали его местной достопримечательностью.

Отважная женщина

Есть в кремле башня с удивительным названием – Коромыслова. Может, там хранили коромысла? А вот и нет! Легенда о её названии дошла до наших дней.
В 1520 году астраханские татары во главе с Саид Гиреем попытались захватить Нижний Новгород. Поздно ночью они прокрались к стенам кремля и хотели неожиданно напасть на его защитников. Но рано утром враги повстречали одну из нижегородских женщин. Она шла с вёдрами и коромыслом по воду. Женщина не растерялась и забила своим коромыслом десять татар, а потом и сама погибла от рук врагов. Татары не на шутку испугались и подумали: какие же у нижегородцев воины, если у них такие отважные женщины. И потихоньку ушли от стен кремля, так и не решившись напасть.

Подземный Нижний

Если по стене кремля может пройти кто угодно, то в подземелье под ним пускают не всех. Склоны к Волге пронизаны целой сетью подземных ходов. Это так называемые штольни для отвода грунтовых воды из откосов. Ведь Нижний Новгород стоит на горах, и время от времени здесь происходят оползни. Если бы не было этих сооружений, кремль мог бы давно разрушиться. Бо́льшая часть штолен была построена после Великой Отечественной войны. Но есть и такие, чей возраст исчисляется не одной сотней лет.
Внутри штольни похожи на таинственные средневековые подземные ходы. В них текут реки, льются водопады, с потолка свисают сталактиты, на дне лежат гладко отшлифованные водой камешки, а на стенах висят летучие мыши. В некоторых штольнях можно увидеть остатки узкоколейки. Её использовали для обслуживания подземных сооружений. А в одном месте сохранилась разворотная площадка для вагонеток.
За штольнями внимательно следят ответственные рабочие: сбивают сталактиты, разбирают завалы, ремонтируют стены. А ещё смотрят, чтобы в них не проникли посторонние.


Зачарованный клад

Со штольнями связана легенда о пропавшей библиотеке царя Ивана Грозного. Библиотеку начала собирать бабушка царя – Софья Палеолог. А потом книги перешли внуку. На тот момент библиотека уже состояла из огромного числа книг. В XVI веке они ценились на вес золота, потому что переписывались вручную.
Перед своим походом на Казань в 1548 году царь останавливался в Нижнем Новгороде. Как утверждают некоторые учёные, он прихватил с собой и библиотеку. А вот после похода о ней больше ничего не известно. Поэтому и появилась легенда о том, что ценный груз Иван Грозный спрятал в нижегородском кремле.
В 2002 году местный исследователь нашёл в одной из штолен книгу, которая, возможно, является частью знаменитой библиотеки. Это был редчайший экземпляр церковного молитвослова XV-XVI веков, написанный от руки. Страницы книги изрядно потускнели, но начертанные особыми чернилами буквы сохранились. К сожалению, других находок не было, поэтому тайна так и осталась неразгаданной.

Человек неба

От Георгиевской башни кремля вниз к Волге ведёт длинная-предлинная лестница. Она насчитывает больше 500 ступенек. Лестница была построена в честь победы в Сталинградской битве. Первоначально её так и называли Сталинградская. А потом переименовали в Чкаловскую в честь знаменитого нижегородца – лётчика Валерия Чкалова. Памятник этому удивительному человеку стоит на самом верху лестницы.
В 1937 году именно Чкалов возглавил экипаж самолёта, который без пересадок долетел от Москвы до американского Ванкувера через Северный полюс. Для того времени это было почти невозможно. Но это был кратчайший путь между двумя континентами, поэтому решили рискнуть.
Полёт длился больше двух суток. Летели в ужасных условиях: была плохая видимость, а самолёт сильно обледенел. Несколько тысяч километров летели надо льдами и безлюдными территориями Крайнего Севера. На случай аварии или вынужденной посадки в самолёт положили лыжи, ружья, резиновую лодку, палатку и больше 100 килограммов продовольствия. Страшно даже представить, если бы лётчикам пришлось сажать самолёт в снег, а потом добираться пешком до людей. Но, к счастью, этого не случилось, и полёт закончился удачно.
Теперь его именем названа улица в Нижнем Новгороде и местный аэропорт.

Нижегородский Арбат

С другой стороны от кремля вверх до площади Горького идёт длинная прямая пешеходная улица. Её часто называют московским Арбатом. Это Большая Покровская. В старину здесь находились дома богатых купцов, дворян и аристократии. Сейчас улицу украшают любопытные скульптуры почтальона с велосипедом, мальчика-скрипача, фотографа, весёлой козы, городового и чистильщика обуви. Причем у каждой скульптуры есть реальный прототип. Например, городовой – это перенесенный портрет околоточного надзирателя Василько́ва, сделанный в фотоателье знаменитого фотографа Максима Дмитриева в конце XIX века.
А ещё на Большой Покровской совсем недавно располагался Мытный рынок. Слово «мыт» означает плату за въезд в город. Несколько веков назад здесь жили посадские люди, то есть ремесленники и торговцы. На территории кремля им не разрешали селиться. Поэтому они осваивали прилегающие к крепости территории и вели здесь торговлю.
Недалеко от бывшего рынка прямо посреди улицы стоит вагончик электрического трамвая. В 1896 году в городе должна была пройти Всероссийская промышленно-художественная выставка. К ней активно готовились: провели электрическое освещение и пустили электрический трамвай. Он был первым в стране и быстро стал популярным у народа. Памятный трамвай носит номер «2». Этот легендарный маршрут проходит по городскому кольцу и существует уже больше 120 лет. Правда, на Большую Покровскую въезд теперь ему запрещён, улицу сделали пешеходной.

По рельсам в гору

Благодаря выставке 1896 года в Нижнем Новгороде появился не только трамвай, но и фуникулёр. Его ещё называют элеватор. Мощностей трамвая не хватало, чтобы подняться в гору к кремлю, а элеватор с этим прекрасно справлялся. Он соединял конечную станцию трамвайной ветки на улице Рождественской рядом с Волгой с другой трамвайной веткой – той, что тянулась из кремля по Большой Покровской.
По крутому склону от Волги до кремля проложили рельсы, и по ним двигались два вагончика. Один вверх, другой вниз. Фуникулёр не требовал электричества и работал за счёт силы тяжести. В каждом вагоне были установлены ёмкости для воды. Когда один из них спускался, его наполняли водой, а в том вагоне, что поднимался, одновременно жидкость сливали. Под силой тяжести верхний опускался вниз, а лёгкий нижний поднимался.
В один вагон могли уместиться 24 пассажира. Дорога была очень короткая, и весь путь занимал всего полторы минуты. Нижегородский фуникулёр прослужил чуть больше 30 лет, и его закрыли за ненадобностью.
Но в настоящее время фуникулёр восстанавливают в качестве туристического объекта. Нижняя станция расположится на своём историческом месте, а верхняя будет построена с внутренней стороны кремля, между Северной и Часовой башнями. И часть пути будет, как и раньше, проходить под кремлёвской стеной.

Через реку на канате

Ещё одним видом транспорта, которым может похвастаться Нижний Новгород, является Канатная дорога. Она соединяет город с его соседом – городом Бор.
Канатная дорога была открыта в 2012 году. По подвесным канатам через Волгу ездят 28 кабинок. Времени в пути не так много, чтобы полюбоваться видами на реки и Нижний Новгород. Всего 12 минут.
Но это не помешало ей стать самой длинной канатной дорогой в Европе и перевезти уже больше 15 миллионов человек.

Освободители Москвы

А ведь всех этих достопримечательностей могло и не быть, если бы история нашей страны несколько веков назад сложилась по-другому. В XVII веке на Руси началась борьба за власть. Это время историки назвали Смутным. Действительно тогда было много путаницы. Например, некоторые объявляли себя спасшимся младшим сыном царя Ивана Грозного Дмитрием и претендовали на русский престол. А в 1610 году государем был объявлен польский королевич Владислав. Стране грозило полное уничтожение.
Нижегородцы не остались в стороне и создали народное ополчение для спасения страны под руководством земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Ополчение двинулось на Москву и смогло выбить поляков из столицы. В то время они прочно засели там и прибрали к рукам всю власть. После победы был созван Земский собор. На нём избрали нового царя Михаила Фёдоровича из рода Романовых. Потом эта династия правила Россией больше 300 лет.
В благодарность за спасение на главной площади столицы установили памятник Минину и Пожарскому, а в Нижнем Новгороде копия этого памятника стоит под стенами кремля, откуда вышло народное ополчение.

Карман России

Существует такая поговорка: Петербург – голова России, Москва – её сердце, а Нижний Новгород – карман. Если с сердцем и головой всё более или менее понятно, то при чём здесь карман?
Оказывается, всё дело в торговле. В XVII веке рядом с Макарьевским монастырём в 90 километрах от города организовывали крупнейшую в стране ярмарку. А после сильного пожара её перенесли в Нижний Новгород. Вскоре здесь построили Главный ярмарочный дом. Он работает до сих пор. В XIX веке, когда Ока разливалась слишком широко весной, приходилось плавать между торговыми рядами на лодках.
На нижегородскую ярмарку приезжали купцы со всего мира. Чем здесь только не торговали! В ходу были металлы, зерно, соль, текстиль и многое другое. Масштабы торговли поражали воображение. Под впечатлением был и знаменитый французский писатель Александр Дюма, побывавший на ярмарке.
Помимо главного здания, здесь были построены и двухэтажные лавки, где на первом этаже торговали, а на втором жили. Среди них особо выделялись Китайские ряды. Здесь шла бойкая торговля чаем. Постепенно он стал любимым напитком у нижегородцев.

Соляной скандал

На другом берегу Оки располагались соляные склады. Отсюда соль шла по рекам в разные уголки страны. В 1864 году в городе был сильный паводок. Решили проверить, всё ли в порядке солью. Но склады оказались пустыми. Соль не утонула, а её украли. Причём сделал это начальник соляной конторы вместе с товарищами. Его сослали в Сибирь, а другие смогли окупиться. Правда, одному из них отец купил чугунные башмаки с напутствием: «Носи один раз в год и помни о нашей чести».
Теперь памятник этой соляной афере стоит рядом с местом бывшего склада соли. Скульптурная композиция представляет собой калоши 58 размера, изготовленные из чугуна, с надписями «Честь» и «Совесть» и мешок с солью на мраморном постаменте.

Всё для фронта

В 2020 году Нижнему Новгороду было присвоено звание «Города трудовой доблести» за помощь фронту во время Великой Отечественной войны. В военные годы на его заводах производили танки, самолёты и подводные лодки. Заводы работали круглосуточно, а некоторые рабочие по несколько дней не уходили домой. В конце 1941 года здесь производили по 24 самолёта за одни сутки.
Но условия работы были невыносимыми. Город часто бомбили. Перед ночными бомбардировками немцы сбрасывали осветительные приборы. Поэтому на улицах было светло, как днём. После налётов горели заводы, цеха, строения. Но останавливаться было нельзя. Поэтому старались как можно быстрее всё восстановить, чтобы не оставить фронт без вооружения.
После войны некоторые из боевых единиц военной техники попали в нижегородский кремль и в Парк Победы на берегу Волги. Здесь есть и знаменитый танк Т-34 и «Катюши», а также пушки, броневики, миномёты, самоходные установки и даже рубка подводной лодки.

Изобретатель-самоучка

Нижний Новгород всегда славился как город удивительных изобретений. Но среди его жителей особо выделялся один человек. Звали его Иван Кулибин. Его имя давно стало нарицательным. Так называют людей, которые страстно увлекаются техникой и изобретениями.
Его отец торговал мукой и хотел, чтобы сын пошёл по его стопам. Но маленький Иван больше всего на свете интересовался различными механизмами. Весной он ставил игрушечные водяные мельницы на ручейках, мастерил флюгеры. Когда мальчик вырос, то открыл собственную часовую мастерскую. Там он сделал удивительные часы. В их корпусе, кроме циферблата, помещался ещё механизм часового боя, музыкальный аппарат с несколькими мелодиями и сложный механизм крошечного театра-автомата с подвижными фигурками. Перед изумлёнными зрителями разыгрывалась миниатюрная пасхальная сцена, звучали колокола и играла музыка, сочинённая самим Кулибиным. Эти часы подарили царице Екатерине II.
Она в долгу не осталась и определила нижегородского мастера в Академию наук. Там он много работал. Сконструировал арочный деревянный мост без дополнительных опор, прожектор, модель самоходного экипажа, создал механическую ногу – прообраз современного протеза. А для императрицы построил лифт во дворце, чтобы ей не нужно было ходить по лестнице. В конце жизни Кулибин вернулся в родной город и стал проектировать самоходные суда.
Многие из его изобретений опередили своё время и помогли другим людям создать много новых и полезных вещей.


Рассказывать о Нижнем Новгороде можно ещё очень и очень долго. Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Пройтись по кремлёвской стене, посмотреть на город с высоты птичьего полёта, посчитать ступеньки на Чкаловской лестнице, а потом прогуляться по местному Арбату… Нижний будет рад каждому туристу!