Антони Гауди. Путь от безумца к гению

Предисловие

Худой сутуловатый старик, в мешковатом неопрятном костюме, стоял у подножья Саграда ля Фамилия и смотрел вверх. Его пронзительные синие глаза слезились от яркого солнца Барселоны, а на губах застыла улыбка. В одном кармане его брюк лежало Евангелие, в другом – пакетик печенья.
Каталонцы проходили мимо даже не взглянув на него. Они и не догадывались, что этот «нищий» - великий архитектор Антонио Гауди полюбоваться на чьи бессмертные творения ежегодно будут прилетать миллионы туристов со всего мира.
Кто же он такой Антонио Гауди - гений или душевнобольной, чье сумасшествие находило отражение в его работах? И почему сегодня, спустя почти сто лет со дня смерти его хотят причислить к лику святых?

Глава 1 Рождение

История Антонио Гауди началась 25 июня 1852 года в небольшом городке Реус, на северо-востоке Испании. У потомственного кузнеца Франсеска Гауди-и-Съерра и его жены Антонии Корнет-и-Бертран родился голубоглазый мальчик.
В честь матери мальчика назвали Антонио. По испанской традиции он получил двойную фамилию — Гауди-и-Корнет.
Антонио был пятым ребенком. Роды были долгими и тяжелыми и врачи предрекали мальчику скорую смерть, очень уж слабеньким и болезненным он уродился.
Чтобы спасти душу младенца, родители на следующий день после рождения отнесли его в церковь Святого апостола Петра и там крестили.
Антонио рос очень слабым ребенком. Из-за ревматических болей в ногах он не посещал занятий физкультурой и не мог играть на школьном дворе в любимые всеми детьми подвижные игры. После занятий он почти не выходил из дома, а на прогулку мог отправиться только верхом на ослике.
Болезнь сделала Гауди внимательным и вдумчивым. Вместо игр со сверстниками он проводил время, наблюдая за средиземноморской природой. Он мог часами разглядывать цветы, деревья, раковины, смотреть как плывут облака в небе, как колышется трава на ветру, — Гауди не упускал ни единой детали.
Много времени он проводил и на ферме в окружении олив и виноградников, под кудахтанье кур и стрекот цикад.
Отец очень любил Антонио и часто брал с собой на работу, в кузницу, где мальчик наблюдал, как раскаленная медь или железо становятся пластичными и превращаются в удивительные предметы, например дверные ручки или решетку ограды.
Мать Гауди, Антония, прививала мальчику любовь к религии. Она внушила ему, что раз уж господь оставил ему жизнь, то он, Антонио, обязательно должен выяснить для чего.


Глава 2 Школа


В школе маленький Антонио изучал греческий язык, латынь, геометрию, историю, риторику и поэзию, но особенными успехами не выделялся.
Единственным предметом, с кото¬рым он справлялся блестяще, была геометрия, а любимым занятием было рисование.

Антонио Гауди рисовал с малых лет, но в школе об этом даре мальчика узнали только в 1867 году, когда Антонио отдал несколько своих рисунков в школьный журнал «Эль Арлекин». После публикации мальчику предложили попробовать свои силы в качестве театрального художника и оформить сцену школьного театра. И он с этим заданием блестяще справился.
Закончив в 1868 году школу, Гауди получил возможность продолжить образование в высшем учебном заведении. C благословения родителей, Гауди покинул Реус и переехал в Барселону.


Глава 3 Университет

В октябре 1868 года Гауди был зачислен в ин¬ститут в качестве свободного сту¬дента, для которого обязательным было посеще¬ние лишь определенных занятий. В университете он надеялся пройти пятилетний подготовительный курс обучения перед изучением архи-тектуры.
Для поступления в Школу архитектуры Гауди должен был сдать экзамены по живописи, рисун¬ку с натуры и французскому языку
24 октября 1874 года в возрасте двадцати двух лет Гауди после успешной сдачи вступительных экзаменов был официально зачислен в Высшую школу архитектуры.
Очень скоро он добился статуса одного из лучших учеников. Лучших и… странных.
Именно в школе архитектуры родилась фраза: «Гений или сумасшедший». Так преподаватели отзывались об упрямце, который знал все предметы назубок и экзамены сдавал на отлично... если дело не доходило до концептуальных споров. Тогда Гауди был бескомпромиссен. И отличная оценка тут же превращалась в неудовлетворительную.
На защите дипломного проекта некоторые преподаватели голосовали против, хотя незаурядные способности выпускника были очевидны всем. Профессиональное чутью мэтров подсказывало – появился серьезный конкурент.
1 5 марта 1878 года произошло одно из главных событий в жизни Антонио Гауди. В этот день, на 26-м году жизни, он получил диплом архитектора.


Глава 4 Барселона. Место гения.

Получив диплом, Антони Гауди поселился на улице Калле-дель-Кал в Барселоне.
Пропитанная историей Барселона встретила нового архитектора рас¬простертыми объятиями. Узкие улочки, теряющиеся в таинственной тени многоквар¬тирных домов, выходили на уютные солнечные площади. За простыми фасада¬ми скрывалось богатство архитектурных деталей. Вет¬хие деревянные двери, держащиеся на декора¬тивных железных петлях, скрывали на удивление изысканно украшенные интерьеры. Кованые чу¬гунные ворота открывались в скромные дворики. Колонны в романском стиле подпирали неоклассические балконы.
Гауди был полон амбиций и жажды жизни!
Не смотря на свое скромное материальное положение одевался он очень изысканно: покупал себе лайковые перчатки в центре Барселоны, на улице Рамбла, и там же, в самом дорогом шляпном ателье приобретал шелковые черные цилиндры. Носил дорогие костюмы и имел коллекцию шейных платков. А на первые заработки купил золотые часы, которые выдавал за семейную реликвию.
Внешность для каталонца у Антонио была необычная: темно-каштановые волосы с медным отливом и пронзительные, ярко-голубые глаза делали его настоящим красавцем. Но, не смотря на это все попытки устроить личную жизнь у Антонио Гауди окончились крахом.
В этом Гауди увидел знамение и решил посвятить всю свою жизнь работе.
С первого дня жизни в Барселоне Гауди стал подмастерьем. Он брался за любую работу, за все возможные заказы. У него не было влия¬тельных покровителей или друзей семьи. Гауди мог полагаться лишь на свой талант и крепну¬щую репутацию.

Здесь, в Барселоне, он с большой самоотверженностью начал создавать архитектурное наследие. В любимой Барселоне Гауди создал двенадцать архитектурных сооружений. Реальные дома, стоящие на улицах Барселоны вызывают не только восторг, но и удивление. Как такое можно придумать и построить?

Глава 5 Фонари Пласа Рейаль.
В 1889 году, еще вчерашнему студенту, городские власти Барселоны заказали дизайн общественного освещения на Пласа Рейаль. Именно здесь, Гауди впервые показал свой талант, создав для площади фонари, гармонично вписывающиеся в общую композицию.
Гауди создал монументальные фонари с шестью канделябрами. Он поставил их на мощное мраморное основание и украсил крылатыми шлемами меркурия, двумя змеями, обвивающими столб – кадуцей и гербом города. Все это элементы были использованы архитектором не случайно. Предполагалось что здания, окружающие площадь будут заселены коммерсантами, а Меркурий, как известно, повелитель торговли.
Это был первый городской заказ Антонио Гауди и…последний. Причина проста – гонорар, который запросил молодой архитектор. Городские власти посчитали его слишком высоким и больше никто ничего не предлагали.

Глава 6 Дворец из волшебной сказки - Дом Висенс
Первой крупной работой начинающего архитектора в Барселоне был дом Висенс (Casa Vicens).
В 1883-м году фабрикант дон Мануэль Висенс Монтанер заказал у Гауди летний дом. Строительство длилось пять лет и было завершено в 1888 году.
Впервые осматривая место будущей стройки Гауди обнаружил огромную цветущую пальму, окруженную ковром желтых цветов. И дерево, и растительность он сохранил: пальмовые листья – в узоре решетки, желтые с зеленью цветы – на облицовочной плитке.
Дом Висенс представляет собой четырёхугольник, правильность форм которого несколько нарушена столовой и курительной комнатой. Casa Vicens выстроен в любимом Гауди стиле оригинального модерна.
При строительстве дома Гауди использовал большое число различных декоративных элементов: изящные башенки, напоминающие купола мечетей, эркеры, резные балконы. Это позволило ему, несмотря на простоту формы здания, добиться объёма.
Основным строительным материалом послужил необработанный камень, который молодой архитектор использовал в сочетании с кирпичом и цветной керамической плиткой. Вентиляционные и дымовые трубы он тоже задекорировал плиткой.
Со свойственной ему дотошностью, Гауди спроектировал не только здание, но и решётки с металлическими пальмовыми листьями ограды, ворот, балконов и окон. Это не составило ему труда: ведь Гауди происходил из семьи потомственного медника и кузнеца, и овладел этим искусством ещё в юности.
Главным фасадом дома считается юго-западный, выходящий в сад. Гауди покрыл его стены многоцветными переливчатыми майоликовыми плитками, наполнил двор причудливыми беседками и фонарями. Благодаря этому сад будто является продолжением дома. Антонио Гауди смог создать общую композицию дома и сада.


Глава 7 Скрытая жемчужина Гауди - Эль Каприччо

Эль Каприччо – причудливый близнец дома Винсенса тоже относится к периоду раннего творчества Гауди. Этот летний особняк, расположенный в небольшом местечке Комильяс - один из немногих проектов Гауди, выполненных за пределами Каталонии.
Вилла получила игривое название "Эль-Каприччо" - "Каприз" и была построена всего за два года с 1883 по 1885 года.
Интересно что за все время строительства Антонио Гауди ни разу не посетил строительную площадку.
Гауди разместил коттедж Эль Каприччио у самого подножия небольшого холма так, чтобы главный фасад здания был обращен на север. Сам фасад он выделил покрыв его рустикой серого и охряного цветов. Облицовка первого этажа была выполнена с использованием разноцветных кирпичей, выложенных широкими рядами и опоясывающих стены здания. Кирпичные ряды чередовались с узкими полосками плит из майолики и рельефными слепками цветов и листьев подсолнухов.
Черепичная крыша, над которой возвышается цилиндрическая башня в форме персидского минарета, полностью облицованная керамикой. Стоит отметить яркие цвета, которые Гауди применил к Капричо, сочетая зеленую керамику с камнем и кирпичом в красных и желтых тонах.
Очень интересны художественная ковка и литье, украшающие верхнюю часть башни, а также балкон со скамьей, ограда и выходящее на балкон поистине "музыкальное окно": когда его открывали или закрывали, противовесы окна, выполненные в виде металлических трубок, издавали весьма приятный музыкальный звук.
Такой подчеркнутый интерес к теме музыки не случаен: заказчик, Максимо Диас де Кихано, был известным любителем музыки и сам отлично играл на нескольких музыкальных инструментах.
Этот уникальный дом, полный природы и музыки, живет и продолжает радовать посетителей. Успев побыть рестораном, в настоящий момент он является музеем


Глава 8 Судьбоносная встреча. Дворец Гуэль

Дебют молодого архитектора произвел на жителей Барселоны сильное впечатление и у Гауди появился покровитель – дон Эусеби Гуэль. Именно Гуэль стал первым и единственным близким другом Антонио Гауди и помог раскрыться таланту великого мастера.
Эусебио Гуэль был настолько очарован стилем Гауди, что нисколько не задумываясь затевал с ним самые сумасбродные и дорогостоящие идеи.
Дон Гуэль мечтал о практичном доме с красивыми фасадами и приобрел себе участок земли недалеко от центра. Он хотел сохранить традиции, но при этом добавить что-то ультросовременное в архитектуру дома.
Гауди справился с задачей виртуозно. Он создал особняк, напоминающий одновременно и мечеть, и венецианское палаццо. Фасад здания Гауди украсил двумя большими арками в стиле неоготики и арт-нуво, которые запирались резными металлическими воротами. Между арками Гауди расположил необычный герб с изображением орла. В качестве строительного материала фасада был использован серый геррафский мрамор. Изящности фасаду добавляют окна.
Чтобы удивить прохожих Гауди сконструировал дымоходы в виде башен и украсил каждую из 18-ти башен мозайкой, превратив крышу в сказочный мир. Через крышу, с помощью крытых мостов-коридоров, Антонио Гауди соединил особняк Гуэля с домом его родителей, который располагался рядом.
Дом Гуэль превратился в достопримечательность Барселоны еще до окончания строительных работ.
С завершением строительства дворца Антонио Гауди перестал быть безымянным строителем и стал самым модным архитектором в Барселоне.

Сегодня в здании находится музей сценического искусства, а в холле установлены бюсты заказчика и архитектора.


Глава 9 Парк Гуэль - живая сказка

Убедившись в гениальности Гауди, Гуэль сделал архитектору предложение, от которого тот не смог отказаться. Гуэль вознамерился превратить унылую «лысую гору» в зеленую загородную зону. Здесь, по его задумке, должны были появиться сорок домов — с садами, удобными дорожками, полянами для игр и отдыха.

Основная задача, которую пришлось решать Гауди при строительстве состояла в том, чтобы не нарушать естественный рельеф холма. Мастер руководствовался правилом модернизма — в природе нет прямых линий, поэтому в парке преобладают кривые и волнистые линии.
Главный вход в парк украшают два «пряничных» домика, будто сошедших со страниц сказки Братьев Гримм «Гензель и Гретель». Их стены украшены мозайкой, а крыши - меренга, застывшая под жарким солнцем Барселоны.
Сразу у входа в парк Гуэль находится парадная лестница, украшенная скульптурой саламандры. Считается что выполненная из кирпича и декорированная осколками керамики саламандра охраняет парк.
Лестница ведёт в «Зал ста колонн». Верхнюю террасу зала огибает самая длинная на планете 110-метровая скамья в форме морского змея. Она декорирована изумительными коллажами из дешёвых строительных отходов – осколков керамических образцов, щебёнки и битого стекла.

Барсе¬лонская легенда гласит, что экономный Гауди приказал своим рабочим по дороге на работу подбирать на улице разбитую черепицу. Говори¬ли также, что строители брали привезенную с ве¬личайшими предосторожностями венецианскую керамику и разбивали ее на глазах потрясенного доставщика заказов.

Скамья включена в книгу рекордов Гиннеса, как самая длинная скамейка в мире, и до сих пор считается самым длинным произведением абстрактного искусства.
Строительный подрядчик вспоминал, что «Гауди приказал рабочим снять с себя всю одежду и садиться как можно удобнее на предварительно нанесенный слой раствора, чтобы получить совершенную форму сиденья, пока материал застывает».
Используя горный ландшафт, Гауди спроектировал и воссоздал три галереи, похожие на акведуки. Для создания эффекта смешения природы с архитектурой и естественных влажных гротов, к которым Гауди всегда имел особое пристрастие в своих работах, колонны были облицованы необработанным коричневым камнем, а отдельные элементы просто выложены из него. Для того, чтобы подчеркнуть средиземноморский характер местности, Гауди распорядился посадить пальмы, а деревья, мешающие во время работ, выкапывались с корнями, чтобы вновь быть посаженными на то же место позднее.
Дороги, которые серпантином поднимаются в верхнюю часть парка, поддерживаются рядами грубых колонн, установленных наклонно по от¬ношению к холму и образовывавших систему ви¬адуков.
В 1922 году, после кончины Гуэля, парк перешел в собственность города. С тех пор и до наших дней он открыт для всех посетителей и принадлежит Барселоне.


Глава 9 Дом Батльо или дом костей

Шедевры Гауди сменяли друг друга: башня Белесгуард, парк Гуэля, реставрация собора Майорки, церковь в колонии Гуэля.
Гауди разменял пятый десяток. Он потерял отца, все больше погружался в работу и становился более религиозным. Из центра Барселоны он перебрался в Парк Гуэль, подальше от суеты. От былого щегольства не осталось и следа. Гауди носил бесформенный костюм и туфли на заказ. Соблюдал все посты и придерживался жесткой вегетарианской диеты. Ел сырые овощи, оливковое масло, орехи и мед с хлебом.
Гауди даже заявил что отныне он будет работать только над религиозными заказами, а если предложат светский проект, то сначала спросит позволения у Мадонны из Монсеррата.
Осенью 1904 года Гауди согласился взяться за перестройку особняка текстильного магната Хосе Батло Касановаса.
Он до неузнаваемости изменил невзрачный фасад здания, пустив по нему вертикальную волну, прерываемую изящными окнами и колоннами стволами.
Первое впечатление – дом построен из костей и черепов людей-гигантов. Именно благодаря такому сходству жители Барселоны прозвали дом Батльо «Домом Костей».
В оформлении внешнего облика дома Гауди не оставил ни одной прямой линии. Волнистые и изогнутые очертания проявляются также во всех декоративных элементах фасада, высеченных из тёсанного камня. Если подключить фантазию, то в образе дома Батльо можно разглядеть дракона – одного из обожаемых персонажей Гауди. Украшенный мозаичной керамикой и кусочками битого стекла фасад создает впечатление переливающейся на солнце чешуи. В зависимости от погоды и угла падения света «чешуя» меняет цвет от золотистого до изумрудного.
Балконы выполнены в виде верхней части черепа с отверстиями – глазницами.
Крыша Дома Бальо словно взята с совершенно другого строения: из нее будто выпирает позвоночник какого-то доисторического монстра, а сама она усеяна серебристой чешуей. Венчает удивительное здание башенка с крестом.
Наделенный своеобразной красотой и непревзойденной индивидуальностью Дом Батльо стал национальным памятником Испании.


Глава 10 Дом Мила или знаменитая каменная пещера.

Господин Педро Мила-и–Кампс однажды зашел навестить известного промышленника Хосе Батльо и застал у него Гауди, который в тот момент занимался реставрацией его дома. Восхищенный работой мастера дон Мила воскликнул: «Ваше следующее творение вы создадите для меня!». Так и вышло. Закончив работу над домом Батльо в 1906 году, Гауди взялся за дом Мила.
Мила хотел получить необычный каменный дом, аналогов которому не было бы ранее. Так родилась Сasa Mila. Идеей Гауди была гора, которая всегда находится в движении.
Когда у Гауди спросили, как в итоге будет выглядеть Педрера, он взял лист бумаги, скомкал его и бросил на стол: «Таким будет законченный дом.»
Гауди выточил искусственный скалистый пейзаж в самом центре Барселоны, вдохновляясь скалами и пещерами Майорки. Фасад дома Мила напоминает утес с ласточкиными гнездами, омываемый морскими волнами. Волнистые линии, переходящие одна в другую, и игра светотени создают иллюзию постоянного движения. Балконы из кованного железа напоминают сухие ветви растений, растущих среди скал. На верхнем карнизе здания расположены резные бутоны роз с надписями из молитвы «Аве Мария» на латыни.
Для Каса Мила был создан макет в масштабе 1:10. Затем он был распилен на части, чтобы каменщики, работавшие над разными участками дома, имели будущий результат перед глазами. При возведении фасада размеры брали непосредственно с макета.
В доме Мила нет несущих стен! Нагрузку несут колонны из камня, кирпича и железа. Это позволяет, при желании, жильцу той или иной квартиры перепланировать ее внутреннее помещение в соответствии с собственным вкусом и потребностями.
Отдельного внимания заслуживает крыша дома Мила по которой можно гулять как по парку. Гауди сделал ее особенной частью дома превратив дымоходы, каминные и вентиляционные трубы в настоящие скульптуры - жутковатое каменное войско.
Знаменитый кинорежиссер Джордж Лукас, посетив крышу Педреры незадолго до съемок знаменитых "Звездных Войн", нашел в этих образах подсказку тому, как должны выглядеть воины империи и Дарта Вейдера.
Конечный вид дома сильно отличается от первоначального проекта.
Пока шла работа, богатый Педро Мила стал бедным, поскольку заплатил сотни тысяч песет за нарушение архитектором всех норм строительства. Ближе к завершению работ он не выдержал и сказал: «Платить не буду». Гауди ответил: «Ну, сам тогда и достраивай».

Строительство дома было закончено уже без Гауди: из-за финансовых разногласий с заказчиком архитектор отказался от руководства проектом в 1909 году, а для получения гонорара был вынужден обратиться в суд.

Сейчас в это сложно поверить, но жители Барселоны не жаловали внешний вид дома Мила и в насмешку называли его «железнодорожная катастрофа», «депо для дирижаблей», «питомник для змей». Среди всех прочих в народе закрепилось «Ла Педрера» - каменоломня.

Глава 11 Саграда Фамилия – чудо Барселоны

Дом Мила стал последним большим заказом за который взялся Гауди. С 1910 года все свое время он посвящал строительству храма Святого Семейства.
Увидев Саграда Фамилия, Барселонский епископ назвал архитектора Гауди «Данте нашего времени».

Гауди приступил к работе над собором Саграда Фамилия 3 ноября 1883 года. Он был настолько поглощен работой, что перенес сюда свою мастерскую.
По его задумке в церкви должно быть 18 башен: 12 из них посвящены апостолам, четыре — евангелистам, одна — Иисусу и еще одна — Деве Марии. Самая высокая, расположенная в центре ансамбля призвана олицетворять Христа. Как истинно верующий, Антонио не мог допустить, чтобы творение рук человека было выше творений Бога, поэтому высота самой высокой башни была спроектирована на метр ниже самой высокой на тот момент точки Барселоны, Горы Монжуик и составляла 170 метров.
Когда Храм Святого Семейства достроят, он станет самой высокой христианской церковью на Земле.

На фасаде Страстей изображены сцены мук и смерти Христа. Два других главных фасада храма посвящены рождеству Христа и пути людей к Богу.

Гауди стремился во всем подражать природе. Создавая скульптурные изображения, он пытался точно передать духовную и физическую реальность.

«Это безумие — пытаться изобразить несуществующий объект», — записал Гауди в своем дневнике

Все персонажи фасада Рождества имеют своих прототипов: младенец Иисус – внук рабочего, Иуда – сторож -алкоголик, Понтии Пилат - местный козопас, святой Петр – скульптор, царь Давид – красавец штукатур. Для изготовления гипсовых слепков, с которых потом делались фигуры из камня, Гауди усыплял хлороформом живых цыплят, подбирал на улицах дохлых птиц, а однажды подвесил на сбруе осла, чтобы точнее снять с него мерки. Для сцены избиения младенцев он снимал с мертворожденных детей гипсовые отливки. На фасаде Рождества с детальной точностью воспроизведены более 100 видов растений и столько же животных. Все фигуры на фасаде храма имеют натуральную величину.

Английский писатель Джордж Оруэлл считал творения архитектора самыми уродливыми сооружениями в мире, а торчащие шпили злорадно называл бутылками портвейна.

Сальвадор Дали, наоборот, восхищался работами архитектора и в 1956 организовал году в парке Гуэля чествование Гауди. Это позволило собрать дополнительные средства на продолжение строительства Саграда Фамилия.

Саграда Фамилия строился исключительно на пожертвования прихожан. В трудные годы Гауди сам ходил по домам и собирал средства.

В 2010 году недостроенный храм был освящен Папой Бенедиктом XVI и официально открыт для богослужений. По последним данным, правительство Испании рассчитывает завершить строительство к 2026 году.



Глава 12 В Барселоне не стало гения

Гауди любил пешие прогулки. 7 июня 1926 года, закончив работу он отправился привычным маршрутом к церкви Сан-Фелипе-Нери. Рассеянно бредя по улице Антонио Гауди попал под трамвай.
Стражи порядка не узнали в пострадавшем известного архитектора и доставили его в больницу для нищих. Лишь на следующий день в нем опознали знаменитого зодчего и начали оказывать помощь. Но, к сожалению, было уже поздно. Антонио Гауди скончался 10 июня 1926 года

Похороны состоялись в храме Святого Семейства. Во время траурной процессии многие жители Барселоны вышли на улицы, чтобы попрощаться с Гауди.

«В Барселоне не стало гения! В Барселоне не стало святого!» - кричали газеты.

Прах великого архитектора захоронен в крипте храма Святого семейства.

Глава 13
Время летит неумолимо. Лето сменяет зиму. Городская жизнь Барселоны по прежнему кипит. Миллионы туристов еду со всех уголков мира в Каталонию, чтобы увидеть неповторимую архитектуру Гауди, того самого старика, умершего в одиночестве и нищете.
Великий архитектор Антонио Гауди – гений прошлого и настоящего, он отдавал себя всего работе, не признавал богатство, но проектировал роскошные здания.

Гауди считал, что архитектор должен быть живописцем, скульптором и декоратором в одном лице. Он не верил в импровизацию и терпеть не мог абстрактное искусство.
Летом 1998 года епископ Барселоны начал процедуру причисления Антонио Гауди к лику святых. Предполагается, что он станет покровителем архитекторов и художников.

Признанием исключительного вклада Гауди в мировую культуру можем служить тот факт, что 7 его работ включены в Список культурного наследия ЮНЕСКО: Парк Гуэля, Дворец Гуэля, Дом Мила (Ла Педрера), Дом Висенс, Фасад Рождества и крипта Храма Святого Семейства, Дом Батльо и Крипта Колонии Гуэля.