Раз – стекляшка, два – стекляшка

Наверняка, ты обращал внимание на окна, в которых стёкла не обычные, прозрачные, а сложенные из цветных стёклышек. Это витраж. Витраж не просто пропускает солнечный свет. Луч солнца, проходя сквозь цветное стекло, как через сито, разбивается на спектральные оттенки. В результате зритель видит яркие, насыщенные тона. А ещё на полу и на стенах от этого образуются цветные пятна. Фантастически красиво! Посмотришь, и настроение в мрачный, пасмурный день улучшится.

Да, витраж одинаково хорошо смотрится и снаружи, и изнутри. Это люди сразу поняли. Однако, раньше украшать витражами свой собственный дом могли себе позволить только обеспеченные семьи. Простые люди могли любоваться витражами в соборах. Во времена Средневековья ещё не существовало электрических лампочек. Освещение комнат свечами и лампадами было довольно тусклым. Да и затратным. И когда человек входил в огромное помещение собора, он был просто сражён красотой цветных лучей, заливающих пол. Неземная атмосфера, созданная с помощью витража, помогала людям настроиться на молитву.
Сейчас вещи, выполненные в витражной технике, можно встретить вез-де. Умельцы не только украшают окна и проёмы, но и создают посуду, люстры, броши и подсвечники, подвески в виде птиц и цветов, шкатулки, ёлочные игрушки, панно, рамки для фотографий и картин, памятные магнитики на холодильник и даже портреты. Ты хотел бы себе такой? Мы бы не отказались.

Прадедушки и прабабушки обычного стекла
Изначально, ещё до изобретения стекла, витражи делали из бесцветных непрозрачных материалов. Чем только люди не закрывали отверстия окон! И деревянными щитами, которые снимали в тёплое время года, и промаслен-ной бумагой, которая, по видимости, не раскисала от влаги из-за масла. В ход шли растянутые бычьи и рыбьи пузыри, тонкие роговые пластины, холсты и слюда. А в холодных районах окна закрывали даже пластинами изо льда! В общем, всем, что пропускало свет с улицы и при этом сохраняло теп-ло в жилище.

А затем пришло время лунного стекла. Правда, необычное название? Нет, его не привезли с Луны, как ты мог подумать. Лунное стекло появилось до изобретения листового. Как его изготавливали? Сначала мастер-стеклодув выдувал из горячего стекла пузырь с помощью стеклодувной трубки, как мы выдуваем мыльные пузыри через соломинку. Затем насаживал его на железный стержень с противоположной стороны пузыря и вращал, чтобы получился стеклянный диск. Пока стекло не до конца застыло, стеклодув расправлял его на специальной глиняной плите деревянной дощечкой. Стекло выходило волнистым и не очень прозрачным: разглядеть что-то через него было невозможно. Стекло напоминало диск Луны. Именно поэтому и получило такое название. Из лунных дисков – лунул – набирали целые окна, скрепляя их свинцовыми перетяжками или деревянными перегородками.

Вернёмся к цветным витражам. Что же означает слово «витраж»? Оно происходит от латинского слова vitrum (по-русски произносится «витрум») и переводится как «стекло».
Раз так, давай узнаем, как это самое стекло изготавливают?
На стекольном заводе в определённых пропорциях смешивают несколько ингредиентов:
- кварцевый песок (это основной компонент);
- соду (благодаря ей температура плавления снижается в два раза);
- гипс,
- гашёную известь (чтобы стекло больше блестело, было прочнее и «не боялось» воды);
- доломит (делает стекло прочнее и устойчивее к высоким температурам);
- стеклобой или лом стекла (для экономии ресурсов).

На стекольном заводе в плавильной печи из кирпича получившаяся смесь плавится аж при температуре 1500 градусов по Цельсию! На это требуется всего-то нескольких минут. За работой печи следит оператор на мониторах.
Затем расплавленное стекло выливается в ванну с расплавленным оловом. Получается непрерывная лента стекла. Олово придаст стеклу ровную поверхность. Постепенно оно достигает нужной ширины и толщины. Стекло охлаждается примерно до 525 градусов по Цельсию и поднимается на конвейер.
Далее его провозят через туннельную печь для отжига (она называется лер). Там регулируют степень охлаждения. Если пропустить этап отжига, стекло будет разрушаться и трескаться.
На следующем этапе стекло охлаждают мощные вентиляторы. Вж-ж!
В конце компьютер сканирует стекло на наличие повреждений сначала на конвейерной ленте, а потом и в лаборатории. И только потом его нарезают.
Конечно же, для витража нужно цветное стекло. Так как же его красят?

На этапе плавления в него добавляют специальные вещества: оксиды металлов и соли. К примеру, чтобы вышло стекло синего цвета, понадобятся соединения кобальта. Для жёлтого оттенка в него добавляют соли кадмия. Зелёный цвет придаёт стеклу хром. Для получения фиолетового цвета используются соединения марганца.

Но бывает на заводе применяют другую технологию окрашивания стекла: сплавляют прозрачное стекло с цветным, либо с цветной плёнкой из оксида металла. Это не просто! Если ошибиться и подобрать не ту плотность или жёсткость слоёв, стекло может треснуть. Придётся переделывать! Зато при этой технологии красителя уходит значительно меньше, а значит производство удешевляется.

Интересные факты о стекле
• Самые древние находки украшений из стекла, найденные археологами, были созданы около 7000 лет назад.
• Идеальная толщина стёкол не более четырёх миллиметров. Это равняется толщине двух спичек.
• Посуду для химических экспериментов (колбы, пробирки) делают из стекла, потому что большинство едких веществ, например, кислоты не разъедают его. А за счёт того, что стекло прозрачно, химик может наблюдать происходящую на его глазах реакцию веществ.
• Стекло разлагается более тысячи лет. При этом стекло – один из немногих материалов, который возможно переработать на сто процентов. Именно поэтому некоторые компании принимают на переработку использованные стеклянные бутылки. Ведь это выходит значительно дешевле, чем производство новых. А ещё это забота об окружающей среде.
• Ветровое стекло в автомобиле закалённое. Это значит, что при его изготовлении сверху накладывается специальная плёнка. Именно она при аварии не позволяет стеклу разлететься на острые осколки. В таком случае водитель не порежется.
• Мелкие осколки цветного стекла помещают внутрь калейдоскопа, чтобы создавать самые умопомрачительные и неповторимые узоры.

А хочешь узнать, какие необычные витражи существуют в мире?
• Автор из Канады Сара Холл, например, придумала, как совместить витраж и солнечные батареи. Она поместила их между слоями цветного стекла. В результате энергия, которая будет получена, сможет полностью питать собор, и ещё немного останется. А что? И красиво, и практично!
• Изучив научные статьи и фотографии вирусов гриппа, художница Дженни Хэммонд создала витраж с их изображениями. Наверное, любоваться таким витражом будет особенно интересно медикам.
• В Кафедральном Соборе в Вашингтоне (США) вы увидите необычную работу Родни Уинфилда. Тема витража – высадка астронавта на Луну. Если приглядеться, то в центре витража можно увидеть маленький камень с Луны – подарок экипажа космического корабля. Вот это да!
• Однажды в соборе Гроссмюнстер в Швейцарии проходила реставрация. На место утраченных 400 лет назад витражей художник Зигмар Польке придумал вставить в новый витраж не стекло, а тонкие пластины из полудрагоценного камня агата. Вот что значит нестандартный взгляд! Вышло очень необычно!

Итак, мы уже поняли, что витраж собирают из цветных стёклышек. Какие материалы понадобятся витражисту для его создания? Сейчас расскажем!
- перчатки;
- защитные очки;
- кусочки цветного стекла;
- бумага и карандаш для эскиза;
- маркер, чтобы обводить трафареты;
- резак для стекла или стеклорез;
- плоскогубцы;
- шлифовальная машина и карборундовый камень;
- лента из меди;
- флюс или паяльный жир;
- кисточка для флюса;
- паяльник;
- припой;
- тряпочка и воск для полировки;
- моющее средство;
- патина.

Итак, как же изготавливают витраж в технике Тиффани?
1. Сначала делается эскиз* от руки. Изображено может быть всё, что угодно: цветы, орнамент*, сцены из обычной жизни или жизни святых, важные события, связанные с историей города или страны, например, коронация короля. Заодно витражист подбирает кусочки стекла, чтобы они сочетались по гамме.
*Эскиз – это набросок, рисунок, который делает художник, чтобы вы-разить общую идею того, как будет выглядеть будущее произведение. В Средневековье эскиз назывался «Vidimus» (по-русски произносится «видимус) от латинского слова «то, что мы видим». Далее готовый эскиз нужно перевести на стекло. Все детали просто обводятся маркером, линия в линию. Чтобы не запутаться в многочисленных кусочках, как в пазлах, они нумеруются. Стол у мастера с подсветкой: так лучше видно.
3. По намеченным линиям все обведённые детали мастер вырезает по эскизу стеклорезом с алмазной насадкой. Чтобы резать было удобнее, мастер может смазать кончик стеклореза маслом.
4. Потом он обламывает ненужные края плоскогубцами. Так как получившиеся края не идеально ровные, с ненужными зазубринами, их нужно отшлифовать. Делают это с помощью карборундового камня или шлифовальной машины. Так мастер последовательно обрабатывает каждый фрагмент. Если где-то кусочек излишне выступает и выходит за рамки, его шлифуют повторно.
Чтобы крошка не летела, в шлифовальную машину обязательно наливают воду. Перед работой мастер обязательно надевает защитные очки для глаз. Кусочки выкладываются на эскиз и подгоняются друг к другу. В результате нужно получить ровный и шероховатый край. Потом стеклянный кусочек будет легче обмотать медной фольгой. Но это уже следующий этап.
5. Фольгирование. Медная фольга бывает разной ширины. Подложка у неё разного цвета: серебристая, золотистая и чёрная. Мастер выбирает ту, которая больше подходит для его задачи. Фольга имеет клеевую основу, как скотч. Мастер приклеивает фольгу по краю детали и аккуратно загибает края специальным пластмассовым инструментом. Если концы фольги находят друг на друга, то лишний выступающий кусочек обрезается специальным ножом. Это кропотливая работа, требующая большой усидчивости и аккуратности. Ведь в случае изготовления больших витражей этот этап порой занимает ни один день. В конце пыль от стекла стирается тряпочкой и обработанный кусочек укладывается на эскиз к "братьям". Таким образом между собой соединятся не стёкла, а медь.
6. Можно переходить к следующему этапу – спаиванию. Однако не всё так просто! Место спайки предварительно смазывают кисточкой с флюсом, или паяльным жиром. Зачем? Медь имеет свойство очень быстро окисляться, то есть она покрывается оксидной плёнкой. Она не даст металлам сцепиться. А когда слой жира перекроет доступ кислорода к меди, спаять детали будет легко.
Важный момент: между отдельными кусочками стекла должно быть оставаться крохотное расстояние – не больше полмиллиметра-одного миллиметра, потому что туда должен будет попасть припой. Это такой материал, который нагревают с помощью паяльника. От высокой температуры он становится жидким, затекает в щель между стёклышками и, застывая, спаивает их. Витраж спаивают сначала в ключевых точках – стыках. Это делают, чтобы в процессе работы витраж был надёжно скреплён. Долго водить паяльником по одному месту нельзя: иначе фольга отклеится, а стекло может треснуть. Поэтому это нужно делать быстро. Потом витраж переворачивается, и процедура повторяется с изнаночной стороны.
Секрет: чтобы перед пайкой витраж не разъехался, его кладут на пенопласт. По краям втыкают гвоздики – эдакий заборчик! С этим справится даже ребёнок – в мягкую поверхность гвозди входят легко.
Важно! Паять лучше на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении, потому что пары припоя не полезны для здоровья.
7. Витраж спаян! Теперь его следует отмыть при помощи обычного моющего средства для посуды и тщательно вытереть.
8. Далее швы патинируют, то есть покрывают патиной и дают «отлежаться» витражу примерно полчаса. Это делается для эффекта состаривания. Далее витраж опять отправляют на водные процедуры: его снова моют и вытирают. Красота!
9. И, наконец, мы подходим к последнему этапу. Витраж покрывают антиоксидантом. Он содержит воск, который предохранит патину от разрушения.
Витраж готов! Можно любоваться!

Кстати, название данной техники витража дано по имени его создателя – Луиса Комфорта Тиффани, знаменитого американского художника, ювелира и мастера декоративно-прикладного искусства. Его техника позволила делать витражи с более утончёнными и изящными деталями, а сами изделия делать не плоскими, как их предшественники, а трёхмерными, то есть объёмными. Ламповые абажуры Тиффани известны по всему миру. Один из них украшен распустившимися водяными лилиями. Говорят, что на его создание дизайнера вдохновил вид на пруд с этими цветами в его загородном доме.
Абажуры в технике Тиффани украшены как цветочными мотивами (глицинии, розы, пионы), так и животными мотивами (стрекозы, перо павлина, летучие мыши, паук и даже наутилус).

Итак, мы познакомились с технологией создания витража в технике Тиффани. Но современных видов витражей гораздо больше. Посмотри, насколько они разнообразны!

Классический или как его ещё называют наборный витраж – самый древний по технике исполнения. Он составляется из цветных стёкол, скреплённых оправой и запаянных в стыках. Раньше мастера для скрепления деталей использовали исключительно свинец. Такие витражи достаточно тяжелы. Чтобы крупная картина была более прочной, её делили на несколько отдельных секций. Со временем техника исполнения наборного витража совершенствовалась, мастера экспериментировали. В результате они добавили в работу в качестве металлических протяжек медь, латунь и алюминий.

Пескоструйный витраж создаётся с помощью пескоструйной установки. Под давлением сжатого воздуха специальный песок из шланга наносят на стекло, из-за чего оно становится матовым. В то же самое время другая часть стекла, которая не должна быть тронута, закрывается мастикой. В результате после снятия мастики мы видим на прозрачном фоне матовый рисунок только в том месте, которое нужно. Особенность пескоструйных витражей в том, что они чаще выполняются в одном цвете.

При сборке фацетного витража используют стёкла, с которых предварительно сняли фацет. Фацет (от французского слова facette, что переводится как «гранёная поверхность) – это скос по краю драгоценного камня, стекла или зеркала. Его выполняют под разным углом и разной ширины. В результате изделие становится более сверкающим. Сколы на стекле, кромки и грани создают интересный эффект, так как преломляют луч света, как это делают линзы.

Литой витраж сделать непросто, ведь каждое стёклышко выдувается или же отливается вручную! Чтобы скрепить получившиеся детали мастер использует раствор цемента или металлические конструкции (арматуры). Но это того стоит! Витраж получается очень выразительным!

Травлёный витраж изготавливают таким образом: на стекло наносят едкое, агрессивное химическое вещество – плавиковую кислоту. Она разъедает верхний слой стекла, оставляя на нём след, например, шероховатость. Так как вещество очень опасно, мастер надевает защитные средства: резиновые сапоги и перчатки, фартук, очки и даже противогаз!

Как выполняется заливной витраж? На стекло наносят контур задуманного изображения. Затем каждую деталь заливают специальными красками или лаком. Кстати, в магазине с товарами для творчества можно купить пластмассовые заготовки и специальные тюбики с краской, чтобы выполнить заливной витраж вместе с родителями. Попробуй, не пожалеешь!

А вот комбинированные витражи сочетают в себе сразу несколько техник выполнения. Также в них для достижения разных эффектов могут включаться:
— зеркальные вставки;
— кабошоны, это когда стекло похоже на круглую капельку, её поверхность гладкая, без чётких граней.
— эрклёзы – они похожи на глыбу со сколотыми гранями. Попадая в эрклёз, свет искрится.
— узор «Мороз». Он получается, если на заранее зацарапанную поверхность стекла нанести горячий столярный клей или желатин. Клей въедается в шероховатости и когда высыхает, отскакивает, выдирая вслед за собой тонкие пластинки стекла. В результате получается узор, напоминающий морозный.
— бевели (или фацеты) – это огранённые кусочки окрашенного или прозрачного стекла, бывают правильной формы (например, ромб) и неправильной.
Витраж можно собрать ещё одним способом – использовать технику фьюзинг.

Спечной витраж или фьюзинг (от английского слова fuse, что переводится как «спекание, плавка») — это техника, при которой стёкла выкладываются в задуманную композицию и спекаются между собой в печи. Благодаря этому витраж можно сделать многослойным, объёмным, с рельефом. А ещё такому витражу не опасна вода! Почему? Ответ прост: в нём нет швов между элементами.
На прозрачную основу — стекло — выкладывается цветная мозаика. Затем она помещается в печь. Внутри неё температура 800 градусов! Очень жарко! Жарче, чем на планете Меркурий. Из-за высокой температуры верхние кусочки расплавляются и слипаются с нижним слоем.
Бывает, что в данной технике собирают только часть витража. Чтобы он не рассыпался, мастер пропаивает стёкла с обеих сторон.
И, конечно же, как и каждой картине, витражу нужна рама.

Как изготавливают раму для витража?
Раму куют из стальных прутьев. Они толстые — в 12 миллиметров. Это равняется толщине хлебного тоста.
1. Эскиз будущей рамы чертят на столе мелом в натуральную вели-чину.
2. Стальные прутья накаляют в горне*.
3. Затем куют на электрической наковальне**.
4. Используя шаблон, фигурные детали закручивают и выравнивают (ещё говорят «рихтуют») молотом — таким большим орудием, похожим на молоток. Молот весит чуть больше двух килограммов.
5. Кованые части приваривают к раме.
6. Чтобы избавиться от следов варки, швы зачищают угловой шлифовальной машиной, её ещё называют болгаркой.
7. Чтобы пайка выглядела более благородно, её патинируют, то есть покрывают кислотой.
*Горн – это печь для нагрева и выплавки металлов.
**Наковальня – кузнечный инструмент для ковки металла.

А теперь, когда мы немного погрузились в тему витражей, предлагаем познакомиться с историей их возникновения.
Первые витражи производили в Египте со II века до нашей эры, а в Древнем Риме чуть позже – с I века до нашей эры. О них мы знаем благодаря записям, найденным археологами, и по осколкам.
Витражи старше Х века, к сожалению, не сохранились. Самый древний витраж, которые дошёл до нас в целости, считается витраж «Голова Христа». Он создан в XI веке и находится во Франции, в Вейссембургском аббатстве.

В Средние века большая часть людей не умела читать и, соответствен-но, не имело доступа к Священному Писанию. Поэтому витражи в храмах, на которых были изображены сцены из Библии, выполняли роль наглядной про-поведи. Придя помолиться, люди рассматривали и изучали их.

В витражах романской эпохи стоит массивное, неравномерное стекло. В нём мы сможем найти пузырьки воздуха, вкрапления, много неровностей и потёртостей. Эти «дефекты» помогали витражистам усиливать сверкание, управлять тенями, мерцанием и вспышками света. Один из самых известных витражей в мире этого времени – три витража в Шартрском соборе во Франции.

В эпоху готики в соборах и храмах не использовали настенную живопись. Витражи в это время были нужны не только для того, чтобы разнообразить серый интерьер. Но и внести свет в души прихожан. Витражи помещали в окна большого размера. Изображали множество миниатюр, которые объединяли одной темой. Детали – складки одежды и лица – прорисовывали вручную. Примером может служить роспись в церкви Сен-Дени и собор в Шартре (Франция).

Знаменитые витражи эпохи Ренессанса отличаются тем, что изображения на них яркие и объёмные. В то время в моду вошли небольшие медальоны, круглые витражи на цельном стекле, которые расписывали краской с обязательным присутствием жёлтой или серебряной краски. Витражами той эпохи можно полюбоваться, например, во Флорентийском (Италия) или Брюс-сельском соборах (Бельгия).

В Россию западное искусство изготовления витражей пришло в храмы, начиная с середины и по конец XIX века. Мастера перенимали опыт и перерабатывали европейскую моду. По стране строили классы живописи и мастерские. В России одни из самых красивых витражей находятся в церкви Александра Невского в Петергофе, в Исаакиевском соборе и в Русском Географическом обществе.