Цирк

Когда появился цирк? Кажется, он был всегда. По крайней мере с тех пор, как у первобытного человека появилось немного свободного времени и чувство юмора. Судя по всему, именно тогда люди стали развлекать друг друга всевозможными трюками и веселиться.
Конечно, в давние времена эти развлечения еще не назывались цирком. Но доподлинно известно, что 5 тысяч лет назад в Древней Греции были популярны мимы — веселые представления актеров для простого народа. В них высмеивали глупость, трусость, хвастовство. 4,5 тысячи лет назад в Древнем Египте можно было встретить акробатов и жонглеров. Исполнители показывали мастерство публике в Древнем Риме, Древней Индии, Древнем Китае.
А помните бременских музыкантов? Осла, пса, кота и петуха, которые шли в город давать представления на улицах, а по дороге победили разбойников, построив живую пирамиду, как это делают акробаты? Вот это они — предшественники современных цирковых артистов. В средние века их называли: буффон, мим, шпильман, скоморох, менестрель. Им давали еще много других имен — в каждой местности было свое название. Ловкие и талантливые неугомонные люди были всегда и везде. Часто они переезжали из города в город и даже из страны в страну. Ведь цирковое выступление не требует перевода. А смех объединяет. Поговаривают, Земля имеет форму цирка — такая же круглая.
___________________________
(Поясняющая заметка на полях.)
Слово «цирк» происходит от латинского circus, что означает «круг».
___________________________
Почти во всех цирках мира артисты выступают на круглом манеже диаметром 13 метров. Часто пишут: около 13 метров. Это оттого, что первые такие манежи появились в 18 веке в Англии, где мерой длины был фут (0,3048 метра). И диаметр круга был 42 фута — это почти 13 метров. Цирковой манеж окружен барьером полметра высотой и полметра шириной. Площадка засыпана опилками с глиной или специальным резиновым составом и накрыта ковром.
Итак, зрители заняли места. Представление начинается!
На манеж выходит шпрехшталмейстер и командует: «Парад-алле!»
Играет оркестр: «Тум тум ту-ру-ру-ру-ру тум ту-рум!» Торжественно выходят все артисты. Посмотрим-ка кто есть кто.
___________________________
(Поясняющая заметка.)
Шпрехшталмейстером в цирке называют того, кто объявляет номера. Раньше это часто был сам директор цирка. Теперь — инспектор манежа, который следит за порядком и руководит всеми вспомогательными работами во время представления.
___________________________
___________________________
(Поясняющая заметка.)
Марш, без которого мы не представляем себе цирк, написал композитор Юлиус Фучик в самом конце 19 века. Автор назвал его «Выход гладиаторов» А в цирк марш попал уже под названием «Гром и молнии» в начале 20 века.
___________________________

Дрессировщики
Какой же цирк без животных? Лошади, слоны, собаки, тигры, обезьяны, медведи, еноты, попугаи (всех не перечислить). Стараниями дрессировщиков они становятся настоящими артистами.
Чтобы работать с животными обязательно нужно иметь терпение. Ведь приходится много раз повторять хвостатому или пернатому «меньшему брату», что и как делать на манеже. Дрессировщик объясняет, подопечный старается понять, предлагает то, что уже умеет. Одно, другое. Но нет, все не то... И вдруг оно! Случилось! Понимание. Большая радость для обоих.
Но и терпения мало. Нужны знания. Хорошему дрессировщику интересно про его животных все. Он изучает их повадки и способности. Дрессировщик находит для питомцев такие трюки, которые получатся у них лучше всего. Для этого надо использовать природные склонности. Например, еноты легко обучаются стирать тряпочки, а козлы, прирожденные скалолазы, отлично держат равновесие на канате.
Если дрессировщик сделал правильный выбор, и его животные с удовольствием работают на манеже, им удается порадовать зрителя ярким номером.
Как известно, у тех, кто трудится, есть не только обязанности, но и права. В наше время все больше внимания уделяется тому, чтобы животные находились в хороших условиях, чтобы нагрузка была для них посильной, чтобы они хорошо питались и имели время на отдых. Создать условия для подопечных — это тоже забота дрессировщика.
Заниматься дрессировкой можно и с домашним питомцем, даже с морской свинкой или канарейкой. Но надо помнить, что главное не трюки, а благополучие животного. И это уже не поиграть пять минут под настроение, это ответственность.
___________________________
(Поясняющая заметка.)
Трюк — это ловкий прием, вызывающий у зрителей удивление и восхищение. Из трюков состоит номер. Из номеров представление.
___________________________

Акробаты и гимнасты
Сила, гибкость, ловкость, выносливость! Порой на выступлениях акробатов зрители не верят своим глазам. Неужели люди так могут?
В прыжковой и партерной акробатике артисты показывают сальто, стойки на руках и голове, строят пирамиды (это называется живая архитектура). В силовой акробатике атлеты играют гирями и штангами, держат помосты с несколькими людьми на них. Воздушные акробаты выполняют трюки под куполом цирка. В пластической акробатике исполнители проявляют чудеса гибкости.
Четкость и координация движений достигаются упорным трудом на тренировках. Сложные и эффектные акробатические трюки состоят из простых элементов, которые начинающие акробаты тренируют по отдельности. Многие из них имеют забавные названия: флик-фляк, лягскач, фордершпрунг, стрекосат.
Эти слова происходят из разных языков, потому что, как мы помним, цирковые артисты есть везде. Вот и названия элементов закрепились на языке самых искусных их исполнителей.
Не каждый может летать под куполом цирка, но каждый может учиться управлять своим телом. Ведь даже самые известные мастера когда-то начинали с самых простых упражнений.
___________________________
(Поясняющая заметка.)
Флик-фляк — переворот назад на руки и снова на ноги.
___________________________
___________________________
(Поясняющая заметка.)
Фордершпрунг — переворот вперед на руки и снова на ноги.
___________________________
___________________________
(Поясняющая заметка.)
Лягскач — подъем прыжком из положения лежа на спине.
___________________________
___________________________
(Поясняющая заметка.)
Стрекосат — сальто назад, начинающееся с маха ноги.
___________________________

Эквилибристы
Эквилибристы удивляют зрителей умением держать равновесие. В цирке можно увидеть канатоходцев, которые выполняют трюки на высоком, низком или наклонном канате. Трос может быть туго натянутым или провисшим и качающимся.
Не уступают в ловкости канатоходцам артисты, балансирующие на лестнице или на шаре. А еще эквилибристы часто используют доску, под которую подкладывают катушку. Самые умелые кладут несколько катушек одну на другую. Получается о-очень неустойчивая конструкция.
Эквилибристы умеют держать в равновесии не только себя. Представьте артиста, удерживающего на открытой ладони шест, на верхушке которого стоят сложные пирамиды из хрупких предметов. С этим шестом он может подниматься по лестнице и идти по канату.
Интересно смотреть, как эквилибристы используют в своих выступлениях привычные нам предметы: стулья, чашки, тарелки, даже самовары. Можно попробовать и самому. Главное, для начала не брать любимую мамину чашку. Тренируйтесь с чем-нибудь небьющимся — научитесь держать в равновесии карандаш или мяч. А вот когда научитесь... Впрочем, и тогда лучше придумать трюк без любимой маминой чашки. Просто чтобы мама не переживала.

Жонглеры
Если яблоко подбросить и не поймать, оно упадет. Это еще до Ньютона все знали. Потом Ньютон объяснил, что дело в гравитации. Жонглеры подбрасывают и ловят одновременно несколько предметов. Можно сказать, что они соревнуются с притяжением Земли.
С давних времен жонглировали мячиками и горящими факелами. Потом добавились кольца, булавы. Вообще, можно использовать то, что нравится, ограничений нет. Жонглируют соло или несколько человек, перебрасывая предметы между собой.
Самые распространенные способы жонглирования — «каскад» и «по кругу». Чтобы получился каскад, предметы подбрасывают обеими руками поочередно на одинаковую высоту. При этом мячик, подброшенный правой рукой, ловят левой, и наоборот. При жонглировании по кругу одной рукой подбрасывают предметы высоко, а вторая только перебрасывает их в первую.
На словах описывать схемы не слишком удобно и не всегда понятно. Между тем, энтузиасты во всем мире придумывают и разучивают много новых комбинаций. Для того, чтобы обмениваться информацией, жонглеры используют специальную запись. Они кодируют последовательность действий.
Чтобы научиться жонглировать, надо взять три яблока или, лучше, три одинаковых мячика и учиться подбрасывать-ловить их. Можно сначала тренироваться с одним или двумя, постепенно усложняя задачу. Важно заниматься каждый день. Хотя бы две-три минуты. Вы сами не заметите, как станете ловче.

Фокусники
Для того чтобы зрители увидели магию, используют манипуляции и иллюзию. Манипуляции — это ловкость рук. А иллюзия — это умение показать то, чего нет, или скрыть то, что есть.
Публика видит, как кролик появляется из пустой шляпы, монетка исчезает в руке, голубь из запертой клетки перемещается под купол цирка, человек проходит сквозь зеркало или свободно парит в воздухе. (Жонглеры говорили про гравитацию? Нет, мы не слышали.)
У иллюзиониста, как правило, есть ассистент. На выступлении он (или она) выглядит как простой помощник. Кажется, любой зритель справился бы. Но это заблуждение. Ассистент иллюзиониста — профессионал. Он отвлекает внимание, незаметно передает предметы, прячется в очень маленький ящик, все делает быстро и в нужный момент.
Фокусники используют потайные карманы и крепления для предметов в одежде или на мебели. Они придумывают вещи, максимально далекие от привычных, каждодневных, но маскируют их под привычные. И тогда зрители удивляются. А это и есть смысл фокусов.
Например, в туристических городах на улицах можно встретить артистов, которые неподвижно парят над ковриком (левитируют). И только конец шарфа опускается до земли. Или посох. Или еще какая-нибудь ничем не примечательная вещь. Именно через нее и проходит от площадки-коврика вверх прочный каркас, который удерживает артиста.
Иллюзия левитации — одна из самых удивительных иллюзий. В цирковой программе это сложный, требующий серьезной подготовки трюк. Но можно потренироваться и показывать дома товарищам шутливую левитацию Балдуччи.

Клоуны
«Весь вечер на манеже!..» — объявляет шпрехшталмейстер, и клоун смешно раскланивается перед публикой. Клоуны отвечают в цирке за веселье и смех. Они исполняют буффонады — выглядят странно и нелепо, двигаются неуклюже, отвечают невпопад. Потом устраивают фарс — скандалят и ссорятся по пустякам.
А потом рыжий по-детски наивный простак внезапно оказывается умнее слишком серьезного и надменного белого клоуна. Так повелось издавна — в споре белого и рыжего жадность, трусость, напыщенность проигрывают здравому смыслу и оптимизму.
В своих выступлениях клоуны часто используют приемы эксцентрики — ведут себя странно и нелогично. На самом деле они так дают нам возможность хотя бы ненадолго вырваться из будней привычного мира, где каждый день одно и то же. Если бы Солнце было клоуном-эксцентриком, оно иногда всходило бы на западе. Просто так. Чтобы мы могли отдохнуть от одинаковых дней.
Хорошим клоуном стать сложно. Мало научиться выполнять смешные трюки, надо еще любить и понимать людей, чтобы удивлять их и настраивать на доброту.
С людьми все непросто, а некоторые приемы эксцентрики доступны всем. Например, музыка на посуде. Наливаем в стакан компот или воду и аккуратно постукиваем по краю карандашом. Потом отпиваем и снова постукиваем — звук будет другой. Из нескольких стаканов и чашек можно собрать музыкальный инструмент, похожий на ксилофон, и играть «Чижика-пыжика».

Мы присмотрелись к некоторым цирковым жанрам. Но в цирке нет границ в профессиях. Жонглеры делают сальто-мортале и ходят по канату, дрессировщики шутят, акробаты выступают на лошадях, фокусники жонглируют, а многие клоуны умеют делать все перечисленное. Иногда они выступают с пародиями — смешным подражанием предыдущему артисту. Все участники представления в цирке делятся со зрителями своим мастерством и талантом, делая мир ярче.

Аппаратура, или Знание — сила
«Антракт!» — командует шпрехшталмейстер.
Мороженое, леденцы, воздушные шары. Пока зрители стоят в очереди в буфет или прогуливаются неподалеку, униформисты собирают и устанавливают аппаратуру, которая понадобится артистам во втором отделении.
___________________________
(Поясняющая заметка.)
Униформисты — рабочие манежа. Слово «униформисты» буквально означает «люди в одинаковой одежде».
___________________________
___________________________
(Поясняющая заметка.)
Аппаратура — приспособления и механизмы.
___________________________
Аппаратура — отдельная важная часть цирка. И она должна быть надежной: механизмы должны срабатывать безотказно, тросы должны гарантированно выдерживать нагрузку, крепления должны быть прочными. От качества аппаратуры зависит здоровье артистов. Посмотрим, какая же бывает аппаратура.
Начнем с того, что не все цирки имеют свое здание. Как в давние времена, странствующие артисты переезжают из города в город. Их дом — фургон на колесах. А для выступлений устанавливают шапито. Оно похоже на гигантскую туристическую палатку — каркас, на который натянут брезентовый или клеенчатый тент. Чтобы установить шапито, нужен человек, который знает, как это правильно сделать. В каждом передвижном цирке есть такой. Его называют шапитмейстер.
А цирки, которые располагаются в постоянном здании, кроме привычного манежа могут иметь водный, ледовый, роликовый манеж. Когда-то в одном из цирков создали танцевальный номер на металлическом манеже. На костюмах артистов загорались разноцветные фонарики в такт тому, как они наступали на пол специальными набойками на обуви.
Часть аппаратуры подвешивают под куполом цирка. Это трапеции, мостики, подвесные шесты, полотна. Другое оборудование закрепляется на манеже растяжками. Так устанавливают турники, брусья, площадки для канатоходцев и воздушных гимнастов.
В современной цирковой аппаратуре используется много моторов и лебедок. Например, раньше конец лонжи, перекинутой через ролик под куполом, всегда держал униформист. Теперь лонжу можно крепить к специальному устройству наверху. Или вот сетку вокруг манежа перед выступлением хищников раньше натягивали вручную. А теперь это можно делать электрической лебедкой. Что уж говорить про смену манежа на водный: тут надо задействовать мощные подъемные устройства и насосы. Чтобы создавать и обслуживать цирковое оборудование, требуются технические навыки.
___________________________
(Поясняющая заметка.)
Лонжа — страховочный трос, который крепится к поясу артиста, чтобы защитить его от падения.
___________________________
___________________________
(Поясняющая заметка.)
Трапециями называют перекладины, подвешенные на тросах к штамборту (неподвижно закрепленной перекладине). Воздушные гимнасты выполняют на них различные трюки.
___________________________
___________________________
(Поясняющая заметка.)
Лебедка — приспособление для перемещения груза: барабан, на который наматывается трос с грузом на конце.
___________________________
Нередко артисты обладают инженерными знаниями и сами конструируют аппаратуру для своих номеров. Ведь в этой работе нужны не только знание физики и точные расчеты. Важно, чтобы аппарат был удобным для исполнителя, а его внешний вид соответствовал задумке номера.
Некоторые дерзкие, головокружительные, умопомрачительные номера целиком зависят от аппаратуры. Представьте:
Шпрехшталмейстер торжественно объявляет: «Сенсация! Только у нас!»
Оркестр остановил музыку, зрители затаили дыхание.
Барабанная дробь.
Пуаза...
Артист размеренным шагом поднимается по ступенькам и решительно садится в аппарат совершенно инопланетного вида. Секунда, и челнок съезжает по наклонному желобу с трамплином в конце, переворачивается в полете, описывая круг, и приземляется в другой желоб, продолжая движение.
Дым, шум, бенгальские огни!
Аплодисменты! Крики «Браво!» Победный марш!
Артист выходит из аппарата и раскланивается.
Этот трюк совершенно невозможен без точного расчета. Наклон желоба должен быть такой, чтобы челнок набрал нужную скорость. Трамплин должен обеспечить переворот. А принимающий желоб должен располагаться точно в месте приземления. При этом задача исполнителя трюка — не мешать работе аппаратуры.
А фокусники? Они искусно используют законы физики для создания оптических иллюзий, например. Грамотно установленные зеркала, и зритель думает, что под столом ничего нет. А на самом деле там большой ящик с реквизитом. В том-то и фокус.
Часто в цирковых номерах совмещают мастерство исполнителя и знание. Мотоциклисты ездят по стенам внутри гигантских бочек и сфер, используя центробежные силы. Канатоходцы берут длинный шест, чтобы поддерживать равновесие с помощью плеча рычага.
Жонглеры применяют математические расчеты, чтобы составлять все новые схемы игры предметами в воздухе.
Иногда в цирке исполняют номера, на первый взгляд, противоречащие законам природы. Представьте: большой шар сам катится по специальной дорожке вверх на несколько метров. Зрители удивлены и гадают, как такое возможно. Наконец шар останавливается и раскрывается. Из него выходит человек, который все это время шел внутри шара. Смещая центр тяжести, он побуждал шар катиться. Вот такая игра с нашими привычными взглядами на то, как устроен мир.

Режиссер, композитор, художник...
Чтобы каждое представление было незабываемым событием, в цирке трудятся не только артисты.
Люди ходят в цирк за эмоциями. В цирке можно любоваться красотой и замирать от волнения, а потом испытывать восторг и радость. И удивляться, удивляться! Чтобы зрители могли раскачиваться на этих волнах в море эмоций, режиссер представления выстраивает ритм, заботится о равновесии. За головокружительным выступлением воздушных гимнастов, которое держит зал в напряжении, выходит беззаботный клоун или ученые мартышки. А за ними жонглеры.
У циркового представления часто бывает сюжет, как в театральных постановках. Такой спектакль в цирке называется пантомима. От театра его отличает особый язык: в цирке главное выразительное средство — трюк. А еще зрители располагаются вокруг сцены-манежа, но никто из них не должен смотреть на представление «со спины». Режиссер учитывает эти особенности.
Чтобы выступление не было простым набором трюков, артисты занимаются с хореографами и балетмейстерами, которые помогают построить движение в номере.
Композиторы пишут музыку для цирка. Звукорежиссеры создают звуковой рисунок представления. Артисты в цирке чаще всего молчат. За них говорит музыка. Руководитель оркестра и звукорежиссер внимательно следят за происходящим на манеже. Музыкальные акценты должны быть расставлены вовремя.
Художники отвечают за цвет и свет. Декорации, костюмы, оформление аппаратов — все это помогает создавать образ на манеже. Бутафоры и костюмеры следят за исправностью реквизита и опрятностью костюмов. Осветители рисуют светом настроение, маскируют страховочные приспособления, подыгрывают клоунам. Они могут создать сумерки, рассвет, яркий солнечный день.
Пиротехники обеспечивают шум, дым, фейерверки, но так, чтобы это было безопасно.
Инженеры проектируют аппараты по заказу и в соавторстве с артистами.
И ни один цирк не может обойтись без команды униформистов во главе с инспектором манежа.
Чтобы представление состоялось, нужна слаженная работа большой команды. А ведь существуют цирки, где представление идет одновременно на нескольких манежах.
Представьте себе площадку с четверть футбольного поля, окруженную трибунами. На площадке барьерами отгорожено три цирковых манежа. На первом показывают свое мастерство наездники, на втором выступает группа жонглеров, на третьем — дрессированный слон. Под куполом воздушные гимнасты и канатоходцы, а вокруг манежей ездят эквилибристы на моноциклах. Вихрь, калейдоскоп событий. Представляете, как много работы там у всех от режиссера до униформистов?
___________________________
(Поясняющая заметка.)
Моноцикл — велосипед с одним колесом.
___________________________

Что такое цирк? Спорт? Нет. Никто, кроме зрителей не оценивает выступление, не фиксирует рекорды. Существуют, конечно, профессиональные фестивали и конкурсы, на которых выбирают лучшего. Но артисты цирка на манеже не соревнуются, а создают образ.
Значит, цирк — это театр? Тоже нет. В цирке артист представляет самого себя, не играет ничью роль.
Расскажу историю. Маленький передвижной цирк в составе силача и его помощника разъезжал с выступлениями по сельским клубам. Весь «цирк» помещался в легковую машину. Однажды, переезжая ручей вброд, они застряли. Силач вышел из машины и, даже не выгружая из багажника гири, приподнял и переставил заднюю часть авто. Силач — он силач и на манеже, и в жизни.
Что ж. Заглянем, пожалуй, в словарь. И прочитаем там: Цирк — вид искусства. И точно! Цирк — искусство вызывать эмоции: удивление, волнение, восторг, смех. А еще цирк — искусство создавать настроение.
Вот и подошло к концу наше представление. В конце артисты часто устраивают шаривари: на манеже снова все участники. Акробаты, лошади, жонглеры, клоуны! Шум, гам, суматоха, трюки, шутки!
Цирк ведет свою родословную от русских балаганов, британских конных шоу, французских уличных жонглеров, индийских факиров, китайских акробатов. Он пестрый, как платок цыганки, кочующей по степи в кибитке; яркий и блестящий, как леденец, который продают в антракте; удивительный, как подарок, который получаешь от друзей просто так, без повода; и дерзкий, как мечта. Одним словом — праздник! Спасибо всем, кто нам его дарит!