Пресня (от Волоцкой дороги до Москва-Сити)

Пресненский район Москвы (Пресня) лежит к северо-западу и западу от Кремля. Свое название он получил по имени реки Пресни, которая уже больше ста лет течет в подземном коллекторе. Но с набережной у Новоарбатского моста можно увидеть место, где она впадает в Москву.
Ученые считают, что название Пресня надо понимать как «чистая вода». Сравните со словом пресный. Оно означает «без соли, безвкусный, без добавок». Вот и вода в реке чистая, без «добавок».
Через Пресню уже почти тысячу лет проходит одна из двух старейших дорог Москвы. Она ведет на Волоколамск. И по этой же дороге в старину отправлялись в путь на Великий Новгород. Дорога называлась Волоцкой, потому что в давние времена Волоколамск — место волока на реке Ламе (Волок на Ламе).
Здесь надо пояснить, что такое волок, и почему дорога к нему была важна для города.
Когда-то водные пути использовались не меньше, чем сухопутные. Автомобилей и железнодорожных поездов еще не было. И перевозить грузы по реке под парусом и на веслах было проще, чем по дороге на повозках.
Одна трудность — как построить дорогу, решает человек, а река течет по законам природы, не спрашивая нашего мнения. Поэтому, чтобы проехать из пункта А в пункт Б по водному пути, иногда приходилось перетаскивать суда из одной реки в другую.
Для этого нужны были помощники. Команды работников (артели) перетаскивали суда за плату. Делали это обычно там, где реки протекали близко друг к другу, и тащить было проще.
Такие места назывались волоки (от слова волочить) и были важной частью водных путей. На волоке можно было купить товар у купцов, особенно если караван оставался там зимовать. Ведь с осени до весны водные пути останавливались. Поэтому к волокам сходились сухопутные дороги, а вокруг вырастали поселки. Многие из них сохранились до наших дней и стали городами, как Волоколамск.
Сейчас на месте Волоцкой дороги в Москве идут Большая и Малая Никитские улицы, улица Красная Пресня, Звенигородское шоссе.

Кто жил на Пресне
Каждый город, каждый район — это сначала его люди и только потом все остальное. На Пресне всегда жили очень разные по достатку и положению в обществе люди. Будто в калейдоскопе их судьбы сближались, отдалялись, переплетались самым причудливым образом. Среди местных жителей было так много выдающихся и талантливых, что всех и не перечислить. Но о некоторых нужно обязательно написать хоть пару строк.

В 14 веке в урочище Три горы (Трехгорное) размещался двор князя Владимира Андреевича Храброго — участника Куликовской битвы, внука Великого князя Московского Ивана I Калиты. Тогда уже на реке Пресне были устроены плотины, и стояла мельница. А в образовавшихся прудах разводили рыбу.

В конце 17 века царь Федор Алексеевич устроил свою резиденцию в селе Воскресенское недалеко от села Кудрино (сейчас там Кудринская площадь и Кудринский переулок).
У Никитских ворот стояли палаты царицы Натальи Кирилловны, чей сын стал императором Петром Великим.
В те времена в округе жили все, кто обслуживал царский двор. Отсюда говорящие названия: Хлебный, Калашный, Скатерный, Столовый, Кисловский переулки, Поварская улица.

На доме по адресу Малая Никитская улица, 13 есть надпись: «Здесь жил Суворов». Великий полководец, не проигравший ни одного сражения, Александр Васильевич Суворов на самом деле мало жил в своем московском доме. Большую часть жизни он провел в военных походах. Но его семья жила здесь. Когда Александра Васильевича не стало, дом несколько раз переходил из рук в руки, горел, перестраивался. Тот ли это теперь дом? Наверное, правильнее говорить: «На этом месте стоял дом Суворова».

Двухэтажный особняк в Вознесенском переулке, 9 принадлежал Петру Андреевичу Вяземскому. Тому самому, которому его друг Александр Сергеевич Пушкин писал: «Ангел мой Вяземский или пряник мой Вяземский, получил я письмо твоей жены и твою приписку, обоих вас благодарю и еду к вам и не доеду».
Пушкин часто бывал у Вяземских. А еще он три раза сватался на Пресне. Первый раз поэт просил руки своей дальней родственницы Софьи Пушкиной. Они познакомились у Василия Петровича Зубкова на Малой Никитской улице. Но Софья Федоровна вышла за другого.
Второй привязанностью Александра Сергеевича на Пресне была Екатерина Ушакова, Поэт часто бывал в доме на улице Заморенова (Средней Пресне), но так и не решился сделать предложение.
Зато Пушкин два раза сватался к Наталье Гончаровой, которая жила с семьей на Большой Никитской улице. Первый раз он получил отказ от ее родителей. А на другой раз свадьба состоялась.

В доме на Большой Грузинской улице, 4/6, с.9 после выхода в отставку в 1859 году поселился Владимир Иванович Даль. Здесь он начал подготовку к публикации «Толкового словаря живого великорусского языка» и «Пословиц русского народа».

На Садовой-Кудринской улице стоит небольшой домик, выделяющийся ярким красным фасадом. В нем с мамой, сестрой и младшим братом три с половиной года жил Антон Павлович Чехов. Отсюда он уехал в путешествие на Сахалин. А на дверях дома осталась табличка «Докторъ А. П. Чеховъ».

Поэт Владимир Маяковский полтора года снимал квартиру на улице Красная Пресня, 36, где жил с мамой и сестрами. Улица тогда называлась Большая Пресня.

В 1921 году в Леонтьевский переулок (дом 6) переехал Константин Сергеевич Станиславский. Там же была устроена его оперная студия.

Новинский бульвар, 25-27 — адрес московского дома-усадьбы Федора Ивановича Шаляпина, где он жил с семьей с 1910 по 1922 год. При доме был большой сад. Любопытно, что такой же адрес (Новинский бульвар, 25) у памятника архитектуры «Дом Наркомфина». Он был построен здесь позже, в 1930 году. И тут же рядом, на Кудринской площади стоит одна из семи знаменитых высоток Москвы.

Кроме того, на Пресне была Новгородская слобода, где селились приезжие из Великого Новгорода, различные ремесленные слободы, купеческие и дворянские дома. С открытием Московского университета в 18 веке, здесь появилось много студентов, которые снимали комнатки и дешевые квартирки в доходных домах. А с 19 века на Пресне стали одно за одним открываться производства: мебельная, лакокрасочная фабрики, котельный, сахарорафинадный, механический заводы. При них выросли рабочие поселки.

Трехгорная мануфактура
В 1799 году купец Василий Прохоров и красильщик Федор Резанов объединили деньги одного и знания другого, взяли в аренду помещения на берегу Москвы-реки и открыли ситценабивную фабрику. Сразу после открытия на Трехгорке только красили ткани, но потом уже и пряли хлопчатобумажную нить, и делали из нее материю.
Ситец — это простая хлопчатобумажная ткань. Набивной ситец — ткань с рисунком. Набивным он называется оттого, что его в прямом смысле набивали на ткань. А делали это так:
Сначала резчик вырезал на доске рисунок. Затем на эту доску наносили краску. Доску прикладывали к ткани и ударяли по ней молотком-киянкой. Снова наносили краску, снова прикладывали, снова ударяли. И так с помощью небольшой доски набивали узор на весь отрез ткани. Если рисунок многоцветный, нужна отдельная доска-штамп на каждый цвет.
При этом рисунок на набивной доске делали с расчетом, чтобы он на ткани ритмически повторялся, но не прерывался. Такие узоры называют бесконечными, а повторяющийся фрагмент, нанесенный на доску, называется раппорт. Наверное, самый простой и часто встречающийся из бесконечных рисунков — всевозможные «в клеточку».
Позже появились печатные машины, в которых раппорт рисунка наносится на цилиндрический вал. Ткань протягивается через печатную машину с большой скоростью. Бесконечный рисунок с каждым оборотом вала повторяется на ткани.
Технологии окрашивания ткани менялись, совершенствовались. Трехгорная мануфактура шла в ногу со временем. В начале 20 века был создан отдел аэрографии. С помощью аэрографа (распылителя) создавались неповторимые мягкие рисунки. Заведовала отделом старшая сестра поэта Владимира Маяковского — Людмила.
При фабрике были открыты школа, библиотека, лечебница, театр. Ткани Трехгорной мануфактуры много раз отмечались золотыми медалями на международных выставках. К концу 20 века на фабрике выпускали 200 миллионов метров ткани в год. Таким количеством можно пять раз обернуть Землю.
С наступлением 21 века производство на Пресне постепенно сворачивалось. И в цехах Трехгорки теперь кафе, магазины и офисы. Что ж. Время не стоит на месте. Все меняется.

Зоопарк
Почти в самом центре Пресненского района расположился Московский зоопарк. В 1864 году стараниями Императорского русского общество акклиматизации животных и растений на Пресненских прудах был открыт зоологический сад. На момент открытия в нем было около 300 животных. Сейчас их уже больше 10 тысяч.
Практически с самого открытия в Московском зоосаде велась научная работа. Например, ученые занимались изучением условий содержания и акклиматизацией тутового шелкопряда. Идея научиться получать сырье для изготовления натурального шелка была заманчивой. Для этих целей на территории были высажены морозоустойчивые тутовые деревья. Ведь гусеницы шелкопряда не соглашались есть другие листья. У энтузиастов были даже кое-какие успехи в шелковом деле.
В 1926 году после открытия дополнительной Новой территории зоосад был переименован в зоопарк. В общем-то, это слова-синонимы, но зоосад больше ассоциируется со зверинцем, где животные сидят в клетках. А зоопарк созвучен с благоустроенным парком, в котором хорошо и животным, и людям.
Животные обитают в свободных вольерах, где есть укромные места, в которых они могут отдыхать от людей. Ведь работать в зоопарке экспонатом трудно. И у всех, кто работает, есть право на отдых.
А для посетителей в зоопарке устроены цветники и живописные дорожки. Пресня вообще исторически славится своими парками и гуляниями.
Современный зоопарк — это полноценный научный центр, который занимается изучением живой природы и сохранением редких животных. При зоопарке есть Клуб юных биологов. В него можно записаться с 11 лет.
На эмблеме Московского зоо изображен дикий кот манул. В переводе с монгольского и киргизского языков манул означает просто «кот». В природе эти небольшие, коренастые, пушистые, скрытные звери обитают в горах и степях Азии. Живут и охотятся они в одиночку. Занесены в Международную Красную книгу. Московский зоопарк выбрал своим символом манула, потому что именно здесь специалистам удалось создать условия для успешного разведения этого дикого кота. Ученые вырастили уже больше ста котят и поделились своим опытом с коллегами в других зоопарках.
Московский зоопарк отметил 150-летие, но продолжает развиваться, улучшать жизнь своих питомцев, радовать посетителей.

Планетарий
Совсем рядом с зоопарком в 1929 году открылся Планетарий. Здесь дети и взрослые могут постигать астрономию — науку о вселенной и небесных телах. И каждый найдет подходящее занятие.
Самое главное в Планетарии — оптический прибор, который установлен в центре Большого звездного зала. С помощью этого аппарата на куполе диаметром 25 метров отображаются звезды, планеты, кометы, северное сияние.
А еще в московском Планетарии можно посетить музей Урании. Он назван так в честь музы — покровительницы астрономии. В его коллекции метеориты, глобусы планет, астрономические инструменты. Здесь же обустроены интерактивное пространство «Лунариум», Парк Неба и обсерватория (сооружение, из которого можно наблюдать за небесными телами в телескоп).
На Пресне есть и еще одна обсерватория — Краснопресненская обсерватория Московского государственного университета. Она примерно в километре от Планетария (Нововаганьковский переулок, 5).
В наше время это уже музей. А когда-то здесь работала Служба времени. Она располагалась в обсерватории, потому что даже самые точные часы ученые сверяют с движением небесных тел. И это была очень важная служба.
В 20 веке, когда еще не было повсеместно интернета, который «знает все», служба точного времени передавала сведения на Кремлевские куранты, вокзалы, телеграф. По понедельникам здесь сверяли часы московские часовщики. Позже сигналы точного времени стали передавать по радио.
Кстати. Ровно напротив Краснопресненской обсерватории на другой стороне улицы находится Гидрометцентр — место, где рождаются прогнозы погоды и один из трех Мировых Метеорологических Центров в системе Всемирной службы погоды.

Консерватория
В 1766 году за сто лет до основания Московской консерватории княгиня Екатерина Романовна Дашкова, которая потом стала директором Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге и соавтором первого толкового словаря русского языка, купила участок для строительства дома на Большой Никитской улице. Много лет спустя, в 1871 году дом арендовала, а после выкупила Московская консерватория. Он был перестроен, так как выяснилось, что помещений для занятий музыкой всем желающим не хватает.
Первым директором консерватории был Николай Григорьевич Рубинштейн — пианист, дирижер, преподаватель. Среди первых профессоров консерватории был Петр Ильич Чайковский. С 1940 года Московская консерватория носит его имя.
В Большом концертном зале установлен орган, которому уже больше ста лет. Этот инструмент изготовил мастер Аристид Кавайе-Коль.
Но самое ценное для любого концертного зала — это его акустика. Как известно, звук — это колебания воздуха, звуковые волны. Эти волны от источника звука распространяются во все стороны, доходят до стен, пола, потолка, отражаются от них, пересекаются между собой, усиливаются и ослабляются. Поэтому в разных местах зала может быть разная слышимость. В зале с хорошей акустикой каждый зритель слышит музыку так, будто на сцене играют лично для него. Большой зал Московской консерватории именно из таких.
Акустические характеристики зависит от правильного расчета и от материалов, которые применяют строители.
Большой зал консерватории, который открылся в 1901 году, как и многие концертные залы того времени, имеет прямоугольную (вытянутую) форму. Специалисты между собой называют такие залы «коробка для обуви».
Пол и потолок в нем сделаны из плотно подогнанных друг к другу хвойных досок, которые закреплены на каркасе с отступом от перекрытий. Также из досок сделаны скругленные переходы от стен к потолку. Стены зала кирпичные. Доски потолка обтянуты льняной тканью, после чего стены и потолок оштукатурены и покрашены. Сцена отделана деревянными панелями. На полу концертного зала уложен дубовый паркет. Под каждым креслом сделаны отверстия для воздухообмена.
По сути концертный зал — это музыкальный инструмент. Особенность его в том, что зрители находятся внутри, а не снаружи. Этот инструмент так же, как скрипка или рояль, требует настройки. При этом приходится учитывать, что акустика в пустом зале и в зале, заполненном публикой, будет разная.
На качество звука влияют даже такие незначительные детали, как занавесы в ложах или ковровые дорожки на полу. Большое значение имеют сиденья, которых в зале установлено много. Мягкая обивка поглощает звук, твердая отражает. Даже пыль, которая неизбежно скапливается на потолке и стенах, меняет акустику зала. Следить за состоянием концертного зала сложно, но эта работа окупается благодарностью слушателей и исполнителей, ценителей музыки.
В залах Московской консерватории превосходная акустика, а среди ее выпускников много выдающихся музыкантов.

Москва-Сити
Наступил 21 век. И на Пресненской набережной Москвы выросли небоскребы. Первой в 2001 году была построена Башня 2000. Она стоит особняком на правом берегу реки и соединена с Москва-Сити мостом Багратион. Следом за ней появились Северная башня, IQ-квартал, Империя, Эволюция, Башня на Набережной, Город Столиц, Евразия, Меркурий Тауэр, Neva Towers, OKO Towers (Северная и Южная), Башни Федерация (Восток и Запад). Самая высокая — Башня Федерация Восток. В ней 374 метра (97 этажей).
Все башни разные, но вместе они выглядят, как дружная компания и образуют островок современной архитектуры, который соседствует со старыми парками, кварталами прошлого века и большим выставочным комплексом «Экспоцентр».

Заключение
Вот такая она, Пресня. Противоречивая, постоянно меняющаяся, живая. Здесь переплелись наука и искусство; парки и деловые кварталы; дома-памятники и самое передовое, что есть в современной архитектуре. В этой книге, конечно же, не поместились подробные рассказы обо всех пресненских достопримечательностях. Здесь лишь некоторые адреса, зарисовки, любопытные факты. Приходите на Пресню, вы сами все увидите.