Тайны Третьяковской галереи

Есть в Москве такое место, куда стремятся попасть туристы со всех уголков света. Да и москвичи очень любят сюда приходить. И не мудрено, ведь там собраны удивительные шедевры художественного искусства. Это знаменитая Третьяковская галерея. А чем она так знаменита? Давайте разбираться вместе.

Зачем она нужна?

Наверняка, каждый из вас помнит сказку Ганса Христиана Андерсена про волшебника Оле-Лукойе. Именно благодаря волшебству мальчик Яльмар, шагнув через раму картины, попадает в нарисованный мир, гуляет по обрызганной росой траве, садится в нарисованную лодку, которая несет его по нарисованной реке в далекие манящие дали.
Согласитесь, каждому из нас хочется оказаться на месте Яльмара, правда? Оказывается, это можно сделать благодаря огромному таланту настоящих художников, потому что они для того и пишут свои картины, чтобы мы с вами окунулись в удивительный мир искусства, почувствовали то, что чувствует художник в момент написания своей картины.
Каждый народ стремится как-то увековечить себя, сделать так, чтобы о нем помнили. Вот и Третьяковская галерея хранит шедевры русского искусства XI — начала XX века. А это значит, что любой человек, не зависимо от возраста и нации, может прийти сюда и посмотреть, что волновало русских художников в разные века.
Вот представьте: вам, например, пять или семь лет. Вы нарисовали рисунок и подарили его маме. А мама, похвалив вас, аккуратно положила его в папку, в которой уже хранится множество других ваших рисунков. Спросите у своей мамы, наверняка, она хранит не только ваши рисунки, но и аппликации, и разные поделки. И вот, например, лет через двадцать мама покажет вам эту папку. Как волнительно и трогательно посмотреть на свои рисунки, о которых вы совсем забыли!
Так и в Третьяковской галерее мы имеем возможность заглянуть в прошлое и увидеть картину глазами самого художника.

Не дом, а музей

Почему же галерея названа так, а не иначе, спросите вы? Все очень просто. Ее назвали в честь русского мецената Павла Михайловича Третьякова, который коллекционировал картины, а потом отдал их в дар Москве. Но обо всем по порядку.
Принято считать, что галерея была основана 22 мая 1856 года, когда Павел Михайлович приобрел две картины русских художников «Искушение» Н.Г.Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г.Худякова. Какие сложные названия у картин, скажете вы! Но не будем строго судить художников, ведь каждый вправе сам решать, как ему назвать свою картину и что изобразить на полотне.
Только представьте, что в то время юному коллекционеру было всего 24 года, но он был уверен, что его страсть к искусству на всю жизнь.
Казалось бы, что тут такого. Почти каждый из нас что-то коллекционирует. Кто-то собирает марки, кто-то - книги, другие предпочитают собирать открытки, ракушки и даже ластики разной формы и цветов. Но Павел Михайлович не просто начал собирать картины. Он отбирал только лучшие, хотя иногда в его коллекцию попадали полотна, отвергнутые публикой и осмеянные критиками, и лишь со временем ставшие признанными шедеврами.
Павел Михайлович происходил из купеческого рода, у его отца было несколько лавок с разными товарами. Он с его братом Сергеем просыпались с рассветом, выполняя в лавках отца любые поручения, зазывали покупателей и вели бухгалтерские книги. Но откуда такая страсть к искусству у сына купца, помогавшему отцу в торговле? Оказывается, на собрание собственной коллекции Павла Михайловича вдохновил известный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Были ли вы когда-нибудь в этом знаменитом на весь мир музее? Если нет, то обязательно съездите. Может быть, и вас он вдохновит на создание собственной коллекции произведений искусства. При этом Павел Михайлович очень хотел, чтобы картины были доступны не только жителям города, но и приезжим из деревень.
К своей цели он шел очень упорно, и через 11 лет в его коллекции было уже больше тысячи картин, десять скульптур и почти пять сотен рисунков. «Ого! - скажете вы. – Какое богатство!» Богатство богатством, а сам коллекционер жил при этом очень скромно, стараясь регулярно покупать новые картины. И даже путешествуя по Европе, предпочитал ночные поезда и поезда с сидячими местами, которые были гораздо дешевле.
Наверняка, каждому коллекционеру знакомо это чувство, когда твоя коллекция год от года становится все больше и больше. Но если для монет или фантиков нужно не так много места, то вот с картинами дело обстоит гораздо сложнее.
Вы спросите, где же помещалось внушительное собрание Третьякова? Сначала коллекционер размещал произведения искусства в своем доме в Лаврушинском переулке в Москве, но места там катастрофически не хватало. Еще бы, столько картин в одном доме! И он начал задумываться о расширении площади для своей коллекции. Так началась пристройка к дому Третьякова отдельных залов для картин. Теперь это главное здание музея, который год от года становится только больше и открывает новые филиалы.

Вот это подарок!

Собирать коллекцию Павлу Михайловичу помогал его брат Сергей Михайлович, после смерти которого Павел Михайлович подарил Москве всю коллекцию.
Исследователи подсчитали, что за все картины коллекционер заплатил огромную по тем временам сумму – не меньше 1,5 миллионов рублей! Даже после того, как галерея перестала принадлежать ему, он не бросил заниматься собирательством картин и по-прежнему покупал новые произведения искусства, отдавая их галерее.
Интересно, что российский император Александр III, который также собирал картины и хотел подарить их городу, очень удивился поступку Третьякова и сказал: «Московский купец опередил государя!»
15 августа 1893 года была торжественно открыта для всех желающих «Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых». Многие могут подумать, какая честь была бы для меня, будь я на месте Третьякова. Действительно это очень почетно и приятно, когда тебя хвалят. Однако сам Павел Михайлович не участвовал в открытии. Нет, он не заболел, он просто уехал заграницу, поскольку не хотел привлекать к себе внимание. Даже жертвуя деньги на училище глухонемых или приют для семей художников, он никому об этом не рассказывал. Вот такой это был скромный человек!
Сегодня Третьяковская галерея насчитывает более чем 180 тысяч произведений искусства!

Сказочный фасад

Давайте внимательно посмотрим на фасад главного здания галереи в Лаврушинском переулке. При одном только взгляде на него кажется, что ты попал в сказку! Еще бы, ведь фасад создан по эскизам знаменитого художника Виктора Васнецова. Помните, его иллюстрации к русским народным сказкам?
Здесь и пышные наличники окон, и яркие узоры… Ну чем не древнерусский сказочный терем!
А над входом в музей можно увидеть барельеф святого Георгия Победоносца. А вы знаете, почему именно этот святой изображен? Он является покровителем Москвы, олицетворяет собой воплощение воинской доблести и преданности долгу.
А по обе стороны от герба написано полное название галереи и дата передачи ее в дар Москве.
Возведение фасада велось с 1902 по 1904 года, и уже тогда Васнецовский фасад стал эмблемой Третьяковской галереи.
А еще перед главным зданием галереи расположен памятник ее основателю – Павлу Михайловичу Третьякову. Только всмотритесь в его лицо: коллекционер как будто внимательно приглядывается к очередной картине.

Чуть не погибла в воде

Вы знаете, сколько дней в году? Правильно, 365! А когда их 366 за счет прибавления одного дня в феврале, такой год называют високосным. Так вот 1908 год тоже был високосным. Говорят, в такие годы происходит что-то необычное. Так и тот год запомнился великим московским наводнением.
Наверняка, вы слышали про известный итальянский город Венецию, исторический центр которой расположен на островах, поэтому люди из одной части города до другой добираются на лодках, хотя туристам иногда кажется, что центр города просто-напросто постоянно затоплен водой.
В 1908 году Москва тоже напоминала Венецию, а москвичи плавали на лодках. Можете себе такое представить сейчас? Что-то с трудом верится. Однако в то время людям было не до шуток. Лишь изредка встречались смельчаки, которые передвигались по пояс в воде. Но любое передвижение было опасно: по улицам, как по реке, плавали огромные бревна, стога сена и даже целые избы!
При этом Третьяковская галерея находилась почти в эпицентре наводнения. Когда вода подошла к Лаврушинскому переулку, было принято решение о строительстве вокруг всей галереи кирпичной стены, которая постоянно надстраивалась. Но вода прибывала так стремительно, что эту самую стену уже просто не успевали надстраивать. Тогда служители галереи начали переносить картины с первого на второй этаж. Благодаря этому коллекция была спасена!

Тайный лифт

Любите ли вы тайны? Сейчас я вам раскрою одну из них. Только тсс! – никому! Оказывается, стены Третьяковской галереи тоже скрывают некоторые секреты. Например, вряд ли кто-то из посетителей догадывается, что за одной из стен внутри галереи расположена… шахта большого грузового лифта. Зачем в музее лифт, совершенно справедливо удивитесь вы? Понятно, еще в многоэтажном доме, где не так-то легко спускаться без лифта, скажем, с двадцатого этажа на первый, а потом обратно. Оказывается, в галерее он тоже нужен! С помощью лифта картины доставляют из хранилища и обратно. Он закреплен на больших и мощных петлях и скрывается за одной из стен внутри галереи. Когда будете в музее, попробуйте догадаться, где именно находится эта фальшстена с лифтом.
Знаете ли вы, что, например, в театре можно пройти за сценой во время спектакля из одной ее части в другую и при этом не быть замеченным зрителями? Правда, так практически никогда не делают, мало ли какие посторонние звуки помешают зрителям смотреть спектакль. Так и в Третьяковской галерее есть сквозные проходы во все строения музейного комплекса. Для чего они нужны? С одной стороны, это очень удобно для работников музея, а с другой – это очень безопасно, ведь на улице картины могут не только испортиться из-за погодных условий, но и быть украденными.

Бесценный груз

Во время Великой Отечественной войны на Третьяковскую галерею попало несколько бомб, которые частично разрушили стены и крышу. Поэтому сотрудники музея стали опасаться за сохранность картин. Было принято решение увезти экспонаты. Но куда? Кругом война и разруха… Решили везти за Урал, в город Новосибирск. Работали и днем, и ночью. Больше 12 тысяч картин и скульптур вывезли из Третьяковской галереи.
Для этого сотрудники галереи придумали очень нестандартное решение: они аккуратно вынимали полотна из рам и укладывали в сколоченные по размеру деревянные ящики. А большие полотна накатывали на специальные валы, затем помещали их в железные цилиндры. Но не все картины смогли перевезти таким образом. Например, картину «Явление Христа народу» Александра Иванова пришлось перевозить на двух платформах под брезентом, чтобы не повредить полотно. Еще бы, ведь только длина картины составляет больше 7 метров! Приходилось быть находчивым и в отношении других картин. Например, картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» была в плохом состоянии, поэтому её поместили между досками с толстой тканью и зажали в контейнере пружинами.
Еще шла война в 1944 году, когда шедевры Третьяковской галереи стали возвращать обратно. А 17 мая 1945 года музей вновь открылся для посетителей.
Так, благодаря усилиям и находчивости сотрудников галереи ее шедевры были сохранены.

Исчезнувший автор

Наверное, каждый из вас хотя бы раз видел картину «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина, на которой изображены медведица и медвежата в лесу. Так вот этих самых медведей нарисовал не Шишкин, а его друг Константин Савицкий.
Одни искусствоведы утверждают, что Павлу Михайловичу Третьякову почему-то не понравилось двойное авторство, поскольку он заказывал картину только Шишкину, поэтому он лично стер фамилию Савицкого с картины. Другие говорят, что это сделал не он. В любом случае второй автор «исчез».
Когда будете в Третьяковской галерее, внимательно посмотрите на картину в правом нижнем углу, где видны следы удаления фамилии художника.

В память о жене

Есть в Третьяковской галерее еще одна удивительная картина, которая не сразу раскрыла свои тайны. Это картина «Портрет неизвестного в треуголке» Федора Рокотова. На портрете изображен молодой мужчина. Но что не так с его лицом? Если присмотреться к нему более внимательно, то кажется, что мужчина очень похож на молодую красивую женщину. В 18 веке очень модными были балы-маскарады с переодеванием, поэтому такая версия не лишена правдоподобности. А подтвердилась она много-много лет спустя, когда картину просветили рентгеновскими лучами и обнаружили, что на картине действительно изображена женщина.
Оказалось, что это портрет жены близкого друга Рокотова. После написания картины женщина умерла, а друг художника женился во второй раз. Но он не захотел расставаться с портретом и попросил Рокотова изменить портрет так, чтобы только он знал его тайну. Так появилась эта знаменитая картина.

Большая-пребольшая

Мы привыкли видеть в музеях картины самых разных размеров, но в большинстве своем они не большие и не маленькие, на одной стене помещается, как правило, несколько картин. А вот в Третьяковской галерее есть картина, вы только представьте, размером 7,5 на 5,4 метра! Она занимает всю стену! Мы уже вспоминали эту картину. Это «Явление Христа народу». Попробуйте угадать, сколько лет художник создавал свой шедевр. Год, два, а может, пять лет? Оказывается, он потратил на это целых 20 лет!
Когда же живописец все-таки завершил свою работу, то решил отправить картину в Санкт-Петербург. Во время путешествия корабль попал в сильный шторм. Как утверждают очевидцы, художник свернул холст, поднял его высоко надо головой и так стоял во время сильной качки, боясь, что картина может утонуть или испортиться. Однако через какое-то время шторм прекратился, и корабль благополучно прибыл в Санкт-Петербург.

Картина, которая висит вверх ногами

Большинство картин галереи известны на весь мир, но есть среди них такая, которую, на первый взгляд, может повторить даже ребенок. Это «Черный Супрематический квадрат» Казимира Малевича. На самом деле эта картина считается шедевром мирового искусства. Хотя, как утверждают исследователи, она…висит вверх ногами!
Это удалось обнаружить благодаря надписи на картине «Битва негров ночью», которая скрыта под слоями краски. Эксперты провели микроскопический анализ и просветили полотно с помощью рентгеновских лучей, обнаружив перевернутую вверх ногами надпись.
Но еще удивительнее то, что Казимир Малевич написал не один «Черный квадрат», а целых четыре! В Третьяковской галерее висит первое из четырех полотен, написанное в 1915 году. Вторая картина была написана в 1923, третья – в 1929, а четвертая – в 1932 году. Вы думаете, все черные квадраты одинаковые? А вот и не угадали! Они отличаются фактурой, оттенком цвета и размерами. Две картины находятся в Третьяковской галерее, еще одна – в Эрмитаже и четвертая – в Русском музее.

Зал для Принцессы Грезы

Эта удивительная история произошла с двумя картинами Михаила Врубеля «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович», которые были написаны по заказу известного мецената Саввы Мамонтова для украшения павильона живописи и искусств в Нижнем Новгороде. Однако они не понравились членам Академии художеств, и картины убрали с выставки. После чего они бесследно исчезли.
Очень долго это полотно площадью 90 квадратных метров, высотой 14 метров и шириной в 7 метров хранилось в свернутом виде вертикально под главным куполом храма Святителя Николая в Толмачах. Почему именно там, спросите вы? Все просто: полотно в горизонтальном положении нигде не помещалось! По существующим правилам сотрудники галереи обязаны регулярно разворачивать полотна и проверять их сохранность. Но как это сделать с полотном такого масштаба и весом почти полтонны? Практически нереально! Вот этого и не делали.
Потом полотно оттуда убрали, и казалось, что оно исчезло навсегда, если бы не одна удивительная история. В 1956 году при Большом театре в старом сарайчике стали разбирать ненужный реквизит и обнаружили большое скомканное полотно. Сначала его хотели просто выбросить, но потом все же решили развернуть и посмотреть. Для этого пришлось даже перекрыть дорогу перед Большим театром, настолько полотно было большим. Как же все удивились, когда в этом полотне узнали «Принцессу Грёза» Михаила Врубеля.
Специалисты Третьяковской галереи долго ломали голову над тем, что делать с этой картиной. В конце концов, картину отреставрировали и для ее демонстрации построили специальный зал, где теперь расположены полотна Михаила Врубеля и проводятся концерты.
Вот лишь некоторые тайны знаменитой Третьяковской галереи. Присмотритесь к ее картинам в следующий раз более внимательно, может быть, и вы станете тем человеком, кому она откроет свой очередной секрет.