Северная Двина. Ремесло из глубины веков

Маленькое путешествие к берегам Северной Двины
От снежной Родины Деда Мороза – Великого Устюга к городам Северодвинску и Архангельску прокладывает свой путь и впадает в Белое море речка Северная Двина.
С давних пор живут в тех краях люди мужественные, закалённые, привыкшие к холодным ветрам и суровой погоде. Температура воздуха зимой в районе устья Северной Двины может достигать -50°С и даже больше!
Из глубины веков тянутся история и культура народов северодвинского края, богатые на песни, сказки и предания. Славятся они и своими неповторимыми ремёслами.
А давайте, представим себе на несколько минут, что мы путешественники во времени и пространстве? И вот мы уже перенеслись в начало Х1Х века и заглянули под вечер в одну из северодвинских деревень в небольшой крестьянский домик.
Тс-с! Слышите песню? Не шумите! Это мама укладывает малыша спать и качает его в расписной деревянной люльке.
Высокий чистый голос словно несётся к небесам. Давайте, прислушаемся?
Вдоль по морю, вдоль по морю,
Вдоль по морю, морю синему,
Вдоль по морю, морю синему,
По синему, по синему,
По синему, по Хвалынскому,
По синему, по Хвалынскому,
Плывёт лебедь, плывёт лебедь,
Плывёт лебедь, лебёдушка белая,
Плывёт лебедь, лебёдушка белая,
Плывёт лебедь, плывёт лебедь,
Плывёт лебедь с лебедятами,
Со малыми со дитятами…

У ног хозяйки трётся серый кот. Он с удовольствием бы забрался в люльку к ребёнку. Да только, кто ж его пустит?
В печке тихонько потрескивают дрова. Крашеные ставни плотно закрыты. На столе стоит самовар. Всё прибрано после ужина, лишь в деревянной расписной тарелке под самотканым полотенцем лежит краюха хлеба.
Горит лампадка. В её свете можно разглядеть странный предмет, стоящий в углу. Такого, пожалуй, не найдёшь в современной городской квартире! Деревянная доска на фигурной ножке. А наверху у этой доски несколько выступов, похожих по форме на церковные купола. Не догадались, что это? Это прялка! И она тоже расписная!
Раньше прялки были в доме у каждой женщины. Это предмет народного быта, на котором пряли нитки. Красиво расписанная прялка была предметом гордости, а ещё – хорошим подарком от жениха невесте. Умение хорошо прясть считалось одним из самых главных достоинств девушки.
Вы заметили? Люлька, тарелка, прялка... всё расписное. А когда малыш чуть-чуть подрастёт, у него появятся расписные деревянные игрушки. Всевозможные шкатулки, короба, сундуки, разделочные доски, солоницы, скобкари, набирухи для ягод и грибов мастера превращали из обычной утвари и предметов быта в настоящие произведения искусства!
По названию местности эта роспись по дереву, наполненная неповторимым национальным колоритом, получила название «Северная Двина».
Но, давайте, не будем больше мешать маме с малышом. Пусть спокойно засыпают. Заглянув одним глазком в их избу, отправляемся обратно. Вы спросите, почему так быстро? Мы ничего не рассмотрели и мало узнали.
Не переживайте! Ведь Северодвинская роспись, как часть самобытной культуры России, сохранилась до наших дней, и даже, сами рисунки могут рассказать многое о жизни северодвинских народов, наших далёких российских бабушек и дедушек.


Элементы, образы и сюжеты Северодвинской росписи

Как вы думаете, что больше всего любят люди, живущие в холодном, суровом климате? Конечно же, лето! Долгожданное, жаркое, но такое быстротечное! А рисуют люди то, что любят. Поэтому яркая и графичная роспись Северной Двины очень напоминает лето.
Деревянное изделие деревенские мастера обрабатывали яичным белком (выполняли грунтовку). По грунтовке гусиным пером наносили чёрный контур. Раскрашивали, в основном, красным, желтым и зеленым цветами, после чего расписное изделие лакировали.
Мифы и поверья древней Руси, веками устоявшиеся народные представления переплетались в росписи с христианским содержанием. Часто мастера и художники, занимающиеся росписью по дереву, принимали ещё и участие в росписи церковных стен, а некоторые были иконописцами.
Основные элементы росписи Северной Двины – это листья, растительные ветви, ягоды, завитушки, цветы, бутоны и мелкие узоры. В оформлении рамки – треугольники и другие геометрические фигуры. Растительные элементы символизируют любовь и достаток, единение человека с природой. Волны служат образом воды, а круг – солнца. Часто круг становится основным мотивом узора. Внутри может быть вписан цветок, состоящий из шести или восьми лепестков.
Среди образов росписи Северной Двины, также, можно встретить древо жизни, райских и обычных птиц, рыбу, льва, коня или грифона.
Древо жизни в разных мифологиях – это начало всех начал, символ плодородия, бессмертия и возрождения после смерти. Это живое существо, неподвластное человеческому разуму. Оно связывает три мира: наш, подземный и небесный. От древа жизни выстраивается вся композиция рисунка.


Райскую птицу Сирин из древнерусских легенд изображают с головой девы, увенчанной нимбом или короной. Имя птицы схоже по звучанию со словом «ирий». Это название древнего рая у славян. По народным преданиям, спускаясь из ирия на землю, птица Сирин поёт людям песни о вечном блаженстве. Чарующие звуки её голоса пленяют. Птица-дева развеивает печаль и тоску. Но заслушавшись её пения, человек может лишиться рассудка. Это скорее тёмный персонаж, чем светлый. Птицу Сирин можно сравнить с русалками или греческими сиренами, чудесное пение которых было смертельно опасно для моряков.
Считалось, что её можно напугать, создавая много шума, звоня в колокола и стреляя из пушек.
Чтобы высиживать очередное потомство, райская птица спускается в тёмные леса. Она остаётся на земле до тех пор, пока птенцы не вырастут и не окрепнут, чтобы самостоятельно долететь до рая. По одной легенде однажды в грозу дровосек спас птенца птицы Сирин. В благодарность райская птица пообещала ему исполнить всё, что бы он ни пожелал. Дровосека захотел увидеть нечто никем не виданное, что затмило бы даже солнце. Тогда птица Сирин перенесла его в пещеру со множеством горящих свечей. Некоторые из них гасли. Райская птица рассказала своему спасителю о том, что свечи – это жизни людей. Погасшая свеча означала чью-то смерть. И тогда дровосек попросил показать ему того, кто эти свечи гасит. Птица Сирин предупредила не в меру любопытного человека, что это очень опасно, и лучше не рисковать. Но дровосек отступать не захотел. И ослеп, как только его желание было исполнено. Лесоруб вернулся домой и стал знахарем. Он лечил людей в деревне и мог предупреждать их о приближении смерти. Когда люди удивлялись этой его способности, он говорил им, что видел того, кто гасит свечи.
Птица Сирин - образ страдающей, неприкаянной души, который со временем приобрёл романтические черты. В народе полюбили птицу-деву. Её изображение, окружённое алыми цветами и зелёными листьями, часто встречается в росписи и символизирует счастье, благополучие и достаток.
Райская птица Алконост в мотивах росписи Северной Двины встречается реже птицы Сирин. Образ её более радостный и светлый. На голове у райской девы-птицы дорогая корона, в одной руке у неё цветок или свиток с посланием, которое обещает праведникам счастливую жизнь в раю.
По народным преданиям, птица Алконост, спускаясь на землю, живёт на острове Буяне. Посреди зимы она несет яйца, которые падают на дно синего моря-окияна. После этого в течение семи дней на море не бывает волн – сохраняется полный штиль. А в конце этого срока яйца со дна поднимаются на поверхность. Миф об Алконосте созвучен с легендой Древней Греции о девушке по имени Алкиона. После смерти мужа она бросилась в море и была превращена богом грома и молний Зевсом в птицу зимородка.
Иногда в росписи обе райские птицы изображены вместе. Они сидят по разные стороны древа жизни, которое охраняют.
Яблочный Спас с древних времён считался праздником урожая, поворотом от тепла к холоду. С этим праздником на Руси было связано одно поверье. Люди считали, что на рассвете навещает их грустная птица Сирин. В яблоневом саду, она присаживается на ветку дерева и безутешно проливает над яблоками слёзы, горюет о своей несчастной жизни.
А после полудня на яблоки попадает живая роса. Это прилетает весёлая птица Алконост и смахивает её со своих крыльев. Сад наполняется смехом и радостью, а плоды - целительной силой. С этого момента становится полезно употреблять в пищу.
Кроме райских, в северодвинской росписи изображается множество птиц, различных по величине и окраске. Птицы - это символ света и тепла и будущего богатого урожая.
Очень почитались на Северной Двине утки и лебеди. Эти птицы связаны как с небесной, так и с водной стихией. По древним поверьям солнце на небо возводил конь с огненной гривой, а на ночь светило в воду прятала маленькая белая уточка. И в колыбельной, которую мы слышали, мама пела малышу о белой лебеди, плывшей по морю с лебедятами. Всё было тихо и спокойно, но на лебедь налетел сокол и заклевал её, пустив пёрышки по бережку. Песня протяжная, тоскливая. Поющая женщина сравнивает себя с белой лебёдушкой, тревожится за свою судьбу и судьбу своих детей.
Птица, изображённая на прялке, была образом невесты, конь или всадник на коне – образом жениха. .
Конь с давних времён считался верным помощником человека. В росписи Северной Двины среди растительного орнамента его часто изображают впряжённым в повозку, плуг, сани или карету. Для заливки цветом используют чёрную, белую, красную или коричневую краски.
Рыбы в Северодвинской росписи большие и плоские, как селёдки. Они часто помещаются в центр композиции. Рыба символизирует опору земли, мудрость и плодородие. В народных поверьях небо сравнивали с океаном, а тучи с рыбами, которые плавают в этом небесном океане.
Появление льва среди образов Северодвинской росписи связано с одной легендой, которая пользовалась особой любовью среди жителей древней Руси. В ней рассказывается, что однажды старец-пустынник повстречал льва. Лев был ранен и ревел от боли. Он не мог наступить на лапу, в которой застряла заноза. Пустынник не побоялся и пришёл на помощь. Лев был так благодарен, что остался жить возле жилища доброго старца, охраняя его и во всём помогая. После этого случая царь зверей не трогал людей и даже полностью перешёл на растительную пищу.
Лев стал образом стража, охраняющего двери или сундуки. Его часто рисуют с приподнятой лапой, листиком на хвосте, вместо кисточки, и с человеческими глазами.
Грифон – это мифический персонаж, которого изображали с телом льва, головой и крыльями орла. Это страж природных запасов, серебра и золота. Грифон считался высшим существом, которое олицетворяет единство неба и земли. В нём сочеталось добро и зло. В мифах и сказках грифон мог быть как добрым покровителем и союзником, так и очень лютым, безжалостным противником. В одной из книг о природе XVIII века грифоны описаны как реальные существа, обитавшие в сибирских лесах. Существует мнение, что грифоны, как и некоторые другие существа, которых принято считать мифическими, действительно, жили раньше. Быть может, это и так, а современные люди об этом не знают. А как интересно было бы полетать на живом грифоне или подружиться, например, с единорогом!

«Где начало дней? Где всех дней конец?
Городам какой город есть отец?
Кое древо — мать всем древам земным?
Кою травам мать мы определим?
И какой старшой камень меж камней?
Птица между птиц? Зверь между зверей?

Зверь зверей земных есть единорог,
На скрещеньях он всех земных дорог,
И куда нейди, все придешь к нему,
И узнаешь свет, миновавши тьму».

К. Бальмонт, 1906

Единорога в прошлых столетиях называли ещё инрогом или индриком. Это мифологический конь, изо лба которого торчит длинный прямой и заострённый на конце рог. В древней Руси любили и почитали индрика, считали его самым главным среди зверей. По легендам все котлованы, овраги и впадины на земле произошли от его чудодейственных копыт, а рога единорогов обладали целебными свойствами. Они могли вылечить от любых болезней, даровать долголетие и цветущее здоровье. Рог индрика светился и был длиною до шести пядей. Пядью называлось расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами. А значит, длина рога индрика могла доходить до одного метра!
А хотите, поиграем и узнаем длину рога маленького единорожка? Попробуйте вытянуть большой и указательный пальцы, замерьте получившееся расстояние и умножьте его на шесть.
По древним преданиям единорог считался воинственным зверем, могущественным царём подземного царства, противостоящим силам тьмы и способным поражать злых людей. Он был изображён на печатях Ивана Грозного, его сына – царя Фёдора Ивановича и, правящего после него, Бориса Годунова.
Индрик в северной росписи часто изображался стоящим на задних копытах и дерущимся со львом. Их битва символизировала борьбу добра и зла.
Сюжеты северодвинской росписи созданы по мотивам древних преданий. Вместе с тем, они часто отображают народный быт. Это и тяжёлые крестьянские будни, бытовые сцены и весёлые праздники. Среди изображений труда – пахота, сбор урожая, выгон скота, кормление птиц и животных, прядение. Посиделки, на которых девушки совместно пряли пряжу, назывались супрядками.
Среди бытовых сцен очень распространена сцена охоты, а среди праздничных – свадебное катание на лошадях, чаепитие, гуляние и всевозможные посиделки.

Виды Северодвинской росписи. Как зародилось ремесло.

С 1462 по 1505 год правил на земле русской великий князь Московский, он же государь всея Руси Иван III, именуемый также Иваном Великим. Результатом его правления стало объединение большой части русских земель вокруг Москвы. Именно в то время Москва стала центром русского государства, а Ивана Великого стали называть собирателем земли русской. При Иване III появился нынешний герб России – двуглавый орёл, и было введено в обиход само название «Россия».
Но не всем князьям и боярам нравилась политика Ивана Великого. Многие русские княжества хотели сохранить свою независимость. В Новгороде борьбу с Москвой возглавила Марфа Борецкая с сыновьями. Это была очень суровая и властная женщина, вдова Новгородского посадника, которую в народе называли Марфа Посадница.
Новгород обратился за помощью к Литве, признав власть литовского князя. В 1471 году разразилась Московско-Новгородская война. Новгородская армия была разбита, а Марфа Посадница сбежала на Северную Двину. Вместе с ней отправились туда верные ей бояре. Среди последовавших за Марфой Борецкой были, также, новгородские умельцы, иконописцы и художники, которые передавали своё мастерство из поколения в поколение.
Так, в среднем течении Северной Двины возник самый первый центр росписи – Борок, а роспись стала называться борецкой – по фамилии Марфы Посадницы и её сыновей.
Позднее недалеко от пристани Борок возникло ещё два центра ремесла, которые, сохраняя основные традиции, стали развиваться по своим направлениям и приобрели отличительные черты. Центр пучужской росписи находился в деревне Пучуга, а центр тоемской – в устье притока Северной Двины – Нижней Тоймы.
По названию тех мест, где работали мастера, получили свои названия и другие подвиды Северодвинской росписи. Например, в селе Пермогорье зародилась пермогорская роспись, а на берегах притоков Северной Двины – Ракулки и Уфтюги – ракульская и уфтюжская.
Самые ранние расписные изделия, дошедшие до наших дней, относятся к середине XVIII века. Принято считать, что ремесло начало развиваться примерно с этого времени. Но, возможно, это случилось и раньше. У каждого подвида северодвинской росписи сложился свой собственный неповторимый стиль.
Борецкая роспись славится горячим колоритом. В ней преобладает красный цвет в сочетании с позолотой. Рисунок, также как в Пучуге, Тойме и Пермогорье, обычно выполняется белофонный. Это сближает роспись по дереву с искусством оформления книг в те времена. Борецкие прялки сравнивают иногда с иконостасом. Всадник на коне немного напоминает Георгия Победоносца. Среди образов борецкой росписи часто встречаются солнце, дерево жизни, кони и птицы.
Пучужская роспись похожа на Борецкую. Но имеются некоторые различия. Например, на пучужских прялках, в отличие от борецких, возница, правящий лошадьми, одет по-крестьянски. На нём поддёвка и войлочная чёрная шапка. Края шапки отогнуты. Верхняя часть трилистника в растительном орнаменте закругляется, переходя в ягоду, а нижняя более тонкая и загнута к стеблю. Красный цвет в большей степени разбавлен охрой, яркой зеленью и белыми точками-капельками. Иногда используется синий цвет.
Тоемская роспись выглядит более пёстрой. Благодаря этому она очень нарядная и весёлая. В сюжетах катания на лошадях можно встретить купца или красную девицу, сидящих в золотых санях, или, например гармониста, лихо растягивающего свою гармонь. Тоемские мастера любили сопровождать рисунки надписями, поясняющими смысл сюжета. Например изображение сидящего в санях гармониста сопровождалось надписью: «За работу батька бил, за гульбу гармонь купил». Гармонисты в те времена очень почитались. Они были первыми гостями на свадьбах и праздниках. У каждой гармони был свой собственный тон, а у гармониста неповторимый стиль игры, поэтому ещё издалека можно было угадать того, кто играет.
Надписи на подарках были с пожеланием здоровья и благополучия хозяевам. Часто они носили юмористический характер.
Тоемские прялки часто украшались зеркальцами. Узнать их можно, также, по ярко раскрашенным токарным ножкам.
Пермогорская роспись очень живописная. Её легко отличить по множеству ярко-красных бутонов, напоминающих тюльпаны. На прялках часто изображается птица Сирин. Наряду с катанием, любимые сюжеты – чаепитие и супрядки. Пермогорские окошки раскрашены в шашечку. В этой росписи не увидишь пустующих мест: всё заполнено растительным орнаментом. Основные цвета Пермогорки – красный, охра и зелёный травного оттенка. Как и в тоемской росписи, рисунки иногда сопровождаются надписями.
Ракульская роспись резко отличается от борецкой, пучужской и пермогорской. Хотя, как и пермогорская, она относится к живописному виду росписи. В ней можно встретить необычные фантастические травы и цветы. Листья нарядные, часто изображены в виде капель. Краски многоцветные, переливчатые. Они символизируют плодородие и неиссякающее богатство окружающего мира. В ракульской росписи преобладают жёлтый и чёрные цвета. Зелёный цвет насыщенного изумрудного оттенка. Элементы рисунка крупные, а полное заполнение орнаментом необязательно. Композиция не содержит сюжетов: ни бытовых, ни сказочных.
Уфтюжская роспись схожа с ракульской. Изначально, как и ракульская, это была роспись по бересте. Крестьяне Уфтюжской волости расписывали берестяные туеса и лукошки. И только потом это ремесло стало применяться для росписи прялок. Среди мотивов – ветви, цветы и птицы. Фон росписи жёлтый, оранжевый, коричневато-красный.
Шенкурская роспись отличается от всех северных. Центр её расположен в городе Шенкурске на берегах реки Ваги – левого притока Северной Двины. Шенкурские цветы немного напоминают городецкие. Цвета фона росписи разнообразны: от охристого и оранжево-красного до тёмно-синего и изумрудно-зелёного. Для оживки используются чёрный и белый цвета. Часто в композиции встречаются три крупных круглых цветка, расположенных вертикально в ряд.


Давайте рисовать!

Роспись по дереву называют декоративно-прикладным искусством. Но точнее было бы назвать её ремеслом. Освоить его под силу каждому, как взрослому, так и ребёнку. Для этого необязательно быть художником. Главное – разобраться в технике росписи, иметь желание и чуточку терпения. Так что, берём в руки кисти, краски и вперёд!
Первое, что нам понадобится – это бельё. Не пугайтесь! Так называют мастера деревянные заготовки, которые предстоит расписывать. К постельному и другому белью они не имеют никакого отношения.
Для росписи можно выбрать шкатулку, тарелку, солонку, декоративный самовар или, например, разделочную доску. При желании в северодвинские узоры можно нарядить даже матрёшек! Приобрести их можно в Измайловском вернисаже в Москве, в специализированных магазинах вашего города или через интернет.
Изготовлены предметы для росписи могут быть из разных пород дерева. Самым лучшим материалом считается липа. Также, ценятся берёза и дуб. При выборе заготовки надо обратить внимание на возможные шероховатости, естественную текстуру дерева, «родинки» и смолистые поверхности. Всё это может усложнить процесс росписи. Поэтому «бельё» надо вибирать гладкое без заусе нцев и зазубринок и чистое с однордной поверхностью.
С зазубринками можно бороться с помощью наждачной бумаги. Если поверхность изделия не слишком гладкая, её можно отшлифовать. К помощи наждачной бумаги можно прибегнуть ещё в случае, если крышка у солонки или шкатулки закрывается туго.
Принесённое с улицы «бельё» надо просушить при комнатной температуре в течение двух дней. Ни в коем случае нельзя ставить его к батарее. Древесина может усыхать.
Не надо забывать, что дерево живое. Оно, как и все растения, дышит. У него есть поры. Если их не заделать, то при попадании краски на поверхность изделия будут образовываться разводы и кляксы. Поэтому нам необходимо выполнить грунтовку. Для этого нам понадобится обыкновенный клей ПВА. Его надо развести водой примерно до состояния молока. Грунтовка не должна быть густой. Выполнять её можно ватным тампоном или просто рукой. Клей ПВА очень хорошо отмывается. После обработки изделие должно хорошо просохнуть. Для придания цвета фону используют грунт-колер. Но фон можно и не белить, всё равно получится красиво.
После грунтовки выполняется рисунок в карандаше. Карандаш лучше выбирать мягкий и иметь под рукой ластик.
Сюжет и орнамент можно выбирать по готовым шаблонам, выстраивать свою композицию, сочетая разные элементы и образы.
Начинается рисунок с рамки. Рамкой, также, отделяются одна от другой цветочные и сюжетные композиции. Чаще всего, рамка представляет собой орнамент из треугольников или волн.
Для того, чтобы получались ровные круги, можно воспользоваться циркулем. Особенно он пригодится при росписи крышек круглых шкатулок.
В середину рисунка помещается сюжет или образ. Цветочная композиция выстраивается от
дерева жизни или от главного цветка (его бутона или стебля). От него отходят остальные цветы и бутоны. От бутонов – листья и ягоды. Важно помнить, что в расписанном изделии не должно оставаться свободных, не заполненных рисунком участков. В основных подвидах северодвинской росписи это не принято. Если всё же будут образовываться пустоты, то можно их заполнить при помощи дополнительного бутона, завитка или ягоды. Строгая симметрия в рисунке не обязательна.
Когда рисунок в карандаше готов, можно выполнять замалёвок. Для этого нам понадобится кисть №3 (белка или колонок) и гуашь (цвета: охра светлая, алый, зелёный).
Далее следует самый сложный этап росписи – это оживка (обводка элементов, прожилок и рамки) Выполняется она чёрной гуашью кисточками № 0 или 1.
Затем алой гуашью прокрашиваются рамка, шарик у солонки и дно у шкатулки и солонки. Для прокрашивания удобнее использовать кисти потолще (№3 или5).
Расписанное изделие необходимо просушить. Ластиком стереть следы от карандаша и выполнить лакировку. Для этого подойдёт лак ПФ-283 (масляный), акриловый или паркетный. Его можно купить в хозяйственном магазине. Каждую вещь надо лакировать минимум два раза, а затем дать хорошо просохнуть. Если лак попал на кожу рук, его легко можно снять при помощи керосина. Засохший от времени лак разбавляют скипидаром.
Если дома есть фигурные ножницы, можно вырезать ими кусочек бархата или другого красивого материала и украсить внутреннее дно шкатулки.
Не бойтесь экспериментировать! И в вашем доме появятся красивые расписные изделия, которые будут радовать вас и вашу семью. А ещё, деревянная шкатулочка или разделочная доска, украшенные росписью, могут стать замечательными подарками для мамы, бабушки, сестры или подруги!