Транссибирская магистраль: из прошлого в будущее

Транссибирская магистраль: из прошлого в будущее.

— Семь дней в поезде! Так долго! — ворчливо сокрушался я, шлепая по перрону вокзала. — Целая неделя каникул пропала. Ну, самолет же летает до Владивостока! Раз — и у дедушки с бабушкой. Зачем трястись в поезде?!
К дедушке с бабушкой я хотел. И на ночную рыбалку на кальмаров. А еще найти огромный кристалл дальневосточного горного хрусталя. Но вечность в поезде — совсем нет.
Отец месяц назад категорически заявил:
— Едем на поезде!
А, мама, понятное дело, его поддержала, преувеличенно, по-моему мнению, сказав:
— Увидишь нашу страну, Егор.
Маринка — моя младшая сестренка промолчала. Ничего она еще не понимала в свои пять лет с небольшим.
…Мы остановились у шестого вагона. Я продолжал беззвучно, про себя, бурчать. Вчетвером мы устроились во временном жилище (на целую неделю!), в вагонном купе.
На вокзале раздалось: «Скорый поезд Москва — Владивосток отправляется с третьего пути». Поезд тронулся. Я уныло глядел в окошко на скоротечно исчезающую Москву. Мне даже почудился наш дом. Хотя он был совсем в другой стороне от Ярославского вокзала.
— Ну что, ребята! — величественно произнес отец. — Вот и начался наш путь по Транссибирской магистрали. Дорога долгая, не спорю, — он посмотрел на меня понимающе, — но интересная и захватывающая. Даже поучительная. Историю, географию, ботанику, зоологию — все увидите собственными глазами. Познаете, как говорится, на практике. Пассажиры торопятся добраться до своих станций и забывают, что едут они по великой исторической железной дороге. Эх…
Я, глянув (уже не так уныло) в окошко, за которым потянулись золотистые поля вперемешку с сочными лугами, деревеньки с лесными островками, спросил:
— Сибирская магистраль? Почему Сибирская? До Сибири еще ого-го, — по географии у меня была пятерка.
— Транссибирская, сынок, — поправил отец и начал рассказ, который, как впоследствии оказалось, растянулся на все наше путешествие.
…Великий Сибирский путь, дорога к океану, «чугунка» — так ее называли в былые годы. Название «Транссибирская» возникло с подачи англичан. Они перевели «Великий Сибирский путь» как «Trans-Siberian Railway», то есть «Рельсовый путь через Сибирь». Вот так и появился от английского перевода — Транссиб.
До строительства Транссиба был известен один великий путь — Шелковый. После, мир был изумлен новым великим путем — Российским Сибирским.
А началось все в конце 19 века. Тогда, в прошлом, путь из Москвы на Дальний Восток занимал около трех месяцев: на лошадях, телегах, обозах, с переправами через реки. Известный русский писатель Антон Павлович Чехов затратил на путешествие до острова Сахалин 81 день. Он сравнил свой вояж с тяжелой, затяжной болезнью. Настолько поездка по стране в те годы требовала физических затрат от путешественников или простых обывателей: купцов, крестьян, государственных людей.
Российская Империя не то, чтобы была разобщена, но лишена удобного сообщения внутри обширного, обильного дарами государства. В 1890 году, по настоянию царя Александра III, его сын — цесаревич Николай, отправился на восток: в Османскую Империю, Индию, Японию… Замкнулось его восточное путешествие на берегу Японского моря в молодом городе Владивостоке. Там будущий Император Николай II собственноручно произвел закладку первого камня железнодорожного вокзала. Александр III так и объявил своим указом: «Возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешенного к сооружению участка Великого Сибирского рельсового пути».
Справедливо, что главному организатору железнодорожного строительства — Александру III, по окончании возведения рельсового пути, в Иркутске установили памятник. После Революции 1917 года, памятник Императору уничтожили и не только в Иркутске, но и в Москве, Санкт-Петербурге. Но Иркутский монумент был вновь возрожден в 2003 году. Российский Император, как прежде, в шароварах и казацком мундире, отлитых из бронзы, занял свое место на набережной реки Ангары.
Перед строительством Великого Сибирского пути был исследован опыт прокладки Тихоокеанской железной дороги в Канаде. Много полезных достоинств позаимствовано у Североамериканской железной дороги. Учтены и отрицательные моменты. Но размах прокладки рельсового пути в России не мог сравниться с Канадской. Хотя бы потому, что Транссиб длиннее в два раза.
Перед государством стояла задача — объединить Российскую Империю: Уральские горы и Сибирскую тайгу; Волгу и Байкал; города и полустанки; Европу и Азию.
Больше шести дней длится путь. А как иначе?! Транссиб — самая длинная дорога в мире. Она протянулась больше, чем на девять тысяч километров, через восемь часовых поясов. Этот факт отмечен Книгой рекордов Гиннеса. Также как и то достижение Транссиба, что он имеет самое большое количество станций (только городов 87). На неспешных участках дороги можно заметить таблички, разграничивающие области, края, республики России.
Совершенно не случайно, а заслуженно Транссиб получил главные награды Всемирной выставки в столице Франции — Париже. В 1900 году золотые медали получили мост через Енисей, русские паровозы и вагоны. У справочника «Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге» с картами городов и других объектов рельсового пути — «большая» серебряная медаль. Больше подобного рода справочников-путеводителей по Транссибу не издавалось
После той выставки иностранные газетчики назвали Транссиб «Грандиозным продолжением эпохи великих географических открытий».
В наши дни начальная точка Транссиба — Москва. Внимательный путешественник обязательно увидит установленный на столичном Ярославском вокзале «Нулевой километр». На нем с одной стороны обозначено «0 км», а с другой «8298 км». Похожий памятник-знак есть и во Владивостоке. Только с иной цифрой «8288 км», то есть на десять километров меньше. Различие в протяженности на памятниках Транссибу — не ошибка. На московском знаке установлен так называемый тарифный километр. На Дальневосточном — фактическая протяженность исторической дороги.
Но интересно другое. До Октябрьской Революции ни Москва, ни Владивосток не являлись точками отсчета Транссибирской магистрали. Московский вокзал в столице Российской Империи — Санкт-Петербурге считался началом. Окончанием — Порт-Артур на берегу Тихого океана, уступленный противнику после осады в ходе Русско-Японской войны 1904-1905 годов.
Огромных трудов стоила прокладка рельсов сквозь горы, через полноводные реки и резвые речушки.
Транссиб забрался на высоту свыше тысяч метров неподалеку от Яблонового горного хребта в Забайкалье.
На некоторых участках рельсы уходят по крутым спускам. Так, например, на протяжении трех десятков километров Андриановского перевала вблизи озера Байкал вагонный состав, как горнолыжник с трамплина, несется вниз на пятьсот метров.
Экспресс не только мчится по спускам и подъемам, но лихо, разворачивается, будто решив направиться в обратном направлении — к столице. А это всего-навсего Ангосольская петля, на которой поезд, сделав вираж, уходит в тоннель, как, впрочем, и на Артеушинской петле. Участки в виде изгибов строители делали намеренно, обходя труднодоступный рельеф и непроходимые места.
А чего стоят «Транссибовские» тоннели! Самый длинный из них, больше двух километров — Тарманчуканский. Этот тоннель и еще шесть Хинганских тоннелей, проложены в отрогах горного массива — Малого Хинганского хребта на Дальнем Востоке.
Сибирь, испещренная полноводными реками, требовала при прокладке железной дороги мостов. Самый длинный — Амурский или Хабаровский мост. Длина его более двух с половиной километров. Мост имеет любопытную историю.
Намерено или нет, окончание строительства моста, в 1916 году, пришлось на день рождения наследника престола, сына Николая II, Алексея. Потому и был назван в его честь — Алексеевским.
В ходе Гражданской войны, при отступлении воевавших на стороне «красных», у моста были взорваны два пролета. И в дальнейшем для перевозок мост использовался ограниченно из-за отсутствия финансов для его восстановления. Но в 1925 году после ремонта мост вновь открыли.
Со временем, устаревший Амурский мост потерял свою значимость. Он тормозил перевозки грузов и пассажиров. Спустя время, он предстал в другом — современном обличии. Инженерная мысль соединила два берега своенравной реки в виде одновременно железнодорожной и автомобильной магистралей. Изображение моста запечатлено на купюре достоинством в пять тысяч рублей.
Металлические кружева мостов раскинулись по пути Транссиба и через другие значимые реки: Зею, Каму, Иртыш, Енисей, Обь…
Глухие места, участки с вечной мерзлотой, тайга… В пик стройки, на ней трудилось почти девяносто тысяч рабочих.
Надо учитывать, что в конце 19 века производство работ не было столь механизированным и технологичным как сейчас. Тогда применялись простейшие орудия труда: лопаты, топоры, кирки…
Сложные моменты Транссиба связанны и с политическими событиями. Одно из них, когда часть железнодорожного полотна была разбита. Причем пролегал отрезок железной дороги не по территории Российской Империи, а за ее пределами, в Китае. Там, в начале 20 века, произошло восстание. Последствия которого оказались плачевными: разрушен китайский участок Транссиба. Поэтому рельсы от Иркутска до Хабаровска проложили в обход соседнего государства. Девять лет понадобилось строителям, чтобы Кругобайкальская железная дорога опоясала полумесяцем южный берег Байкала и заскользила дальше — на Дальний Восток.
Непросто рождалась Транссибирская магистраль. Всех трудностей ее строительства не перечислить. Но, не смотря ни на что, каждый год появлялись новые шестьсот-семьсот километров железнодорожного полотна. Участок за участком рельсы обживали недоступную, непроходимую территорию нашей страны.
В самом начале двадцатого столетия стало возможным совершить путешествие через всю страну с запада на восток без перекладных, не считая парома через Байкал. Этим воспользовались крестьяне, переселяющиеся на свободные Сибирские земли. А спустя четверть века с начала закладки первого камня вокзала во Владивостоке, в 1916 году, Великий Сибирский путь стал полностью беспрерывным.
К слову, в начале 20 века, чтобы доехать из Москвы до Владивостока, требовалось в два раза больше времени, чем сейчас, то есть двенадцать дней, вместо шести.
Паровозы тогда назывались кораблями. Составы Сибирского экспресса именовались: «Прямое сибирское сообщение» или «Сибирский поезд № 1». В них появилось много новшеств, каких прежде в Российских составах не было, но которые по праву существуют до сих пор. Например, вагоны-рестораны. Или чай, который приносили в купе в стаканах, вставленных в подстаканники. Эти подстаканники и сегодня курсируют вместе с нами в поездах по России. Они, любимые многими, созданы ювелирными мастерами из Владимирской и Костромской губерний.
А вот библиотека, вагон-гостиная с роялем, бильярдом, зал для гимнастики, и даже ванна с горячей водой, пользующиеся популярностью в поездах-кораблях, остались для нас в прошлом.
Позже, в 1966 году, по маршруту «Москва — Владивосток» отправился в путь фирменный поезд «Россия». С годами его внешний вид постоянно преображался. С бордовой, зеленой окрасок вагоны приобрели цвет Российского флага с изображением Герба нашей страны.
По истечении времени, шпалы и рельсы Великого Сибирского пути были заменены на новые. Главным оставалось одно — историческое величие Транссибирской магистрали.
Все труды при строительстве железной дороги окупились сторицей.
Транссибирская магистраль стала главным транспортным путем. Как показало время, она требовалась не только для объединения государства в мирных целях, но и для военных. Трагические дни Великой Отечественной Войны это подтвердили.
С самого начала войны поезда спешили на восток страны, куда эвакуировали жителей с западных областей. В том же направлении перевозили целые промышленные предприятия, учебные заведения, театры, музеи. В Пермь — Ленинградский театр оперы и балета, Ленинградское хореографическое училище; в Новосибирск — больше семидесяти заводов с оборудованием и специалистами; в Омск — Второй Московский медицинский институт, Ленинградское военно-медицинское училище. И, немногие об этом знают даже сейчас, из Мавзолея на Красной площади, в Тюмень, перевезли тело Ленина.
Для скорейшей перевозки эвакуированного населения на территории, не охваченные войной, поезда одновременно шли по всем путям. С востока стремительно уносились на фронт эшелоны с солдатами, танками, орудиями. Такое важное своевременное передвижение Армии помогло одержать победы в обороне Москвы, Сталинградской битве, на Курской дуге.
Транссибирская магистраль — это и экскурсионный маршрут. Туристы могут отправиться на поезде через всю Россию, останавливаясь и знакомясь с главными достопримечательностями славного пути.
Пассажиры попадают под очарование древних русских городов: Ярославля, Костромы, Владимира. На время окунаются в колокольный перезвон православных монастырей, церквей. Чуть погодя в мелодичные песни матушки-Волги. Испытывают волнение от Уральского калейдоскопа. Разгадывают загадки прошлого в степной таинственной Бурятии. Отдыхают в цветущем багульником Забайкалье.
…Под размеренный стук вагонных колес я впервые многое увидел воочию. Вот неподалеку от городка Первоуральска — знак, символизирующий границу Европы и Азии.
После Урала, каменной границы Европейской части России, распахнулись «ворота» в кладовую страны — Сибирь.
Первый сибирский город — Тюмень — нефтяная и газовая столица. Город, с которого давным-давно началось покорение огромной территории за Уралом. В Сибири сосредоточены главные природные богатства России: нефть, газ, лес, уголь, водные ресурсы…
Меняются города, деревушки, а вместе с географическими точками меняется природа. Пестрые луга — березовыми рощами; сиротливые ручейки — полноводными реками; степи — горными хребтами; редкие лесополосы — царственной тайгой.
Тайга! Величественная! На сотни километров! Высоченные сосны, ели зеленой хвоей пронзают небо, казалось, достают до солнечных лучей. Если и существует сказочная Баба-Яга, то живет она именно здесь — в сибирской тайге.
А впереди для многих пассажиров, а для меня, без сомнения, главное чудо Транссиба…
— Подъем! Байкал! — услышал я сквозь некрепкий сон командный голос отца.
Поезд окунулся, нет, не в Байкал, в темноту тоннельных преград. Мы рвались скорее рассмотреть жемчужину. Замелькали редкие деревца. И вот, вот — он — Байкал! Без преувеличения, самое глубокое озеро в мире, самое красивое и чистое. Байкал блистал, притягивал как магнит. Удивительная водная панорама. Далеко-далеко на горизонте темной линией озеро сливалось с белыми шапками горных вершин.
Машинист намеренно (или нет) замедлил ход, чтобы мы насладились захватывающим зрелищем. Было бы здорово выскочить из поезда и зачерпнуть в ладошки Байкальской воды; пробежаться по берегу, нырнуть в озерную прохладу... Но поезд набрал ход, и водное чудо осталось позади.
… Не только природные диковинки являются достопримечательностями Транссиба. Но и творения рук человеческих. На первый взгляд, казалось бы, обыкновенные здания железнодорожных вокзалов: крохотные или величественные, каменные или деревянные, старые или современные. Среди них встречались особенно примечательные.
Неповторимый вокзал на одной из Байкальских станций — Слюданке. Это — единственный вокзал не только в России, но и во всем мире построенный из мрамора. Он, будто, припорошенный зимней метелью, неизменно встречает поезда с 1904 года.
Или Новосибирский вокзал, до войны он был самым большим в стране. Его удалось особенно детально изучить, так как стоянка в Новосибирске длилась целый час.
А вот — скромная железнодорожная станция Половина в Иркутской области. Почему Половина? Потому что стоит она ровно на полпути из Москвы до Владивостока.
Я поспевал, как мог, за одноминутными остановками по ходу движения. Одноминутными, потому что стоянка на них длилась минуту или чуть больше. И названия у «одноминуток» забавные: Свеча, Сковородино, Зима, Петровский Завод…
Поезд «пролетел» мимо Ерофея Павловича. Да, да — поселок-станция в Амурской области назван именем Ерофея Павловича Хабарова — русского землепроходца. Именно с «Ерофея Павловича» начинается Приамурье.
Занимательно, что у каждой из станций: большой торжественной или маленькой уютной — незабываемый колорит, каждая из них по-своему гостеприимна. Байкальские станции встречают свежим омулем; Сибирские славятся кедровыми орешками и белыми грибами; «Золотое кольцо» — народными ремеслами и полями со льном цвета васильков; Урал знаменит «малахитовой шкатулкой» с камнями-самоцветами.
Транссиб потихоньку приближался к Тихому океану, точнее к Японскому морю, на котором нас ждали гавани с кораблями, всплески волн под крик чаек.
Я впечатленный поездкой размышлял о будущем Транссибирской магистрали. Какие будут поезда и пассажиры. Как через много лет Транссиб станет Трансгалактическим. Я вообразил, как рельсы вознесутся в небо, проложив путь между звезд к далеким планетам. А там…
Вьются виноградными гроздьями созвездия: Кассиопея, Большая Медведица, Андромеда. Бусинки звезд, при приближении к ним, увеличиваются и превращаются в огромные шары, опутывая лабиринтами несущийся поезд. Космические коридоры между метеоритами, астероидами, похожими на горы, а некоторые на нашу «земляную» картошку, подходят к концу. Потому что дальше рельсы уходят в прозрачный тоннель, замыкающий четыре кольца вокруг планеты Сатурн.
Будь то инопланетные пассажиры, или пассажиры с Земли — все пьют чай из стаканов в неизменных узорных подстаканниках. А за вагонами мелькают инопланетные дома, похожие на стрелы. Вокруг пузырчатая булькающая неведомая масса. Птицы с крыльями не меньше пяти метров. Ультрафиолетовые карликовые деревца. Кристаллы льда вместо облаков. Гигантские ярко-рыжие водоемы. Водородные ямы. Изумрудный дождь. Чего только не увидишь в необъятном космическом пространстве.
А дальше, куда держит путь поезд, совершая гравитационные виражи? Не важно, на гигантский ли Юпитер, или на Нептун с самыми сильными ветрами на планетах Солнечной системы. Главное в другом. Транссиб будущего, волшебным образом, летящий сквозь световое время, опутывает паутиной недоступную, как когда-то Сибирь, Вселенную.
…На берег бухты Золотой Рог Японского моря прибыл скорый поезд «Москва — Владивосток». Потянуло морской пеной, галькой, рыбой. Такими непохожими запахами на Московские. Другой край — далекий, но мой. Замечательная — бесконечная Россия, навсегда связанная одним канатом — Транссибирской магистралью, протянувшейся из прошлого в настоящее; из настоящего в будущее.
Во Владивостоке я задержался на перроне.
— Потом, — отмахнулся я от дедова приветствия, не успев подумать: не обиделся ли он (ничего, я все объясню позже, сейчас — некогда).
Я оглянулся туда, куда уходили рельсы Великой железной дороги — чуда света, воссозданного руками предков для будущего Российского государства. Я гордился и одновременно сожалел, как еще шесть дней назад категорически возражал против поездки на поезде.
— Оставь, — это отец сказал удивленному дедушке. — Благодаря Транссибу, твой внук познакомился со своей Родиной!