Все краски мира

Все краски мира

Спорим, у тебя дома хранится волшебная коробочка с историями и чудесами! Да-да, такая коробочка есть почти в каждом доме, где живёт ребёнок! Не веришь? Тогда открой ящик, в котором ты держишь цветную бумагу, пластилин и наборы для творчества. Видишь? Вот же она – твоя коробочка с красками!
Акварельные, гуашевые, масляные, пастельные и восковые мелки… Представь хоть на секунду наш мир без красок! Сплошная серость и унылость! Но вот ты берёшь палитру в руки, и начинается волшебство! С помощью красок можно создать что угодно – фиолетовый космос, лазурные моря, огнедышащих драконов, нежных принцесс… Рисовать картины, узоры на теле и одежде, иллюстрации к книгам…. Люди использовали краски всегда – чтобы сделать мир ярче и красивей, передать с их помощью свои мысли и чувства. История красок – это история всего человечества. И началась она очень-очень давно.

Слово «краска» звучит на латинском как «pigmentum» (пигментум). Пигменты – это такие красящие вещества, созданные самой природой. Именно пигменты в нашем теле делают нас блондинами, брюнетами или рыжеволосыми, окрашивают радужки глаз в зелёный или голубой цвет, проявляют веснушки на носу и дарят коже шоколадный загар. Благодаря разным пигментам перья попугаев такие разноцветные, а шкура леопарда – пятнистая. Найти пигменты можно даже в камнях, что лежат у нас под ногами.

Первый художник и краски из глины

Именно так, под ногами, первобытный человек нашёл свою первую краску. По мнению некоторых учёных, это произошло более сорока тысяч лет назад.
То был кусочек глины, отколовшийся от скалы. Ты, возможно, знаешь, что глина бывает разной – красной, жёлтой, белой. Какого цвета был тот самый кусочек – точно не известно. Давай представим, что красного. Первобытный человек взял его в руки, и они тоже окрасились в красный цвет. Тогда он провёл глиняным «камешком» по стене своей пещеры. Вот так чудо - на стене появилась яркая линия! Человек неуверенно добавил ещё пару штрихов, а потом попробовал нарисовать себя и зверя, на которого вчера вёл охоту.
Древнейшие наскальные рисунки были найдены во многих уголках нашей планеты. На одних изображены стада бизонов, на других - охота на мамонта, на третьих – наездник верхом на лошади. Но все эти «картины» объединяет одно – цвет, а именно различные оттенки красного, жёлтого и коричневого. Эти цвета получали с помощью охры – природного пигмента, смеси глины и оксида железа.

Врезка: Слово «охра» с греческого переводится как «бледно-жёлтый». Постепенно так стали обозначать все земельные оттенки - от жёлтого до коричневого.

Вместе с охрой первобытные люди использовали уголь и мел. Вот как писал исследователь Алан Маршал в своём рассказе «Изображения в пещере»:
«Рисунки были выполнены в красных, коричневых, жёлтых тонах… Белая краска… приготовлялась из белой глины или истолчённого известняка. Чёрную краску, которую делали из древесного угля, употребляли довольно редко… Если прищурить глаза, казалось, что видишь огромный причудливый узор, исполненный всеми цветами земли».
Древние художники растирали мел и охру в порошок с помощью камней, а для стойкости добавляли в него животный жир или сок растений. Такие краски долго сохли на стенах пещеры, зато сохранились до наших времён!

Врезка: На маленькой фигурке Венеры, найденной в Марокко, учёные обнаружили следы охры. Сама фигурка была создана более 300 тысяч лет назад!

Ты заметил, что в палитре первобытных художников не было зелёного и голубого? Конечно, пещерные люди видели бирюзовое небо и изумрудную листву, пытались изобразить их, используя сок травы и синих ягоды. Но до нашего времени те рисунки не сохранились - они быстро поблекли. Добыть же стойкие природные пигменты синего и зелёного цвета было непросто.

В поисках синего цвета: египетский синий, ультрамарин и фальшивое серебро

Перенесёмся в Древний Египет. Считается, что именно там примерно шесть тысяч лет назад начали использовать другие «камешки», точнее минералы, - малахит, азурит и киноварь. Твёрдые камни отмывали, измельчали, смешивали с жиром или растительными маслами – получалась краска!

Врезка: Малахит – минерал зелёного цвета; азурит (медная лазурь) – минерал синего цвета со стеклянным блеском, киноварь – минерал красного цвета.

Находчивые египтяне придумали и первый в мире искусственный пигмент, известный сегодня как «египетский голубой». Это было синее стекло, изготовленное из песка и меди и перемолотое в порошок.

Врезка: Цветное непрозрачное стекло и мозаика из него называются смальта. До 20 века слово так же означало ярко-синюю краску.

Но благородным синим цветом, достойным царских особ, всегда считался ультрамарин. Первоначально его получали из натурального драгоценного камня – лазурита.

Врезка: Другое название лазурита – лазоревый камень или ляпис-лазурь. В Древнем Египте лазурит был камнем богов, из него делали бусы и амулеты для фараонов. В Индии и Китае из лазурита изготовляли атрибуты власти императора.

Однако делать краску из лазурита было сложно – порошок из ярко-синего быстро превращался в серый. Секретом сохранения яркого природного цвета изначально владели лишь арабы, а в Европу этот драгоценный камень попадал единственным путём – из Афганистана с торговыми караванами. Торговцы соглашались менять лазоревый камень исключительно на золото. За камешек с кулачок они просили золотой слиток такого же размера!

Врезка: После обработки из ста граммов лазурита получалось всего три грамма пигмента.

В средние века мастера придумали очень хитрый способ, чтобы извлечь чистый пигмент из лазоревого камня. Теперь его не просто измельчали в пудру, но и смешивали с пчелиным воском и смолой. Смесь подогревали – получался синий «пластилин». Через несколько дней кусочки «пластилина» разминали в тёплой воде. Все примеси оставались в густой пасте, а в воду вымывался чистейший синий пигмент!
И всё же ультрамарин был настолько дорогим, что художники редко использовали его в своих картинах. Только если заказчики, для которых синий цвет в портрете был признаком достатка, платили за краску заранее. Юному Микеланджело однажды не повезло. Он рисовал картину для собора Святого Августина в Риме и должен был изобразить Деву Марию в голубом платье. Но покровитель бедного художника не успел прислать ему ультрамарин вовремя, и картина так и осталась незаконченной.

Врезка: Микеланджело Буонарроти – один из известнейших скульпторов эпохи Возрождения, который в юные годы также занимался живописью.

Более дешёвый синий пигмент научились добывать из минерала кобальт. Это название произошло от имени мифических существ, похожих на злобных гномов, - кобольдов.

Врезка: С древности для создания украшений используется серебро. Но в природе встречается металл, обманчиво на него похожий. При обработке «фальшивого серебра» выделяются вещества, опасные для здоровья. Люди считали, что это кобольды крадут настоящее серебро и заменяют его ядовитым металлом, то есть кобальтом.

Гораздо позже, уже в 19 веке, из соединений кобальта с другими металлами были получены - фиолетовый кобальт, красный кобальт, жёлтый кобальт, зелёный кобальт. Многие из этих красок используются до сих пор.

Растительные краски: цвет индиго

Пока речь шла только о пигментах, которые добывали из минералов. Но наряду с этим люди с древнейших времён использовали красители, полученные из цветов, травы, скорлупы орехов, стеблей и листьев, ягод и даже корней. Одним из таких растений была вайда – почти сорняк, активно разросшийся по всей Европе. Из вайды научились извлекать пигмент, названный немецким ультрамарином или синилью.

Врезка: У вайды цветочки вовсе не синего, а жёлтого цвета! Но значение имеют не они, а листья.

Обрабатывать растение было трудно – сперва листья перемалывали в кашицу, лепили из них шарики и оставляли для гниения. Через десять недель шарики вновь размачивали и добавляли древесный пепел. В этом виде они продолжали гнить до тех пор, пока не превращались в вязкую зернистую пасту.
Производители синили любили показывать такой фокус - опускали мотки шерсти в глубокие чаны с краской. Шерсть окрашивалась в травянисто-зелёный цвет, а на воздухе прямо на глазах становилась тёмно-голубой.

Врезка: Один из найденных рецептов синей краски: листья вайды измельчить, залить спиртом и добавить... мочу.

До 15 века вайда оставалась практически единственным доступным источником синей краски для европейских мастеров. Но однажды путешественник Васко да Гама привёз из Индии другой синий – из растения индиго. Он был насыщенней, красивей и проще в получении! Производители синили испугались – их дело оказалось под угрозой! Чтобы поддержать своих подданных, король Германии даже запретил использовать индийский индиго. Тем, кто нарушит закон, полагалась смертная казнь!
И всё же со временем запрет на заморскую краску был снят. Теперь европейская знать гордо носила наряды, окрашенные индиго, а синий из вайды остался цветом прислуги.

Смертельно прекрасные свинцовые белила

Белый цвет с давних времён получали разными способами: из мела, риса, морских окаменелостей... Например, голландский художник Ян Вермеер использовал особый светящийся белый. Он добавлял в краску кварц, кристаллики которого отражали свет и создавали на полотне блики. Но белая краска, оставившая действительно заметный след в истории, - это свинцовые белила. И след тот оказался смертельно опасным.
Свинцовые белила изобрели в Древней Греции. Рабочие клали листы свинца на кувшины с уксусом. Со временем на них образовывался белый налёт – его счищали, сушили под жарким солнцем и измельчали. Однако позже голландцы добавили ещё один компонент, который привёл всех производителей красок в ужас.
Сперва подмастерья опускали тонкие скрученные в спираль листы свинца в горшки с уксусной кислотой, потом ставили горшки друг на друга и закапывали их… в свежий лошадиный навоз! Это и был тот самый секретный ингредиент. Комнату с горшками запирали на целых три месяца! За это время навоз, уксус и свинец вступали в реакцию, и на сером металле появлялись белоснежно-белые хлопья. Теперь представь, какой при этом стоял запах! Фу! Наверняка, подмастерья тянули жребий – кому первому предстоит зайти в комнату.
Очень долго люди пользовались свинцовыми белилами, не подозревая о том, что они ядовиты. Частый контакт с этой краской приводил к ранам на коже и выпадению зубов. Но художники готовы были всё это терпеть – лишь бы лица на их портретах выглядели, как живые.
Однако со временем у свинцовых белил всплыло ещё одно коварное свойство. Через несколько десятилетий краска становилась совершенно прозрачной! Многие живописцы ещё при жизни видели, как погибают их картины. И с этим смириться было уже невозможно! Хорошо, что вскоре научились делать более безопасные и стойкие цинковые и титановые белила, а свинцовые запретили.

Коварная изумрудно-зелёная

С развитием наук, а особенно химии, искусственные краски становились всё популярней. Они давали более насыщенный цвет и стоили дешевле натуральных. Но был у них один очень большой недостаток – часто они оказывались вредны для человека. Одной из таких коварных красок считалась изумрудно-зелёная, в состав которой входили уксус и… мышьяк. История этой краски очень печальна, поскольку её использование приводило к серьёзным болезням.

Врезка: Мышьяк – серебристый полуметалл, ядовитый.

Изумрудно-зелёную краску даже обвиняют в смерти Наполеона Бонапарта, полководца и французского императора. В доме бывшего императора на острове Святой Елены, где он находился в ссылке, обои были покрашены в популярный в те времена цвет свежей зелени. Во влажных тропических условиях из краски стал активно выделяться мышьяк, и Наполеон отравился его парами. Это всего лишь версия! Но кто знает, возможно, в этом есть и доля правды.

Кровожадные истории: красный сурик, пурпур и кошениль

Однажды в Древней Греции в гавани залива Эгейского моря случился пожар. Как раз в то время на местных складах хранилось много бочек с теми самыми свинцовыми белилами. Под действием огня белая краска превратилась в красную – свинцовый сурик.
Удивительно, но именно производство красных красок связано с самыми кровавыми историями. Взять хотя бы красно-фиолетовый пурпур! Его открытие принадлежало древнему государству Финикия.

Врезка: Само название страны Финикия переводится с греческого как «красный, пурпурный».

Пурпур вырабатывают морские улитки-багрянки, обитающие в Средиземном море. В Финикии ловля и обработка багрянок считалась прибыльным делом, поскольку пурпурная краска была на вес золота. Представь, для производства одного грамма красителя нужно было уничтожить десять тысяч улиток! Не так давно на побережье была обнаружена огромная груда пустых раковин, оставшаяся после извлечения пурпура. Стена отходов размером с два небольших поезда, поставленных друг на друга!
Не удивительно, что пурпур был доступен лишь царским особам. Именно эту краску использовали для окрашивания тоги Римских императоров. Правители городов имели право всего на одну широкую пурпурную полоску на своей одежде.

Врезка: Тога – мужская одежда у древних римлян. Представляла собой кусок материи, который перекидывали через левое плечо и обматывали вокруг тела.

Карминовый красный или кошениль – ещё один пигмент, в производстве которого использовались живые существа. Кошенилью называются также насекомые-червецы, служащие сырьём для этой краски. Изначально добывать краситель из кошенили, обитающей на кактусах, придумали коренные жители Южной и Северной Америки. Пятьсот граммов такого пигмента требовало около миллиона насекомых!

Врезка: Мундиры гвардейцев, охраняющих Букингемский дворец в Англии, всё ещё окрашивают в американский кошениль.


Угольно чёрный

Не всегда художники могли позволить себе большой выбор красок. Порой мастера создавали шедевры, имея под рукой всего несколько цветов. Например, в картинах голландского живописца Франса Халса, жившего в 17 веке, насчитывалось до 40 оттенков одного лишь чёрного!
Основными источниками чёрного цвета в средние века были угли и сажа - её ещё называли «чернила копчёные». Вот как раньше делали угли для рисования. Брали несколько сухих ивовых палочек, заостряли их с обеих сторон, связывали железной проволокой в пучки. Потом наполняли пучками горшок и замазывали его сверху глиной, чтобы не дымил. Ставили горшок в горячую печь на всю ночь, а утром получали новенькие обуглившиеся «карандаши».
Другим важным материалом были чернила. Из чего только их не получали – из сажи, смешенной с чем-нибудь клейким, из черники, из корней растений! Но самый оригинальный способ – из наростов на листьях дуба. Эти наросты в виде орешков образовывались на листьях и ветвях, в которых селилась личинка насекомого орехотворки. Из «орешков» выжимали сок, смешивали с железным купоросом, добавляли клей – вот и готовы стойкие чернила! У этих чернил был один недостаток – написанное или нарисованное можно было увидеть лишь спустя 10 часов, а до этого изображение оставалось бесцветным. Зато потом проявлялся насыщенный чёрный цвет с красивым отблеском!

Индийская жёлтая

А как же жёлтая краска – такая солнечная и жизнерадостная? Есть ли у неё какая-то особенная история?
Конечно же, самым популярным жёлтым пигментом долгое время оставалась охра. Со временем для получения жёлто-оранжевой краски стали использовать цветы шафрана. Знаешь такую пряность, которую мама или бабушка добавляют в бульон, чтобы он стал золотисто-жёлтым? Но самая необычная история у индийской жёлтой краски.
Ещё в 17 веке известные художники Рембрандт и Вермеер привезли из Индии шарики цвета горчицы с серединкой, как яичный желток. Краска была очень яркой и устойчивой к свету, но при этом пахла просто отвратительно. Из-за ужасного запаха люди вскоре перестали покупать нарисованные с её помощью картины.
Так откуда у этой истории такой неприятный запашок? Дело в том, что пигмент получали из мочи коров, которых кормили исключительно листьями манго. У полуголодных бурёнок, сидящих на строгой диете, моча была как раз ярко-жёлтого цвета. Но не волнуйся, в начале 20 века было запрещено жестокое обращение с этими бедными животными, и от данного метода отказались.
Приблизительно тогда же в Италии придумали извлекать жёлтую краску из минералов, добываемых на склонах вулкана Везувий, а в США обнаружили залежи хрома. Эксперименты с этим металлом позволили получить жёлтый хром. Однако вскоре обнаружилось, что со временем краска темнеет, становится коричневой. Тем не менее это не помешало начинающему художнику Ван Гогу стать её поклонником. Именно жёлтым хромом Ван Гог нарисовал свою знаменитую картину «Подсолнухи».

Врезка: Художник жил бедно, и ему даже пришлось использовать полотно «Подсолнухи» в качестве загородки в курятнике. Под воздействием куриного помёта нестойкая хромовая краска не только местами потемнела, но и разрушилась.

Не только пигмент, но и кое-что ещё!

Иными словами, для получения нужного пигмента в ход шли и минералы, и растения, и разная живность, и даже сама земля. Но сухим порошком много не нарисуешь! Ведь краска должна ложиться ровно, не скатываться и не осыпаться, долгое время сохранять свои цвет и яркость.
Первобытные художники для этой цели смешивали пигмент с животными жирами, соком растений и даже собственной слюной. Со временем мастера пытались найти новые способы улучшить свойства красок – добавляли в них то яичный белок, то рисовый отвар, то уксус или растительное масло.
Например, русские умельцы для изготовления красок нередко использовали кислые щи и даже щучью желчь. А в Европе стал популярным способ получения стойких красок с добавлением молочного белка - козеина и яичного белка. Бывало, художники в поисках своего идеального рецепта допускали ошибки. Именно так произошло с Леонардо да Винчи и его известнейшей картиной «Тайная вечеря». К сожалению, полотно стало портиться ещё при жизни своего автора. Это произошло из-за несовместимости красок с добавлением растительных масел и составов на основе яичного белка.
Рецепты красок часто хранили в строжайшей тайне, которую передавали из поколения в поколение.


Врезка: Несколько реальных рецептов красок:
Рецепт синей краски (14 век): для получения синего цвета пигмент ляпис-лазури довести до кипения с квасцами (купоросной глиной) и камедью. Для более тёмного оттенка добавить сажу и цветы василька, смешать с квасцами и вскипятить в моче.

Рецепт коричневой краски: длительное время варить вместе железную стружку, ржавое железо и мягкую смолу.

Рецепт красной краски: отварить морских крабов, очистить от внутренностей, оставив только панцири. Панцири снова прокипятить, растереть в ступке и процедить через ткань. Смешивать с квасцами, пока цвет не станет красным.

Именно благодаря разным дополнительным ингредиентам появились акварель, гуашь, масляные и акриловые краски, пастель и восковые карандаши.

Краски на любой вкус

Акварель – это краски, которые разводятся водой. «Aqua» (аква) на латинском значит «вода». Первые акварельные краски появились в Китае во 2 веке нашей эры. Здесь придумали добавлять в пигмент мёд, глицерин и сахар. Догадываешься, почему некоторые виды акварели до сих пор называют медовыми?
Правда, акварель не годилась для покраски глиняных горшков или стен. Она хорошо ложилась только на бумагу. Не зря бумагу тоже изобрели в Китае!
Гуашь – ещё одна водяная краска, разновидность акварели, но более плотная и матовая. Этого эффекта добивались за счёт добавления к основному пигменту мела или белил.
Масляные краски появились в период Средневековья. Они быстро высыхали и были достаточно стойкими. Их основу составляли растительные масла.
Название «пастель» произошло от итальянского слова «pasta» - тесто или паста. По сути это были цветные мелки из красящего порошка, мела и смолы акации. А изобрёл пастель придворный художник Жан Перрель с единственной целью – делать быстрые зарисовки во время военных походов французского короля.
В состав восковых мелков так же входил пигмент и… конечно же, пчелиный воск.
Однако вплоть до 17 века краски нельзя было приобрести в готовом виде в магазине. Художники покупали пигменты и остальные составляющие в аптеках, заказывали из других стран, порой отдавая за них все свои сбережения. Те, кто был победнее, растирали порошки и смешивали ингредиенты самостоятельно. Для известных живописцев краску делали их ученики или подмастерья.
Изготовление красок было делом нудным, долгим и кропотливым. Значит, прежде чем начать рисовать, надо было хорошенько потрудиться. Представь, сколько великих шедевров могло быть создано за это время!
Как хорошо, что люди всё же научились делать искусственные краски, для которых уже не нужны были природные пигменты. Производить такие краски было быстрее и дешевле, а хранились они намного дольше. Художники вздохнули с облегчением!
Появились целые заводы по производству разных видов красок. Голландская фирма «Old Holland Classic Colours», существующая с 1664 году, - самая старая в мире фабрика художественных красок. Они до сих пор производят пигменты по древним рецептам и краски на их основе для работ по восстановлению старинных картин. Ещё одна компания «Winsor&Newton», основанная художником Ньютоном и химиком Винзором, первой стала выпускать акварель в привычных для нас коробочках-кюветах, а чуть позже в жестяных тюбиках. Они же придумали заменить свиные пузыри, в которых до этого продавались масляные краски, на стеклянные шприцы. И пошло-поехало – со временем появились удобные тюбики, баночки, бутылочки с красками всевозможных цветов и оттенков. Их часто раскладывают по коробочкам – тем самым волшебным коробочкам с историями и целыми мирами!
Но не стоит забывать, что краски – это всего лишь инструмент. Старые мастера создавали шедевры, используя порой совершенно ограниченную палитру. Итальянский художник Тициан говорил: «Чтобы стать хорошим живописцем, достаточно иметь всего три краски: белую, красную и чёрную.» Возможно, дело и вовсе не в красках. А в таланте того, кто рисует, и умении видеть все краски мира не глазами, а сердцем.