Статья
1998 22 сентября 2010 2:00

Кулибин. Главный механикус России

Иностранцы охотились за его чертежами, а он всю свою жизнь думал не о личной выгоде, а о славе Отечества, или О судьбе русской инновации.

Комментарии экспертов

Воспитание модернизатора — насущная проблема российского общества. Однако судьба русских инноваторов, как мифических (лесковский Левша), так и реальных (печатник Федоров), как правило, трагична. Непонимание, зависть, костность, бюрократические препоны — список сдерживаюших модернизацию факторов всегда один и тот же. В детской книге про Ивана Кулибина этот момент максимально сглажен. Но все равно присутствует как горизонт описания жизни изобретателя.

Наиболее адекватный язык описания Кулибина (в том числе и кулибина с маленькой буквы) — это терминология философа Фёдора Гиренка. Кулибин — аутист. Он выклчен из социального и экономического порядков: не берет за работу денег, не принимает наград, не вздрагивает при звуках голоса императрицы, отказывается от пожалованного дворянства. Все это не волнует его. Будущий изобретатель сидит на берегу реки с вертушкой в руке. «Думы отступают. Ванюшка перестаёт слышать щёлканье счёт. Сон берёт своё. И во сне видится ему огромный деревянный корабль, который без бурлаков и парусов величественно идёт против течения, вверх по Волге. И приводит его в движение невидимый механизм, который построил не кто иной, как он сам» (с.9). Он живет в режиме грез, в мире, где реальность плавно перетекает в галлюцинацию, и наоборот. Это свободомыслие — источник гениальности и одновременно причина социальной неустроенности. Кулибин — маргинал. Из купеческого сословия, но не купец. Введенный в свет, но не дворянин. На иллюстрациях это промежуточное состояние постоянно фиксируется: молодой увлеченный Кулибин среди деловых, предприимчивых, веселых друзей отца. А вот он уже на приеме у Екатерины Великой: борода лопатой, нарочито неевропейская, простая, даже мужицкая одежда. Треть века (1969 — 1801) живет изобретатель в столице, удивляя обывателей, Академию наук, страну и весь мир своими невероятными идеями, а еще больше — их воплощением: от миниатюрных часов до моста через Неву. Уставший от света и его интриг, Кулибин возвращается на родину, в Нижний Новгород, где, наконец, воплощает в жизнь детскую мечту — строит самоходное судно (1804). Но, как водится на Руси, общество не принимает ни инновацию, ни ее автора. И изобретатель уходит в аутистическую дрему уже навсегда: «В последние годы жизни никто его не видел. Поговаривали, что будто бы он почти изобрёл вечный двигатель да закончить не успел. В доме не нашлось ни копейки, чтобы похоронить его прилично» (с.25).

Биография Ивана Кулибина предназначена, скорее, не подрастающим проектировщикам космических кораблей, а будущим чиновникам и строителям инноградов. Отрицательный опыт Кулибина должен быть осмыслен, чтобы инноватор и чиновник, ученый и бизнесмен, аутист и реалист, могли сосуществовать.

Марина Улыбышева. Кулибин. Главный механикус России. /Биографии/. Художник Ольга Громова, при участии Наталии Кондратовой. — М.: ООО Издательский дом «Фома», 2010. — 24 с.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".