Разноглазый постовой

Современная жизнь дорог немыслима без этого трёхглазого великана. Мы подолгу стояли бы на тротуаре, дожидаясь, когда остановится поток машин. А самые нетерпеливые, рискуя попасть под колёса, перебегали бы улицу где попало. Страшно даже представить, что творилось бы не будь дорожных правил, знаков и, конечно, светофоров!
Светофор придумали, чтобы сделать наши дороги безопасными. Но мало кто догадывается, что были времена, когда его признавали травматичным и даже запрещали!
У современного светофора есть день рождения – 5 августа. И в 2014 году ему исполнилось сто лет! Именно век назад придумали первый электрический светофор.
В переводе с греческого языка светофор – «носитель света». Он регулирует движение с помощью световых сигналов.
О том, кто придумал молчаливого постового, как разобраться в его сигналах и где можно постоять «на красный» в компании Ганса Христиана Андерсена вы и узнаете из этой книги.

ОВОЩНОЙ СВЕТОФОР
Вы думаете, что тыква может превратиться только в карету для Золушки? И глубоко ошибаетесь! Именно из этого овоща был сделан, наверное, самый первый в мире светофор. А произошло это ещё в Древнем Вавилоне.
Правил в те времена царь Хаммурапи (1793-1750г. до н.э.) И этот царь был очень недоволен, что на территории его величественного дворца «припарковано» слишком большое количество колесниц. Выезжать и заезжать на царский двор неудобно. Решил тогда Хаммурапи принять указ, который запрещал колесницам останавливаться перед дворцом и преграждать дорогу к его входу.
Чтобы указ выполнялся в точности, на улице поставили раба. Его смело можно назвать первым регулировщиком движения. В темное время суток на плечи рабу клали коромысло. На концах коромысла висели пустые, без сердцевины тыквы. В полость этих тыкв заливали нефть с минеральными добавками и поджигали. Добавки в разных тыквах отличались, и поэтому в одной тыкве горел зелёный огонь, а во второй – красный.

Конечно, тыквенный светофор был очень далек от современного, но заметьте, цветовая красно-зелёная гамма так и дошла до наших дней.

СВЕТОФОРОФАКТ
В дальнейшем «светофорные» цвета использовались и в Древнем Риме. Там движение регулировали с помощью флажков красных и зелёных цветов.

ПОСПОРИЛИ ДВЕ ЛОШАДИ

Давайте на время перенесёмся в Древний Рим. Что за беспорядок царит на узких, петляющих дорогах Вечного города? На улицах оживлённая толкотня. Повсюду крики и гомон. Стучат молотки медников, охрипшие трактирщики зазывают прохожих, вынося на улицу дымящиеся колбасы в горячих горшках. Тут же, прямо на улице учитель объясняет что-то ученикам. А на перекрестке зеваки собрались вокруг заклинателя змей и шумно восхищаются представлением.
Но вот на перекрёсток выехала громадная телега, гружёная тяжелыми бочками. А навстречу ей колесница. И вышел между возницами спор:
- Я тороплюсь, не загораживай мне дорогу!
- Нет, это ты должен немедленно убрать свою телегу!
- Моя лошадь была здесь первой, значит я и проеду первым! Эти бочки ждёт господин Дариус, и я не могу задерживаться!
- Ещё чего! Эта лошадь возит самого господина Станисласа, и перед ней все должны расступаться! Я не какой-нибудь трусливый раб и сейчас я это докажу!
Возницы ругаются, лошади хрипят, в ход уже кулаки пошли. Но уступать дорогу никто не хочет. Так и до несчастного случая недалеко. А всё потому, что нет закона, определяющего у кого на перекрёстке больше прав.
Так, чтобы навести порядок в городе ещё более 2000 лет назад, при Юлии Цезаре появились первые древнеримские правила дорожного движения.
Первым делом, он запретил всякому конному транспорту въезд в Рим от восхода и до конца «рабочего дня». Исключение сделали только для телег со строительными материалами для храмов и для триумфальных колесниц.
Избавиться от «пробок» помогли улицы с односторонним движением. А для иногородних владельцев телег и колесниц и вовсе существовали суровые законы. Их обязали оставлять экипажи за чертой города, а передвигаться они могли только пешком или, как бы мы сейчас назвали это – на «такси», то есть в наемных повозках.

СВЕТОФОРОФАКТ
В Древнем Риме вместо светофоров действовали специальные скороходы, которых торговая знать и богатые вельможи высылали вперёд – перекрывать на перекрестках движение, обеспечивая своим хозяевам беспрепятственный проезд.

ШАПОЧНЫЙ СВЕТОФОР
Какое отношение к светофору может иметь шапка? Самое простое. Представьте себе, что мы в горах. Перед нами узкая тропа. С одной стороны скала, с другой - пропасть. Страшно? А нам нужно по этой тропе провести лошадь с грузом. Всего-то пройти ничего, полкилометра. Идём мы по тропе, а навстречу нам – другая телега. Тропинка узкая, не разойтись. А развернуться невозможно. И заднего хода у лошади нет. Что делать?
Спасала всех шапка! Кто-то смекалистый придумал такой хитрый способ. Сначала лошадь оставляли на подходе к опасному месту и шли по дороге. Дойдя до конца сложного участка на землю клали шапку и возвращались за своей телегой.
Подошёл встречный обоз к тропе с другой стороны. Видит проводник – шапка лежит. Значит «стоп», красный свет! Вот такой шапочный светофор!
Кстати, сама шапка выбрана неспроста. В давние времена было не принято ходить без головного убора. Шапками своими очень дорожили и просто так без дела на людях не снимали. Поэтому, если шапка перед опасной дорогой лежит – значит путь занят. А платок, рукавицу или ещё какой предмет одежды могли и просто потерять.

ГАЗОВЫЙ СВЕТОФОР
Прародитель современного светофора появился еще в 19 веке. Англичанин Джон Пик Найт, специалист по железнодорожным семафорам изобрёл новый аппарат, который должен был облегчить жизнь пешеходам. Говорят, что он придумал его, когда сам получил травмы попав под конную повозку.
Установили светофор в Лондоне, возле здания Британского Парламента в декабре 1868 года. Укрепили на столбе высотой шесть метров и приставили специального человека.
Светофор управлялся вручную и имел два сигнальных крыла. С помощью ремней полицейский опускал или поднимал крылья прибора.
Крылья подняты горизонтально – «стоп». Опущены под углом в 45 градусов – можно ехать, но только «с осторожностью», потому что идут пешеходы.
Когда темнело включали газовый фонарь для подсветки. В фонаре были зелёные и красные стёкла и его можно было поворачивать.
Вот только любовались таким изобретением англичане меньше месяца. В январе 1869 года один «глаз» фонаря взорвался. Полицейский-регулировщик получил «боевые» ранения. После этого люди наотрез отказывались дежурить возле газового фонаря и специальным указом светофор запретили.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СВЕТОФОРЫ

«Кто придумал светофор, неизвестно до сих пор» - так поётся в одной песне. И правда, на этот вопрос не легко ответить. Претендентов на право изобретения хоть отбавляй.
За точку отсчета в жизни электрического светофора берут дату 5 августа 1914 года. Тогда в городе Кливленде светофорная компания установила систему из четырех электрических светофоров. Они были неуклюжими, имели лишь два глаза – красный и зелёный и издавали звуковые сигналы. Руководил ими полицейский в стеклянной будке. Свисток полицейского заменял тогда жёлтый сигнал.
Сконструировал эту систему инженер Джеймс Хог.
Но ещё до него, первый автоматический прибор изобрёл и запатентовал в 1910 году Эрнст Сиррин из Чикаго. Его сигналы не просвечивались, но надписи были понятны всем: Stop и Proceed.
А в 1912 году молодой детектив из Сол-Лейк-Сити Лестер Вайр придумал свой электрический светофор. Он взял большой деревянный ящик с наклонной крышей. Сделал круглые отверстия, в которые вставил стекла, выкрашенные красной и зеленой краской. Ящик установили на высоком шесте, а внизу находилась специальная тележка с «пультом управления», в которую спускались электрические провода. Но Лестер Вайр по какой-то причине не запатентовал своё изобретение и поэтому в историю вошёл просто как один из изобретателей.
Желтый цвет у светофора появился лишь в 1920 году в Детройте и Нью-Йорке, благодаря Вильяму Поттсу и Джону Ф.Харрису.
В качестве одного из первых изобретателей можно вспомнить и американца Гаррета Моргана. По смешному совпадению, именно 5 августа, только в 1923 году, он получил патент на первый полностью автоматический светофор. Каждый сигнал – красный и зеленый – включался на определенное время. Именно по этому принципу и действуют практически все современные светофоры.
Гаррет Морган хотел равенства для всех водителей, чтобы «очередность проезда перекрестка была независимой от персоны автомобилиста».

СВЕТОФОРОФАКТ:
Раньше в некоторых светофорах верхним был зелёный «глаз», но потом его поменяли местами с красным. И теперь во всём мире сигналы расположены одинаково: вверху—красный, посередине — жёлтый, внизу — зелёный. Единственный город в мире, где зелёный до сих пор вверху — Сиракьюс. Местные ирландцы возмущались, что зелёный цвет (символ Ирландии) находится под красным (символ Англии) и разбивали лампы светофора. В конце концов власти сдались, и «ирландская справедливость» восторжествовала.

НАШИ СВЕТОФОРЫ
В нашей стране первый светофор появился в Ленинграде. Сейчас этот город называется Санкт-Петербург. Случилось это в середине января 1930 года на перекрёстке Невского и Литейного проспектов.
А вот Москве сделали подарок к Новому году, светофор установили 30 декабря 1930 года, на углу улиц Петровка и Кузнецкий мост. Почти на год позже, чем в Ленинграде.
Спустя два года такой же светофор появился в столице на пересечении улиц Кузнецкий мост и Неглинная.
Эти первые светофоры были не обычного вида. Они напоминали будильники. Над перекрёстком вывешивали светофор в виде диска, разделённого на красный, жёлтый и зелёный секторы, по которому равномерно двигалась стрелка. На какой сектор стрелка показывает, тот сигнал светофора и есть.
Работники милиции объясняли горожанам следующие правила:
Время движения стрелки по зелёному сектору диска — «Путь свободен».
Время движения по жёлтым секторам диска — «Внимание, приготовься к смене сигнала».
Время движения стрелки по красному сектору диска — «Путь закрыт».
Позже эти светофоры заменили на привычные для нас. К концу 1933 года, когда работу светофоров признали удачной, решили установить около ста светофоров по всей Москве.
Третьим городом, порадовавшим людей этим новшеством, стал Ростов-на-Дону.

СВЕТОФОРОФАКТ
В те времена, в виде светофоров-будильников были даже ёлочные игрушки. Увидишь сейчас такую и сразу не поймёшь, что это светофор.

КРАСНЫЙ? ЖЁЛТЫЙ? ЗЕЛЁНЫЙ?

Стоит только сказать: красный, желтый, зелёный – как все понимают, что речь идёт о светофоре. А почему не фиолетовый, оранжевый, коричневый, вдруг? Потому, что сложнее выговорить? Конечно, нет!
Цвета для светофора выбраны неспроста. Ведь сигналы должны быть хорошо видны и в ясную погоду, когда ярко светит солнце, и когда льёт дождь, злится пурга или опускается плотный туман.
Всё дело в длине световой волны. Учёные выяснили, что каждый цвет имеет свою цветовую волну. Самая длинная цветовая волна у красного цвета – видимость 10 км, на втором месте зелёный цвет – видимость 5 км, жёлтый свет виден за 3 км. Это означает, что человеческий глаз лучше всего видит именно эти три цвета!
Что мы вспоминаем в связи с красным цветом? Огонь? Пожарную машину? Этот цвет горячий. Опасный. Вот ему и поручили останавливать транспорт и пешеходов.
Желтый цвет яркий, как солнце. Оно может быть ласковым, а может и «ударить», например, тех, кто забывает надеть панамку! Жёлтый предупреждает: “Внимание! Будь осторожен, не торопись!”.
А что бывает зелёного цвета? Трава, лес, луг. А ещё огурец и кузнечик! Всё это вполне безопасно. Этот сигнал даёт дорогу.

СВЕТОФОРОФАКТ:
Японцы называют зелёный сигнал светофора синим. Когда в Японии появились первые уличные светофоры, сигналы в них были красного, желтого и синего цветов. Потом выяснилось, что зеленый гораздо лучше виден на большом расстоянии. Поэтому синие линзы светофоров постепенно заменили на зелёные. Но обычай называть сигнал «синим» остался.

КАК УСТРОЕН СВЕТОФОР?

Все мы знаем, как выглядит светофор. Но это не такая уж простая конструкция, как может показаться.
Светофор состоит из корпуса со светильниками, контроллера дорожной сигнализации, который переключает сигналы и передает информацию на диспетчерский пункт и специальных датчиков движения.
Светофор гораздо больше, чем кажется издалека. Сам корпус по длине немного больше половины роста взрослого человека. Его высота почти один метр. А ширина – тридцать сантиметров.
Лампочки в простых светофорах самые обычные. Их свет усиливается с помощью отражателей, примерно, как в фарах.
Управляет светофором компьютер, который может менять переключение сигналов, учитывая обстановку на дороге. Датчики «замечают» автомобили и выбирают ритм движения.
Для каждого светофора наладчики устанавливают своё время работы, интервалы переключения. Есть светофоры, на которых утром зелёный свет может гореть дольше в одном направлении, а вечером в другом.
В крупных городах светофоры объединяют в целые системы, которые могут создавать такие эффекты, как например «зелёная волна». Если попасть в такую волну и ехать с нужной скоростью, то все светофоры на дороге будут давать зелёный свет и вам не придётся стоять перед переходами и перекрёстками.
Чтобы установить светофор требуется около десяти человек, среди которых монтажники, электрики и другие специалисты, а сама установка занимает до двух недель.

СВЕТОФОРОФАКТ
В 90-х годах 20-го века были созданы светодиоды зеленого цвета и Москва стала первым городом, в котором они стали массово использоваться.

О ЧЁМ ГОВОРИТ СВЕТОФОР
Язык светофора на первый взгляд довольно прост: красный – стой, зелёный иди. Но давайте подойдём к большому перекрёстку.
Сколько здесь светофоров: вон тот, большой, смотрит в сторону и горит красным. Поменьше с двумя фонарями показывает зелёный. На нём ещё человечки нарисованы. А над дорогой висит третий, там рядом с простыми круглыми фонарями непонятные стрелки и крестики. И как тут разобраться что делать, если все светофоры показывают разное?
Спокойствие! Всё не так страшно.
Для начала давайте выясним, что светофоры бывают разные: автомобильные, светофоры для пешеходов, трамвайные, для маршрутного транспорта. Есть даже с загадочным названием – реверсивные светофоры.
Если мы идём пешком, то нас важнее всего пешеходные светофоры. Они обращены к тротуару и стоят возле пешеходных переходов. Чаще всего у них два фонаря: красный и зелёный. Иногда на них нарисованы силуэты людей – на красном стоящий, на зелёном – идущий. Это придумано для того, чтобы дальтоники (те, кто не различают цвета) могли понимать, что показывает светофор.
А ещё пешеходные светофоры часто имеют звуковые сигналы. Это важно, как вы уже, наверное, догадались для слепых пешеходов. Иногда на сигналах стоит таймер отчета времени. Это тоже очень удобно, ведь можно узнать сколько ещё будет гореть сигнал и стоит ли поторопиться.

СВЕТОФОРОФАКТ
В Берлине у светофоров долгое время светился не привычный для нас круглый глаз, а забавный человечек в шляпе. Ему даже имя дали – Ампельман. Когда человечка со светофора убрали, жители Берлина создали настоящий комитет по спасению светофорного человечка. Власти пошли навстречу и Ампельмана вернули. А в Дрездене ему придумали даже подружку - Ампельфрау.

Те, кто едут за рулём машины должны следить за автомобильными светофорами. Поэтому они обращены на дорогу, чтобы их видели водители. Здесь уже немного сложнее.
Зелёный свет этого светофора разрешает двигаться машинам. Но если зеленый свет мигает, то водитель должен быть готов остановиться.
Жёлтый свет - запрещает движение и предупреждает - сейчас загорится красный.
Красный свет, даже мигающий, - строго запрещает движение.
Если красный и жёлтый горят вместе, значит скоро снова жди зелёный.
Дополнительные стрелки на светофорах говорят о том же, что и круглые сигналы. Вот только действуют они лишь в том направлении, на которое они указывают.
Если горит круглый красный и зелёная стрелка «направо» – то ехать можно направо и больше никуда! Все, кому нужно в других направлениях, должны дождаться включения основного зелёного сигнала.
Есть не только трёхцветные светофоры. Для трамваев, автобусов, троллейбусов сделали сигналы с поэтическим названием – «бело-лунные». На этих светофорах четыре «глаза» расположены буквой «Т».
Если включены все четыре бело-лунных фонаря - можно ехать куда угодно. Если нижний сигнал не горит - читаем «кирпич» - въезд на перекрёсток запрещен. Если включены нижний сигнал и один из верхних – можно ехать в указанном направлении.
А что же за зверь такой – реверсивный светофор? Само по себе слово реверс означает возвращение. Есть такие дороги, по которым к примеру, с утра все из дома спешат на работу, а вечером, наоборот. Чтобы не было пробок придумали одну из полос сделать «сменной». Она всегда открыта для той стороны, по которой поток машин больше. А управляется движение реверсивным светофором. Если мы видим красную букву Х – то ехать по полосе нельзя, а если с нашей стороны зелёная стрелка – путь открыт.

ГДЕ МОЖНО ВСТРЕТИТЬ СВЕТОФОР?
Пожалуй, проще сказать, где светофор встретить нельзя! Везде, где есть движение транспорта и людей есть светофоры. Исключением, наверное, будет только небо! Светофоры для самолетов ещё не придумали. Только огни на взлётной полосе.
Есть светофоры на железных дорогах, они управляют движением поездов. Есть речные светофоры. Они нужны, чтобы речные суда могли безопасно проходить через шлюзы.
И даже в метро, где, казалось бы, никто не переходит дорогу поездам – тоже есть светофоры! Здесь даже два типа сигналов при движении. Большинство поездов едет по системе автоматической регулировки скорости АЛС-АРС. Основным сигналом по этой системе считается синий – он разрешает двигаться с обычной скоростью.
А на линиях, где работает система автоматической блокировки, светофоры работают почти как на автодорогах. Если горит зелёный свет, значит предыдущий поезд уехал очень далеко и можно немножко разогнаться. Жёлтый с зеленым означают, что скорость нужно снизить. Один жёлтый огонь говорит, что за следующим светофором скрывается хвост предыдущего поезда и лучше притормозить. Красный, как и на автомобиле, запрещает движение.

СВЕТОФОРОФАКТ
В Праге на улице Винарна Чертовка есть светофор, который «следит» только за людьми. Дело в том, что ширина этой улицы всего 70 сантиметров, и пробки тут могут возникнуть и без машин. Вот и передвигаются в этом месте пешеходы по очереди.

САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ

Необычные светофоры есть во многих городках мира.
В Берлине существует светофор с 13 сигналами. В его сигналах нелегко разобраться, поэтому рядом дежурит полицейский и даёт объяснения.
А вот в Минске и Кембридже светофоры улыбаются. На круглых сигналах этих светофоров изображены смайлики.
Если вам когда-нибудь удастся попасть в датский город Оденсе на острове Фюн, то обратите внимание на светофоры квартала, где жил детский сказочник Ганс Христиан Андерсен. На них фигурка писателя с тростью. Стоите вы на красный сигнал - и Андерсен вместе с вами. Что ни говори, а в компании такого человека даже просто постоять приятно!

СВЕТОФОРОФАКТ
В среднем за свою жизнь жители больших городов простаивают на переходе около полугода, дожидаясь зелёного света!

ПАМЯТНИКИ СВЕТОФОРУ
На счету светофора столько спасённых жизней, что уж кто как не он достоин увековечивания.
Самый знаменитый памятник стражу дорог находится в Лондоне. Он похож на светофорное дерево и горит разными огнями. Мимо такого точно не пройдёшь! Его автор Пьер Вивант.
Наша страна может похвастаться сразу несколькими памятниками.
В Новосибирске пухленький и усатый инспектор отдает честь весёлому светофору. Находится этот памятник на перекрестке улиц Сибревкома и Серебренниковской.
В Москве на Слесарном переулке светофор держит в руках бронзовый Дядя Стёпа, персонаж известной поэмы Сергея Владимировича Михалкова. Автор памятника Александр Рожников запечатлел известный момент, когда Дядя Стёпа чинит светофор и помогает выбраться из него птичке. Спасенная птица сидит на руке доброго милиционера.
В Пензе к 100-летию первого светофора установили своё светофорное дерево. Оно находится недалеко от Привокзальной площади.
А в Перми придумали очень понятный памятник светофору – сам светофор! Для этого нашли первое устройство из установленных в городе. Его почистили и отремонтировали. И он снова готов подмигивать вам каждым глазом по очереди.